Введение
В наше время общество все чаще сталкивается со словом «дефицит». Что же это? Дефицит (лат. deficit — не хватает) – ограниченность ресурса, являющегося значимым для воспроизводственной деятельности общественного субъекта; общества, любого сообщества, личности. Дефицит бюджета, дефицит товара, дефицит платежного баланса и т. д. В определенном смысле дефицит существует в любом обществе и служит стимулом для активности людей, стремящихся его преодолеть в своей повседневной деятельности.
Принято считать, что наибольший вклад в изучение теории дефицита был сделан Я. Корнаи. Корнаи исходит из того, что плановая экономика в принципе не может объективно отражать потребности предприятий в тех или иных ресурсах. Постоянные ошибки в расчёте ресурсов (а это, по мнению Корнаи, абсолютно неизбежно) будут приводить к недовыпуску товаров в каких-то отраслях (к дефициту, а дефицит в этих отраслях будет порождать дефицит в других отраслях, которые при производстве своей продукции используют продукцию первых. Таким образом цепная реакция превращает всю плановую экономику в дефицитную.Модель Корнаи раскрывает механизм того, как функционируют предприятия в условиях недостаточности ресурсов и к каким последствиям приводят несоответствия плановых заданий реальным потребностям предприятий в ресурсах. В работе “Антиравновесие” Я. Корнаи выделяет три группы ограничений, с которыми может столкнуться предприятие: ограничения, связанные с ресурсами, со спросом и бюджетные ограничения (соответствие общей суммы расходов предприятия общей сумме имеющихся в его распоряжении средств).
Одной из сфер, которую захватывает дефицит, является рынок факторов производства, включающий в себя рынок рабочей силы и рынок природных ресурсов. Оба этих компонента играют не мало важную роль в развитии страны, в экономике государства, а также в жизни самого населения.
Природные ресурсы также как и трудовая деятельность человека играет значительную роль в экономике любого государства. Обеспеченность природными и трудовыми ресурсами – один из важнейших экономических показателей, характеризующих экономическое положение страны. Наряду с трудом и капиталом природные ресурсы являются также фактором производства. Отсутствие природных ресурсов или плохое качество их приводят к увеличению затрат других ресурсов.
Исходя из этого можно понять то, насколько актуальна тема «дефицит на рынке факторов производства»
Цель курсовой работы состоит в изучении дефицита на рынке факторов производства, а именно на рынке рабочей силы и рынке природных ресурсов, а также в изучении мер по его регулированию.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Исследовать рынок рабочей силы и природных ресурсов.
Провести исследования дефицита в выбранных факторах производства.
Изучить методы регулирования дефицита факторов производства.
Объектом исследования курсовой работы является дефицит на рынке факторов производства.
Предмет исследования: экономическая природа дефицита факторов производства в России и методы его регулирования.
Для достижения поставленной цели и выполнения намеченных задач я использовала такие учебники, как: «Экономика», под ред. А. С. Булатова; «Экономическая теория», под ред. Журавлевой и т. д. А также использовала журналы, газеты и всевозможные статьи по данной теме.
Рынок факторов производства
До сих пор предполагалось, что предприятие, фирма – это прежде всего товаропроизводитель, а на рынке – продавец. В реальной жизни любое предприятие – это не только продавец, но и покупатель. Предприятие покупает факторы производства – труд, землю, капитал, информацию, передовую организацию производства, труда и управления. Следовательно, всякая фирма выходит и на рынок потребительских товаров, и на рынок факторов производства.
Рынок факторов производства – это рынок, где покупаются и продаются ресурсы.
Дефицит рабочей силы. Рынок труда
Рынок труда – это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.
Субъектами, или участниками, рынка труда являются работодатели и наемные работники. В качестве работодателей выступают фирмы, индивидуальные предприятия, товарищества, корпорации, государственные предприятия. В качестве наемных работников выступают собственники рабочей силы. [8, с.32]
Согласно определению Международной организации труда (МОТ), которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда – это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. Данное определение носит институциональный характер, т.е. ориентируется на трудовые отношения и механизмы установления цены труда. [4]
Сегодня на российском рынке труда наблюдается профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. В настоящий момент в стране ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям.
Одной из причин этого является несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и по профессиональной структуре. Структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы.
Структура начального и среднего профессионального образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих и специалистов не может быть полностью удовлетворен.
Начальное и среднее профессиональное образование сегодня отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации, что должно позволить гибко ориентировать структуру предоставляемых образовательных услуг на потребности региональных рынков труда. Однако соответствующая работа по реформированию систем начального и среднего профессионального образования ведется в регионах недостаточно активно.
Низкий уровень заработной платы в бюджетном секторе и отдельных отраслях внебюджетного сектора способствует углублению диспропорций на рынке труда.
Низкий уровень оплаты труда в указанных отраслях приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики и к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, т.е. невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе. [9]
Вышесказанное свидетельствует об актуальности изучения проблемы дефицита рабочей силы, необходимости его количественной и качественной оценок на общероссийском и локальных рынках труда.
Количественная оценка дефицита рабочей силы на общероссийском рынке труда прежде всего предполагает определение перспективного спроса экономики на рабочую силу. Расчет его величины – самостоятельная задача. Перспективный объем удовлетворенного и неудовлетворенного спроса на рабочую силу (численность занятых и количество вакантных рабочих мест) может быть определен, например, исходя из модели согласования спроса на труд и его предложения. Другой апробированный подход состоит в эконометрической оценке функций занятости, основанных на производственных функциях разного вида. В этом случае зависимой переменной является численность занятых в экономике (отрасли, регионе), а объясняющими факторами выступают ВВП, основные фонды или инвестиции, их лагированные значения и др. Отметим также, что для более точной оценки перспективного спроса экономики на рабочую силу целесообразно использовать альтернативные численности занятых измерители затрат труда, т.е. например, число отработанных человеком часов. В настоящей работе для определения искомой величины предлагается подход, при котором спрос на рабочую силу исчисляется исходя из динамики ВВП и производительности труда.
Изменение спроса экономики на труд необходимо сопоставить с его ресурсами, в первую очередь с численностью населения в трудоспособном возрасте. При этом следует учитывать, что, с одной стороны, ресурсы труда (РТ) не исчерпываются населением в трудоспособном возрасте, а с другой – в составе населения трудоспособного возраста имеются категории, формирующие экономически неактивное население (ЭНАН). Таким образом, для количественной оценки необходимо из численности населения вычесть численность ЭНАН, а полученные значения скорректировать в большую сторону на величину работающих пенсионеров и подростков, работающих в России иностранцев, и в меньшую – на величину неработающих инвалидов 1 и 2 групп и пенсионеров-льготников. При условии определенных гипотез о динамике остальных контингентов населения в перспективе можно получить оценку вероятного предложения труда в масштабе экономики.
В табл. 1 приведено несколько вариантов группировки перспективной динамики ВВП и динамики производительности труда по прогнозным сценариям социально-экономического развития. [2, с.35]
Таблица 1
Формирование вариантов перспективной динамики ВВП и производительности труда по прогнозным сценариям социально-экономического развития
Изменение ВВП | Изменение производительности труда | ||||
Сценарии МЭРТ | Постоянный темп роста на уровне среднего за период 2001-2005 гг. | Удвоение к 2012 г. | |||
базовый | инновационно-активный | оптимистичный инновационно-активный | |||
Сценарии МЭРТ базовый инновационно-активный оптимистичный инновационно-активный Постоянный темп роста на уровне среднего за период 2001-2005 гг. Удвоение к 2012 г. | 1 - - - - | - 2 - - - | - - 3 - 7 | 4 5 6 - - | - - - - 8 |
Во всех приведенных в табл. 1 вариантах динамика численности населения в трудоспособном возрасте задана на период 2002-2015 гг., исходя из сложившихся демографических тенденций в соответствии со средним сценарием прогноза Росстата, определяющих ее постоянное снижение. Неблагоприятные демографические тенденции приведут и к сокращению перспективного контингента системы профессионального образования (при сохранении или даже росте его доли в общей численности населения). Для простоты рассуждений примем численность остальных групп, формирующих ЭНАН и другие категории, неизменной до 2015 г. Таким образом, можно говорить о достаточно жестком варианте ограничения объема предложения труда, которым будет располагать отечественная экономика уже в ближайшей перспективе. [2, с.38]
В базовом сценарии при сохранении текущих тенденций и отсутствии решительных мер государственного макроэкономического регулирования темпы роста ВВП в периоде до 2008 г. прогнозируются на уровне 5,6%, в 2009-2010 гг. снижаются примерно до 5,1% в год, а впоследствии – до 4,9%. В 2015 г. ВВП в сопоставимых ценах увеличится по данному сценарию в 1,75 раза (Табл. 2). Согласно сценарию темпы роста инвестиций сохраняются на уровне 8-8,5%. Темпы изменения производительности труда до 2010 г. сопоставимы с изменениями ВВП и имеют тенденцию к увеличению. В дальнейшем темп изменения производительности труда стабилизируется на уровне около 5%. Потребность в рабочей силе сокращается к 2015 г. на 1,5%.
Таблица 2
Прогноз основных социально-экономических показателей, %
Темп роста (по вариантам) | 2004 г., отчет | 2005 г., отчет | Прогноз (среднегодовой темп роста) | 2012/ 2003 | 2015/2004 | ||
2006-2008 гг. | 2009-2010 гг. | 2011-2015 гг. | |||||
ВВП вариант 1 вариант 2 вариант 3 Производство промышленной продукции 1 2 3 Инвестиции и основной капитал 1 2 3 Реальные располагаемые денежные доходы населения 1 2 3 | 7,2 6,1 10,9 9,9 | 6,4 4,1 10,3 9,1 | 5,6 5,8 6,0 3,9 4,6 4,6 8,5 9,8 11,1 8,0 8,9 9,1 | 5,1 6,0 6,2 3,9 5,2 5,3 8,1 9,8 10,8 6,6 7,4 7,4 | 4,9 6,7 6,8 3,6 5,6 5,6 8,4 11,1 11,2 6,2 7,2 7,2 | 163 172 174 144 156 156 215 244 260 195 206 207 | 176 196 198-200 151 173 173 246 297 315 211 230 231 |
В инновационно-активном сценарии в среднесрочном периоде ВВП России растет с темпом 5,8% в год, затем к 2010-2015 гг. экономический уровень увеличивается до 6,7%. Прогнозируемые темпы и изменения ВВП позволяют к 2015 г. фактически удвоить ВВП по сравнению с 2004 г. В целом, сценарий предполагает более выраженное развитие российской экономики в направлении формирования постиндустриального уклада и экономики знаний.
Третий сценарий наиболее оптимистичен и в дополнение к рассматриваемому инновационно-активному предполагает сохранение высокого уровня цен на энергоносители. Соответственно темпы роста ВВП на 0,1-0,2% выше, чем в инновационно-активном.
Темпы увеличения производительности труда во втором и третьем сценарии составляют в среднем 6,0 и 6,2% соответственно, что согласуется с предположениями о большей инвестиционной активности в их рамках. Однако эти темпы несколько ниже темпов роста ВВП, что, вероятно, связано с расширением сектора услуг, где изменение производительности труда не столь быстрое. Во всех трех сценариях после 2010 г. предполагается стабилизация темпов изменения производительности труда.
Представленные выше сценарии разработаны Министерством экономического развития и торговли РФ. [2, с.36]
Сценарии удвоения ВВП и производительности труда предполагают удвоение этих показателей к 2012 г. (относительно уровня 2002 г.) с учетом сложившихся за 2002-2005 гг. фактических темпов роста. Поскольку рост производительности труда в два раза к 2012 г. предполагает весьма высокие темпы ее ежегодного прироста, ожидается постепенное уменьшение темпов ее роста на периоде 2013-2015 гг.
Результаты расчетов по предложенным вариантам для общероссийского рынка труда обобщены в табл. 3, где приведены количественные оценки, которые отражают «уровень дефицита» рабочей силы, рассчитываемый как доля неудовлетворенной потребности (спроса) в рабочей силе в общем объеме спроса на нее. Если предложение труда превышает спрос на него, показатель принимает отрицательные значения.
Таблица 3