Применение современных таможенных и информационных технологий при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ

 

    Таможня всегда стремилась внедрять в практику своей работы новые информационные технологии и прогрессивные формы организации таможенного контроля и оформления товаров, которые предусмотрены современным российским таможенным и международным законодательством.

К информационно-техническим средствам относятся средства информатизации, средства связи, технические средства таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами, технические средства таможенных расследований, средства вычислительной техники, оргтехника, технические средства охраны, контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование и вспомогательные технические средства.

Основное содержание информационно-технической политики составляет целенаправленная деятельность ФТС России по информатизации таможенных органов и обеспечению эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры. Информатизация таможенных органов является самостоятельным и приоритетным направлением деятельности ФТС России и представляет собой процесс внедрения в таможенное дело современных информационных технологий.

Важным направлением дальнейшего развития системы таможенного администрирования, совершенствования механизмов таможенного оформления и контроля, повышения прозрачности таможенных процедур является автоматизация таможенных технологий и оперативного управления таможенной деятельностью, обеспечивающая решение следующих комплексных задач:

- сбора, обработки, хранения и анализа (мониторинга) оперативной информации о состоянии процессов таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной работы, других направлений деятельности таможенных органов;

- планирования деятельности таможенных органов и оценки результатов (эффективности) их работы;

- формирования и доведения в автоматизированном режиме до таможенных органов управляющей информации по всем направлениям их деятельности.

Автоматизация таможенных технологий должна сводить к минимуму негативное влияние «человеческого фактора» в принятии каждого конкретного решения путем применения информационно-технических средств, интегрированных в единую систему оперативного управления таможенной деятельностью.

Основными таможенными технологиями, требующими комплексной автоматизации, являются следующие технологии:

- таможенного оформления и таможенного контроля в торговом и неторговом обороте;

- контроля доставки товаров;

- ведения таможенной статистики внешней торговли России, формирования данных для официальных публикаций и информационного обеспечения федеральных и местных органов власти данными таможенной статистики внешней торговли;

- ведения региональной таможенной статистики внешней торговли России и формирования данных для публикаций;

- прохождения таможенных платежей;

- таможенно-банковского валютного контроля поступления валютной выручки от экспорта товаров и обоснованности платежей в иностранной валюте;

- контроля соблюдения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- контроля внешнеторговых бартерных сделок;

- контроля исполнения постановлений таможенных органов;

- круглосуточного анализа деятельности и контроля состояния таможенных органов оперативно-дежурными службами ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен;

- таможенного контроля товаров из контролируемого списка;

- информационной поддержки деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.

В области технологий таможенного оформления и таможенного контроля приоритетными направлениями являются:

- автоматизация анализа рисков и выбор форм таможенного контроля с использованием системы управления рисками;

- автоматизация технологии документального контроля товаров и ввозящих их на таможенную территорию автотранспортных средств;

- совершенствование системы расчетов по таможенным платежам и учета участников внешнеэкономической деятельности с применением микропроцессорных карт;

- разработка и внедрение системы электронного декларирования товаров и транспортных средств;

- совершенствование технологий таможенного оформления, предусматривающих возможность совмещения его этапов с использованием комплексных автоматизированных систем, в том числе на базе центров таможенного оформления;

- внедрение ситуационного моделирования в процесс автоматизации процедур таможенного оформления и таможенного контроля;

- обеспечение обмена информацией между таможенными органами в масштабе времени, близком к реальному, и оперативного изменения баз данных, содержащих нормативно-справочную информацию;

- разработка и внедрение системы электронной цифровой подписи;

- внедрение в охрану объектов таможенной инфраструктуры интегрированных систем безопасности.

Базовой информационной системой, обеспечивающей процесс логистизации таможенного дела, может стать Единая автоматизированная система ФТС России.[4] Ее основной целью является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.

При этом нельзя говорить о ЕАИС как о «целеустремленной» информационно-логистической системе, так как она предназначена для решения широкого круга задач по управлению процессами таможенной деятельности в целом, но логистический подход к регулированию внешнеторговых товарных потоков не выступает в качестве исходной парадигмы. По сути ЕАИС представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности, инструмент реализации основных информационных таможенных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе.

    Расширение практики применения электронного декларирования - одна из приоритетных задач таможни в рамках внедрения перспективных информационных технологий в процесс таможенного администрирования.

    В настоящее время в распоряжении участников ВЭД имеется два пути подачи грузовых таможенных деклараций в электронной форме, это: «старая» схема оформления с применением ЭД-1 и «новая» схема - использованием сетей «Интернет» (ЭД-2).

    В целом в таможне наблюдается стабильное увеличение количества электронных грузовых таможенных деклараций. В 2010 технологию электронного декларирования используют пока не так много участников ВЭД - 253, в том числе с применением «Интернет» - 23 участника[5].

    Должен пройти определенный период, чтобы люди привыкли к новой технологии, оценили степень экономической целесообразности ее внедрения. Но можно с уверенностью сказать, что за технологиями электронного обмена информацией - будущее. Сама жизнь заставляет двигаться в этом направлении, поскольку с реализацией Концепции переноса таможенного оформления и контроля в приграничные районы географические расстояния между таможенными органами и участниками ВЭД будут увеличиваться.

Проблемные вопросы не позволили пока сделать электронное декларирование массовым явлением. Количество таких деклараций в общем потоке ГТД невелико, около 8,5 %. Тем не менее, электронное декларирование товаров – одно из важнейших и перспективных направлений, на которое делается ставка в современных таможенных технологиях.

 

           

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: