double arrow

Контрольных работ

Методические указания по выполнению

7.1. Общие положения

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой курса. Программа изучения курса «Экономическая география и регионалистика», студентами заочной формы обучения предусматривает выполнение ими контрольных работ.

Выбрать вариант контрольной работы необходимо, пользуясь таблицей, где под шифром следует понимать номер зачетной книжки (табл. 1). Самостоятельно менять номер контрольной работы студентам не разрешается. Контрольные работы, выполненные не по своему варианту, не рецензируются и не принимаются.

Таблица 1

Варианты контрольных работ

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра зачетной книжки
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

7.2. Варианты и содержание контрольных работ

Вопросы для контрольных работ

Вариант 1 Баланс денежных доходов и расходов населения. Методика расчета.
  Экономика страны как объект государственного регулирования: многоаспектное рассмотрение объекта.
Вариант 2 Бюджет развития как механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности.
  Характеристика правовой базы государственного регулирования экономики в Российской Федерации.
Вариант 3 Бюджетная система Российской Федерации.
  Уровень и структура денежных доходов населения.
Вариант 4 Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации.
  Типы фискальной политики.
Вариант 5 Внешняя торговля России. Цели и задачи вступления в ВТО.
  Теоретические аспекты денежно-кредитной политики.
Вариант 6 Государственное регулирование иностранных инвестиций.
  Теоретические подходы к вопросу о роли государства в экономике.
Вариант 7 Государственное регулирование российских инвестиций.
  Структура капитальных вложений.
Вариант 8 Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС).
  Социальные функции государства в переходной экономике России.
Вариант 9 Государственный бюджет – основной финансовый план страны.
  Содержание государственного регулирования экономики государства.
Вариант 10 Задачи и функции Центрального банка Российской Федерации в осуществлении денежно-кредитного регулирования.
  Система потребительских бюджетов населения.
Вариант 11 Инструменты денежно-кредитного регулирования.
  Система показателей уровня и качества жизни населения.
Вариант 12 Инфляция и способы борьбы с ней.
  Сводный баланс трудовых ресурсов: назначение, схема расчетов прогнозных показателей.
Вариант 13 Использование денежных доходов и структура потребительских расходов населения.
  Роль государства в формировании конкурентной среды и эффективного предпринимательства.
Вариант 14 Источники финансирования капитальных вложений.
  Регулирующее воздействие государственного сектора.
Вариант 15 Критерии эффективности государственной собственности.
  Регулирование обменного (валютного) курса.
Вариант 16 Масштабы и структура государственной собственности в России.
  Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Вариант 17 Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам.
  Прогнозирование структуры потребления. Система потребительских бюджетов населения.
Вариант 18 Методы государственного регулирования занятости и рынка труда.
  Проблемы сбалансированности государственного бюджета страны.
Вариант 19 Методы денежно-кредитной политики.
  Политика доходов и ее влияние на уровень жизни населения.
Вариант 20 Методы оценки эффективности капитальных вложений.
  Оценка эффективности государственного регулирования.
Вариант 21 Методы регулирования внешнеторговой деятельности.
  Основные функции государства в смешанной экономике.
Вариант 22 Модели социального рыночного хозяйства в западной экономике.
  Основные понятия и содержание инвестиционного процесса.
Вариант 23 Необходимость и сферы государственного регулирования экономики страны.
  Основные направления регулирования занятости и рынка труда.
Вариант 24 Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.
  Основные направления денежно-кредитного регулирования.
Вариант 25 Объекты и субъекты государственного регулирования.
  Основные механизмы регулирования уровня и качества жизни населения.

Задачи для контрольных работ

Варианты контрольных работ Содержание задач. Месторасположение условий задач.
1, 8, 14, 23 Задача 1. Проведите анализ и выявите основные тенденции формирования доходной части консолидированного бюджета. Установите структурные изменения, произошедшие в доходах консолидированного бюджета страны. 2. Определите в номинальном и реальном измерении темпы роста доходов консолидированного бюджета в 3-м году по сравнению с 1-м годом. Индекс дефлятор ВВП к предыдущему году принять равным: 1-й год – 115,5 %, 2-й год – 113,7 %, 3-й год – 118,6 %. 3. Определите основные тенденции и приоритеты расходования средств консолидированного бюджета в анализируемые годы. 4. Предложите свои подходы к оптимизации формирования доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ближайшие три года. Условия задачи определены в приложении 1.
2, 17 Задача. 1. Определите ВРП в сопоставимых ценах первого года, млн. руб. 2. Постройте график, характеризующий динамику изучаемых параметров. Условия задачи определены в приложении 2.
3, 20 Задача. 1. Определите объем инвестиций в сопоставимых ценах первого года, млн. руб. 2. Постройте график, характеризующий динамику изучаемых параметров. Условия задачи определены в приложении 3.
4, 24 Задача. 1. Определите оборот розничной торговли в сопоставимых ценах первого года, млн. руб. 2. Постройте график, характеризующий динамику изучаемых параметров. Условия задачи определены в приложении 4.
5, 25 Задача. 1. Определите объем обрабатывающих производств в сопоставимых ценах первого года, млн. руб. 2. Постройте график, характеризующий динамику изучаемых параметров. Условия задачи определены в приложении 5.
6, 21 Задача. 1. Определите величину реальных денежных доходов в ценах первого года, млн. руб. 2. Постройте график, характеризующий динамику изучаемых параметров. Условия задачи определены в приложении 6.
7, 19 Задача. 1. Определите динамику структурных изменений в денежных доходах населения. 2. Дайте оценку влияния существующей структуры денежных доходов на стимулирование труда. 3. Объясните незначительную долю доходов от собственности в общих денежных доходах населения. Условия задачи определены в приложении 7.
  Задача. 1. Определите динамику внешнеэкономической деятельности (внешнеторгового оборота, экспорта и импорта) региона. Постройте соответствующие графики. 2. Выявите существующие проблемы внешнеэкономической деятельности региона. 3. Дайте оценку экономических и социальных последствий существующего типа внешнего взаимодействия региона. Условия задачи определены в приложении 8.
10, 22 Задача. 1. Дайте характеристику структуры использования ВВП в указанные годы. 2. Оцените социальные и экономические последствия сохранения существующего характера использования ВВП. Условия задачи определены в приложении 9.
11, 15 Задача. 1. Определите индексы роста цен в различных отраслях экономики региона в 5-м году по отношению к 1-му году. 2. Выделите наиболее инфляционные отрасли. Объясните причины более высоких темпов роста цен, тарифов в «лидирующих» отраслях. Условия задачи определены в приложении 10.
12, 16 Задача. 1. Определите ежегодные темпы роста объемов производства по промышленности в целом и по указанным отраслям по отношению к 1-му году. Уровень производства первого года примите за 100 %. 2. Постройте на одном графике динамику изменения объемов производства к по отношению к 1-му году. Уровень производства первого года примите за 100 %. 3. Объясните различия в динамике отраслевого производства за пять лет. Условия задачи определены в приложении 11.
9, 13 Задача. 1. Определите ежегодные темпы роста объемов производства по промышленности в целом и по указанным отраслям по отношению к 1-му году. Уровень производства первого года примите за 100 %. 2. Постройте на одном графике динамику изменения объемов производства к по отношению к 1-му году. Уровень производства первого года примите за 100 %. 3. Объясните различия в динамике отраслевого производства за пять лет. Условия задачи определены в приложении 12.

7.3. Структура контрольной работы

Контрольную работу необходимо рассматривать как своего рода письменный экзамен. Как правило, она состоит из развернутых ответов на все вопросы, которые должны быть раскрыты при описании темы работы. При подготовке контрольной работы кроме рекомендованной литературы необходимо использовать разнообразные статистические материалы, статьи в экономических журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Регион: экономика и социология», «Экономист» и др., а также материалы периодической печати.

Не допустимо простое переписывание учебных пособий и монографий, материал должен быть освоен и переработан студентами. В работе необходимо максимально учесть различные точки зрения по рассматриваемым проблемам. Качество контрольной работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрыл поставленные вопросы.

Первым этапом при подготовке контрольной работы должны стать поиск литературы, ее изучение и составление плана работы. Составление плана работы – важный этап, от его успешного выполнения зависит качество работы.

Контрольная работа должна иметь титульный лист, краткое введение, изложение содержания темы, заключение, список использованной литературы и приложения. Форма титульного листа контрольной работы прилагается.

Введение. Во введении обосновывается актуальность темы контрольной работы, формулируются цели и задачи работы, определяются объект, предмет и методы исследования, источники информации для выполне­ния работы. Примерный объем введения – 1,0 – 1,5 страницы текста.

Содержание работы. Раскрываются теоретические и методологические основы вопроса, практическое значение, фактические данные. Приводятся 3 – 4 вывода по результатам изучения проблемы. По данной схеме описываются все вопросы контрольной работы. Примерный объем – 15 – 20 страниц текста.

­Заключение. Отражаются основные результаты выполненной ра­боты, важнейшие выводы, рекомендации и предложения по их практическому использованию. Примерный объем заключения – 1,5 – 2,0 страницы текста.

Список использованной литературы. Список использованной литературы включает все источники информации, изученные и проработанные студентом в процессе выполнения контрольной рабо­ты. Список должен быть представлен 15 – 20 источниками.

Приложения. В приложениях помещаются иллюстративные материа­лы, имеющие вспомогательное значение (таблицы, схемы, диаграммы и т.п.). Общий объем приложений – 5 – 6 страниц.

Изложение содержания работы должно осуществляться последовательно в соответствии с составленным планом. В тексте должны быть выделены все пункты (вопросы, параграфы) плана.

7.4. Оформление контрольной работы

Оформление контрольных работ необходимо осуществлять в соответствии с требованиями существующих стандартов. При разработке правил оформления контрольных работ нами использовались материалы Ф. А. Кузина (Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось»-89, 1997. – 304 с.)

Контрольная работа должна быть выполнена в компьютерном варианте на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210x297 мм). Допускается применение в работе отдельных листов формата A3 (297x420 мм) для иллюстраций, таблиц, распечаток. Текст печатается через один интервал шрифтом № 14. Поля страницы текста: левое и правое поля – по 2,5 см, верхнее и нижнее поля – по 3,0 см. Красная строка – 0,63 см.

Общий объем работы составляет 20 – 25 страниц машинописного текста.

Текст работы должен быть выполнен аккуратно, литературным языком, с использованием общепринятой экономической терминологии.

Все страницы работы нумеруются, начиная с титульного листа. На титуль­ном листе номер не ставится. Номер страницы ставится арабскими цифрами в правом нижнем углу страницы. После титульного листа следует оглавление, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

Каждый раздел контрольной работы – введение, отдельные главы, заключение должен начинаться с новой страницы. Все главы и параграфы внутри глав должны иметь заголовки и номер. В заголовках не допускаются переносы слов, и не ставится точка. Номера глав и параграфов обозначаются арабскими цифрами. Параграфы имеют сквозную нумерацию внутри главы.

Все иллюстративные материалы, включенные в работу (таблицы, рисунки и т.д.), должны быть аккуратно оформлены. Размещаются они после первого упоминания о них в тексте работы. Обязательно имеют тематическое название и порядковый номер (сквозной по всей работе). Например: таблица 2, график 3 и т.д.

На все приведенные в работе заимствования, цитаты, цифровые материалы обязательно должны быть сделаны ссылки на источник информации.

Использование и оформление цитат

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на автори­тетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого долж­но приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Не допускается использование чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования.

Академический этикет требует точно воспроизводить цитируе­мый текст, ибо малейшее искажение слов цитируемого автора может исказить смысл его слов. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по совре­менным правилам, если написание слов и расстановка знаков пре­пинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных слов с за­ключением дополнительной части слова в прямые скобки;

3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора цитаты не будет искажена пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточи­ем;

4) изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены.

Цитирование автора делается только по его произведениям. Лишь тогда, когда источник недоступен или доступен с больши­ми трудностями, разрешается воспользоваться цитатой из этого автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя библи­ографическую ссылку на источник словами "Цитируется по:" или в сокращенном варианте "Цит. по:".

При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточ­ным, так как и то и другое снижает уровень работы: из­быточное цитирование создает впечатление компилятивности ра­боты, а недостаточное цитирование при необходимости приведе­ния цитат из использованных источников или хотя бы ссылки на них снижает научную ценность излагаемого в работе.

Если необходимо выразить отношение автора работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текс­та, то после них ставят восклицательный знак или знак вопрос которые заключают в круглые скобки.

Если автор работы, приводя цитату, выде­ляет в ней некоторые слова, он должен это специально огово­рить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем ука­зываются инициалы автора работы, а весь текст заключается в круглые скобки.

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохране­нием особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение "так называемый".

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируе­мого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случа­ях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора диссертационной работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цити­руемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие.

Здесь возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируе­мый текст идет после точки. Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не пол­ностью (опущены первые слова). Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата орга­нически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:

Ссылки в тексте и оформление заимствований

По ходу изложения материала студенту надо ссылаться на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, формулы и другие элементы, расположенные по условиям содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка "№", например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются по­рядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: "из рисунка видно, что...", "таблица пока­зывает, что..." и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впе­реди сокращение "см.".

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки (поднимают на один щелчок каретки). От основного текста снос­ка отделяется сплошной чертой.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению или группе предложений, то – в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и воскли­цательного знаков и многоточия).

Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.

В тексте часто приходится ссылаться на факты, установленные другими авторами, или включать в текст заимствованный у них материал. Следует обязательно указывать в ссылке, из какого именно источника делается заимствование. Формы словесного оформления заимствований очень разнообразны, однако речевой академический этикет выработал ряд устойчивых речевых штампов, которые помогают конкретнее и короче указать источ­ник заимствования. Укажем в качестве примеров наиболее рас­пространенные из них.

Вопрос о... подробно освещен в ряде публикаций. Ниже приводятся лишь отдельные рекомендации из работ американского психолога Дейла Карнеги1.

1 Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Прогресс, 1991.

Теория и практика менеджмента на Западе выработала по этому вопросу большое количество методик, общий смысл (суть) которых можно свести к следующему… 1.

 
 


1 Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, пли переговоры без поражения: Мер. с англ. – М.: Наука, 1992.

В дальнейшем изложении техника ведения коммерческих перегово­ров описывается по методу, разработанному американскими психологами в Гарвардском университете США1.

 
 


1 По книге: Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или переговоры без по­ражения: Пер. с англ. – М.: Наука, 1992.

Американский психолог Дейл Карнеги, например, рекомендует... Приведем далее его отдельные советы1.


1Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, вы­ступая публично. – М.: Прогресс, 1991.

Оформление приложений

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необ­ходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, напри­мер, могут быть копии подлинных документов, выдержки из от­четных материалов, производственные планы и протоколы, от­дельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представ­лять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являют­ся не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата диссертации, помогающими поль­зоваться ее основным текстом.

Приложения оформляются как продолжение контрольной работы на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке (или переплете), на лицевой стороне которой дают за­головок "Приложения" и затем повторяют все элементы титульного листа контрольной работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими циф­рами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, долж­на быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц ос­новного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется рез ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное зна­чение и может использоваться независимо от основного текста.

Отражение приложения в оглавлении работы рекомендуется отражать в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Оформление библиографического аппарата

Библиографический аппарат в контрольной работе – это ключ к ис­точникам, которыми пользовался автор при ее написании. Кроме того, такой аппарат в определенной мере есть выражение науч­ной этики и культуры исследовательского труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности студента по изучаемой проблеме.

Библиографический аппарат представлен библиографическим списком, иногда называемым «литературой», и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составление библиографического описания» (2-ое изд., доп. – М.: Изд-во Кн. палата, 1991).

Библиографический список – элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания ис­пользованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библио­графических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п. Благодаря этому можно избежать повторных проверок, вставок пропущенных сведений.

В контрольных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не были использованы диссертан­том. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.

В контрольной работе рекомендуется осуществлять постро­ение библиографических списков по алфавиту фамилий авторов или заглавий.

Алфавитный способ группировки литературных источни­ков характерен тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источ­ники необходимо размещать по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.

Принцип расположения в списке библиографических описа­ний источников – «слово за словом». Записи рекомендуется рас­полагать:

1) при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д.;

2) при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий;

3) при авторах-однофамильцах – по идентифицирую­щим признакам (младший, старший, отец, сын – от старших к младшим);

4) при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими, – по алфавиту фамилий соавторов.

Список источников нумеруют. Связь библиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи присвоенных номеров. Такие номера должны заключаются в прямые скобки. Цифры в них показывают, под каким номером следует в списке литературы искать нужный источник.

В целях систематизации тематически однородной ли­тературы библиографический список группируется по видам изданий в алфавитном порядке. По каждому виду изданий список приводится также в алфавитном порядке.

1. Официальные государственные, нормативно-правовые акты (Конституция, кодексы, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, ведомств, государственные стандарты и т.д.).

2. Научная литература и периодическая печать (вначале на русском, а затем на иностранных языках).

3. Статистические, отчетные материалы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций.

Примеры оформления библиографического списка.

1. Официальные государственные, нормативно-правовые акты.

Библиографическое описание документа. Общие требования и пра­вила составления: ГОСТ 7.1.84. – Введ. 01.01.86. – М., 1984. – 75 с. – Система стандартов по информ., библ. и изд. делу.

«О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Федеральный закон № 115-ФЗ от 20.07.1995.

«Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Федеральный закон № 13-ФЗ от 22.01.1996.

«О федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 г.». Постановление Правительства РФ № 866 от 07.12.2001.

Сборники типовых инструкций по охране труда для рабочих лес­ной промышленности. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 471 с.

2. Научная литература и периодическая печать (вначале на русском, а затем на иностранных языках).

Книги одного, двух, трех и более авторов.

Бутов В.И., Игнатов В.Г. и др. Основы региональной экономики: Учебное пособие. – М.: Мысль, 2001. – 237 с.

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 495 с.

Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 300 с.

Материалы конференций, съездов.

Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья всесоюз. науч. конф. – М.: МИСИ, 1988. – 156 с.

Статья из журнала.

Петров Е., Минтусов И. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – № 6. – С. 14 – 15.

Ясин Е. Модернизация и общество // Вопросы экономики. – 2007. – № 5. С. 4 – 29.

3. Статистические, отчетные материалы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций.

Демографический ежегодник Калининградской области: Стат. сб. / Облкомстат. – Калининград, 2006. – 150 с.

Инвестиционная деятельность в Калининградской области: Стат. сб. / Облкомстат. – Калининград, 2003. – 69 с.

Калининградская область в цифрах: Стат. сб. / Облкомстат. – Калининград,2007. – 327 с.

Библиографичес­кие ссылки. Библиографическая ссылка – совокупность библио­графических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упо­минаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

При оформлении таких ссылок допускаются некоторые откло­нения от общих правил библиографического описания источников.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами "Цит. по", либо "Цит. по кн. к", или "Цит. по ст.".

Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совер­шить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текс­та неясна логическая связь между ними, то пользуются началь­ными словами "См.", "См. об этом".

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, – лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например", "См. в частности".

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополни­тельную литературу, указывают "См. также". Когда ссылка при­водится для сравнения, поясняют: "Ср.:"; если работа, указанная в ссылке, более подробно освещает затронутый в основном текс­те предмет, пишут "Об этом подробнее см.".

По месту расположения относительно основного текста различают библиографические ссылки:

1) внутритексто­вые, т.е. ссылки являются частью основного текста;

2) подстрочные, т.е. ссылки выносятся из текста вниз страницы.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст работы так органич­но, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выход­ные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируе­мое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная).

Например. Эта сторона математической логики так характеризуется в известной книге Д.Гильберта и В. Аккермана "Основы теоретичес­кой логики" (М., 1947): "Логические связи, которые существуют между суждениями, понятиями и т.д., находят свое выражение в формулах, толкование которых свободно от неясностей, какие легко могли бы возникнуть при словесном выражении" (С. 17).

Подстрочные ссылки на источники используют в тексте, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не осложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справки.

В тех случаях, когда диссертант приводит ссылки в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например.

В тексте:

Речевой период, который некоторые называют синтаксической конструкцией, создается по принципу кругообразно замыкающихся и ритмически организованных частей1.

В сноске:

 
 


1 Ефимов А.И. О мастерстве речи пропагандиста. – М., 1957. – С. 42.

Полное описание источника дается только при первой снос­ке. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: "Указ. соч.".

Если несколько ссылок на один и тот же источник приводит­ся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова "Там же" и номер страницы, на которую делается ссылка.

Для связи основного текста с описанием источника нужно использовать порядковый номер источника, указанного в библиографи­ческом списке. В основном тексте этот номер берется в квадрат­ные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратную скобку. Напри­мер: [24, С. 44], что означает 24-й источник, 44-я страница.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обяза­тельные элементы описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цита­те или включен в ее середину.

Когда в основном тексте упомянуты фамилия автора и за­главие статьи, т.е. приведена первая часть аналитического описа­ния, в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием толь­ко самого издания, т.е. второй частью аналитического описания. Например:

В тексте:

В статье известного отечественного экономиста А.Лоскутова "Пол­ные товарищества" сообщается, что "...заявление об отказе от участия " ПТ, утвержденном без указания срока, должно быть подано участником не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товари­щества"1.

В сноске:

 
 


1 Консультант директора. – 2006. – № 2. – С. 7.

8. Перечень вопросов к зачету

1. Баланс денежных доходов и расходов населения. Методика расчета.
2. Бюджет развития как механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности.
3. Внешняя торговля России. Цели и задачи вступления в ВТО.
4. Государственный бюджет – основной финансовый план страны.
5. Задачи и функции Центрального банка Российской Федерации в осуществлении денежно-кредитного регулирования.
6. Инструменты денежно-кредитного регулирования.
7. Использование денежных доходов и структура потребительских расходов населения.
8. Источники финансирования капитальных вложений.
9. Критерии эффективности государственной собственности.
10. Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам.
11. Методы государственного регулирования и обоснования занятости и рынка труда.
12. Методы государственного регулирования.
13. Методы оценки эффективности капитальных вложений.
14. Методы регулирования внешнеторговой деятельности.
15. Модели социального рыночного хозяйства в западной экономике.
16. Общая характеристика налоговой системы.
17. Объекты и субъекты государственного регулирования.
18. Основные направления денежно-кредитного регулирования.
19. Основные направления и механизмы регулирования уровня жизни населения.
20. Основные направления регулирования и обоснования занятости и рынка труда.
21. Основные функции государства в смешанной экономике.
22. Оценка эффективности государственного регулирования.
23. Прогнозирование структуры потребления. Система потребительских бюджетов населения.
24. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации.
25. Регулирующее воздействие государственного сектора.
26. Реформа налоговой системы, задачи и направления.
27. Сбалансированность бюджета, приоритеты расходной политики.
28. Сводный баланс трудовых ресурсов: назначение, схема расчетов прогнозных показателей.
29. Система показателей комплексного прогноза уровня жизни населения.
30. Система потребительских бюджетов населения.
31. Социальные функции государства в переходной экономике России.
32. Структура капитальных вложений.
33. Теоретические подходы к вопросу о роли государства в экономике.
34. Уровень и структура денежных доходов населения.
35. Формы государственного регулирования.
36. Функции налогов в Российской Федерации.

9. Темы и содержание докладов

  Доклады
1. Теоретические подходы к вопросу о роли государства в экономике.
2. Основные функции государства в смешанной экономике.
3. Объекты и субъекты государственного регулирования.
4. Оценка эффективности государственного регулирования.
5. Формы государственного регулирования.
6. Методы государственного регулирования.
7. Регулирующее воздействие государственного сектора.
8. Критерии эффективности государственной собственности.
9. Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам.
10. Общая характеристика налоговой системы.
11. Реформа налоговой системы, задачи и направления.
12. Основные направления денежно-кредитного регулирования.
13. Инструменты денежно-кредитного регулирования.
14. Основные ориентиры денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.
15. Модели социального рыночного хозяйства в западной экономике.
16. Социальные функции государства в переходной экономике России.
17. Система показателей комплексного прогноза уровня жизни населения.
18. Баланс денежных доходов и расходов населения. Методика расчета.
19. Прогнозирование структуры потребления. Система потребительских бюджетов населения.
20. Основные направления и механизмы регулирования уровня жизни населения.
21. Основные направления регулирования и обоснования занятости и рынка труда.
22. Методы государственного регулирования и обоснования занятости и рынка труда.
23. Методика прогнозирования производительности труда.
24. Государственное регулирование инвестиций.
25. Государственное регулирование иностранных инвестиций.
26. Внешняя торговля России. Цели и задачи вступления в ВТО.
27. Методы регулирования внешнеторговой деятельности.
28. Государственный бюджет – основной финансовый план страны.
29. Федеральная экономическая политика по отношению к Калининградской области в 1990 – 2006 гг.

Требования к докладу

Доклад является важным элементом самостоятельной работы.

Доклад должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рукописям – титульный лист, оглавление, введение (с указанием цели и задач работы), собственно текст с иллюстрированным материалом и примечаниями (сносками­), список использованной литературы.

Доклад должен иметь четкую и сбалансированную структуру, позволяющую полностью раскрыть заявленную тему. Текст доклада не должен сводиться к бессмысленной компиляции прочитанной литературы.

При написании доклада студенту следует использовать 5 – 10 источников информации (желательно 1 – 2 источника на иностранном языке). В тексте должны быть ссылки на использованную литературу. Целесообразно помещение иллюстрированного материала (таблиц, графиков, карт).

Объем доклада – 14 – 16 стр. (0,6 – 0,7 авт. л.).

10. Тестовые задания

При составлении тестовых заданий использованы материалы Орешина В.П.: Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 124 с.

ТЕСТ № 1

по разделу «Основы теории государственного регулирования

национальной экономики»

Фамилия, имя:

Критерии оценки: 18 – 20 (88 – 100 %) – отлично, 15 – 17 (75 – 87 %) – хорошо, 11 – 14 (52 – 74 %) – удовлетворительно

1. Государственное регулирование рыночной экономики:

А) порождено исключительно интересами бюрократического государственного аппарата

Б) служит экономическим целям национального финансового капитала

В) вызвано, прежде всего, интересами военно-промышленного комплекса

Г) призвано служить укреплению существующего строя, адаптации его к меняющимся условиям путем постановки и решения задач, которые не может решать рыночный механизм

Д) все вместе

2. Государственное регулирование решает нижеперечисленные проблемы:

А) достижение полной занятости

Б) ускорение экономического роста

В) определение курса ценных бумаг Газпрома

Г) обеспечение экономической безопасности страны

Д) все вместе

3. Какие из перечисленных факторов формируют стоимость продукта по Ж.-Б. Сэю:

А) труд

Б) капитал

В) земля

Г) все вместе

4. Кто является создателем «системы общего экономического равновесия»:

А) Д. Рикардо

Б) А. Маршалл

В) Л. Вальрас

Г) К. Маркс

5. Какие из перечисленных показателей относятся к категории «запас»:

А) накопленное богатство населения

Б) дефицит государственного бюджета

В) количество безработных

Г) объем основного капитала

6. Что понимается под категорией «экономические ресурсы»:

А) естественные богатства страны

Б) трудовые ресурсы

В) средства производства, созданные людьми

Г) предпринимательские способности

Д) финансовые ресурсы

Е) все вместе

7. Какое из приведенных понятий представляет собой производительный экономический ресурс:

А) накопленное богатство населения

Б) средства производства

В) процент

Г) прибыль

Д) потребительские товары

8. Отличаются ли экономические ресурсы от факторов производства:

А) это одно и то же;

Б) трудовые ресурсы не входят в понятие факторов производства;

В) факторы производства – это вовлеченные в экономический оборот
экономические ресурсы;

Г) предпринимательские способности, входя в понятие экономических
ресурсов, не включаются в состав факторов производства.

9. Какая из перечисленных целей экономического развития ближе всего к реальности, если общество стремится повысить эффективность общест­венного производства при ограниченных производственных ресурсах:

А) достижение полной занятости

Б) ускорение экономического роста

В) повышение уровня потребления

Г) экономическая безопасность страны

Д) все вместе

10. Национальное имущество. Это стоимостная оценка перечисленных элементов, за исключением:

А) основного капитала

Б) материальных оборотных средств

В) накопленного потребительского имущества

Г) вовлеченных в народнохозяйственный оборот природных ресурсов

11. Объем основного капитала – это:

А) стоимостная оценка основных средств, многократно используемых в процессе производства и по частям переносящих свою стоимость на производимый продукт

Б) основные и оборотные средства, используемые в процессе производства продукта

12. Занятые в народном хозяйстве – это:

А) самодеятельное население страны;

Б) трудовые ресурсы, фактически занятые в создании продукции;

В) трудоспособное население страны, фактически используемое в производстве продукта.

13. Валовой внутренний продукт (ВВП):

А) совокупность материальных благ и услуг, произведенных в стране в
течение определенного времени, обычно года

Б) стоимостная оценка совокупности благ и услуг, произведенных в стра­не в течение определенного времени, обычно года

В) сумма всех конечных товаров и услуг, произведенных и реализован­ных на территории страны как отечественными, так и иностранны­ми производителями

14. Валовой внутренний продукт исчислен на основе:

А) валовой продукции всех отраслей экономики

Б) валовой продукции отраслей реального сектора экономики

В) валового оборота

Г) добавленной стоимости

15. Добавленная стоимость – это:

А) валовая продукция предприятий за вычетом текущих материальных
издержек

Б) сумма выплаченной заработной платы и ренты

В) валовая продукция предприятий за вычетом текущих материальных
издержек, но с включением в нее амортизации

Г) все не верно

16. Чтобы определить величину национального дохода нужно:

А) вычесть из величины ВВП величину износа основного капитала

Б) вычесть из величины ВВП сумму амортизационных отчислений за
год, сумму косвенных налогов и государственных субсидий

В) добавить к величине ВВП сумму косвенных налогов и государственных субсидий

Г) добавить к ВВП сумму доходов, полученных гражданами за рубежом и переведенных в страну

17. Закон Оукена устанавливает связь между:

А) процентным изменением реального ВВП и изменением уровня без­работицы

Б) процентным изменением номинального ВВП и изменением уровня безработицы

В) процентным изменением реального ВВП и изменением численнос­ти рабочей силы

Г) абсолютным изменением реального ВВП и процентным изменением
дефлятора ВВП

18. Перечень законодательно утверждаемых документов, регламентирующих экономическое развитие страны:

А) экономический прогноз

Б) концепция социально-экономического развития

В) генеральная схема развития и размещения производства

Г) общенациональная программа развития экономики на будущее

Д) индикативный план развития экономики

Е) все вместе

19. Экономическая эффективность:

А) отношение затрат к результату производства

Б) соотношение ценности затрат к ценности результата

В) отношение ценности результата к ценности затрат

20. Каким задачам соответствует применение административных методов государственного регулирования экономики:

А) обеспечение высоких темпов роста производства

Б) укрепление национальной валюты

В) содействие успешному выполнению среднесрочных общехозяйственных государственных программ

Г) корректировка рыночного механизма там и в той мере, где экономическими средствами корректировать его невозможно

Д) сглаживание диспропорций в отраслевой и территориальной струк­туре экономики страны

21. Государственное регулирование экономики в современ­ных условиях представляет собой:

А) обширную деятельность государств, экономических аген­тов, различных субъектов хозяйственной, правовой, культурной и прочих видов деятельности, направленную на взаимное приспособление

Б) систему хозяйственно-политических мер, осуществляемых государством в лице его институтов различного уровня, в целях воздействия на социально-экономическую систему и обеспечения благоприятных условий воспроизводства

В) совокупность различных органов и организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые и прочие активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями

Г) финансирование экономического роста, кредитование, вложение государственных средств в экономику, что обычно приводит к дефициту государственного бюджета и инфляции

22. Теория государственного регулирования экономики была разработана:

А) А. Смитом и Д. Рикардо

Б) К. Марксом

В) Дж. М. Кейнсом

Г) В. Леонтьевым

23. Целями государственного сектора в экономике являются:

А) получение прибыли или процента на вложенный капитал

Б) перераспределение средств государственного бюджета

В) финансирование экономического роста

Г) обеспечение общих условий воспроизводства

24. Смешанная экономика представляет собой:

А) работу на территории какого-либо государства субъектов
хозяйствования из различных стран

Б) серию законодательно оформленных решений, обеспечи­вающих полную занятость, государственный контроль ключевых секторов экономики, а также гарантии социального обеспечения

В) рыночное регулирование экономических процессов

Г) участие страны в международном разделении труда

25. Признаки смешанной экономики:

А) многоукладность

Б) высокая роль государства в управлении экономикой

В) свободная конкуренция

Г) отсутствие антимонопольных законов

Д) участие работников в управлении экономикой

26. Признаки, характеризующие рыночную экономику:

А) господство частной собственности на средства производства

Б) отсутствие государственного регулирования экономики

В) свободная конкуренция производителей

Г) участие страны в МРТ

Д) равное распределение прибыли между производителями и владельцами собственности

27. Государство усиливает и облегчает действие рыночной си­стемы:

А) обеспечивая ей правовую базу и социальную структуру

Б) регулируя производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг

В) поддерживая конкуренцию

Г) участвуя в деятельности международных экономических организаций.

ТЕСТ № 2

по разделам «Экономические методы государственного регулирования, государственное регулирование социально-экономического развития страны»

Фамилия, имя:

Критерии оценки: 28 – 32 (88 – 100 %) – отлично, 24 – 27 (75 – 87 %) – хорошо, 17 – 23 (52 – 74 %) – удовлетворительно

1. Какая степень монополизации производства в Российской Федерации служит основанием для включения фирмы в реестр хозяйственных субъек­тов, подлежащих государственному антимонопольному регулированию:

А) 10%

Б) 35 %

В) 65 %

2. Какой из названных ниже рынков больше всего соответствует услови­ям совершенной конкуренции:

А) стали

Б) услуг парикмахерских

В) автомобилей

Г) акций и облигаций фирм

Д) бензина

3. В какой из названных ниже отраслей может быть налажена эффектив­ная монополия:

А) розничная торговля

Б) водопроводные сети

В) уборка мусора

Г) радио и телевидение

Д) космические исследования

4. Примером естественной монополии является:

А) компания «Ай-би-эм»

Б) банк г. Москвы

В) ОПЕК — международный нефтяной картель

Г) городской метрополитен

Д) издательство «Известия»

5. Выделите в порядке значимости три главных источника государствен­ного бюджета развитых стран:

А) налоги от государственной собственности

Б) налог на наследство

В) налог на добавленную стоимость

Г) таможенные пошлины

Д) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов

Е) налог на имущество

Ж) социальные взносы

З) налог на операции с ценными бумагами

И) налоге прибыли компаний

К) налог на доходы населения

6. Выделите в порядке значимости четыре главные статьи расходов госу­дарственного бюджета России:

А) административно-управленческие расходы

Б) выплаты по государственному долгу

В) займы иностранным государствам

Г) расходы на социальные нужды

Д) расходы на оборону

Е) затраты на развитие экономики

Ж) расходы на охрану окружающей среды

7. Государственный долг – это сумма предшествовавших:

А) государственных расходов

Б) бюджетных дефицитов

В) расходов на оборону

Г) будущих выплат иностранным заемщикам

8. Рост государственного долга ведет:

А) к усилению инфляции за счет неоправданной эмиссии

Б) к снижению реальных доходов населения

В) к сокращению производственных возможностей национальной эко­номики

Г) к расширению инвестиционной деятельности государства

Д) к повышению налоговых ставок с доходов физических и юридичес­ких лиц

9. Какие из перечисленных функций выполняют налоги в рыночной эко­номике:

А) фискальную

Б) социальную

В) регулирующую

Г) стимулирующую

Д) все вместе

10. Какие из перечисленных налогов могут быть с успехом перенесены на конечного потребителя:

А) акцизы

Б) налог на наследство

В) налог на прибыль корпораций

Г) налог на добавленную стоимость

Д) налог на личные доходы

Е) социальные взносы

11. Какие последствия будут иметь место при повышении налога на землю:

А) сокращение занятости в сельском хозяйстве

Б) уменьшение доходов фермеров

В) повышение квартирной платы и стоимости жилья

Г) лучшее использование земель

Д) повышение цен на сельскохозяйственную продукцию

Е) сокращение строительства новых объектов в промышленности, тор­говле, сфере услуг

12. Выделите в порядке значимости четыре главных вида налоговых поступ­лений в федеральный бюджет:

А) НДС

Б) налог на прибыль

В) акцизы

Г) платежи за природные ресурсы

Д) налог от продажи государственной собственности

Е) налог от внешнеэкономической деятельности

Ж) специальный налог

13. Каковы основные цели современной денежно-кредитной политики России:

А) снижение инфляции

Б) повышение доли коммерческих банков в общем объеме кредитно-денежных операций

В) увеличение доли инвестиций в общем объеме кредитных операций

Г) расширение доли частных предприятий в ходе приватизации государственной собственности

14. Если реальный ВВП увеличится в 1,2 раза, а денежная масса – на 8%, то уровень цен при стабильной скорости обращения денег:

А) повысится на 10%

Б) снизится на 10%

В) останется неизменным

Г) повысится на 11%

15. Предложение денег увеличится, если:

А) возрастет норма резервирования

Б) увеличится отношение «наличность – депозиты»

В) увеличится денежная база

Г) уменьшится денежный мультипликатор

16. Предложение денег снизится, если Центральный банк:

А) повышает учетную ставку процента, по которой он выдает ссуды ком­мерческим банкам

Б) повышает обязательную норму резервирования

В) продает государственные облигации населению и коммерческим банкам

Г) покупает государственные облигации на открытом рынке

17. Предположим, что предложение денег и уровень цен постоянны. Тогда в случае увеличения уровня дохода на денежном рынке:

А) повысится спрос на деньги и ставка процента

Б) повысится спрос на деньги и снизится ставка процента

В) спрос на деньги снизится, а ставка процента возрастет

Г) спрос на деньги и ставка процента снизятся

18. Какое определение инфляции, на ваш взгляд, верно:

А) рост цен, вызванный чрезмерным выпуском бумажных денег

Б) рост цен, который превышает рост реального ВВП

В) снижение покупательной способности денег

Г) рост цен, который ниже роста номинального ВВП

Д) ни одно из определений не верно

19.Какие меры необходимы для достижения финансово-экономической стабилизации в переходной экономике (при наличии высокой инфляции):

А) отмена государственного контроля цен

Б) сдерживание роста зарплаты и других денежных доходов населения

В) сокращение дефицита государственного бюджета

Г) повышение ссудного процента сверх уровня инфляции

Д) свобода частного предпринимательства

Е) отмена государственной монополии внешнеэкономической деятельности

20. Изменение уровня рыночных цен:

А) не отражается на результатах фискальной политики

Б) усиливает эффект фискальных мер

В) практически отсутствует при проведении фискальной политики

Г) снижает действенность мер фискальной политики

Д) увеличивает эффекты мультипликатора государственных расходов и налогов

21. Если Центральный банк повышает учетную ставку, то это может привести:

А) к снижению общей величины резервов коммерческих банков

Б) к стимулированию величины вкладов населения на депозитные счета в отделения Центрального банка страны

В) к росту объема ссуд, предоставляемых Центральным банком коммер­ческим банкам

Г) к увеличению обшей суммы резервов коммерческих банков

22. В структуру банковской системы России входят следующие организа­ции, за исключением:

А) Сбербанк Российской Федерации

Б) Центральный банк Российской Федерации

В) фондовые биржи

Г) банк г. Москвы

Д) товарные биржи

23. В условиях плавающего обменного курса:

А) бюджетно-налоговая (фискальная) политика имеет сравнительное преимущество в регулировании как внутреннего, так и внешнего ба­ланса

Б) денежная политика имеет сравнительное преимущество в регулиро­вании внешнего баланса

В) денежная политика должна использоваться в регулировании как внутреннего, так и внешнего баланса

Г) денежная политика должна имеет сравнительное преимущество в регулировании внутреннего равновесия, а фискальная – в поддержа­нии внешнего баланса

24. Виды валютной политики. Деви


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: