Функции розничной торговой сети и торговое предприятие – основное звено розничной торговой сети

ВВЕДЕНИЕ

Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.

Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.

Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.

Торговля является одной из крупнейших отраслей потребителей кредита. Она тесна, связана с денежным обращением страны, поскольку преобладающая часть наличных денег находится у населения.

Объем продажи товаров народного потребления через розничную торговую сеть и предприятий общественного питания, а также объем предоставленных услуг называется розничным т/о.

Розничный т/о – важнейший показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия. Результат выполнения плана т/о влияют на многие экономические показатели. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия начинают с изучения розничного т/о.

Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать материально – технической базой, которая представляет собой совокупность материально – вещественных ценностей. Это основные производственные фонды и технологии производственных процессов.

 

 

Глава 1. Розничная торговая сеть.

Функции розничной торговой сети и торговое предприятие – основное звено розничной торговой сети.

Розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг

торговли.

Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

Основные торговые функции магазинов следующие:

· изучение покупательского спроса на товары;

· составление заявок на завоз товаров;

· формирование ассортимента товаров;

· реклама товаров и услуг.

К технологическим функциям (операциям) относят:

· прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;

· обеспечение хранения товаров;

· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;

· продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.

Торговое предприятие на современном этапе рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.

Сущность предприятия торговли рассматривается в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.

Юридический аспект имеет наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности. Все торговые предприятия являются юридическими лицами с правовой точки зрения. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:

· позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;

· является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов;

· позволяет ограничить имущественный риск участни­ков суммой вклада в капитал конкретного предприятия;

· создает основания для гибкого управления капиталом.

Все юридические лица должны проходить государственную регистрацию, иметь печати и открывать счета в банках. Но эти внешние атрибуты не отражают сущности торгового предприятия как юридического лица. Выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие признается юридическим лицом:

· первый признак - организационное единство, которое предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками;

· второй признак - имущественная обособленность, которая создает материальную базу деятельности торгового предприятия, т. е. для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию;

· третий признак - самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что каждое торговое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам на основе имеющегося обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами;

· четвертый признак - выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор), так и одновременно несколько органов (директор и дирекция) управления. Органы управления могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.

Виды РТС.

Розничную торговую сеть делят на следующие виды: стационарную, передвижную и посылочную.

Основным видом розничной торговой сети является стационарная.Она включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски, павильоны, ларьки, торговые автоматы).

Основу розничной торговли составляют магазины (на их долю приходится примерно 90% всей сети). Они размещены в капитальных зданиях, располагают системой специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием, применяют различные формы продажи товаров в широком ассортименте, оказывают покупателям дополнительные услуги, обеспечивают высокую культуру торговли.

Мелкорозничная торговая сеть организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, табачные изделия, овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и так далее) через павильоны, палатки, ларьки и киоски. Сюда же относят и торговые автоматы, устанавливаемые на улицах, площадях, в местах отдыха населения, на вокзалах. В отличие от магазинов эти сооружения легкой конструкции не требуют больших капитальных затрат, но недостатком их является более узкий ассортимент товаров (нет подсобных помещений) и меньше удобств при обслуживании покупателей. Однако в летнее время, в период проведения массовых мероприятий и массового поступления в город овощей, ягод, фруктов роль мелкорозничной торговли повышается.

Торговые автоматы применяются для продажи штучных товаров, пива, соков, газированной воды, табачных изделий, горячих и холодных напитков, хлебобулочных изделий и др. Возможности использования их разнообразны. Их можно использовать для оснащения магазинов или отдельных секций, кафе-автоматов, торговли через витрины-автоматы (витроавтоматы), установки отдельных автоматов на улицах, на вокзалах.

Увеличение численности торговых автоматов позволяет сократить численность торговых работников, занятых обслуживанием покупателей, дает возможность населению приобретать товары в любое время суток с минимальными затратами времени, повышает культуру торговли.

Передвижнуюрозничную торговую сеть делят на развозную и разносную.

Развознаясеть включает сельские и городские автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда. Она имеет большое значение для населения отдаленных районов, сельской местности, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Ассортимент товаров в данном случае формируется с учетом спроса определенного контингента покупателей.

Торговля через автомагазины получила более широкое распространение в крупных городах, чему способствовало развитие сети автомагазинов на предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары. Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют покупателям беспрепятственно знакомиться с ассортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах,

Разноснаяторговля осуществляется с лотков, корзин и других простейших устройств. Ее организуют для продажи цветов, газет, книг, лотерейных билетов, мороженого, кондитерских и табачных изделий.

