Художественный стиль (язык художественной литературы)

Язык художественной литературы занимает особое место в сис­теме функциональных стилей. Художественная речь в своей основе имеет кодифицированный литературный язык. В то же время доста­точно большое место в ней занимают элементы и разных вариантов национального языка (просторечия, социальные и территориальные диалекты и т.п.), используемые в художественно-выразительных це­лях. В этих же целях в художественном стиле используются элементы других функциональных стилей (особенно разговорная речь), поэто­му языку художественных произведений, в зависимости от замысла автора, присущи различные иностилевые особенности. Кроме того, в художественных произведениях большую роль играет индивидуаль­ный (авторский) язык. Ещё одним фактором, влияющим на художест­венную речь, являются особенности языка прозы и поэзии.

12


Однако, несмотря на все разнообразие жанров и стилей (вплоть до индивидуально-авторских) художественной литературы, сущест­вуют некоторые общие закономерности построения художественной речи, отличающиеся от общих закономерностей построения всех ос­тальных видов речи. Это и позволяет рассматривать художественную речь в качестве одного из функциональных стилей.

Основными стилевыми чертами являются образность и эмоцио­нальность.

Образность – фундаментальная категория художественного твор­чества (искусства) вообще. В литературе образы создаются с помо­щью слова, художественной речи. Поэтому в художественном произ­ведении слово не только несёт определённую информацию, но и слу­жит для эстетического воздействия на читателя при помощи художе­ственных образов.

Эмоциональность художественной речи также выполняет эстети­ческую функцию. Языковые средства в произведениях передают эмо­ции автора, создают у читателя определенное настроение, эмоцио­нальный настрой.

Создание тропов – ещё одна характерная черта художественной речи. Слова, использованные как изобразительно-выразительные средства (тропы), практически всегда имеют два (а иногда и более) семантических плана – прямой и переносный: колокольчик звонко плачет – это метафора, построенная на сопоставлении звука коло­кольчика и плача человека. Звонко плачет – эпитет, уподобляющий звуки, издаваемые плачущим человеком, звонким звукам каких-либо предметов и т.д.

Лексические и фразеологические особенности. Художествен­ный стиль использует всё богатство лексики, включая и пассивные её пласты. В произведениях часто встречаются фразеологические еди­ницы различных видов.

Словообразовательные особенности. В художественных произ­ведениях суффиксы могут придавать словам нужную эмоциональную окраску. С их помощью автор выражает различные оттенки чувств: суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждае­мому предмету, качеству, признаку.

Морфологические особенности. Художественная речь характе­ризуется частотностью глаголов, которые придают речи динамич­ность. Чаще, чем в других стилях, употребляются личные местоиме­ния, придающие тексту искренность. Большое количество прилага­тельных и причастий, передающих образное описание предмета.

13

Синтаксические особенности. Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств: повествовательные, во­просительные, восклицательные предложения; цитаты, прямая речь, причастные, деепричастные обороты. Часто используются инверсии, особенно в поэзии.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое стилистика? Какие стили существуют в русском языке?

2. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности официально-делового стиля русского языка?

3. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности научного стиля русского языка?

4. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности публицистического стиля русского языка?

5. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности разговорного стиля русского языка?

6. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности стиля художественной литературы русского языка?

Задание 1. Назовите по пять примеров, относящихся к лексике пяти функциональных стилей.

1. Научный стиль: молекула, глагол…

2. Официально-деловой стиль: …

3. Публицистический стиль: …

4. Художественный стиль: …

5. Разговорный стиль: …

Задание 2. Сделайте стилистический разбор текстов по следую­щей схеме:

1. Функциональный стиль.

2. Сфера применения.

3. Цель.

4. Основные стилевые черты.

5. Лексические, грамматические особенности.

Текст 1

– Что для Вас Отечество?

– Для меня Отечество? Я защищал Отечество. Два ранения имею. Три войны прошел: Финскую, Польскую и Отечественную. Для меня Оте­чество – это не просто слова, пустой звон. Это важно. Это душа, которая болит. Это раны, которые ноют. Я за него здоровье отдал.

14

 

Сей­час я инвалид второй группы. Вот так. Так что для меня Отечество – главное в жизни. Сейчас молодежь значение этого слова не понимает. А мы-то Отечество защищали, жизни клали, кровью это слово поли­то. Сейчас же растащили всю страну, по винтику, по кирпичику…

Текст 2

Уважаемый Александр Иванович!

Итальянская делегация просит перенести переговоры на завтра, 13 января, т. к. сегодня, 12 января, наша фирма не встретила итальян­скую делегацию в аэропорту в назначенное время и, соответственно, их размещение в гостинице произошло с задержкой.

Ответственным за встречу и размещение итальянских гостей был назначен Петров В.В.

Текст 3

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абза­ца, текста лекции, доклада и т. п. Количество тезисов текста совпада­ет с количеством информативных центров текста.

Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тези­сы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо ис­точника, например, учебника, научной статьи или монографии. Такие тезисы необходимы для дальнейшей научной работы студентам и ас­пирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоя­щему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

Текст 4

Помните слова знаменитого киногероя: «Без женщин жить нельзя на свете, нет»? Оказывается, можно. По крайней мере, так утвержда­ют некоторые мужчины. За время совместного проживания у мужчин и женщин накапливается множество претензий друг к другу. Так бы­ло и так будет. И рано или поздно возникает мысль: «А что если бы я жил один?» Ну, что мужику для счастья надо? Чистую рубашку, уб­ранную квартиру, вкусный обед. Мы решили посчитать, сколько сто­ит заменить жену…

Текст 5

Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бледный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Са­мо собой разумеется, что молодой человек тоже был влюблен и что родители, заметив их взаимную симпатию, запретили дочери о нем и думать, а его плохо принимали в доме.

15

Наши герои переписывались, каждый день встречались в сосновой роще, где клялись друг другу в вечной любви и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга жить не можем, а воля жестоких родителей мешает нашему счастью, то нельзя ли будет обойтись без нее?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: