Российское государство как федерация, принципы её построения

В Конституции РФ форма государства определяется сразу (ст.1): "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респуб­ликанской формой правления".

Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации гос­подствует демократический политический режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому ре­жиму), формой государственного устройства является федерация, а форма правления в России - республика.

Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в ст. 5 Конституции:

 Российская федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации

1. Республика — это государственное образование в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.

 

Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, землей, недрами лесами и водами, ведает охраной окружающей среды. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития, осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития.

Республика устанавливает научные и культурные связи с зарубежными странами, представительство в международных организациях. В ее ведение входят заключение межпарламентских и межправительственных договоров и соглашений, а так же другие вопросы, отнесенные конституцией республики к ведению ее органов государственной власти.

2. Края, области, города федерального значения — это государственно территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.

 3. Автономная область, автономные округа — это национально государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничениипредметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.Российская Федерация по состоянию на ноябрь 2005 г. состояла из 89 субъектов, а именно из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов (девять из них входят в составкраев и областей, а чукотский — непосредственно в состав Российской Федерации).

 Сейчас Россия является мировым лидером среди государств с федеративным устройством по количеству субъектов федерации.

Необходимо отметить, что в развитых странах с федеративным устройством деление территории на субъекты федерации происходит, как правило, по экономическому принципу, который превалирует над другими — политическим, национальным или культурным. В США при почти 300 миллионах населения территория Страны поделена на 50 штатов. В ФРГ 80 миллионов человек проживают в 15 субъектах (земли) федерации. Территория Индии (население более 1,1 миллиарда человек) разделена на 21 штат и 9 союзных территорий. Территория Бразилии (численность населения и объем ВВП сопоставимы с Россией) состоит из 22 штатов и 4 территорий. Территория Китая (население более 1,3 миллиарда человек) делится на 22 провинции и 5 автономных районов.

Субъекты Российской Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке (ст. 65), что указывает на равноправие между собой всех составляющих Российскую Федерацию государственных образований в их взаимоотношениях с федеральными органами власти (ч. 4 ст. 5). Но данный принцип еще не означает, что субъекты Федерации имеют равные права в отношениях с Российской Федерацией. Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого либо субъекта из состава Российской Федерации в одностороннем порядке. Любые подобные попытки являются нарушением Конституции, государственной целостности, неприкосновенности территории и суверенитета России. Отсутствие права сецессии (т. е. права выхода из Федерации) является характерным признаком большинства существующих федеративных государств.

В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. №6_ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта в составе Российской Федерации» был образован и начал официально функционировать с 1 декабря 2005 г. новый субъект

(Пермский край) в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми Пермяцкого автономного округа.

С 1 января 2007 г. считается образованным в результате объединения граничащих между собой Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа новый субъект Российской Федерации, имеющий статус края — Красноярский край. Вошедшие в состав Красноярского края автономные округа сохранят положение административно правовых единиц с особым статусом, устанавливаемым федеральными законами, уставом и законами нового субъекта Российской Федерации. В последующем подобный объединительный процесс между другими регионами предполагается продолжить. В первую очередь объединяться будут автономные и национальные округа с более крупными субъектами — областями, краями.

Часть 2 ст. 77 Конституции предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Но эта система образуется только в пределах ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Следовательно, в этих пределах правительства и министерства субъектов Российской Федерации находятся в отношениях подчинения с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами, в то время как по вопросам полномочий субъектов эти органы действуют независимо от федеральных органов.

Такая система органов исполнительной власти не исчерпывает всей проблемы организации исполнительной власти в Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». Следует подчеркнуть, что эти органы создаются только для осуществления полномочий федеральной власти, а значит, они являются полностью независимыми от органов исполнительной власти субъектов Федерации. Такие органы на территории субъектов Федерации имеют, например, Министерство Обороны, МИД России, Госкомимущество России (в 2004 г. оно было реорганизовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) и др.

Конституцией (ч. 2, 3 ст. 78) предусматривается возможность взаимного делегирования полномочий со стороны как федеральных органов исполнительной власти, так и субъектов Федерации. Так, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Такое же соглашение возможно и в отношении передачи федеральным органам осуществления части своих полномочий со стороны органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Важной гарантией обеспечения единства системы государственной власти является единая система исполнительной власти в РФ, которую, согласно КРФ, образуют федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время представительными (законодательными) органами республик являются их парламенты, имеющие различные наименования: Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный совет, Законодательное Собрание, Государственный совет, Парламент и т.д. эти органы являются представительными органами республик, олицетворяющими парламентскую демократию, в условиях которой формирование политической воли народов возлагается на народное представительство. Вместе с тем они являются законодательными органами республик, обладающими полной и неограниченной в рамках их полномочий компетенцией в сфере законодательства. Это означает, что ни один закон республики не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

Представительными (законодательными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т. п. Например, Московская городская дума, Законодательное Собрание Тверской области, Псковское областное Собрание и т. д.

В систему органов исполнительной власти республик входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики, например в Ингушетии, в других – правительство или его глава, например, в Карелии.

Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Деятельностью администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа руководит глава соответствующей администрации (правительства). Главы администрации носят различные наименования: губернатор, мэр города федерального значения и т. п. Эти наименования устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими представительными (законодательными) органами субъектов Федерации.

В систему органов исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет их компетенцию и утверждает  Положение о них).

Система органов государственной власти основана не только на принципе разделения властей по горизонтали, т. е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали - на разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов Российской Федерации и ее субъектов, которое рассматривается Конституцией Российской Федерации в качестве одного из важных принципов федеративного устройства Российской Федерации (например, в ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет;

и) федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

й) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

к) деятельность в космосе;

л) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство;

н) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

о) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации

и т. д.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств;

в) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий и т.п.).

Конституция Российской Федерации устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации (ст.76, 78 Конституции РФ).

Реализуя принцип разделения властей по вертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе право на самостоятельность субъектов Федерации, Российская Федерация тем самым не только значительно увеличивает круг реальных носителей власти, но и устанавливает разграничение их полномочий, т.е. создает систему, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов и которая в своей совокупности реализует государственную власть в целом.

Вместе с тем разграничение компетенции между органами власти Федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами Федерации приоритета задач и целей Федерации, а следовательно, на ограничении субъектов в их правах.

Важным конституционным принципом федеративного устройства России является равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

В Российской Федерации все народы пользуются одинаковыми правами.

Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях.

Право народов на самоопределение может осуществляться в самых различных формах. Согласно Декларации "О принципах международного права, касающихся дружественных отношении и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 ноября 1970г., такими формами являются: создание суверенного независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса.

Однако выбор ими одной из этих форм самоопределения не может вести к разрушению государственного единства и ущемлению прав человека. В Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. В ней указывается, что ничто в самоопределении народов "не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории без различий расы, вероисповедания или цвета кожи. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны".

В конституции РФ закреплен еще один важнейший принцип федеративного устройства России - равноправие субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие означает, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Именно в этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, являются равноправными. Однако это равноправие, разумеется, не означает, что все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права. Об этом свидетельствует уже сам факт их деления на виды. Кроме того, разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется не только Конституцией, но и договорами. Большинство из которых носят индивидуальный характер, т.е. заключаются между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти отдельных субъектов Федерации. Также существует большая разница в дотациях и субвенциях из федерального бюджета допускается двадцатикратный, и даже тридцатикратный разрыв. Поэтому субъекту Федерации могут быть делегированы определенные права по осуществлению части федеральной компетенции, которыми могут не располагать другие субъекты Федерации.

Кроме выше описанного России присущи и другие признаки федерализма, которые также имеются у других стран. Это и единое гражданство, и единый государственный язык (эта норма конституции – ч.1 ст.68 – очень важна для государства, в котором проживают лица более ста национальностей. И это не искусственное навязывание, поскольку 85% населения составляют русские, а подавляющее большинство лиц других денежная единица, и т.д. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной, и судебной власти также отражена федеративная природа России (так, например, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации).

Поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

Ссылаясь на исторический опыт, некоторые исследователи выдвигают предложения, направленные на изменение существующего административно территориального деления с учетом экономических интересов страны. Вместо прежних 89 субъектов Российской Федерации предлагают оставить 12, обозначив их следующим образом: Северо-западная губерния (центр в Санкт Петербурге); Центральная (центр в Орле); Центрально Черноземная (центр в Воронеже); Волго-Вятская (центр в Нижнем Новгороде); Поволжская (центр в Волгограде); Северокавказская (центр в Краснодаре); Уральская (центр в Екатеринбурге); Западносибирская (центр в Новосибирске; Восточносибирская (центр в Красноярске); Дальневосточная (центр в Хабаровске); Калининградская губерния; федеральный округ (г. Москва).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и др. странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцария), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы при- водят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.

В каждом государстве в процессе исторического развития может меняться политический режим, форма правления и форма государственного устройства.

Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. Однако в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой.

В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную служебную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. Это противоречие решается в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти.

С научной точки зрения невозможно такое положение, при котором форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменение содержания этого государства. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с его ликвидацией. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.

Территориальная организация государственной власти в России – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неравномерность ее действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм (выход из состава РФ), ослаблении и разрушении государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги в этом направлении уже сделаны при подготовке и принятии Федерального договора и Конституции.

 

 

Список используемой литературы литературы

 

1. Петров В.С. "Сущность, содержание и форма государства". Л., 1971г.

2. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. "Основы государства и права" учеб. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007г.

3. Хропанюк В.Н. "Теория государства и права", Москва, 1993г.

4. Соотношение понятий "федерация" и "федерализм" в науке конституционного права / Личность и государство на рубеже веков: Сборник научных статей. /Под ред. В. В. Невинского. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2000г.

5. Тенденции современного федерализма. / Российская правовая система: становление, проблемы, пути совершенствования: Материалы Республиканской научной конференции. / Под ред. В.К. Гавло, В.Я. Музюкина, В.В. Невинского. – Барнаул: Издат-во Алт. Ун-та, 2001г.

6. Принцип разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. / Основы конституционного строя: понятие, содержание, значение: Сборник статей. / Под ред. В. В. Невинского. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003г.

7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под. ред. В.М. Корельского и В.Д.

8. Теория государства и права / Под. ред. В.Г. Стрекозова. 1997.

9. Теория государства и права. Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997г.

10. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право, 1994.. № 8-9.С.

11. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: Изд-во "Юристъ", 1996.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: