Таможенно-логистические терминалы

Система таможенного оформления товаров в Российской Федерации ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными, как правило, в городах, являющихся транспортными узлами.

Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезённых и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.

Проблема решается развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации, развитием таможенно-логистической инфраструктуры преимущественно в местах, приближенных к государственной границе. Это позволит в полной мере реализовать принцип транспортно-логистической технологии доставки грузов «от двери до двери» без увеличения срока осуществления поставки товаров.[6]

Создание таможенно-логистических терминалов идет в рамках реализации концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе. Организацией ТЛТ может заняться любое юридическое лицо. Предложения рассматриваются сначала на уровне руководства местных таможен, а окончательное решение принимается в ФТС.

Таможенно-логистические терминалы должны располагаться в зоне таможенного контроля в месте, приближенном к пунктам пропуска через госграницу РФ, т.е. в непосредственной близости от него или них. Кроме того, ТЛТ должны располагаться в 30 км от зоны таможенного и пограничного контроля, в идеале – непосредственно примыкать к территории пункта пропуска.

На ТЛТ должны находиться склады временного хранения, стоянки для транспортных средств, офисные здания, объекты жизнеобеспечения (банки, пункты питания, страховые компании). На СВХ одновременно должно располагаться 300 автомобилей, территория должна быть заасфальтирована и освещена.

Категории таможенно-логистических терминалов в зависимости от пропускной способности

 

Категория ТЛТ Пропускная способность* ТЛТ транспортных средств
категория 1 свыше 300
категория 2 от 50 до 300
категория 3 от 10 до 50

 

*под пропускной способность ТЛТ понимается возможность одновременного размещения транспортных средств на площадке, предназначенной для транспортных средств с товарами, помещаемые на временное хранение, а также транспортных средств с товарами, находящимися под таможенным контролем, на территории, прилегающей к СВХ.

15 марта 2010 года в Центральном таможенном управлении состоялось совместное совещание по вопросу создания таможенно-логистических терминалов и объектов социальной сферы в приграничных районах, на территории которых расположены автомобильные пункты пропуска (пункты принятия уведомлений) через государственную границу Российской Федерации.

Совещание проводилось в рамках выполнения решения Межведомственной рабочей группы при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Открывая заседание, начальник ЦТУ Сергей Прусов обратил внимание присутствующих на том, что работа по созданию таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) является неотъемлемой частью реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Развитие таможенной и околотаможенной инфраструктуры в приграничных областях, открытие современных таможенно-логистических терминалов, строительство объектов социальной сферы и услуг способствует повышению инвестиционной привлекательности регионов. Поэтому крайне важно, чтобы мероприятия по реализации Концепции были организованы и проводились при оптимальном достижении баланса интересов государства и представителей бизнеса.

В регионе деятельности Управления были определены 10 мест создания таможенно-логистических терминалов, которые вошли в Перечень ТЛТ, создание которых целесообразно в первоочередном порядке, утвержденный руководителем Федеральной таможенной службы.

В Новых Юрковичах Брянской области строительство первой очереди терминала – его таможенной составляющей – уже завершено. Это первый ТЛТ в Центральном федеральном округе, построенный в приграничном районе. В Белгородской области к концу I полугодия 2010 года планируется завершение строительства и сдача в эксплуатацию Нехотеевского таможенно-логистического терминала. А в рамках строительства сервисной зоны вблизи МАПП Грайворон на стадии ввода в эксплуатацию находятся гостиница для перевозчиков, пункт питания и здание с размещением консультационного пункта юридических услуг, медицинского пункта, отделения банка (обменный пункт, банкомат), наличием телефонной и факсимильной связи, сети Интернет. В Смоленской области строительство таможенных терминалов планируется в рамках создания мультимодального индустриально-логистического кластера «Смоленский», который должен оказать существенное влияние на дальнейшее развитие Смоленской области.

На совещании активно обсуждались предложения таможен и Администраций приграничных областей, а также были согласованы места создания таможенно-логистических терминалов и объектов социальной сферы в местах нахождения многосторонних автомобильных пунктов пропуска и пунктов принятия уведомлений.

Таким образом, создание таможенно-логистических терминалов имеет высокие темпы развития и является одним из перспективных направлений в развитии диалога между бизнес-структурами и таможенными органами.

 

3.2 Государственное-частное партнерство.

Сегодня Россия вступает в новый этап своей многовековой истории, характеризующийся переходом нашей страны к поступательному развитию во всех сферах общественных отношений. Время же неустойчивости и непрерывных социальных потрясений осталось в прошлом. Как подчеркнул в своем послании Федеральному Собранию президент РФ В.В. Путин, «политика стабилизации исчерпала себя… и ей на смену должна прийти политика, устремленная в будущее» [7]

Государственно-частное партнерство - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

· сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

· взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

· взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

· ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

· в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

· финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.[8]

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

· Инвестиционный фонд;

· Банк развития;

· другие государственные корпорации;

· особые экономические зоны;

· Российская венчурная компания;

· концессии.

Особая экономическая зона - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

По функциям:

· Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

· Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

· Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

· Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

· Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

· Комплексная зона

На конец 2009 года всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов.

Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд руб.

    В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

· Технико-внедренческие (площадью не более 3 км²);

· Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);

· Туристско-рекреационные;

· Портовые

Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;

На территории ОЭЗ не допускается:

· Добыча и переработка полезных ископаемых;

· Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

· ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

· Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.

Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Цели создания с точки зрения государства:

· Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны.

· Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.

· Развитие экспортной базы.

· Импортозамещение.

· Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Оптимальный путь развития страны предполагает не только опору на самобытный национальный опыт России, но и учет общемировых политических и экономических тенденций, возможность критического заимствования зарубежных механизмов, инструментов и технологий для достижения целей государственной политики.

    Одним из таких механизмов, сформированных в развитых странах мира, является взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом. Оно рассматривается как необходимое условие развития эффективной рыночной экономики, и в ходе процесса своей институционализации стало носить характер партнерства государства и частных предпринимателей - государственно-частного партнерства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбирая идеологию содействия бизнесу в складывающихся условиях, таможенная служба в дальнейшем должна оптимизировать свою организацию и технологии, должна найти свое место на рынке бизнес-услуг, определить ту нишу, тот сектор услуг, который не занимают в настоящее время различного рода брокерские конторы и консультационные фирмы.

В настоящее время ФТС России осуществляет взаимодействие с бизнес-структурами в рамках:

• Консультативного совета по реализации таможенной политики;

• регулярных встреч с участниками Консультативного совета по иностранным инвестициям;

• встреч руководства службы с руководителями крупных отечественных и зарубежных компаний;

• участия сотрудников ФТС России в семинарах, конференциях, круглых столах и иных подобных мероприятиях;

• Управления Таможенного Сотрудничества ФТС России.

Примеры новых наиболее важных направлений эффективного взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур, которые целесообразно развивать в дальнейшем, определяли эксперты-таможенники в режиме тренинга. В число таковых специалисты включили:

• мониторинг ВЭД, выявление национальных интересов и интересов российского бизнеса во внешней торговле;

• создание законодательства, способствующего развитию партнерских отношений, широкое издание правовых актов, регулирующих ВЭД, законопослушность участников ВЭД;

• подготовку качественного пакета правовых документов, определяющих взаимоотношения таможенных органов и бизнеса, участие бизнеса в законотворческой деятельности;

• широкое внедрение современных информационных технологий в процесс взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД;

• упрощение таможенных процедур, внедрение системы управления рисками, значительное сокращение времени таможенного оформления ГТД;

• партнерские взаимоотношения таможенных органов и бизнеса, внедрение таможенного аудита;

• стабильный доход и систему социальных гарантий таможенников.

Еще одна форма реализации взаимодействия бизнес-структур и таможенных органов – государственное частное партнерство. Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что таможенные органы играют огромную роль в экономическом развитии страны и взаимодействие с деловыми кругами в целом. Взаимодействуя с представителями бизнес-структур, таможенная служба на современном этапе исходит из того, что ускорение перемещения товаров через таможенную границу ведет к снижению трансакционных издержек компаний, в связи с чем они готовы идти не только на передачу таможне необходимой информации, но и на финансовые вложения в этой области.

Грамотная таможенная политика государства по взаимодействию с деловыми кругами дает возможность всем экономическим субъектам этого государства развиваться и укрепляться на мировой экономической арене.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: