Формы и методы развития творческих способностей в процессе внеклассной деятельности

 

В педагогических словарях и энциклопедиях, специаль­ных работах ученых 20-70-х годов чаще всего встречается термин «внеклассная работа». Она рассматривается как ор­ганизованные и целенаправленные занятия
с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха [9, с.148].

Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеклассное время органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руково­дстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руко­водителей и вожатых.

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., вместо внеклассной работы вводится понятие «внеурочная работа».
Ее основными задачами называются: создание бла­гоприятных условий
для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих кон­кретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фан­тазии, элементов игры, оптимистической перспективы
и приподнятости. Внеклассная работа помогает удовлетворять потреб­ность детей и молодежи в неформальном общении [19, с.387].

Совершенно очевидно, что в течение нескольких десятиле­тий произошла не просто смена используемых педагогами тер­минов. Изменилось их содержание. Если прежде внеклассная работа имела обязательную идеологическую направленность и велась преимущественно узким кругом учащихся при выпол­нении остальными роли пассивных участников
и исполните­лей, то во второй половине 80-х годов начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность ребенка
и развитие его творческой активности.

Внеклассная работа понимается сегодня преимущественно
как деятельность, организуемая с классом во внеклассное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), участия в самоуправле­нии и общественно полезной деятельности. Внеклассная работа, конечно, включает в себя
и занятия в различных кружках, сек­циях, клубах. Однако кружковая работа
в данном случае являет­ся не столько содержательной характеристикой, сколько времен­ной. Имеется в виду, что классные руководители, вожатые, воспитатели, которые организуют внеурочную работу, должны выявлять интересы учащихся своего класса и направлять их для реализации в системе дополнительного образования [10, с.119].

По сути дела, внеклассная работа предполагает прежде всего работу
с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного клас­са или учебной параллели. Реже организуются дела и праздники, охватывающие учащихся нескольких классов (5-7, 8-9, 10-11 классов). Внеклассная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посеще­ние театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, социально значимые дела` трудовые акции). Внеклассная работа -хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создать ученический коллектив и органы самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания [10, с.120].

Условием становления внеурочной работы как сферы свободного самоопределения личности является реали­зация вариативных
и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержа­нию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести [10, с.99].:

1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности де­тей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.

2. Познавательные потребности детей и их родителей, опре­деляемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования.

3. Коммуникативные потребности детей и подростков в об­щении
со сверстниками, взрослыми, педагогами.

4. Компенсаторные потребности детей, вызванные желани­ем за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

5. Досуговые потребности детей различных возрастных ка­тегорий, обусловленные стремлением к содержательной орга­низации свободного времени.

Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели раз­вития личности.

Обучение детей во внеклассное время позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения
и применения школьных знаний. Оно компенсирует ограниченность школьного образования путем эстетических, художественно-творческих запросов. 

Таким образом, обучение детей во внеклассное время является необходимым компонентом современного образования. И есть основание полагать, что для некоторых детей оно является не только необходимым,
но и ведущим его компонентом.

Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе об­разования - кружок. Исторически кружок возник как самодеятельное объ­единение людей, а затем - как форма внеурочной или внешколь­ной работы. Как форма внеклассной или внеурочной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компен­сации предметных знаний: приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуника­тивного опыта; организации детского досуга и отдыха.

В организационной структуре учреждения образования детей кружок занимает начальную (базовую) сту­пень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятель­ности или выявления способности к активному творчеству.

Кружок — это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определить­ся и адаптироваться
в реалиях заинтересовавшей сферы заня­тости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кру­жок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить
со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби) [21, с.254].

Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степе­ни - от личных качеств и профессиональной квалификации пе­дагога-руководителя. Деятельность
(ее объем и ритм, длитель­ность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия
в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога рав­ных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста,
в котором доминирует стремление к само­образованию и социальному утверждению себя в успехе собст­венной деятельности.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплоща­ется в конкретных
и внешне эффектных показательных высту­плениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню об­разовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Деятельность кружков подразделяют на следующие направления:

- техническое;

- эколого-биологическое;

- туристско-краеведческое;

- профориентационное;

- спортивное направление;

- художественное.

Художественное направление ориентировано на развитие общей
и эстетической культуры учащихся, художественных способностей
и склонностей в избранных видах искусств.

В современной практике внеурочной работы закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству включают в себя занятия по художественно-творческой деятельности таких как: аппликация, работа с бисером, вышивка, изонить, вышивка бисером, работа с бросовыми и нестандартными материалами и др.

Педагогическая работа по развитию художественно-творческой деятельности младших школьников во внеклассное время тре­бует создания определенных материальных условий и особой твор­ческой, радостной атмосферы в кружке, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия — это подготовка необходимого для данной работы оборудования, с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных инструментов, материалов (различных тканей, бисера, ниток и др.), живописных произведений, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, тре­буется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусст­вом, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства — закон художествен­ного уподобления. Восприятие художественной информации невоз­можно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной инфор­мации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным.

Руководитель кружка во внеклассное время формирует у детей умение
и навыки обращения с простейшими инструментами для ручной обработки материалов, умения изготавливать и конструировать несложные изделия, подбирать и экономно расходовать материалы, планировать свою работу, организовывать и содержать в порядке рабочее место и инструменты.

Начиная работу с детьми, важно иметь представление об объеме знаний, полученных ими в детском саду. Дети уже имеют определенные навыки трудолюбия. Они умеют работать с бумагой, пластилином, глиной, природными материалами, а также конструировать, ухаживать
за комнатными растениями.

Выяснение знаний, умений и навыков, которыми дети владеют, помогает в дальнейшем более организовывать работу на любом уроке,
а также внеурочном мероприятии. В свою очередь, стараются воспитывать
у детей личную ответственность за их труд перед коллективом, стремление не только следовать в труде установившимся стандартом и шаблоном,
но и вносить в него элементы творчества.

 































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: