Безопасность труда на речном транспорте

 

Охрана труда – система обеспечения безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда осуществляется в настоящее время в рамках государственной политики, повысились требования к работодателям и работникам как в соблюдении условий охраны труда, так и в освоении новых сфер деятельности, таких, например, как сертификация рабочих мест и производственных объектов по условиям труда, лицензирование своей деятельности, страхование от несчастных случаев на производстве и другое. Условия труда во многом определяют производительность, следовательно, и заинтересованность работодателя в их улучшении, предотвращении травматизма и профессиональных заболеваний. Для реализации этих основных задач необходимо:

- обеспечивать выполнение законодательных актов;

- считать работу по охране труда неотъемлемой частью всей производственной деятельности предприятия;

- обеспечивать безопасность при эксплуатации производственного оборудования, технологических процессов при выполнении различных видов работ;

- обеспечивать безопасность при эксплуатации зданий и сооружений;

- обеспечивать оптимальный режим труда и отдыха и лечебно-профилактическое обслуживание;

- обеспечивать санитарно- бытовые условия и ряд других требований охраны труда.

Эти задачи наиболее успешно решаются при взаимодействии всех подразделений и служб предприятия.

Основным направлением деятельности по обеспечению охраны труда определены законодательством по охране труда. Одним из важнейших принципов этой деятельности законодательство определяет приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам их деятельности.

В законодательстве отражены: обязательное расследование несчастных случаев, обучение работников безопасности методам труда, предоставление льгот и компенсаций за вредгые условия труда, обеспечение спецодеждой и средствами защиты, возмещение работдателем вреда, причиненного работникам трудовым увечьем и ряд других положений.

На речном транспорте охрана труда работников имеет свои характерные особенности, которые заключаются в том, что безопасность судового экипажа зависит как от правильности действий каждого члена экипажа, так и от строгого выполнения должностных обязанностей всеми членами экипажа.

В настоящем дипломном проекте представлены грузоперевозки осуществляемые грузовыми теплоходами и грузовыми составами по транспортировке соды. Суда должны быть оборудованы в полном соответствии с требованиями саннадзора, Речного регистра, Правил техники безопасности. Во избежании сильной вибрации судна, производственного шума устанавливаются виброизоляторы источников шума. Применяют средства индивидуальной защита от вибрации: коврики-маты, специальные сиденья и обувь с вибрационными стельками, рукавицы, наколенники; звукоизолирующие кожухи на источники шума, звукопоглащающие конструкции из рыхло-волокнистого материала и перфорированной зашивки, глушители шума, как на двигатель судна, так и в его помещениях, индивидуальные наушники.

При окраске судов, выбросе выхлопных газов работающего двигателя для снижения токсичного воздействия ядовитых веществ применяют эффективную вентиляцию воздуха в судовых помещениях, обеспечивают взрывобезопасность, выдают спецодежду, шланговые дыхательные приборы, снабжают молоком, устраивают для членов экипажей плановые медосмотры, обеспечивают медицинской аптечкой.

Метеорологические условия влияют на микроклимат в судовых помещениях, так как изменяются температура, влажность, подвижность воздуха (сквозняки), тепловые радиации от ограждений и других нагретых поверхностей. Микроклимат в судовых помещениях регламентируется Санитарными правилами для судов внутреннего плавания. Нормы микроклимата в судовых помещениях, оборудованными системами отопления и вентиляции зависят от периода навигации и назначения помещений. К более эффективным техническим мероприятиям относится устройство систем кондиционирования воздуха, которое обеспечивает поддержание заданных параметров микроклимата.

Чтобы обеспечить безопасность труда работников плавсостава при швартовке барж, на буксирах-толкачах устанавливаются буксирные лебедки, управляемые дистанционно из штурманской рубки. При этом в зоне действия буксирного каната не должно быть людей. Так же запрещено присутствие людей и при автоматической сцепке буксира с толкаемым составом вблизи сцепных устройств. Не допускается выполнять какие-либо работы по ремонту автосцепа или двигателя на ходу судна. Расцепку судна с толкаемым составом требуется осуществлять только при его полной остановки для избежания производственных травм. Так же производственный травматизм зависит еще и от рода перевозимого груза. Лесные грузы, как и жидкие нефтепродукты, являются наиболее опасными в пожарном отношении. При проектировании судов предусматривают мероприятия конструктивной и активной пожарной защиты, регламентируемые правилами Речного регистра РСФСР. Кроме этого, буксировка судов топливом и маслом осуществляется только закрытым способом.

Следует отметить, что нарушение Правил техники безопасности непосредственно работающими, не освобождает должностных лиц (инженера по технике безопасности, капитана судна) от ответственности, так как их обязанностью является обеспечение постоянного контроля за выполнением этих Правил. Поэтому с вновь поступающими работниками инструктаж по технике безопасности проводит инженер по технике безопасности и, непосредственно, на рабочем месте, капитан.

К работе на судах допускаются лица не моложе 18 лет и имеющие соответствующую профессиональную подготовку, что должно быть подтверждено соответствующими дипломами и удостоверениями.

Комсостав, проходя аттестацию, сдает экзамены по производственной безопасности. Лица, не сдавшие эти экзамены, к занятию командных должностей не допускаются. Рядовые члены экипажа, направленные вновь для работы на судне, по прибытию на судно под руководством капитана или главного механика знакомятся с характером предстоящих работ и получают от них непосредственно на рабочем месте инструктаж по технике безопасности.

Планово проводятся в межнавигационный период проверки знаний, как Правил плавания по внутренним водным путям, так и требований по технике безопасности и пожаробезопасности на речном транспорте. Перед началом навигации проводятся плановые учебные занятия, так как каждый работник плавсостава должен не только знать, но и уметь пользоваться спасательными, противопожарными и другими средствами для избежания несчастных случаев на воде.

Погрузо-разгрузочные работы должны выполняться, как правило, механизированным способом с помощью кранов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объемах – с применением средств малой механизации (талей, тележек и прочих). Лица, допускаемые к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасным методам труда с последующей аттестацией.

К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола (кроме кранов, управляемых по радио), а также к подвешиванию грузов на крюк таких машин могут допускаться рабочие других профессий, пользующиеся этими машинами, после инструктажа, проводимого не реже 1 раза в год.

Машинисты кранов, электромонтеры и слесари, обслуживающие грузоподъемные машины, перед допуском к работе должны быть снабжены инструкциями, определяющими их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учетом типа крана.

Лицам, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и крановщикам следует выполнять следующие меры:

- проверять состояние каната (количество обрывов проволочек или прядей, коррозию, поверхностный износ);

- надежность крепления концов каната к барабану и крюку согласно схемам закрепления;

- монтаж грузоподъемного механизма, испытания и регистрация должны быть зафиксированы Актом о качестве монтажа и испытаний, при этом на грузоподъемных механизмах должны быть инструкции для крановщика, стропальщика и лица, ответственного за перемещение грузов.

Перед началом механизированных работ производитель работ обязан объяснить рабочим последовательность выполнения операций и обязанности каждого рабочего, проверить исправность всех механизмов, тоннажа, приспособлений, а также напомнить рабочим и машинистам значение подаваемых сигналов. Перед транспортированием грузы должны быть закреплены во избежание их самопризвольного перемещения. Все грузы в зависимости от опасности делятся на семь групп.

Погрузо-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с технологическими картами, инструкциями и другими нормативно-техническими документами, содержащими требования при производстве работ данного вида.

 

                             11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В основу разработки дипломного проекта взята доставка угля в Туруханский район, в частности, в райцентр Туруханск. Доставка угля в поселок Бор и город Игарку в настоящей дипломной работе не рассматривается. На перевозках угля в Туруханский район в настоящее время заняты две конкурирующие судоходные компании, ОАО Енисейское речное пароходство и ООО Орбита-сервис. Конкурентная борьба между этими компаниями, в том числе и в ценовой политике, позволяет удерживать рост цен на эти перевозки на низком уровне, что в свою очередь определяет низкий уровень рентабельности перевозок.

В дипломной работе рассматриваются варианты перевозок с участием толкачей-буксиров проектов 428, 758А, 1741А, и несамоходных судов проектов Р-29 и Р-56. Эти типы судов применяют на перевозках угля обе судоходные компании. При выгрузке угля в Туруханске, на необорудованных причалах, рассматриваются плавкраны КПЛ 5/30, грузоподъемность 5 тонн при вылете стрелы 30 метров. Эти краны имеют на своем балансе и эксплуатируют также обе судоходные компании.

При анализе расчетов, возможно сделать вывод, что при рассматриваемой схеме организации перевозок, наиболее выгодным вариантом являются перевозки на теплоходах проекта 758А и несамоходных судах проекта Р-56. Имея меньшую регистровую грузоподъемность чем баржи проекта Р-29, на 200 тонн, эти баржи на перевозках угля имеют большую эксплуатационную загрузку на 182 тонны, т.к. баржи проекта Р-56 являются судами –площадками, и при высоте штабеля угля до 4 метров, имеют возможность загружаться до установленной проектом грузоподъемности. Несамоходные суда проекта Р-29 относятся к типу бункерных судов, и объем бункера этих судов не позволяет загрузить достаточное для установленной грузоподъемности количество угля. Глубины судового хода на линии Лесосибирск-Туруханск загрузку судов не ограничивают.

Применение теплоходов проекта 428, при рассматриваемой схеме организации перевозки оказалось наименее выгодным вариантом перевозки. Применение в составе несамоходных судов проекта Р-56, в рассматриваемой схеме более выгодно, чем применение несамоходных судов проекта Р-29. Основной фактор влияющий на более низкую рентабельность перевозок при применении толкачей-буксиров проекта 428 - организация процесса выгрузки в Туруханске. Складирования угля на причалах не происходит, выгрузка ведется непосредственно в автотранспорт, что существенно увеличивает время выгрузки, значительно увеличивает время кругового рейса и непроизводительных простоев. При оборудовании площадок складирования угля на береговой полосе Туруханска, при применении перегрузочной техники большей производительности и грузоподъемности, перевозки угля в Туруханск с применением толкачей- буксиров проекта 428 станут гораздо более выгодными и производительными.

Организация перевозок угля с применением толкачей-буксиров проекта 1741А, как показал анализ расчетов, в рассматриваемой схеме организации перевозок близка по значениям экономическим и эксплуатационным показателям толкачей-буксиров проекта 758А. Но если у толкачей-буксиров проектов 428 и 758А есть значительные резервы повышения производительности и рентабельности перевозок за счет увеличения числа перегрузочной техники, увеличения грузоподъемности и производительности перегрузочной техники, организации складирования угля на берегу, то у проекта 1741А такие резервы увеличения производительности и рентабельности ограничены. Это связано с тем, что в составе толкача-буксира данного проекта имеется одна баржа, в отличие от толкачей-буксиров двух других проектов, и при обработке одновременно нескольких барж, время кругового рейса судов проектов 428 и 758А значительно уменьшится, станет близким по значению к времени кругового рейса теплохода проекта 1741А.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: