double arrow

Рынок труда: основные понятия, состояние, тенденции развития

Рынок труда – это система общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы.

Субъекты рынка труда: работодатель, наемный работник. Работодатель или покупатель труда. Он представлен на рынке труда различными собственниками, в зависимости от форм собственности (госпредприятия, АО, ООО, общественные организации, индивидуальные предприниматели, кооперативы.)

Основные понятия:

Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг. Экономически неактивное население включает учащихся в трудоспособном возрасте, лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками, а также других лиц, которым нет необходимости работать, независимо от источников дохода, и прочие категории граждан. Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики, представляющий в общем виде механизм согласования интересов работников и нанимателей, с помощью которого люди обеспечиваются работой и осуществляется координация всех решений в сфере занятости. Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане. Работа по найму является главным источником средств их существования. Работник как товар не отделим от способности к труду. Наемный работник и работодатель являются юридически равноправными.

Функционирование рынка имеет следующие особенности:

1. неотделимость прав собственности на товар труда от его владельца

2. сделки на рынке труда имеют длительный характер, что закрепляется в договоре или контракте.

3. существуют незарплатные характеристики сделки, такие, как дополнительные социальные блага, предоставляемые работодателем, психологический микроклимат в коллективе, активность профсоюзов на предприятии.

4. существование системы государственного трудового законодательства и законодательства по регулированию занятости.

Рынок труда включает в себя рынок рабочей силы и рынок рабочих мест.

Функции рынка труда

• обеспечение встречи и согласия между субъектами

• гарантии в обеспечении конкуренции

• установление эффективных ставок заработной платы

• обеспечение занятости населения

• обеспечение социальной защиты и поддержки населения

социальное партнерство

Рынки труда классифицируются по следующим критериям: пространственная сфера, временные параметры, степень эластичности, степень интегрированности, степень устойчивости и регулируемости, сегментация по профессиональным, квалификационным и социальным группам, по социально- демографическим показателям.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (типа Москва, Санкт-Петербург и т. д.).

На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов (Европейский, Латиноамериканский).

По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.

По степени эластичности - гибкий и жесткий рынки труда.

По критерию соотношения спроса и предложения труда - равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда. Эти виды рынка труда могут иметь отношение к региональному, профессиональному интегрированному рынку труда.

По критерию этапности выделяют формирующейся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда.

По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т. д.

Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.
В 2004 году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продлится еще несколько лет. Особенно высокие потребности испытывают Москва и Санкт-Петербург. Российская экономика активно развивается, и рынок труда реагирует ростом потребностей на все категории персонала — от рабочих до топ-менеджеров. Эксперты прогнозируют, что через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов. Такая ситуация связана с демографическим кризисом в стране, что ведет к постоянному уменьшению доли трудоспособного населения — граждан в возрасте от 25 до 40 лет.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те потенциальные предприниматели и микропредприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.

2. Управление деловой карьерой. Этапы развития карьеры.

Карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение,связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Виды карьеры:

· Карьера внутриорганизационная — означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации.· Карьера межорганизационная - означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в разных организациях.· Карьера специализированная - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.· Карьера неспециализированная — этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции.· Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень· Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре· Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи Этапы деловой карьеры: · Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. · Этап становления длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости· Этап продвижения обычно происходит в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. · Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и занимает возрастной период от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. · Этап завершения приходится на возраст от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовится к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Планирование карьеры работника представляет собой организацию его продвижения по ступеням должностного и квалификационного роста, помогающую ему развить и реализовать профессиональные знания и навыки в интересах фирмы.Организация работы по планированию и реализации карьеры работников включает:• ознакомление работников с имеющимися в фирме возможностями продвижения в виде программ обучения и консультаций по индивидуальным планам повышения квалификации;• регулярное информирование и консультирование по открывающимся в фирме возможностям обучения и вакантным местам;• разработку программ поддержки и психологического консультирования, противодействующих кризисам карьеры;• перемещение работников по трем направлениям: 1) продвижение вверх по ступеням квалификационного или служебного роста 2) горизонтальное перемещение (ротация) 3) понижение.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: