Взаимодействие логистики с другими организационными процессами. 1 страница

Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.

Особое внимание со стороны промышленного и торгового менеджмента к концепции логистики обусловлено тем, что больше уделяется внимание к балансу и эффективности комплекса функций: снабжения, производства, распределения и реализации. Нарушение в одном из вышеперечисленных комплексных функций может расстроить работу всей производственно-хозяйственной системы.

Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.

Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит именно с маркетингом.

По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой части единого процесса — удовлетворения потребностей потребителей.

Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно- хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием независимо друг от друга концепции маркетинга и логистики. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно.

Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижением на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированном на существующий спрос.

Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, материалах и изделиях высокого качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.

Современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:

1. Разработка и планирование ассортимента продукции,

2. Управление информационными потоками;

3. Организация товародвижения и продаж,

4. Реклама и стимулирование сбыта.

Если проанализировать выполнение данных функций, то станет ясно, что они не могут быть в полной мере и эффективно реализованы без участия службы логистики.

В рамках первой комплексной функции маркетинг предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы«. В свою очередь логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управления потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продукции, внося корректировки в ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику продуцента.

Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.

Кроме того, возникают потребности в совершенно новых ресурсах. Недостаточно обоснованное решение или изменение ассортимента при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи, стоящие не только перед производством, но и перед логистикой, особенно в области управления запасами, заказами, транспортировкой и управлением информационными потоками в рамках системы информационного обеспечения. Все это негативно отражается на снижении совокупных издержек.

Например, принятие решения об изменении упаковочного материала, принятое под воздействием маркетинговых предпосылок, но не учитывающее логистических требований, может значительно усложнить продвижение товара на рынок из-за отсутствия необходимого оборудования позволяющего делать это качественно.

Вторая функция задает параметры логистической системе и маркетинговой стратегии. Организация эффективного управления информационными потоками, создание современной системы информационного обеспечения является важнейшим проявлением логистики. Кроме того, в результате исследований комплекса мотиваций потребителей значительную часть занимают условия доставки и связанные с этим вопросы.

Третья функция связанна с логистикой наиболее тесно.

Если не налажено приемлемое транспортно — экспедиционное обслуживание потребителей и торговых посредников, то все маркетинговые исследования и дальнейшая работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению может быть напрасной. Из-за некачественного выполнения договорных обязательств по поставкам, что может повлечь за собой разнообразные штрафные санкции.

Маркетинг помогает определить логистике рамки и параметры сервисного обслуживания, проследить структуру и динамику мотиваций и потребностей потребителей, спрогнозировать развитие конъюнктуры и спроса и т.д.

Соблюдение логистических принципов на этапе реализации готовой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третей маркетинговой функции. Однако они быстро окупаются, приносят хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.

Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логистикой.

Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, как имидж ответственного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением — также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.


