Управление качеством в логистике

Логистическая концепция качества предусматривает, с одной стороны, применение принципов и методов логистики для управления качеством, а с другой стороны, формирование логистической системы соответствующей организации и адекватными управляющими воздействиями на качество как объект управления. Следовательно, такая концепция должна органически соединять в себе логистику и качество.

Коренные преобразования 90-х годов дали мощный импульс для развития комплекса экономических наук, среди которых особо важное место занимает логистика. Известная с начала XIX века, логистика обслуживала потребности тыла и снабжения вооруженных сил. С 50-х годов XX века в странах Западной Европы и США логистика стала применяться для гражданских нужд, т.е. произошла своеобразная конверсия логистики. На качественно новом уровне логистика стала развиваться в России, чему в немалой степени способствовали особенности переходного периода – перехода от административно-командной к рыночной экономике.

К настоящему времени в результате интенсивных исследований накоплен огромный объем научной информации, вследствие чего логистика стала дифференцироваться по различным направлениям - функциональным и отраслевым. Из сказанного ранее вытекает что, к функциональным логистикам относятся логистики заготовительная, закупочная, распределительная, коммерческая, предпринимательская и др.

Весьма плодотворными оказались результаты исследований многих специалистов в конкретных отраслях народного хозяйства, что позволяет говорить об 13 отраслевых логистиках – машиностроительной, транспортной, сельскохозяйственной, строительной, фармацевтической и др. В рассматриваемом аспекте вполне правомерным представляется существование логистики качества как функциональной логистики, поскольку предметом такой логистики является общеотраслевая (народнохозяйственная) функция – управление качеством. Основу такой логистики составляет логистическая концепция качества или, что то же самое, концептуальная логистическая система управления качеством как синтез логистики и качества.

В научном обиходе используется более двух десятков определений логистики, в которых отражено узкое и весьма расширительное толкование - от материально-технического снабжения и до определенно прогрессивного мышления.

Одни из таких:

Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг, и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро, мезо или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. Или более лаконичное, но вполне емкое определение: логистика – есть наука об управлении потоками в больших системах.

При всем разнообразии определений логистики в них присутствуют ключевые слова: «поток» и «управление». Данное обстоятельство предопределяет необходимое и достаточное условие для формирования логистической концепции качества, поскольку имеется объект управления – качество.

Для управления качеством принимаются следующие принципы логистики:

– выделение в системе перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода, т.е. формирование потока как объекта управления;

– определение конечного результата как цели потока в соответствии с экономическими, техническими и другими требованиями функционирования данной системы;

– усиление расчетного начала на всех стадиях управления потока, включая планирование, регулирование, учет, контроль, анализ;

– диспетчеризация потока – непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и корректировка его параметров;

– обеспечение надежности потока;

– формирование всех видов обеспечения и обслуживания потока, т.е. его инфраструктура;

– использование современных технических средств управления – контроля и регулирования параметров потока;

– координация действий всех участников, занятых формированием и управлением потоком, включая непосредственных и опосредованных;

– осуществление управления потоком и достижения цели с минимальными затратами используемых ресурсов;

– соблюдение комплекса экологических требований.

Перечисленные принципы вполне применимы к управлению качеством. Таким образом, первоочередной задачей логистики является формирование потока.

Отсюда возникает необходимость логистизации качества. Под логистизацией понимается процесс формирования потока или представление управляемого объекта в виде потока для оптимизации его параметров. Иными словами, логистизация есть процесс подготовки объекта или системы к использованию принципов и методов логистики.

 

Тест №5

Каким показателем характеризуется груз?

а) режимом хранения и способами упаковки, перегрузке и перевозки

б) физико-химическими свойствами

в) размерами, объемами, массой и формой предъявления к перевозки

г) а; б

д) а; б; в

Ответ: д)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов. В отношении маркетинга логистика позволяет более успешно координировать различные факторы в широком производственно-отраслевом диапазоне с любой амплитудой территориального охвата в условиях динамичности социально-экономической сферы.

Логистика – научно-практическое направление в экономике, будучи универсальной, она показала свою эффективность во многих отраслях экономики как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Логистическая система управления качеством, будучи адаптивной к широкому спектру условий, проявляет свое действие в следующих практических результатах:

– обеспечивает конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей;

– создает организационно-коммерческие условия для производства импортозаменяющей продукции;

– является одной из составляющих антикризисного управления или управления производством для осуществления инновационных мероприятий;

– повышает финансовую устойчивость предприятия за счет стабильного дохода от реализации конкурентоспособной продукции, сопутствующих и послепродажных услуг;

– повышает эффективность производства потребителей за счет эксплуатации высококачественной и надежной продукции.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Степанов В.И. // Логистика // М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006г.;

2. Аникин Б.А. // Логистика // М.: Инфра-М, 2000.;

3. Сергеев В.И. // Логистика в бизнесе // М.: ИНФРА – М, 2001г.;

4. Козловский В.А. // Логистический менеджмент // Учебное пособие - Издательство «Лань», 2002г.;

5. Таничев А.В. // Логистика // Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003г.;

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: