Вопросам окружающей среды в настоящее время уделяется все большее внимание. При рассмотрении проблем окружающей среды с точки зрения разности между желаемым и фактическим состоянием природных комплексов в первую очередь необходимо выделить главный аспект – соблюдение равновесия между антропогенным воздействием на природные комплексы и их возможностями по самоочищению.
Интенсивный путь развития в ХХ столетии привел к резкой концентрации производства, для которой является характерным сбросы в огромных объемах отработанных технологических продуктов, содержащих вредные для окружающей среды соединения. В 21 веке требования по нормированию промышленных выбросов резко ужесточились.
Основной объем загрязнения воздушного и речного бассейнов приходится на транспорт и промышленные предприятия. По сравнению с мощным береговым стоком от городов и промышленных предприятий удельный вес загрязнений водоемов и атмосферы речным транспортом невелик, однако возможность поступления сточных вод за борт и попадание отработанных газов двигателей в атмосферу определяет роль судов в проблеме загрязнения как неблагоприятную.
|
|
К источникам загрязнения воды, в первую очередь, следует отнести органическое загрязнение нефтью, керосином, бензином, мазутом. Их влияние проявляется в ухудшении физических свойств воды (замутнение, изменение вкуса, цвета, запаха). Водоему может быть нанесен невосполнимый ущерб в следствии высокой чувствительности живых организмов и растительности к нефтяному загрязнению, а также стойкости и токсичности этого загрязнения.
Попадание в водоемы пылевидных частиц навалочных грузов происходит при перегрузке открытым способом песка, щебня, цемента и так далее. Для фекальных вод характерно высокое бактериальное, а также органическое загрязнение.
Другими источниками загрязнения водоемов речным транспортом можно считать подсланевые воды, отличающиеся высоким содержанием нефтепродуктов, а также хозяйственно-бытовые стоки и сухой мусор.
Однако наибольший вред природе наносится посредством отработанных газов судовых энергетических установок. Суда загрязняют воздух в районах портов, пристаней и территорий, непосредственно примыкающих к рекам и каналам.
Организация и реализация природоохранной деятельности осуществляется, как правило, на самом высоком государственном уровне, в большей части административными методами, и регулируется сводом законов и подзаконных актов главным из которых является Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ.
При организации природопользователем ПЭК необходимо руководствоваться следующими документами федерального уровня:
|
|
Закон РФ «Об охране окружающей среды», от 19.12.91
Кодекс внутреннего водного транспорта. - М.: издательство «ПРИОР», 2001 г.
Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха», от 4.5.1999 г.
Закон РФ «Об отходах производства и потребления», от 24.6.1998 г.
«Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха», утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.01.2001 г.
Гигиенические требования к охране поверхностных вод. /Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.5.980.-00.-М:Минздрав России, 2000 г.
РД 50.194-90 «Аттестация аналитических лабораторий предприятий и организаций». М., Госстандарт, 1990 г.
«Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания». Правила РРР. Санитарные нормы и правила СанПиН 2.5.2-703-98-М.: Издательство «Минздрав России», 1988 г.
РД 31.04-17-97. Правила регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, перевозимых на судах и других плавучих объектах. /С.-Петербург, ЗАО ЦНИИМФ, 1997 г.
РД 152-011-00. Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов.– М.: Минтранспорта РФ, 2000 г.
Производственный контроль осуществляется судовладельцем и капитанами судов перед навигацией, а также в течении навигации и при подготовке к межнавигационному отстою (ремонту). Перед началом навигации в порядке проведения производственного контроля, судовладелец обязан проверить следующее:
1. Обучение и подготовку экипажей судов к эксплуатации, обеспечивающей предотвращение загрязнение водной среды нефтесодержащими и сточными водами, мусором, а также нефтепродуктами и другими вредными веществами, являющимися грузом;
2. Подготовку судна, судового водо – охранного оборудования, а также судовой документации;
3. Своевременное ежегодное предъявление судна Российскому Речному Регистру для получения «свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором»;
4. Своевременное заключение договора с региональными Центрами Госсанэпиднадзора на транспорте о проведении планового надзора;
5. Подготовку судна к проведению ежегодного планового надзора;
В течении навигации производственный контроль за проведением технических и организационных мероприятий по предотвращению загрязнения осуществляет судовладелец и капитан судна. Судовладелец при периодическом посещении судна, а капитан постоянно должны проверять следующее:
1. Наличие и порядок ведения судовой документации по предотвращению загрязнения водной среды;
2. Наличие и состояние пломб на запорной арматуре согласно схеме пломбировки;
3. Выполнение графиков осмотров и ремонтов оборудования, отказ которого может привести к загрязнению водной среды;
4. Наличие справок о сдаче нефтесодержащих вод, мусора;
5. Проведение плановых учений и тренировок по предупреждению загрязнения водной среды;
6. Зачистку сборных цистерн нефтесодержащих и сточных вод перед постановкой судна на межнавигационный отстой, ремонт;
7. При постановке судна на отстой с топливом и маслом в цистернах – запорную арматуру, через которую нефтепродукты могут попасть в водную среду, наличие на ней пломб.
На судах не оборудованных станциями ОВН (очистка нефтесодержащих вод), подсланевые нефтесодержащие воды, накапливающиеся под настилом машинных отделений, должны перекачиваться в сборную цистерну, храниться в ней и периодически сдаваться в приемных пунктах нефтесодержащих вод.
Сегодняшнее состояние экологии требует от всех серьезного изучения проблемы загрязнения акваторий, а также близлежащих районов, и принятие конкретных решений. Для этого в судоходных компаниях назначают ответственных исполнителей, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды, в ОАО Енисейское речное пароходство создана служба охраны природы. В обязанности службы входит составление планов мероприятий по природной деятельности, контроль за их осуществлением, контроль за деятельностью подчиненными подразделениями за деятельностью судов, обеспечение судов нормативными документами, инструкциями и тому подобными документами, оформление договоров, разрешений, лицензий по экологии, проведение занятий и инструктаж по охране окружающей среды.
|
|
При эксплуатации судна проекта 758 образуются следующие виды загрязнений:
- сточные воды (фекальные, хозяйственно-бытовые и прочие).Объем сточных вод принимается равным 2200 литров в сутки;
- мусор, включающий бытовые и производственные отходы. Примерный объем накопления мусора составит: твердые бытовые отходы 4,4кг; пищевые – 5,5кг; твердые производственные отходы – 3,85кг.
- нефтесодержащие воды (подсланевые, при промывке танков, при мытье палубы, после бункеровки и так далее). Накопление на судне подсланевых вод вычисляется в зависимости от мощности судовой энергетической установки по нормативной удельной массе суточного накопления и составляет 400кг/сут.
Для того, чтобы предотвратить попадание в реку подсланевых, хозяйственно-бытовых вод и бытового мусора необходимо произвести расчет количества этих загрязнений на судах с целью выбора мест для их сдачи к последующей переработке. Так как сброс их в водоемы запрещены, то определяем возможность судов по их хранению на период всего рейса.
Количество подсланевых вод, загрязненных нефтепродуктами определяется по формуле:
Qп.в. = qп.в. Nсэу Точ.,кг, (63)
где qп.в.- нормативная удельная масса суточного накопления подслане-
вых вод, кг/кВт;
Nсэу- мощность энергетической установки, кВт;
Точ.- период между очистками, сут.
Имея в расчетном варианте время кругового рейса 6 суток, мы можем в течении всего рейса собирать и хранить подсланевые воды на судне. Сдать их можно в пунктах см. таблицу 24. В этих пунктах расстановлены сливные базы для сбора подсланевых вод с судов ОАО ЕРП.
|
|
Количество хозяйственно-бытовых вод, скапливающихся на судне, определяем по формуле:
Qб.в. = n qб.в. Траб.,м3, (64)
где n – списочный состав экипажа равны 11 человекам на судне
проекта 758, чел.;
qб.в.- нормативный удельный объем суточного накопления
хозяйственно-бытовых вод (берется по расчетам ОАО ЕРП), м3;
Траб.-время работы равное 6 суткам, сут.
Имея в расчетном варианте время кругового рейса 6 суток, видим, что на полный рейс объема цистерны не хватает. Поэтому нужно предусмотреть пункты где можно сдать хозяйственно-бытовые воды (см. таблицу 24).
Количество мусора, пищевых и производственных отходов определяем по формуле:
Qбыт. = n*qбыт.*tраб.,м3, (65)
где qбыт. – нормативный объем суточного накопления отходов на 1 человека, для судов ОАО ЕРП он равен 0,00145м3/чел.сут.
На судно необходимо два 100 литровых универсальных контейнера для мусора. Прием контейнеров осуществляется в портах Лесосибирска и Дудинки.
Сброс сточных вод с судов в не рекомендованных пунктах производится только в аварийном случае и только в местах рекомендованных бюллетенем спецводопользования.
Планировать частичную откачку сточных вод, так, чтобы максимально возможное количество стоков сдать на сборщики.
Все операции заносятся в журнал СД-36. В пунктах Красноярск, Лесосибирск СВ сдается в сборщики.
Все расчеты выполнены исходя из автономности плавания (по сточным водам) по каждому проекту судов.
По окончании навигации, до 15 ноября, представить в пароходство (служба судового хозяйства) следующие сведения:
Количество собранных сточных вод
- за навигацию всего – тн.
Количество собранного сухого мусора всего – тн.
Из них: сдано на сборщики – тн.