2. Заготовительная логистика
Задачи заготовительной логистики
Изучение товарного рынка
Осуществление закупок
Поиск поставщиков
Управление поставками
Контроль за выполнением заказа
2.1. Задачи заготовительной логистики Заготовительная логистика — это управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, производственное или торговое имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для производственных предприятий это сырье, материалы, полуфабрикаты, — все то, что необходимо для выполнения заказа на данном предприятии. В торговом производстве используются уже готовая продукция к потреблению — товары народного потребления. Эффективная работа службы снабжения во многом зависит от сложившейся организационной структуры предприятия. При организации службы снабжения, отвечающей за выполнение всех задач по снабжению производства способна оптимально наладить движение материального потока на стадии закупок (Рис.3). Рис. 3 Функции снабжения Задачи, решаемые службой снабжения должны строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже потом - стратегия снабжения производства. Для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами отдел снабжения должен иметь готовые ответы на следующие вопросы:
  • что закупать;
  • сколько закупать;
  • у кого закупать;
  • на каких условиях закупать;
  • как системно увязать закупки с производством и сбытом;
  • как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.
Обозначенный круг вопросов заготовительной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ. Последовательность решаемых задач будет выглядеть следующим образом: В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются потребности к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы — графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры или формируются номенклатурные группы. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок. Выбор поставщиков включает сбор информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками. Поступающая информация о поставщиках позволяет формировать банк данных, который необходимо проанализировать на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество специальных критериев может варьироваться от одного до несколько десятков. Все зависит от самого предприятия, которое само определяет эти критерии. Как правило используются критерии по цене, качеству, условиям поставки и их надежности. При получении одинаковых критериев у нескольких поставщиков и для получения наиболее выгодных условий поставок, могут использоваться дополнительные критерии:
  • финансовое положение поставщика, его кредитоспособность;
  • наличие резервных мощностей;
  • сроки выполнения экстренных заказов;
  • организация управлением качеством;
  • удаленность поставщика от потребителя.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводиться работа по заключению договорных отношений. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключение контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Договор включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов. Существенной частью заготовительной деятельности является экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
  • на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
  • на транспортировку, экспедирование и страхование;
  • на грузопереработку;
  • по контролю за соблюдением условий договора поставки;
  • на приемку и проверку материальных ресурсов;
  • на поиск информации о потенциальных поставщиках.
2.2. Изучение товарного рынка Каждый предприниматель стремиться получить максимальную прибыль за счет расширения своего бизнеса, увеличения рынка сбыта и наращивания объемов производства. Основу успеха бизнеса будет составлять выпускаемая продукция, отвечающая запросам потребителей. Основным критерием повышенного спроса на продукцию является качество продукции. Невозможно добиться производства качественной продукции без использования качественного сырья. Интеграция производства и заготовительной деятельности начинается задолго до самого процесса производства. При этом инициативной стороной является именно система производства. В самом начале создания структуры заготовительной логистики и в дальнейшем должен регулярно проводится анализ вариантов поставок. Данный анализ начинается с изучения и использования потенциальных и фактических возможностей собственного производства. В связи с этим большое значение имеет определение натуральных показателей самообеспечения, правильный расчет внутрисистемного (внутризаводского) оборота, т.е. той части промышленной продукции, которая в данном периоде должна быть произведена и употреблена для производственных нужд предприятия. Руководствуясь расчетным показателем, разрабатывается программа логистического внутрисистемного отпуска, которая должна быть многовариантной и во всех случаях экономически обоснованной, опираясь на динамику внешних и внутренних факторов производства. Установление структуры поставляемых ресурсов за счет собственного производства должно зависеть от определенных разумных приделов. Последние рассчитываются в натуральном и системном выражении путем сопоставления совокупных затрат по самообеспечению и осуществлению закупок. Поэтому в заготовительной логистики особое место отводится процессу закупок. Главной целью управления процессом закупок является адекватное и полное удовлетворение потребностей производства. Организация процесса закупок имеет свои этапы: 1. Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д. 2. Выбор формы и источников материально-технического снабжения. 3. Размещение заказов и их реализация. 4. Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности. 5. Поддержание отношений с поставщиками. В организационном отношении исследование рынка, как с целью реализации готовой продукции, так и с целью осуществления закупок на предприятии, часто осуществляется одним подразделением. Для производителей при изучении товарного рынка используют два основных подхода, определяемый стратегией и тактикой предприятия:
  • как поставщика готовой продукции;
  • как потребителя материальных ресурсов.
Статус поставщика обязывает предприятие в первую очередь учитывать интересы покупателей. Статус же потребителей дает возможность предприятию учитывать собственные интересы и строить свои взаимоотношения с поставщиками на основе моделирования условий материально-технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики. 2.3. Осуществление закупок Выбранный товар для предприятия может закупаться как непосредственно у производителя, так и у посредников, дилеров. Основным фактором, влияющим на выбор поставщика, является номенклатура товара и его цена. Все зависит от того, на каких условиях осуществляется реализация. Так например, закупая товар у производителя предприятие может столкнуться с проблемой самостоятельного формирования необходимого ассортимента. Данные условия характерны для производителей занимающихся массовым производством и выпускающих широкую номенклатуру товаров. При таких условиях осуществлять закупку товара у посредника, который специализируется на формировании нужного ассортимента и поставках его потребителю является более выгодным. Другим преимуществом закупки товара у посредника является возможность приобрести широкий ассортимент нужного товара относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Из-за того, что посредники закупают крупную партию товара, цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам:
  • для мелкооптовых покупателей — 100 руб. за ед.
  • для крупнооптовых покупателей — 80 руб. за ед.
Посредник, закупив крупную партию по 80 руб., разукрупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 15 процентной наценкой, т.е. по 92 руб. за ед. Поскольку посредник специализируется на разукрупнении партии, то при установки небольшой наценки на реализуемый товар посредник покрывает свои издержки и имеет прибыль. Установленная изготовителем маржа между ценой для мелкооптовых и крупнооптовых покупателей в размере 25% направлена в первую очередь на стимулирование продажи товара крупными партиями. Размер маржи зависит от того на кого ориентируется изготовитель. Если изготовитель заинтересован в реализации товара мелкооптовым покупателям, то маржа будет минимальна. В нашем примере она не превышает 15 %. Немаловажным фактором, влияющим на принятие решения об осуществлении закупок, является удаленность склада продавца от склада покупателя. При наличии выше перечисленных факторов в пользу посредника может оказаться, что посредник может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем изготовитель товара. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника. Прогрессивной логистической системой используемой при осуществлении доставки товаров является система «Точно в срок». Применение данной системы позволяет существенно повысить эффективность закупок и снизить затраты. Принцип работы системы основывается на том, что заказывается столько товара сколько можно потребить, не используя склада. Большое значение имеет временной фактор. Успешное использование системы напрямую зависит от взаимодействия продавца и покупателя, т.е. повышается ответственность двух сторон. Определение сроков и размеров закупок сводится к расчетам по какой-либо одной формуле и считается формальной механической работой. Нерационально уделять партиям, играющим незначительную роль в производстве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности (принцип Парето). В зависимости от затрат, материалы делятся на 3 класса А, В, С. А - немногочисленные но важные материалы, которые требуют больших вложений. В - относительно второстепенные материалы, требующие меньшего внимания, чем А. С - составляет значительную часть в номенклатуре, недорогие, на них приходятся наименьшая часть вложений в запасы. Этапы АВС метода:
  • установить стоимость каждой детали;
  • установить спрос на каждую деталь;
  • расположить материалы по убыванию цены;
  • суммировать данные о количестве и издержках на материалы;
  • разбить материалы на группы в зависимости от удельного веса в общих издержках.
Преимущества: позволяет провести классификацию материалов и формально использовать ее долгое время. Недостатки: возможная переклассификация из-за изменения спроса и цены, необходим контроль. Методика проведения расчета АВС метода приведена в Приложении. 2.4. Поиск поставщиков На любом предприятии выполняются служебные обязанности связанные с закупкой сырья и материалов, а для торговых предприятий готовой продукции. В зависимости от объема работ выполнение функции снабжения предприятия возлагается на отдел (службу) снабжения, состоящий из одного или нескольких человек. Эффективная работа отдела напрямую зависит от результатов деятельности связанной с отслеживанием ситуации на рынке поставщиков, выявлению потенциальных и реальных поставщиков. Выполнение данной работы носит не разовый, а постоянный характер, так как производство имеет тенденцию к расширению и на рынке появляются новые компании, а также материалы. Для поиска поставщиков используется стандартная схема, состоящая из четырех этапов: 1 этап — поиск потенциальных поставщиков. Для поиска потенциальных поставщиков используется следующий механизм действий:
  • проведение конкурсов (тендеров);
  • изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);
  • посещение ярмарок, выставок;
  • личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи).
Конкурсные торги (тендеры) — распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Тендеры проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель решает проблему получения требуемого предложения, одновременно, выбирая наилучшего поставщика. Проведение тендера осуществляется по следующей схеме:
  • формирование условий тендера;
  • разработка и публикация тендерной документации;
  • рекламная кампания;
  • проверка оценочной квалификации участников тендера;
  • проведение анализа тендерных предложений;
  • определение победителя тендера.
По итогам первого этапа формируется список потенциальных поставщиков, который может постоянно дополняться. 2 этап — проверка поставщиков. Одним из условий долгосрочной работы с новым поставщиком, является надежность, финансовая ликвидность компании. Компания, которая готова стать вашим долгосрочным поставщиком, становиться вашим партнером. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального партнера, а не на стадии сотрудничества. Если поставщик окажется недобросовестным, то у потребителя могут возникнуть проблемы в налаженной работе производства и может привести к финансовым потерям. Поэтому важно выявить надежность поставщиков до заключения договора. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников:
  • личная встреча с руководством компании;
  • финансовая отчетность поставщика;
  • местные источники (действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов);
  • банки и финансовые институты;
  • конкуренты потенциального поставщика;
  • торговые ассоциации;
  • информационные агентства;
  • государственные источники (регистрационные палаты, налоговая и др., обладающие открытой для ознакомления информацией).
В большинстве своем отечественные предприятия при выборе поставщика руководствуются собственной информацией, не прибегая к другим источникам информации. Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией. 3 этап — анализ потенциальных поставщиков. Получив список потенциальных поставщиков после второго этапа необходимо провести анализ производственных возможностей этих предприятий. Составленный перечень поставщиков анализируется на основании различных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков. Количество таких критериев может быть достаточно велико, более 60. Критерии, на которых осуществляется анализ потенциальных поставщиков является ценой и качеством продукции, а также надежностью поставок. Надежность поставщика включает выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности, и количеству поставляемой продукции. К другим критериям относятся следующие:
  • финансовое положение поставщика;
  • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
  • наличие резервных мощностей;
  • повышение качества выпускаемой продукции;
  • удаленность поставщика от потребителя;
  • организация управления качеством у поставщика;
  • способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
  • профессиональный уровень персонала;;
  • текучесть кадров и др.
В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров. 4 этап — оценка надежности поставщика. По результатам работы с поставщиками проводится оценка результатов работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценки, позволяющая насчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика будет являться надежность поставки.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow