Упрощение процедуры таможенного оформления

С ростом объема экспортно-импортных операций многие предприниматели сталкиваются с проблемами таможенного оформления товара.

Процедура таможенного оформления чрезмерно детализирована: буквально по каждой категории товаров существуют свои особенности. Проблему вызывает процесс классификации товаров для таможенных целей. Многие товары имеют сложный комплекс технических, потребительских и прочих свойств, влияющих на результат классификации, и требуют специальных познаний в различных областях.

В ходе таможенного оформления много вопросов вызывает определение таможенной стоимости товаров. Незнание системы таможенной оценки товаров, зачастую приводит к тому, что определяемая таможенная стоимость товаров становится неприятным сюрпризом для предпринимателей, и неучтенные суммы таможенных платежей лишают сделку минимальной прибыли. Кроме того, существуют особенности таможенной оценки для отдельных видов сделок.

Можно сказать, что работы по данным проблемам ведутся, проводятся различные заседании, коллегии, где решаются задачи по совершенствованию таможенной службы. В этой главе, я хотел бы привести пример некоторых из этих программ.

Программы по упрощению и ускорению таможенного оформления:

1. Упрощение таможенных процедур и упрощение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров.

Доля грузовых таможенных деклараций (ГТД), срок выпуска, по которым необоснованно составляет более 3 суток в общем количестве ГТД, оформленных в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления и экспорта.

Значение данного показателя в 2009 году составило 1,2 %, планируется его дальнейшее уменьшение, в результате чего значение показателя в 2010 году должно составить 1 %.

Дальнейшее сокращение времени осуществление таможенных процедур может существенно снизить эффективность таможенного контроля в отношении товаров, при перемещении которых возникает высокий риск нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Риск неисполнения данного показателя заключается в возможном увеличении времени таможенного оформления при изменении законодательства Российской Федерации.

Факторами риска неисполнения данного показателя являются изменения инфраструктуры и количества (сокращение) аэропортов, портов и пассажиропотоков, а также отсутствие заинтересованности (коммерческой выгоды) администрации аэропортов и портов, ликвидация либо реструктуризация таможенного органа, изменение таможенного законодательства Российской Федерации, форс-мажорные обстоятельства (борьба с терроризмом, природные явления, техногенные катастрофы и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать, что режим пункта пропуска – исключительная компетенция ПС ФСБ России.

Пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска.

Значение показателя к 2010 году планируется довести до
46 560 автомобилей в сутки.

Обоснованием целевого значения показателя служит сокращение технологического времени контроля государственных контрольных органов на автомобильных пунктах пропуска.

Риски неисполнения данного показателя заключаются в возможных изменениях межправительственных соглашений, устанавливающих пункты пропуска на участках государственной границы Российской Федерации, а также проведение организационно-структурных мероприятий в таможенных органах.

2. Программа «Государственная граница РФ (2003-2010) (в части раздела «Федеральная таможенная служба») с изменениями и дополнениями к ней»

Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем

Задача: упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров.

Срок реализации программы: 2005 – 2010 годы.

Цель программы: повышение эффективности контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через границу, ускорение проведения таможенных процедур, развитие инфраструктуры таможенных органов.

Основные мероприятия программы (краткое описание):

- обустройство пунктов пропуска на Государственной границе Российской Федерации;

- оснащение пунктов пропуска современными техническими средствами, в том числе инспекционно-досмотровыми комплексами;

- строительство служебно-производственных зданий, баз и комплексов.

Основные показатели реализации программы: количество введенных в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска; количество служебно-производственных зданий для таможенных органов[3].

Хотелось бы отметить о проделанной работе по совершенствованию таможенного оформления. Подготовлена концепция таможенного контроля после выпуска товаров, которая, замкнув технологическую цепочку таможенного контроля в целом, многократно увеличивает его эффективность. Результативность таможенных ревизий в 2008 году достигла 86 процентов.

Продолжена работа по внедрению информационных технологий и автоматизированных систем. Если в начале 2008 года таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронного декларирования, насчитывалось 161, то к концу 2009 года их число достигло 195. Это позволило расширить практику электронного декларирования товаров, которая начала внедряться с 2002 года.

Одной из важнейших составляющих деятельности таможенных органов по развитию таможенной инфраструктуры оставалась работа по оснащению инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК) для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств. Концепция развития таможенных органов предусматривает введение в эксплуатацию 44 ИДК: четыре легковозводимых (для автомобильных пунктов пропуска) и сорок мобильных комплексов. Оснащение пунктов пропуска стационарными и мобильными ИДК создает условия для совершенствования внешнеэкономической деятельности путем обеспечения бесперебойного движения товаров и транспортных средств через государственную границу, сокращения сроков доставки грузов от отправителей получателям и снижения затрат участников ВЭД на транспортные услуги.

Затраты на прохождение процедур таможенного контроля составляют в автомобильных пунктах пропуска 20-30 минут, это менее трети общего времени нахождения автомобиля в пункте пропуска. Применение предварительного электронного информирования позволило сократить срок таможенного оформления транспортных средств в пунктах пропуска до 12-15 минут. Однако, в настоящее время предварительное электронное информирование является добровольным для участников ВЭД.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: