Анализ экономической эффективности

Анализ финансового положения предприятия – неотъемлемый процесс планирования. Такой анализ должен позволить прогнозирование возможных финансовых результатов исходя из реальных условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

В процессе финансового анализа исследуют:

· наличие, состав и структуру средств предприятия, причины и последствия их изменения;

· наличие, состав и структуру источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;

· состояние, структуру и динамику изменения долгосрочных активов;

· дебиторскую и кредиторскую задолженность;

· эффективность использования средств.



Глава V. ПОСТАНОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

Организация управленческого учета

 

Ведение управленческого учета не является обязательным и не регламентируется. Решение о ведении управленческого учета принимает руководитель организации, ответственность за его организацию несет руководитель финансового блока (вице-президент по финансам, финансовый директор). Поэтому организация управленческого учета на отдельном предприятии в значительной степени определяется квалификацией и видением конкретных должностных лиц.

Организация управленческого учета – это система условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производст-венных ресурсов и управления производственной деятельностью.

На организацию управленческого учета на российских предприятиях существенно повлияли особенности отечественного бизнеса, и в настоящее время в большинстве компаний он служит главным образом для достижения первой из названных целей – получения достоверных, прозрачных и объективных данных о деятельности компании в соответствии с потребностями руководства и собственников компании.

Специфичным для российской практики является разделение процессов управленческого учета и бюджетирования, причем нередко компании используют лишь один из них. Однако эти процессы – по сути, части одного целого, эффективное управление предприятием возможно только при наличии обоих, поэтому их внедрение следует проводить одновременно.

Постановка управленческого учета и бюджетирования на предприятии начинается с анализа его организационно-функциональной структуры, материальных, денежных и информационных потоков, основных бизнес-процессов, выявление точек концентрации финансовых результатов и построения финансовой модели. По центрам ответственности осуществляют классификацию затратных статей на переменные и постоянные, прямые и косвенные; разрабатывают номенклатуру статей доходов и затрат, формы учета и отчетности для планирования и контроля. При этом необходимо соблюдать разумный баланс между чрезмерной детализацией и излишней обобщенностью.

Одновременная постановка учетного и бюджетного процессов обеспечивает полноценную работу системы управленческого учета: на основе анализа отчетности, полученной из регистров управленческого учета по различным аналитическим срезам (поставщикам, кодам затрат, видам продукции, срокам и т. п.), принимаются управленческие решения.

Регламентация управленческого учета

 

В отличие от бухгалтерского и налогового учета, управленческий учет не подлежит внешней регламентации. Поэтому для его постановки необходимо разработать внутренние регламентирующие документы, которые будут определять основные правила учета. При этом можно опираться на положения нормативных документов, разработанных применительно к финансовому учету (ПБУ, МСФО), корректируя их в соответствии со специфическими условиями деятельности предприятия, и выделять те позиции, по которым управленческий учет отличается от бухгалтерского. Нормировать имеет смысл только те учетные процедуры, которые отличаются от действующих бухгалтерских стандартов.

Основные регламентирующие документы управленческого учета в организации:

· учетная политика для целей управленческого учета – корпоративные стандарты управленческого учета;

· план счетов управленческого учета;

· система кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и т. д.;

· порядок документооборота при ведении управленческого учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: