Возникновение психологии в России

Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Георгию Ивановичу Челпанову. Его заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление развивал Владимир Михайлович Бехтерев. Усилия Ивана Петровича Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

Существуют пять основных подходов к изучению психологии человека: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология и когнитивная психология. Кроме того, многие психологи не придерживаются постоянно какой-либо одной из этих концепций, а выбирают ту, которая лучше подходит для данной конкретной ситуации.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - это направление в психологии, в рамках которого считается, что психология должна изучать только наблюдаемое поведение человека. Основной схемой бихевиоризма является принцип «стимул - реакция».

Начало развития этого направления было положено в США в самом конце прошлого века Эдвардом Ли Торндайком. Однако и программа, и сам термин были предложены в 1913 г. Джоном Уотсоном (является основоположником).

Он считал, что психология должна стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения, а не сознания (которое в принципе ненаблюдаемо). Последователи Джона Уотсона Эдвард Томлер, Кларк Халли, Беррес Скиннер пришли к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим механизмом и др. В результате поощряемые поступки совершаются чаще, а наказуемые реже.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма) - это направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания, образы.

Возникло в Германии благодаря усилиям Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Левина. Это направление возникло в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а затем изучали их по отдельности. Такой подход оправдывал себя в классических точных науках: физике, математике, биологии, но не в психологии.

Слово «гештальт» как понятие было введено Христианом Фон Эренфельсом и не имеет точного эквивалента ни в английском, ни в русском языке. Приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «структура», «форма», «организованное целое».

Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть просто сумма его частей. Это утверждение явно противоречит всему, что мы знаем, например, из геометрии. Однако дело в том, что приверженцы данного направления сравнивают поведение скорее с музыкой, чем с математикой. Вспомним любимую песню. Если бы мы воспринимали каждую ноту в отдельности, то не смогли бы воспроизвести мелодию.

Психоанализ - это направление в философии, психологии, психотерапии, изучающее сферу бессознательного: сны, оговорки, непонятную тревогу, необъяснимые поступки и пр.

Это старейшее из пяти рассматриваемых направлений возникло на рубеже веков благодаря идеям Зигмунда Фрейда. С точки зрения психоанализа людьми управляют иррациональные побуждения, скрытые в сфере бессознательного. И поскольку человек не осознает психические процессы, происходящие в сфере бессознательного, ему необходимо «подвергнуть» себя психоанализу.

Гуманистическая психология - это направление психологии, изучающее духовное развитие человека, его личностный рост, а также проблемы самоопределения.

Возникло в США благодаря трудам Карла Роджерса, Абрахаму Маслоу в 40-50-х гг. ХХ в. Ее представители - Гордон Оллпорт, Генри Мюррей, Гарднер Мэрфи.

Психологи этого направления считают, что человек постоянно развивается, изменяется и стремится достичь полной реализации своих способностей.

Когнитивная психология (от англ. Cognition - познание) — направление в психологии, изучающее закономерности процессов познания.

В центре внимания когнитивной психологии находятся познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. В настоящее время область исследований когнитивной психологии настолько расширилась, что включает в себя изучение сновидений, гипноза, медитации, а также воздействие различных лекарственных препаратов на процесс мышления.

В последнее время среди практических психологов наиболее распространенным является эклектический подход. Эклектизм (от греч. Εκλεγω- избирающий) — направление, согласно которому психолог выбирает сам, какой именно подход применить в конкретной ситуации.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте предмет психологии как науки.

2. Назовите этапы развития психологической науки.

3. Назовите основные направления психологии и дайте их краткую характеристику.

4. Назовите основных представителей различных направлений психологической науки.

5. Обозначьте место психологии в системе наук о человеке.

6. Обозначьте роль психологической науки в практической деятельности специалиста органов социального обеспечения

7. Поясните понятие «эклектизм».

 

 

Глава 2

ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ

Возникновение и развитие психики человека является одной из сложных проблем.          Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два понимания природы психики: материальное и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство живой материи самоуправления развитием и самопознание (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях развития идеальное отождествляется с психическим.

На протяжении многих веков ведутся споры о том, что появилось сначала - материя (мозг) или сознание (психика), зависит ли психика от работы мозга, функционирует ли сознание по тем же законам. Первичность сознания и вторичность материи отстаивают идеалисты, а первичность материи - материалисты. Истина же, как всегда, находится где-то посередине. Многочисленные исследования позволили определить, что есть психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях. Способность отражать, т.е. передавать характеристики объекта взаимодействия, является свойством любой материи. Самый низкий и простой уровень отражения - физико-химический - можно наблюдать в природе при взаимодействии материальных тел; которое связано с разрушением или перемещением материальных частиц. Например, следы на песке, сломанная ветром ветка дерева, смытая дождем пыль и т.п.

Более сложный уровень отражения, проявляющийся только у живой материи, - раздражимость. Это способность избегать вредных, опасных для жизнедеятельности воздействий путем внутренних биохимических изменений. Ярким примером этого является стремление организма к сохранению гомеостаза - биологического равновесия: если животное голодно, то, не поев, оно может умереть, поэтому в мозг быстро идет сигнал о том, что надо поесть, и тогда тигр идет на охоту. Человек коснулся пальцем горячего утюга, и сигнал боли заставляет его отдернуть руку, иначе бы сгорел весь палец.

Следующим уровнем отражения является чувствительность - способность живой материи реагировать на такие воздействия, которые сами по себе для жизни не опасны, но несут информацию о возможной угрозе. Этой способности служат органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, чувство равновесия и положения в пространстве. Например, хруст ветки сам по себе не опасен для жизни, но для оленя он служит сигналом приближения хищника. Чувствительность помогает высокоорганизованным живым существам эффективно ориентироваться в окружающем мире.

Высшим уровнем отражения является психическое отражение - собственно психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека - это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Различия психики человека и животных следующие:

º у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);

º животные не могут анализировать (если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);

º нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они - пустой звук);

º нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;

º животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);

º у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Сознание - это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных. Этими особенностями и являются:

º наличие речи;

º умение логически мыслить (находить причинно-следственные связи);

º умение планировать свою деятельность;

º наличие мира внутренних переживаний;

º наличие отношения к миру;

º человек не просто отражает окружающий мир, он может его моделировать в сознании по своему усмотрению;

º появление мышления как самостоятельной внутренней деятельности.

Как связаны сознание и мозг? В результате исследований установлено, что сознание есть функция мозга, его производная. Именно в головном мозге сознание возникает, так как при повреждении головного мозга оно исчезает. Мозг влияет на сознание: при очень низкой активности нейронов коры (например, при повреждении ретикулярной формации) человек теряет сознание; при очень высоком уровне активности нейронов коры (при эпилептическом припадке) происходит то же самое. Головной мозг — это физиологическая база, на которой сознание возникает и посредством которой оно функционирует. Если происходят изменения в мозгу, то изменяется и сознание. Этому посвящено множество экспериментов, посредством которых изучается сознание, его структура и свойства.

В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и где обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов; моторные зоны, управляющие движениями тела; гностические зоны, отвечающие за восприятие. Ассоциативные зоны в лобной части мозга обеспечивают мышление, речь, память и осознание положения тела в пространстве.

Интересно, как открывали местонахождение этих зон и то, за что они отвечают: иногда в определенном участке мозга что-то нарушалось, и человек переставал уметь делать что-то. Тогда-то и понимали, что данный участок мозга отвечает за такую-то функцию. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, то оба уже не могли говорить и писать, но продолжали сочинять музыку - так было установлено, что центр речи и письма находится в левом полушарии.

Существует и другой путь исследования. В мозг вживляются электроды, и их стимуляция вызывает определенные реакции: стимулируется обонятельный центр, и человек чувствует запахи, возбуждают центр слуха - слышит звуки. При травме головы, затронувшей центр памяти, человек теряет память частично или полностью (популярный сюжет мексиканских сериалов). Ранее пробовали лечить эпилепсию расщеплением мозга: перерезали мозолистое тело, соединяющее левое и правое полушария мозга. Это помогало, но пациенты теряли способность рисовать или писать, считать или говорить. Также известен сюжет из художественных фильмов о психбольницах, когда с помощью лоботомии (иссечения участка головного мозга) делали пациента покорным, теряющим интерес к окружающему миру, он переставал быть человеком. Сейчас этот метод официально уже не используется.

Человек рождается с зачатками сознания, но так как он существо социальное, то развитие сознания и становление человеческого детеныша человеком происходят только в обществе людей. Всем известен феномен Маугли: дети, с раннего детства изолированные от человеческого общества, уже никогда не становились полноценными людьми, у них отсутствовала речь, мышление, интересы, нравственные ценности, они вели себя как животные и не могли жить как люди.

Можно выделить три основные функции психики:

º отражение воздействий окружающего мира;

º осознание человеком своего места в окружающем мире;

º регуляция поведения и деятельности.

Такая функция психики, как психическое отражение действительности, имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально- психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Регуляция поведения и деятельности - еще одна из функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики,

Психика человека развивается и существует только в тесном единстве с его организмом. Здоровье психики зависит от таких биологических условий, как уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ. Существует множественное количество других органических условий, определяющих нормальное функционирование нашей психики.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

В современной психологии большое значение уделяется связям между морфологическими особенностями строения тела индивида и его психикой. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона.

Немецкий психолог Э. Кречмер в работе «Строение тела и характер» изучал связи, которые существуют между строением тела и его психологическим складом:

астеник - худой, с узкими плечами и плоской грудью. С детства очень слабые и нежные, они быстро растут, не склонны к увеличению мышечной массы. Им присуща склонность к уединению, скрытность чувств, социофобия (страх перед общественными контактами);

 атлетик - сильно развитые скелет и мускулатура. Им присуща потребность в доминировании, храбрость, склонность к риску, психологическая неустойчивость, отсутствие сострадания, самоуверенность;

пикник - склонность к ожирению, плотная фигура. Им присущи пристрастие к еде, любовь к компаниям, приветливость во всем, жажда любви и одобрения окружающих, эмоциональная ровность.

Как и Э. Кречмер, У. Шелдон пришел к выводу о существовании трех «соматотипов», т.е. основных моделей строения человеческого тела:

º эндоморфный - мягкость тканей, отложение жира - висцеротонический темперамент (лат. Viscera - внутренности, т.е. функциональное преобладание органов пищеварения);

º мезоморфный - широкие плечи, мускулистые конечности - соматотоник (греч. σωμά, - тело);

º эктоморфный - худой человек, слабая мускулатура - церебротонический темперамент (лат. сerebrum - мозг).

Структура психики включает четыре подструктуры: психические явления, уровни психики, фазы психики и индивидуальное «Я».

1. Психические явления - это психические процессы, состояния и свойства личности.

2. Уровни психики - бессознательная психика (бессознание) и сознательная (сознание).

Бессознание (подсознание) есть проявление инстинктивной программы поведения, проявление исторического опыта предков, формируется в индивидуальной жизни на основе подражания, приспособленческого поведения, развития привычек и навыков в целенаправленных действиях. Свойства бессознания - это отождествление своего «Я» с собственным телом, всеми его процессами, подражательность, ситуативность, автоматичность действий, их стереотипность.

Сознание формируется на основе общения, мышления, речи и в процессе деятельности. Это высший творческий уровень психики человека, которому свойственна духовная, субъективная свобода, критичность, нравственная мотивация, способность идеального планирования и моделирования всех предстоящих форм активности.

3. Фазы психики - актуальная, интуитивная, потенциальная.

Актуальная фаза - осознанная, в которой проявляется, ощущается, переживается конкретная активность человека и на которой сосредоточено внимание. Психическое содержание этой фазы фиксируется, сохраняется и воспроизводится в памяти.

Интуитивная фаза - не осознана, непроизвольная, вспомогательная относительно актуальной фазы. Она соучаствует в решении задач актуальной фазы, все психические процессы в ней протекают более быстро и нередко выдают решения не только в состоянии бодрствования, но и в сновидениях.

Потенциальная фаза - включает все материальные механизмы психики, на которые не действует активность внимания. Это потенциальная материализованная психика, которая может перейти в первые две фазы при условии сосредоточения или рассеивания внимания.

4. Индивидуальное «Я». Это одно из самых сложных явлений и понятий психологии, философии и религии. 3. Фрейд в трехуровневой структуре психики определил первый базальный уровень как ОНО - бессознание (подсознание), второй, он же средний, уровень как Я - сознание и третий уровень - сверх Я, или сверхсознание.

Уильям Джеймс определил четыре понятия Я:

1) «Я-материальное» - мое тело, моя одежда, моя собственность;

2) «Я-эмпирическое» - социальное (включает различные отношения человека в обществе);

3) «Я-духовное» - это совокупность явлений индивидуальной психики (сознание, способности, характер и др.);

4) «Я-чистое» - общение в идеальном мире с Абсолютным Разумом.

В отечественной психологии принято понятие «Я» как индивидуальной духовной целостности, основы психики и всех психических явлений индивида, которая тождественна сама себе на протяжении всей жизни и одновременно различна по содержанию в соответствии с изменениями индивидуального опыта.

«Я» — результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих психических и физических состояний, действий и процессов.

Онтогенез и филогенез - два эволюционных процесса, с разных сторон раскрывающих закономерности становления человеческой психики.

Онтогенез (от греч. οντος - сущее, γενεσις - происхождение) - процесс развития индивидуального организма. В психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии - стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, «впадают в детство» (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие). Анализом закономерностей развития психики в филогенезе и онтогенезе занимались такие ученые, как Лидия Ильинична Божович, Лев Семёнович Выготский, Пётр Яковлевич Гальперин, Александр Владимирович Запорожец, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Сергей Леонидович Рубинштейн, Даниил Борисович Эльконин и др. Изучение онтогенеза - главная задача детской и возрастной психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым).

Филогенез (от греч. Φύλού - род, племя и γενετικος - рождение, происхождение) - историческое развитие психики - трактуется в учебниках двояко. В первом случае он касается только человека, когда прослеживается эволюция психики только у человеческого рода — от австралопитека до Ноmо sapiens. Во втором случае он понимается чрезмерно широко, и тогда в исторический очерк включают также предшествующие человеку формы психического - от растений, когда оно еще только зарождается, к животным, а от них к человеку. Человек - социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной.

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем.

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.

Онтогенез касается индивидуального развития человека в течение одной среднетипичной жизни. Его этапами служат возрасты жизни, а не исторические эпохи, как в филогенезе. Онтогенез измеряется годами и десятилетиями. Филогенез - происхождение человеческого рода от ископаемых приматов, а это более 7 млн. лет, - измеряется миллионами лет.

Филогенез - историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Эрнст Геккель. С его помощью он обозначал изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтогенез - развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филогенез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, поскольку касается исторического развития в ряду поколений.

Современная психология выработала оптимальный взгляд на эволюцию психики и понимает филогенез как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Его изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины.

Филогенез называют еще гоминизацией. Гоминизация (от лат. homo - человек) — процесс очеловечения обезьяны - от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Ноmo sapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эволюционно более позднего отдела - неокортекса (неэнцефализация), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминизации явилась трудовая деятельность. Префронтальная кора больших полушарий головного мозга, которой отводится важная роль в осуществлении таких функций, как оценивание обстановки и принятие решений, чувство такта, контроль импульсов и абстрактное мышление, в процессе филогенеза приобрела свои нынешние очертания и относительно крупные, по сравнению с остальными частями мозга, размеры.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «психика».

2. Назовите основные функции психики.

3. Назовите составляющие структуры психики.

4. Охарактеризуйте конституциональную типологию человеческой психики по Э. Кречмеру.

5. Охарактеризуйте конституциональную типологию человеческой психики по У. Шелдону.

6. Сравните психику человека и животных.

7. Охарактеризуйте развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

 

Глава 3

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Высшей формой развития психики является сознание. Существенное отличие человека от животного состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о прошлом и думать о будущем. Все это связано со сферой человеческого сознания. Сознание - это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.

Сознание - это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная («Я»), личное переживание, отношение к предмету.

Например, вы читаете книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в кресле дома. В вашей психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это «Я», который здесь живет и что-то читает. Вы наблюдаете себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, и поэтому они предстают перед вами в сознательном образе. Вы понимаете, что дом, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкретном человеке. Сознание - это принятие, осознание реального, вне зависимости от личности существующего бытия.

Невозможно принять и познать Мир, не вычленив в нем себя и свое субъективное «Я» из отраженного мира. С. Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет нам находить, выделять и систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия сознания нереально истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается другим.

Тема о происхождении, природе и сущности сознания всегда была одной из центральных и дискуссионных для психологии и философии.

Существует классическая диалектико-материалистическая конструкция, согласно которой «бытие определяет сознание». Данная схема одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми.

Выделим основные характеристики сознания человека:

º первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению мира. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется;

º мысленное представление и воображение действительности - вторая характеристика сознания, тесно связанная с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших формах не существует. В сознании отражаются только основные существенные характеристики предметов, событий и явлений;

º третья характеристика сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

º четвертая характеристика человеческого сознания - наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется умственная структура, в соответствии с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смысла слов.

Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и перерабатывающей соответствующие образы. Примером образного человеческого сознания является литература, искусство, музыка.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека.

1. «Я» является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным «Я», т.е. это мое знание, мой опыт.

2. Самосознание, «Я», выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.

Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.

Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена:

º многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т.п.);

º многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т.п.).

Представления о себе многоплановы. Исследователи выделяют различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений человека («физическое Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я› и т.д.), либо по временному континууму («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»), либо по какому-то иному признаку.

Например, Маршалл Розенберг различает:

«реальное Я» - то, каким человек кажется себе в действительности, в данный момент, это актуальное «Я»;

«идеальное Я» - желаемое «Я», каким человек хотел бы быть;

«фантастическое Я» - каким он желал бы стать, если бы все было возможным;

«должное Я» каким должен быть, ориентируясь на моральные нормы и социальные предписания;

«изображаемое Я» - каким человек представляет, демонстрирует себя окружающим;

«динамическое Я» - каким он мог бы быть, каким поставил перед собой цель стать;

«идеализированное Я» - каким человеку приятно выглядеть сейчас (этот образ «Я» включает в себя элементы реального, идеального и динамического «Я»).

 Кроме того, начиная с работ Чарльза Кули, выделяют «зеркальное Я» - установки, связанные с представлениями человека о том, каким его видят другие.

В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» (Я-образ, Я-концепция). «Образ Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В «образ Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. «Образ Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.

«Образ Я» - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его, а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия, Я-образ - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я», но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим, Я субъекта. Когда подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма, оценка не должна восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника. Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное.

Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

Низкая самооценка имеет много форм проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства, депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов.

Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай, программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки - главная жизненная установка для каждого из нас. Не следует забывать, что все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности

Сознание работает, пока мы учимся читать и писать, играть на фортепьяно или в теннис, кататься на лыжах или водить машину. Но только до тех пор, пока полученные практические знания не войдут в нашу плоть и кровь. После этого неповоротливое сознание будет только мешать. Лыжник, думающий над тем, какое сделать движение, обязательно упадет, пианист - сфальшивит.

«Бессознательное — незаменимый и эффективный помощник», - пишет психолог Тимоти Уилсон. Оно управляет нашей повседневной жизнью, запуская автоматизированные действия. «Бессознательное как будто выпускает на свободу множество живущих у нас в голове зомби, которые запрограммированы на выполнение отдельного относительно простого задания», - пишет американский исследователь Кристоф Кох. Этот автоматизм освобождает голову для решения нестандартных, творческих задач - в те редкие моменты нашей жизни, когда случается что-то необычное, ситуация перестает быть стереотипной и наш мозг не может сходу подобрать нужную программу. Вот тогда незамедлительно включается сознание.

Бессознательное никогда не отключается. Мозг постоянно активен и настроен на получение информации. По большей части она усваивается и сохраняется неосознанно, но потом в определенной ситуации активизируется и влияет на поведение человека. Такое обратное действие скрытых ресурсов мозга испытали на себе студенты, участвовавшие в экспериментах американского психолога Джона Барга. Он предложил разным группам испытуемых поработать со словесными тестами. В одном мелькали слова, так или иначе связанные с темой преклонного возраста, - «морщины», «сентиментальный», «Флорида» (штат, в который всегда стремились перебраться американцы, выйдя на пенсию). Джон Барг зафиксировал, что молодые люди из этой группы, выходя из аудитории, двигались скованно, медленнее других, шаркая ногами. Очевидно, обработанные ими понятия каким-то образом пробудили в них поведенческие стереотипы, характерные для стариков.

Способность бессознательно поглощать, а потом в нужные моменты отдавать информацию, эффективно используют специалисты по маркетингу. Они прекрасно знают: много раз повторенные названия товаров, их вид и доходчивый слоган откладываются в бессознательной памяти и со временем начинают восприниматься как что-то знакомое и близкое. И человек, не отдавая себе отчета, покупает разрекламированные товары.

Бессознательное может стать невольным предателем. Его так легко ввести в заблуждение и использовать даже в не слишком благовидных целях. Когда ученые поняли, как много информации проникает в мозг, минуя сознание, показалось, что найден простой и надежный способ манипуляции человеческой психикой.

В 1957 г. американский специалист по маркетингу Джеймс Вайкари обнародовал скандальные результаты своих экспериментов.

Несколько десятилетий назад во многих городах Америки происходили довольно странные вещи: после очередного сеанса люди, выходившие из кинотеатра, буквально осаждали ближайшего продавца попкорна, обуреваемые желанием немедленно отведать именно это лакомство.

В чем причина столь необычного ажиотажа?

Ответ прост. Это был результат так называемого 25-го кадра ЦРУ: в течение фильма к двадцати четырем кадрам в секунду добавлялся еще один - с рекламой попкорна, который действовал на зрителей, хотя они его и не замечали.

Начиная с 50-х гг. КГБ, ЦРУ и другие спецслужбы разных стран для подготовки агентов и дипломатов использовали засекреченную методику интенсификации обучения.

В ее основе лежал метод, широко известный в мире как «эффект 25-го кадра». В чем же суть метода?

Современная психология различает у человека два диапазона восприятия: сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный), при котором информация усваивается, минуя сознание. Например, если человеку последовательно демонстрировать с экрана иностранные слова с их переводом со скоростью 25 пар в секунду, то сознание эту информацию воспринимать не будет. Однако, как показывают многочисленные эксперименты, на уровне подсознания эти сигналы принимаются и обрабатываются центрами нашего головного мозга. Это открытие, к сожалению, в первую очередь стали использовать в рекламе, предвыборных кампаниях.

Но основная цель подобных методик - реализовывать скрытые резервы головного мозга. Информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, в тысячи раз превышающей норму. Способностью к сверхзапоминанию наделен не только гений, но и нормальный средний человек. Применение суггестологического метода обучения доказывает это. Ученые связывают такие возможности с тем, что у людей 97% психологической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% - на осознаваемом уровне.

В наше время на основе этого метода были разработаны, запатентованы и выпущены программы обучения иностранным языкам и технике быстрого чтения - «Inttll». Чем же отличаются эти программы от других?

Самое главное, что все обучение не требует от обучаемого каких-либо значительных усилий и зубрежки, которыми обязательно сопровождается изучение иностранного языка. Единственное, что необходимо, - это время, телевизор и концентрация внимания. Урок длится 45 минут и делится на три пятнадцатиминутки: «вижу», «вижу и слышу», «работаю». Первые 15 минут вы смотрите на экран, где мелькают пары слов со скоростью 25 кадров в секунду, на которых вам и нужно сконцентрировать свое внимание. На следующем этапе урока уже в обычном режиме вы просматриваете слова и слушаете их правильное произношение. А в конце занятия вы будете «доставать» из памяти увиденные пары слов с помощью специальной методики.

После 60-70 часов способный человек может пополнить свой словарный запас 7 тыс. иностранных слов и выражений. И очень важно, что слова эти остаются в памяти долгие годы, даже если язык не используется. При традиционных занятиях на это уйдет не меньше полутора лет интенсивной работы.

В 1987 г. Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН было дано официальное заключение о полной безопасности и полезности этого метода обучения для взрослых и школьников, так как в результате его использования память и внимание человека улучшаются в 10-12 раз, а скорочтение - в 3-5 раз.

Обучение по программе «Inttll» можно проводить самостоятельно, всей семьей и с друзьями. Очень эффективно использование этих методик для работы со студентами. Единственное условие - полная концентрация. Обучение по системе «Inttll» универсально: созданы специальные программы для начинающих детей, для бизнесменов, бухгалтеров, экономистов, программистов, медиков по изучению английского, немецкого, французского, итальянского, испанского, финского, японского языков.

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения - ощущения равновесия, мышечные ощущения; бессознательная память - память, которая связана с долговременной и генетической памятью; бессознательная речь - внутренняя речь; бессознательная мотивация - влияет на направленность и характер поступков. Но особый интерес представляют личностные проявления бессознательного.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений - ошибочные действия: оговорки, описки. В основе второй группы лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов и др., что напрямую или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа связана с восприятием, памятью и воображением: сны, грезы, мечты.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

º когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

º когда человеку требуется преодолеть сопротивление (физическое или психологическое);

º когда необходимо найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой, без волевого решения, разрешиться не может;

º когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении между сознанием и бессознанием является сложным и не решается однозначно. Причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием.

Человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Рада Михайловна Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом с другой - могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты - это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

К механизмам психологической защиты, как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение - наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция - бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей это - простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация - это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация - обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось».

Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой пели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение, - обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «сознание».

2. Назовите психологические свойства сознания.

3. Назовите предпосылки и условия возникновения сознания. Охарактеризуйте перспективы развития человеческого сознания. Дайте определение понятию «бессознательного».

4. Назовите виды бессознательного.

5. Определите соотношение между сознанием и бессознательным.

 

 

 

Глава 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: