Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности

Диагностика развития творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности

 

Экспериментальная работа была проведена на базе Абагинской средней общеобразовательной школы Амгинского улуса, на кружках «Бусинка» и «Паутинка», всего в эксперименте участвовало всего 27 детей. В кружке «Бусинка» занимаются 13 детей (контрольная группа), в «Паутинке» – 14 детей (экспериментальная группа). Самой младшей 6 лет, старшему – 10 лет.

На 1 этапе (констатирующем) эксперимента были определены творческие способности детей младшего школьного возраста.

На втором (формирующем) этапе провели ряд занятий по развитию творческих способностей.

На третьем (контрольном) был проведен контрольный срез по ранее использованным методикам.

Как было изложено в 1 главе, любой вид творчества, основывается
на хорошем развитии восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения. Развитие этих процессов будет служить развитию творчества во всех художественных деятельностях: изобразительной, художественно-речевой и других.

 

Констатирующий эксперимент

1. Цель:

·  Научить детей переносить собственный опыт, сложное умственное действие, включающее в себя анализ ситуации и их сравнение.

·    Научить детей выделять основную форму предмета, правильно передавать пропорции. Развивать в ребенке способность отождествляться  с образом художественного произведения.

2. Задачи:                                                                                                                                         

·   Развивать умения и навыки изобразительной деятельности.

·   Научить детей соотносить увиденное с собственным опытом.

3. Работы оценивались по критериям, которые включают показатель трех уровней - высокий, средний, низкий.

4. Аппликация «Наши друзья животные» (по методике Григорьевой Г.Г.) [7, c.148]

Подготовка: Листы бархатной цветной бумаги, клей, ножницы, карандаши, картон.

Общее количество детей, принимавших участие на констатирующем эксперименте-20, из них 10 – экспериментальная группа и 10 – контрольная.

Обработка данных, констатирующих уровень творческих способностей детей (таблица 1).

Высокий уровень оценивается 1 б. - общее количество от 7-11 баллов.

Высокому уровню творческих способностей соответствует оригинальность замысла аппликации, богатство содержания, умение передавать движение, умение подбора цветовой гаммы, эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения, стремление наиболее полно выразить задуманное.

Средний уровень оценивается 0,5 балла, общее количество от 5-6.

Этому уровню соответствует следующие критерии: аппликация выполнена по замыслу, передача формы простая, немного искажена, части предмета расположены верно, миниатюрное изображение, увеличенное, отсутствие потребности самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами деталями.

Низкий уровень оценивается-0 бал, общее количество от 4 и менее.

Этому уровню соответствует бедность содержания: передача формы простая или вовсе не удалась, строение предмета передано неверно, преобладание в аппликации одного или двух цветов, характер линий разреза жесткий, слабый, угловатый. В ходе выполнения работы требовалась помощь педагога.

В таблице 1 оценки ведутся по этим параметрам:

1. Содержание выполненного изображения.

2. Передача формы.

3. Передача строения и пропорций - предмета.

4. Композиция.

5. Передача движения.

6. Цвет.

7. Характер линии.

8. Уровень самостоятельности.

9.Эмоциональное отношение к процессу.

10. Творчество.

11. Использование специфических средств изображения.

12.Общее количество баллов.


Таблица 1

Обработка данных изучения уровня творческих способностей по методике Григорьевой Г.Г. аппликации «Наши друзья животные»

Экспериментальная группа

 

Ф.И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
А.В. 1 0,5 0,5 0,5 0 0,5 0,5 0,5 0,5 0 0 4,5
А.Ш 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0 0 0,5 0,5 0,5 0 4,5
К.С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 10
Д.К. 0,5 0,5 0,5 0 0 0,5 0,5 0,5 0 0 0 3
И.А. 0,5 0,5 0,5 0 0,5 0,5 0,5 0,5 0 0 0 3,5
С.С. 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 9,5
С.Ф. 0,5 0,5 0,5 0,5 0 0 0,5 0,5 0,5 0 0 3,5
Н.С. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5,5
С.П. 0,5 0,5 0,5 0 0 0,5 0,5 0,5 0,5 0 0 3,5
Г.С. 1 0,5 1 1 0,5 1 1 0,5 0,5 1 0,5 8,5

 

Результат эксперимента, констатирующего уровень творческих способностей детей экспериментальной группы:

   Экспериментальная группа:

количество детей-10 (100%)

высокий уровень-30%

средний уровень-30%

низкий уровень-40%

Результат эксперимента, констатирующего уровень творческих способностей детей контрольной группы (таблица 2).

                          Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: