В экспериментальной группе также произошли изменения, на первом этапе с низким уровнем было 4 учащихся, после эксперимента выявлено 0, со средним показателем уровня творческих способностей осталось без изменения, с высоким показателем уровня творческих способностей увеличилось на 4 учащихся.
Итак, поставленная гипотеза подтверждена.
Заключение
Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение) характер (смелость, настойчивость) чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) – эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию.
Известный исследователь психологии чувств П.М. Якобсон, считает, что когда человек осуществляет деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера и наоборот предполагает сознательное новизны, приводящие к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Это положение позволяет думать о том, что приемы педагога, направленные на активизацию творческой фантазии детей и позволяющие им достичь более интересного и выразительного изображения, вызывают у детей положительного отношения к изобразительной деятельности.
Итак, под творческой способностью детей младшего школьного возраста понимается:
- создание ребенком субъективно нового (прежде всего значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, сувенира, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком);
- придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.;
- применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.);
- проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Под творчеством понимается создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
Занятия во внеурочное время необходимо построить так, чтобы раскрыть два важнейших вопроса:
а) конструктивные идеи;
б) уникальность, красоту и удивительную гармоничность образов.
С одной стороны, эти знания довольно специфически (т.е. относятся
к области художественного конструирования), но, с другой, они универсальны и способны сформировать у детей мировоззренческие установки относительно места человека и создаваемой им среды в системе мироздания. Особенно важно, что на уроках труда мы имеем возможность наблюдать, как эти две стороны неразрывно связаны между собой: наиболее совершенные конструкции являются и наиболее красивыми. Как отмечалось выше, именно эту закономерность стремятся воплощать и дизайнеры в своих творениях.
Творчество детей активизирует процесс обучения. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждает осваивать знания, умения, навыки. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.
Разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы, звука.
Поэтому работникам кружка следует уделить внимание большой педагогической проблеме – поиску таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять».
Список использованной литературы
1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. — М.: Советский художник, 1968 – 286с.
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.:Сталкер, 1992. -208с.
3. Боголюбова Н.С. Форматирование творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода - М.:Галактика, 1993. - 208с.
4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. С.3 – 284.
5. Волков Н.Н. Восприятие картины. - М., 1976. - 105 с.
6. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников
и младших школьников в процессе работы с различными материалами. Автореф. канд. дисс. - М., 1995 - С.2-16.
7. Григорьева Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности -М: Академия, 2000. – 342 с.
8. Гросул Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью. Автореф. канд. дисс. - М., 1992. - 2-16 с.
9. Дополнительное образование детей. /Под ред. О.Е.Лебедева. – М.:Владос, 2000. - 290 с.
10. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.:Владос, 2002. - 269 с.
11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М.: Мнемозина, 1995. – 160с.
12. Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебники для учащихся начальной школы. – 4-е изд. – М.:Издательство «Ассоциация XXI век», 2001.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. – М., 1964. – 224 с.
14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. – 136 с.
15. Лилов А. Природа художественного творчества - М., 1981 – 247 с.
16. Молчева А.В. Развитие декоративного творчества у детей с 2 до 7 лет(на материале народного искусства республики Башкортостан). Автореф. канд. дисс. М., 1995. 18с.
17. Мухина В. С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. докт. дисс. - М., 1972. - 121с.
18. Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - 223с.
19. Педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
20. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977. -271с.
21. Развитие творческой активности школьников /Под ред А.М.Матюшкина; Научн-наслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР — М.:Педагогика, 1991 — 160с.
22. Теплов Б.М. Психологические вопросы худ. Воспитания // Известия. АПН РСФСР М., 1947-Вып
23. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. 181 с.
24. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитания советского школьника//Художественное воспитание советского школьника. –М., 1947.