Передвижная торговая сеть обладает большой мобильностью. Она следует за покупателем и обслуживает его там, где не может быть организована стационарная торговля.

Посылочная торговля является дополнительной формой торгового обслуживания населения.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечня товаров. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.

В перспективе намечается строительство крупных посылочных предприятий, оснащенных современным технологическим оборудованием и электронно-вычислительной техникой. Посылочная торговля продовольственными товарами занимает незначительное место.

Также различают розничную торговую сеть:

· смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на одном рабочем месте продавца);

· специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);

· узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);

· универсальную (торгующую всеми группами или про­довольственных, или непродовольственных товаров).

В настоящее время существует большое количество разнотипных и разномасштабных предприятий, которые можно классифицировать по ряду следующих признаков.

По масштабу деятельности розничные торговые предприятия делят на малые, средние и крупные.

К малым розничным торговым предприятиям относятся предприятия с численностью работающих не более 15 человек. Численность работающих как критерий для подразделения предприятий по масштабам деятельности широко используется также в зарубежной практике. Например, в соответствии с этим критерием все предприятия в США делятся на: наимельчайшие (численность не более 10 человек); мельчайшие (не более 20 человек); мелкие (не более 99 человек); средние (не более 500 человек); крупные (свыше 500 человек).

За рубежом широко распространены такие типы крупных розничных предприятий, как супермаркеты и гипермаркеты. Супермаркет, например во Франции, представляет собой крупный по объемам продаж и ассортименту товаров магазин. Размер торговой площади такого супермаркета составляет примерно 1 500 – 1 800 м2, осуществляющее продажу продовольственных и непродовольственных товаров с очень широким ассортиментом – до 50 000 наименований, из которых 4 000 – 5 000 наименований составляют продовольственные товары. Кроме того, в таких магазинах можно купить сопутствующие товары. Гипермаркеты размещаются, как правило, на окраинах города.

По товарной специализациирозничные торговые предприятия подразделяют на узкоспециализированные, специализированные, универсальные.

Узкоспециализированные розничные предприятия – это магазины, в которых реализуется один какой-либо товар, например магазины «Хлеб», «Колбасы».

Специализированные розничные торговые предприятия осуществляют продажу целой группы товаров. К таким предприятиям могут быть отнесены магазины «Мебель», «Хозяйственные товары» и т.п.

Розничные торговые предприятия, специализирующиеся на торговле потребительскими комплексами, включающими товары многих товарных групп, - «Все для дома», «Товары для детей» и т.д.

Универсальные розничные торговые предприятия – универмаги, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты – должны располагать универсальным ассортиментом товаров.

По методу обслуживания покупателейразличают розничные торговые предприятия самообслуживания, предприятия обслуживания покупателей через прилавки, предприятия торговли по каталогам, по почте и т.д. К предприятиям самообслуживания относятся прежде всего универсамы, супермаркеты, гипермаркеты. При этом следует отметить, что отнесение предприятия к той или иной классификационной группе по методу обслуживания во многом условно. Предприятие, используя преимущественно какой-либо один метод обслуживания, применяет в то же время, если это целесообразно, и другие методы обслуживания.

По группам обслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров– еще один признак классификации розничных предприятий.

В последнее время в нашей стране в связи с большой дифференциацией доходов разных слоев населения сформировались три основные группы потребителей:                                                                        

· группа лиц, чьи среднедушевые доходы во много раз превосходят прожиточный минимум;

· часть населения, среднедушевые доходы которого находятся на уровне прожиточного минимума или незначительно превышают его;

· основная масса населения, чьи среднедушевые доходы ниже и, как правило, значительно ниже прожиточного минимума.

Расслоение населения по возможности приобретения товаров на отмеченные выше три группы имеет место в большинстве развитых стран. В отличие от них абсолютно преобладающей является треть группа потребителей и совсем небольшой частью населения представлена вторая группа.

Процесс формирования указанных групп потребителей вызвал во внутренней розничной торговле тенденцию к становлению и развитию торговых предприятий, специально ориентированных на обслуживание покупателей одной из этих групп. А именно:

· предприятий розничной торговли, обслуживающих покупателей с весьма большими возможностями приобретения товаров. Это розничные предприятия с ассортиментом высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высоким уровнем торгового обслуживания;

· розничных торговых предприятий, ориентирующихся на обслуживание социально незащищенных слоев населения.

В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

· виды и особенности устройства;

· тип предприятия;

· форма торгового обслуживания;

· тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;

· функциональные особенности предприятия.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.

Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.

Магазины - склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей:

Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площадимагазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры.

По формам обслуживанияразличают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решенияпредприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностямрозничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: