К основным качествам восприятия относят: осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, апперцепцию, категориальность

Осмысленность и обобщенность. Восприятие человеком предметов, явлений имеет для него определенный смысл (что это: хлеб, крупа) и личностный смысл, значимость (полезные - вредные, нужные - ненужные и т.д.).

Восприятие носит предметный характер (предметность). В нем отражаются разнообразные объекты, явления, предметы, имеющие конкретное предназначение и смысл.

Целостность. При восприятии в сознании человека отражаемый объект представляет совокупность многих качеств и свойств как целостный объект, находящийся во взаимодействии с другими объектами.

Структурность. Предметы и явления человек узнает благодаря устойчивой структуре, системе их признаков.

Константность, благодаря которой относительно постоянно воспринимаются свойства предметов в разных условиях (тарелка, например, воспринимается круглой в любом положении). Данная особенность характеризуется независимостью отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета, содержания и др.) от воспринимаемых условий. Одни и те же предметы могут восприниматься нами в разных условиях (время суток, расстояние, степень освещенности и т.п.), которые не могут оказывать влияния на качество восприятия, однако объективные параметры предметов воспринимаются в неизменном виде (что это: количество, объем и т.п.) Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающие механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.

Избирательность. Из множества окружающих нас предметов выделяется лишь несколько или один, а все остальные составляют фон восприятия. Выделение тех или иных объектов может зависеть от потребностей человека, его интересов, установок, состояния его психики, физического здоровья.

Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Чем богаче его опыт, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Эта особенность называется апперцепцией. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем всю музыкальную тональность в целом, не выделяя звучание каждого инструмента. Если же ставится цель выделить звучание какого-либо инструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступает на передний план, становится объектом восприятия, все остальное составляет фон восприятия.

Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.

Важная форма произвольного восприятия - наблюдение - преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя.

Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Представления разделяют по анализаторам, которые в них задействованы: зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представления запаха), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представления движения своего тела) и др. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления формируются в процессе профессиональной деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т.д.

В окружающем нас мире на человека воздействует огромное число раздражителей. Однако до нашего сознания доходят только те, которые являются наиболее значимыми, на которых сосредоточено наше внимание.

Внимание - психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.

Рассмотрим основные виды внимания. Это:

º природное и социально обусловленное внимание;

º непосредственное и опосредствованное внимание;

º непроизвольное и произвольное внимание;

º чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом - предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания - непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Непроизвольное внимание - более низкая форма внимания, которая возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

º неожиданность раздражителя;

º относительная сила раздражителя;

º новизна раздражителя;

º движущиеся предметы. Теодюль Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете;

º контрастность предметов или явлений;

º внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Если человек говорит, на что он обращает внимание, то можно определить, кто он: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания - произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится делать не только то, что само по себе интересно, приятно, увлекательно, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание, более сложное и свойственное только человеку, формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характеризуется тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание, необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или послепроизвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешнее и внутреннее направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако невозможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое- либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

Внимание характеризуется различными проявлениями, которые называют его качествами или свойствами. Свойства внимания:

º концентрированность - показатель степени сосредоточенности на определенном объекте;

º интенсивность - характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

º устойчивость - способность длительное время удерживать высокий уровень концентрированности и интенсивности внимания,

º объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (взрослый 4-6 объектов, ребенок 2-3 объекта);

º распределение - способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно;

º переключение - способность достаточно быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Жизненные впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют значительный след, сохраняются, закрепляются, а затем при определенных условиях воспроизводятся - эти процессы называются памятью.

В более широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом.

В некоторых теориях описываются три блока памяти: сенсорный блок (связанный с органами чувств: зрением, слухом, вкусом и т.п.), кратковременный и долговременный.

Когда человек видит, слышит, ощущает или получает какие-нибудь другие впечатления из внешнего мира, то сначала они передаются посредством органов чувств в сенсорную память. Однако информация здесь хранится не дольше секунды. Лишь доля процента всех ощущений передается в кратковременную память.

Кратковременная память действует до тех пор, пока ваше внимание находится в сосредоточенном состоянии. Найдя в справочнике номер ближайшего комбината питания, человек будет вероятно его помнить столько времени, сколько потребуется, чтобы набрать его. Если через час нужно будет опять набрать этот номер, то придется снова искать его в справочнике. Кратковременная память сохраняет информацию в течение ограниченного времени и в ограниченном объеме. Несмотря на индивидуальные различия, большинство людей могут одновременно манипулировать примерно семью единицами информации. Как правило, информация лучше всего удерживается в кратковременной памяти в течение первых нескольких секунд. Примерно через 12 с качество запоминания начинает ухудшаться, и если через 20 с информация не будет востребована, она, скорее всего, утратится.

Долговременная память сохраняет информацию значительно дольше. Большинство ученых считают, что все, что удерживается в памяти долее пяти минут, попадает в долговременную память. Воспоминания могут храниться в долговременной памяти в течение нескольких часов, дней, месяцев, лет, а то и всю жизнь. Она имеет огромный объем, точно его определить нельзя, однако установлено, если информация будет поступать к человеку в течение ста лет, там еще останется место для хранения нового материала.

Виды памяти: двигательная (способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, водить машину)), затем формируется образная память, т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принял большее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный или вкусовой.

Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов (память страха, стыда, ярости). Высшим видом памяти, присущим только человеку, является вербальная память (словесно-логическая, или сематическая), с ее помощью образуется информационная база интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.п.).

Также различают произвольную, непроизвольную, послепроизвольную память.

В течение дня память работает неравномерно. Лучше всего результаты между 8 и 12 часами дня. Потом наступает спад, который длится примерно до 17 часов. Затем память снова улучшается, и к 19 часам наступает вечерний пик эффективности, максимальная память - в 21 час, в это время в памяти сохраняется все, что вы не могли запомнить в течение дня (рис. 4.1).

Рис. 4.1. График работы памяти

Во многих методиках, направленных на улучшение размещения информации в мозге, используется мнемоника или мнемотехника — это приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее смысловой организации.

 

Высшим познавательным процессом является мышление, которое имеет очень широкий и сложный смысл. Оно порождает новые знания, творчески отражает преобразование человеком действительности.

Мышление - процесс обобщенного отражения действительности, направленный на решение познавательных, теоретических и практических задач.

В процессе развития психики ребенка последовательно формируются следующие виды мышления:

º конкретно-действенное (предметно-действенное), или сенсомоторный интеллект, - значительное развитие чувственного познания (с 11 месяцев жизни ребенка);

º наглядно-образное - на основе освоения предметных действий и развития активной речи (2-3 лет);

º словесно-логическое (конкретно-логическое) - изучение конкретных наук, конкретная предметная деятельность, развитие логической речи (с дошкольного возраста до подросткового);

º абстрактно-логическое - оно может быть в понятиях, суждениях, умозаключениях, но не в образах (в дошкольном и школьном возрасте до юности).

У каждого человека свой основной вид мышления, но присутствуют все виды.

Развитие мышления зависит от знаний, однако следует помнить, что знания и ум - не одно и то же. Мало иметь знания, нужно уметь их применять в деле. Отличительная особенность умного человека - умение привести в систему имеющиеся знания, организовать их так, чтобы можно было ими пользоваться. Умный человек не гарантирован от ошибок, но, допустив ошибку, он умеет ее исправить.

Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных способностях, т.е. о том, что именно представляет наш ум, как он устроен, каковы его особенности. Психология исследует эти проблемы. Под интеллектом обычно понимают совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи.

Как и все функции психики, интеллект находится под воздействием, с одной стороны, наследственности, а с другой, - под влиянием окружающей среды. Наследственная обусловленность связана со многими факторами: генетическая обусловленность, физическое и психическое состояние материи (питание, здоровье), хромосомные аномалии, экологические условия. Адаптационная обусловленность проявляется, прежде всего, во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

º особенности питания ребенка (особенно в 1,5 года);

º психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (дети, живущие в приютах и домах ребенка, заметно отстают в умственном развитии);

º число детей в семье, ее социальный статус (этот фактор связан с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп).

 

С мышлением тесно связано воображение. Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслительных ситуаций, никогда ранее в целом не воспринимавшихся человеком.

Различают виды воображения - бессознательное (пассивное) и сознательно-целенаправленное (активное, преднамеренное), оно подразделяется на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение предполагает, что по нескольким деталям восстанавливается все (следователи, реставраторы, археологи).

Творческое воображение - процесс самостоятельного создания новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Воображение можно подразделить на следующие виды: активное (человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы), пассивное (образы возникают спонтанно), продуктивное (действительность сознательно конструируется человеком) и репродуктивное (ставится задача воспроизвести реальность в таком виде, какова она есть).

Есть и такие виды воображения, как: сновидения, грезы мечты, галлюцинации.

К познавательным психическим процессам относится представление, которое связано с воссозданием имеющихся или с созданием новых образов объектов. В научной психологии содержанием понятия «представление» является чувственный образ предмета, ситуации и события, являющихся результатом деятельности памяти или продуктивного творческого воображения.

Представления играют огромную приспособительную роль в жизни человека, прежде всего в качестве образов конечных результатов деятельности. Именно представление о конечном результате деятельности как о ее цели отличает деятельность человека от поведения животного. Без представления конкретного образа конечного предмета невозможна продуктивная деятельность человека. Поэтому для повышения продуктивности деятельности прежде чем начать выполнять какое-то дело, человек должен представить себе образ того предмета или ситуации, которые он хочет создать или достигнуть. Представления помогают человеку создавать целостную картину наличного пространства.

Представление - вторичный чувственный образ, который либо непосредственно, благодаря памяти воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом умственных манипуляций с различными чувственными образами, т.е. деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «ощущение».

2. Назовите классификацию ощущений.

3. Охарактеризуйте виды и свойства восприятия.

4. Назовите существенное отличие ощущений от восприятий.

5. Раскройте значение понятия «внимание».

6. Обозначьте роль внимания в жизни и деятельности человека.

7. Раскройте системную организацию внимания: свойства и виды.

8. Охарактеризуйте основные процессы памяти.

9. Дайте общую характеристику мышлению.

10. Обозначьте единство мышления и речи.

11. Раскройте особенности развития творческого мышления.

12. Проследите взаимосвязь понятий «мышление» и «интеллект».

13. Раскройте особенности воображения и творчества.

Глава 5

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Физиолог Иван Петрович Павлов на основе своего учения о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделил три свойства системы: силу, уравновешенность, подвижность, которые соответствуют четырем типам темперамента:

1) сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный;

2) холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный;

3) флегматик - сильный, уравновешенный, инертный;

4) меланхолик - слабый, неуравновешенный, медлительный.

У человека присутствуют все четыре типа темперамента, но один является доминирующим. Темперамент не может быть хорошим или плохим, он имеет свои преимущества и недостатки. Так, например, люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и утраты интереса. Те, кто отличается меланхолическим темпераментом, медленно входят в процесс работы, но зато у них больше выдержки. Их работоспособность выше в середине и конце работы. В целом производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются только динамики работы в разные периоды. Холерики имеют достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, но при длительной работе у них не хватает выдержки. Флегматики не в состоянии быстро собраться и сконцентрироваться, обладают упорством, добиваются поставленной цели.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер человека проявляется:

º в том, как он относится к другим людям: родным, близким, товарищам, малознакомым и т.д. - устойчивая и неустойчивая привязанность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость. При взаимодействии с другими людьми выступают такие черты, как: неуживчивость, покладистость, миролюбие или склонность к спорам;

º в отношении человека к самому себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или неуверенность в своих силах;

º в отношении человека к делу: добросовестность, ответственность, энтузиазм;

º в отношении к вещам (как к общественной собственности, так и к своим вещам).

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются у детей раннего возраста. Следовательно, истоки характера и признаки его стабилизации нужно искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании характера играет общение с окружающими. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются со взрослыми и сверстниками, подражая всем и во всем. Взрослые пользуются в это время доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает условия для подкрепления нужных форм поведения.

Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетание.

Карл Юнг делил людей на интровертов и экстравертов.

Экстраверт ориентируется в своем поведении на внешние впечатления, а не на внутреннее состояние. Для экстравертов характерны: легкая приспособляемость к изменениям в окружающей обстановке, общительность, непринужденность.

Интроверт погружен в себя, руководствуется в своих поступках внутренними состояниями и отношениями. Плохо себя чувствует в непривычной обстановке, с трудом налаживает контакты с людьми, предпочитает общаться только с теми, кого хорошо знает.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявление характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания.

Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность, решительность. Для меланхолика серьезная проблема - преодоление робости и тревожности.

Характер - врожденные особенности поведения. Психические свойства, образующие характер, называются чертами характера. Они развиваются под влиянием жизненного опыта и воспитания в процессе деятельности человека. Характер формируется и проявляется в деятельности.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он ведет себя в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике (Борис Михайлович Теплов).

Виды способностей:

природные (естественные) - в основе своей биологически обусловленные (такие элементарные, как восприятие, мышление, способность к элементарным коммуникациям), они связаны с врожденными задатками, но не тождественны им. Они формируются на их основе, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения типа условно рефлекторных связей;

º общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности, например, умственные способности, развитая память, совершенная речь и т.д.;

º специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, например, музыкальные, художественные, технические, математические и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

Уровни способностей:

º средние - подражательные, стереотипные способности, на основе которых происходит исполнительская деятельность;

º одаренность - начала творчества в определенной сфере деятельности;

º талант - творческая способность в одном ограниченном направлений;

º гениальность - синтез нескольких талантов,

Воля - это способность управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности или умение преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Благодаря воле регулируется профессиональная деятельность человека. В профессиональной деятельности человека роль воли значительна, так как часто возникают самые различные трудности: утомление, ухудшение настроения, конфликты на производстве и т.п. Без преодоления этих внешних и внутренних трудностей профессиональная деятельность не может быть успешной.

На личном уровне первичные волевые качества проявляются в таких свойствах, как: сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Существуют вторичные, или производные, волевые качества - решительность, смелость, самообладание, уверенность. Обычно в жизни они появляются в сочетании с характером. К третьей группе качеств (третичные волевые качества) относят качества, которые связаны с морально-ценностными критериями. Это ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Также можно отнести качества, которые одновременно являются отношением человека к своей профессиональной трудовой деятельности: инициативность и деловитость.

Основной функцией волевой регуляции поведения является повышение эффективности профессиональной деятельности человека. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие вышеуказанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Приемы самовоспитания волевой регуляции поведения могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих условий:

º начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности;

º преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолевать человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел не утрачивал дальнейшей перспективы, не терял из виду дальнейших целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности - моральных принципов и убеждений;

º принятое решение должно быть исполнено. Если решение принимается, но не исполняется, то воля дезорганизуется;

º в случае если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы.

К числу важных условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения за слабовольными людьми показывают, что они не умеют правильно организовывать ни работу, ни отдых. Волевой человек, разумно организуя свою деятельность, не торопясь, выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью.

У каждого человека есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться в своей профессиональной деятельности.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает. Принято выделять следующие виды:

º нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку, обществу. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность, а также противоположные - безнравственные чувства (аморальные): жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность, себялюбие и т.п.;

º интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания. К ним относят: интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и т.п.;

º эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни, их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, возвышенному или грубому.

Многие психологи придерживаются мнения, что существуют только три основные эмоции: гнев, страх и радость. Они считают, что все остальные эмоции являются вариантами одной из этих трех эмоций или их сочетаниями. Например, ненависть, ярость и враждебность являются формами гнева. В основе ревности и вины лежит страх. Любовь и счастье - это чувства, связанные с радостью. Скорбь, скорее всего, является сочетанием страха и гнева.

Гнев - это довольно неприятная эмоция, ее причиной обычно является фрустрация, связанная с ситуацией неподвластной нашему контролю.

Фрустрация - эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Фрустрация может возникнуть также в том случае, если человек никак не может выбрать одну из нескольких целей. Иногда люди ощущают тягу сразу в нескольких направлениях. Курт Левин выделил три типа внутренних конфликтов, связанных с достижением цели. Каждый из трех типов внутренних конфликтов приводит к фрустрации.

Конфликт равнозначных положительных возможностей, или ситуация «Буриданов осел» (понятие «Буриданов осел» отсылает нас к парадоксу учения о воле, описанному французским философом Жаном Буриданом: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, должен умереть от голода, ибо не может предпочесть ту или иную связку. В переносном смысле говорится о человеке, колеблющемся в выборе между двумя равнозначными возможностями).

Конфликт, возникающий при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив. Из трех типов конфликтов этот приводит к самой слабой фрустрации.

Конфликт равнозначных отрицательных возможностей или «Из двух зол...» Конфликт, возникающий при вынужденном выборе в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив. Этот тип конфликта приводит к самой сильной фрустрации.

Конфликт положительно-отрицательных возможностей, или «проблема выбора». Конфликт, возникающий из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы. Этот тип конфликта возникает чаще всего и приводит к средней фрустрации.

Любой конфликт, независимо от типа, приводит к фрустрации, но люди реагируют на нее по-разному. Многие люди пытаются уйти от фрустрации, но чаще всего начинают сердиться. Они выражают свой гнев с помощью множества способов. Наиболее распространенным из них является агрессивное поведение.

Радость, несомненно, является самой приятной из трех основных эмоций, но ей труднее всего дать научное определение. Радость можно примерно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.

Страх связан с ощущением опасности. Самой распространенной реакцией на страх является попытка бегства или ухода от опасной ситуации. Страхи бывают обоснованными и необоснованными. Специалисты по рекламе пытаются использовать обоснованные страхи в своих интересах. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей.

Со страхом связана эмоция боязни. Боязнь - состояние ожидания опасности и подготовка к ней.

Выделим и дадим характеристику следующим эмоциональным состояниям:

º Настроение - эмоциональное состояние человека связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями, существующими, в течение длительного времени.

º Аффект - особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми физическими изменениями, часто необратимыми, в поведении человека, который их испытывает.

º Страсть - сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

º Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

º Дистресс - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до се полного разрушения.

Область психологической науки, в которой изучаются причины поведения человека и средства управления этим поведением, носит название психологии мотивации.

Термин «мотивация» представляет собой понятие более широкое, чем термин «мотив».

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?»

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, во втором - внешние условия и обстоятельства его профессиональной деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Тогда говорят о диспозиционной и ситуационной мотивации как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

В основе мотивации лежат внутренние потребности, которые управляют человеком и толкают его на различные поступки. Если человек сможет осознать свои потребности, то сможет объяснить причины своего поведения. Определить потребности и выяснить побудительные мотивы не всегда легко. Когда человека просят объяснить причины своего поведения, он часто испытывает затруднения (особенно ему трудно найти оправдание дурным поступкам). В этих случаях говорят о бессознательной мотивации.

Бессознательная мотивация - это чувства и потребности, неосознаваемые человеком, но тем не менее влияющие на его поведение. Бывает, что человек ловит себя на мысли, что, например, бесцельно слоняется по комнате или садиться за руль, не имея при себе ключей. Последователи 3. Фрейда считают, что многие человеческие поступки мотивируются бессознательно. т.е. большинство людей часто не осознают истинные причины тех или иных поступков. Некоторые работники, например, постоянно опаздывают, несмотря на то, что они специально выходят пораньше, но все равно не успевают к назначенному сроку. Фрейдисты объяснили бы такую склонность к опозданиям наличием бессознательной мотивации, например, бессознательным желанием привлечь к себе внимание, явившись позже всех.

Случается и наоборот, что человек довольно легко и быстро находит причины, объясняющие его поступки. Так, например, усердную работу специалист органов социального обеспечения может объяснить желанием получить повышение по службе или желанием заслужить высокую награду. В этом случае говорят о сознательной мотивации.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотивация - это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации‘.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотив - устойчивая осознаваемая причина, потребность человека в различных видах деятельности или поведения. Мотивировка - объяснение своих поступков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: