Для проведения более полного анализа конъюнктуры рынка проведем сравнительную оценку уровня конкурентоспособности нашей фирмы по расширенному набору оцениваемых параметров, сравнивая с другими фирмами. Оценка параметров конкурентоспособности проводилась советом экспертов, состоящим из 20 человек, привлеченных из компетентных организаций.
Данные фирмы-конкуренты были выбраны по следующим критериям. Во-первых, необходимо было наличие фирм с разными ценовыми уровнями: дешево, цена ниже среднего уровня, цена выше среднего уровня, дорого. Во-вторых, фирмы известные и менее известные, с различным качеством сервиса. В-третьих, фирмы должны быть расположены в различных местах города, и обладать неравными экономическими возможностями.
Оценим преимущества каждой приведенной выше фирмы, а результаты оценки сведем в табл.2.9.
Таблица 2.9
Оценка параметров конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности | Колибри | Sainty | Компьютермаркет |
1 | 2 | 3 | 4 |
Данные фирмы | |||
1 Известность торгующей организации | 3 | 5 | 5 |
2 Географическое расположение предприятия на территории города | 3 | 4 | 5 |
3 Время существования фирмы на рынке | 4 | 5 | 5 |
4 Наличие сети магазинов | 1 | 3 | 3 |
5 Площадь торгового помещения | 3 | 5 | 5 |
6 Продажная цена | 4 | 4 | 5 |
7 Наличие оптовых продаж | 1 | 2 | 5 |
8 Надежность | 5 | 5 | 5 |
Сервис: торговое обслуживание | |||
9 Количество продавцов в магазине-салоне | 2 | 3 | 3 |
10 Наличие прайс-листов | 5 | 4 | 2 |
11 Вежливость и предупредительность в обслуживании | 3 | 4 | 4 |
12 Профессиональные консультации | 4 | 4 | 4 |
13 Наличие бесплатной доставки | 2 | 5 | 5 |
14 Возможность модернизации | 5 | 5 | 5 |
15 Условия предоставления кредита | 2 | 5 | 5 |
16 Время доставки, после сборки и отладки компьютера | 5 | 2 | 5 |
17 Наличие скидок при покупке | 3 | 4 | 1 |
Сервис: Техническое обслуживание | |||
18 Гарантийный срок | 4 | 4 | 5 |
19 Наличие сервис центров | 1 | 5 | 5 |
20 Качество сборки компьютеров | 4 | 5 | 5 |
21 Установка программного обеспечения | 2 | 2 | 2 |
22 Стоимость работы по вызову | 4 | 3 | 4 |
Общее количество баллов: | 65 | 88 | 93 |
|
|
В таблицу вносятся среднее значение оценки от 0 (наиболее слабые позиции по данному фактору конкурентоспособности) до 5 баллов (лучшие позиции на рынке или эталон).
Формирование требований к услуге эталону основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.
|
|
Как известно, конкурентоспособность фирмы – это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. Поэтому для объективной оценки параметров необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке.
На основании данных табл.2.9 рассчитаем среднее значение степени важности каждого параметра. Для этого можно воспользоваться формулой:
= , (1)
где, - среднее значение степени важности каждого параметра;
i - номер заказчика; j - номер параметра;
- степень ценности параметра; n - количество оцениваемых фирм.
Для получения относительной оценки важности каждого параметра производят взвешивание по общей сумме баллов. Для этого необходимо воспользоваться формулой:
, (2)
Где - удельный вес j -го параметра из общего числа m - параметров;
m - количество оцениваемых параметров.
Соответствие свойств существующей услуги и услуги-эталона количественно может быть определено по формуле:
, (3)
где - частный показатель по j -му параметру, база - услуга-эталон;
- величина j -го параметра анализируемой услуги;
- величина j -го параметра услуги-эталона (например, товара конкурента).
После расчета всех частных показателей определяется общий показатель по параметрам по следующей формуле:
, (4)
где - общий показатель по параметрам, база - услуга-эталон.
Рассчитанный показатель показывает, насколько интересующий нас товар соответствует эталонному товару по заданному критерию.
Величину, определяющую соответствие свойств существующей услуги и услуги-конкурента, количественно можно определить по формуле:
, (5)
где - частный показатель по j -му параметру база – услуга - конкурента;
- величина j -го параметра анализируемой услуги;
- величина j -го параметра услуги-конкурента.
После расчета всех частных показателей определяется общий показатель по следующей формуле:
, (6)
где - общий показатель по параметрам, база – услуга – конкурента.
Данные расчетов параметров по приведенным формулам сведем в соответствующие табл. 2.10 и 2.11. В табл. 2.10 приводятся результаты сравнения параметров анализируемой фирмы и фирмы конкурента «Sainty».
Таблица 2.10
Расчет параметров для пары «Колибри» - «Sainty»
Оцениваемые параметры | Степень ценности β ij | <βj> | αj | Rj | Kj | Rj αj | Kj αj | ||
фирма | |||||||||
1 | 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Известность торгующей организации | 3 | 5 | 4 | 0,0506 | 1.00 | 0.60 | 0,0506 | 0,0304 |
2 | Географическое расположение предприятия на территории города | 3 | 4 | 3,5 | 0,0443 | 0,80 | 0,75 | 0,0354 | 0,0332 |
3 | Время существования фирмы на рынке | 4 | 5 | 4,5 | 0,0570 | 1.00 | 0.80 | 0,0570 | 0,0456 |
4 | Наличие сети магазинов | 1 | 3 | 2 | 0,0253 | 0,60 | 0,33 | 0,0152 | 0,0083 |
5 | Площадь торгового помещения | 3 | 5 | 4 | 0,0506 | 1.00 | 0.60 | 0,0506 | 0,0304 |
6 | Продажная цена | 4 | 4 | 4 | 0,0506 | 0,80 | 1.00 | 0,0405 | 0,0506 |
7 | Наличие оптовых продаж | 1 | 2 | 1,5 | 0,0189 | 0,40 | 0,50 | 0,0076 | 0,0095 |
8 | Надежность | 5 | 5 | 5 | 0,0633 | 1,00 | 1,00 | 0,0633 | 0,0633 |
9 | Количество продавцов в магазине-салоне | 2 | 3 | 2,5 | 0,0316 | 0,60 | 0,66 | 0,0187 | 0,0189 |
10 | Наличие прайс-листов | 5 | 4 | 4,5 | 0,0506 | 0.80 | 1,25 | 0,0405 | 0,0632 |
11 | Вежливость и предупредительность в обслуживании | 3 | 4 | 3,5 | 0,0443 | 0.80 | 0.75 | 0,0354 | 0,0332 |
12 | Профессиональные консультации | 4 | 4 | 4 | 0,0506 | 0.80 | 1.00 | 0,0405 | 0,0506 |
Продолжение табл.2.10
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13 | Наличие бесплатной доставки | 2 | 5 | 3,5 | 0,0443 | 0.40 | 0.40 | 0,0177 | 0,0177 |
14 | Возможность модернизации | 5 | 5 | 5 | 0,0633 | 1,00 | 1,00 | 0,0633 | 0,0633 |
15 | Условия предоставления кредита | 2 | 5 | 3,5 | 0,0443 | 1.00 | 0.40 | 0,0443 | 0,0177 |
16 | Время доставки, после сборки и отладки компьютера | 5 | 2 | 3,5 | 0,0443 | 0.40 | 2,50 | 0,0177 | 0,1107 |
17 | Наличие скидок при покупке | 3 | 4 | 3,5 | 0,0443 | 0,80 | 0,75 | 0,0354 | 0,0332 |
18 | Гарантийный срок | 4 | 4 | 4 | 0,0506 | 0.80 | 1.00 | 0,0405 | 0,0506 |
19 | Наличие сервис центров | 1 | 5 | 3 | 0,0379 | 1.00 | 0.20 | 0,0379 | 0,0076 |
20 | Качество сборки компьютеров | 4 | 5 | 4,5 | 0,0570 | 1.00 | 0.80 | 0,0570 | 0,0456 |
21 | Установка программного обеспечения | 2 | 2 | 2 | 0,0253 | 0,40 | 1,00 | 0,0101 | 0,0253 |
22 | Стоимость работы по вызову | 4 | 3 | 3,5 | 0,0443 | 0,60 | 1,33 | 0,0267 | 0,0589 |
23 | Итого å | - | - | 79 | - | - | - | 0,8049 | 0.8668 |
В табл. 2.11 приводятся соответственно сравнение с фирмой «Компьютермаркет», при этом анализируемая фирма обозначается шифром 1, а фирма-конкурент - шифром 2.
Таблица 2.11
Расчет параметров для пары «Колибри» - «Компьютермаркет»
Оцениваемые параметры | Степень ценности β ij | <βj> | αj | Rj | Kj | Rj αj | Kj αj | ||
фирма | |||||||||
1 | 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Известность торгующей организации | 3 | 5 | 4 | 0,0482 | 1.00 | 0,60 | 0,0482 | 0,0289 |
2 | Географическое расположение предприятия на территории города | 3 | 5 | 4 | 0,0482 | 1.00 | 0,60 | 0,0482 | 0,0289 |
Продолжение табл.2.11
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3 | Время существования фирмы на рынке | 4 | 5 | 4,5 | 0,0542 | 1.00 | 0,80 | 0,0542 | 0,0434 |
4 | Наличие сети магазинов | 1 | 3 | 2 | 0,0240 | 0,60 | 0.33 | 0,0144 | 0,0079 |
5 | Площадь торгового помещения | 3 | 5 | 4 | 0,0482 | 1.00 | 0,60 | 0,0482 | 0,0289 |
6 | Продажная цена | 4 | 5 | 4,5 | 0,0542 | 1.00 | 0,80 | 0,0542 | 0,0434 |
7 | Наличие оптовых продаж | 1 | 5 | 3 | 0,0361 | 1.00 | 0,20 | 0,0361 | 0,0072 |
8 | Надежность | 5 | 5 | 5 | 0,0602 | 1,00 | 1,00 | 0,0602 | 0,0602 |
9 | Количество продавцов в магазине-салоне | 2 | 3 | 2,5 | 0,0301 | 0,60 | 0,66 | 0,0181 | 0,0199 |
10 | Наличие прайс-листов | 5 | 2 | 3,5 | 0,0421 | 0.40 | 2,50 | 0,0168 | 0,1054 |
11 | Вежливость и предупредительность в обслуживании | 3 | 4 | 3,5 | 0,0421 | 0.80 | 0.75 | 0,0337 | 0,0315 |
12 | Профессиональные консультации | 4 | 4 | 4 | 0,0482 | 0.80 | 1,00 | 0,0385 | 0,0482 |
13 | Наличие бесплатной доставки | 2 | 5 | 3.5 | 0,0421 | 1.00 | 0.40 | 0,0421 | 0,0168 |
14 | Возможность модернизации | 5 | 5 | 5 | 0,0602 | 1,00 | 1,00 | 0,0602 | 0,0602 |
15 | Условия предоставления кредита | 2 | 5 | 3,5 | 0,0421 | 1.00 | 0.40 | 0,0421 | 0,0168 |
16 | Время доставки, после сборки и отладки компьютера | 5 | 5 | 5 | 0,0602 | 1,00 | 1,00 | 0,0602 | 0,0602 |
17 | Наличие скидок при покупке | 3 | 1 | 2 | 0,0240 | 0,20 | 3,00 | 0,0048 | 0,0732 |
18 | Гарантийный срок | 4 | 5 | 4,5 | 0,0542 | 1.00 | 0.80 | 0,0542 | 0,0434 |
19 | Наличие сервис центров | 1 | 5 | 3 | 0,0361 | 1.00 | 0,20 | 0,0361 | 0,0072 |
20 | Качество сборки компьютеров | 4 | 5 | 4,5 | 0,0542 | 1.00 | 0,80 | 0,0542 | 0,0434 |
21 | Установка программного обеспечения | 2 | 2 | 2 | 0,0240 | 0,40 | 1,00 | 0,0096 | 0,0240 |
22 | Стоимость работы по вызову | 4 | 4 | 4 | 0,0482 | 0,80 | 1,00 | 0,0385 | 0,0482 |
23 | Итого å | - | - | 83 | - | - | - | 0.8728 | 0.8472 |
|
|
Расчет значений показателей производится на основе экспертных оценок, приведенных в табл. 2.7. За эталонную величину принималось значение для всех критериев равное "5" – баллам.
Так для первого параметра (известность фирмы, таблица 6) при сравнении фирм «Колибри» и «Sainty» значение b для данного параметра будет соответственно равно по формуле (1):
3 + 5
b1 = ------ = 4;
2
Значение показателя a по этому же параметру по формуле (2) будет равно:
4
a1 = ----------- = 0,0506
79
Значения показателей R при сравнении фирмы «Sainty» с эталоном и К для этого же параметра будут определятся по формулам (3,4) и иметь следующие значения:
5 3
R1 = --- = 1 ; К1 = ----- = 0,60
5(эталон) 5
Оценка экономических параметров конкурентоспособности связана с определением цены потребления анализируемого изделия и сравнением её с
ценой потребления товара конкурента. Сравнение цен потребления производится по формуле:
, (7)
где Э - общий показатель по экономическим параметрам;
- цена потребления анализируемой услуги;
- цена потребления услуги конкурента.
Цена потребления складывается из рыночной цены на товар, а также расходов, связанных с эксплуатацией, использованием этого товара в период его жизненного цикла. Принимая решение о покупке, покупатель обращает внимание не только на цену товара, но и на то, во сколько ему обойдется эксплуатация, содержание этого товара в процессе его использования. Считаем в данном случае, что цена потребления приблизительно равна рыночной цене товара.
Рассчитаем значения показателя экономических параметров для парных сравнений анализируемой фирмы «Колибри» с конкурентами фирмой «Sainty» и «Компьютермаркет». Сравнение цен производится по определенной выше конфигурации компьютера.
При сравнении с фирмой «Sainty» значение экономического параметра будет равно:
20286
ЭИ-Л = ---------- = 1,015
19980
Для фирмы «Компьютермаркет» значение этого параметра соответственно будет равно:
20286
ЭИ-К = ------------- = 1,046
19401
Успех товара на рынке определяют все факторы конкурентоспособности, в том числе и маркетинговые параметры. В настоящее время считается, что современная конкуренция есть конкуренция не между тем, что компании производят на своих заводах, а между тем, что они добавляют к продукту в виде упаковки, услуг, рекламы, консультации покупателей, финансирования организации, доставки, складирования и других, значительных для потребителей преимуществ.
После определения общих показателей конкурентоспособности по качественным, экономическим и маркетинговым параметрам определим интегральный показатель уровня конкурентоспособности по формуле
, (8)
где - интегральный показатель уровня конкурентоспособности;
- общий показатель по нормативно-производственным и классификационным параметрам.
Показатель по нормативно-производственным параметрам имеет только два значения – 1 или 0. Если изделие (услуга) соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет то 0. Общий показатель рассчитывается как произведение частных показателей по каждому параметру. В нашем случае, считаем, что все рассмотренные организации, соответствуют нормативно-правовым параметрам, поэтому =1.
При , считается, что услуга является конкурентоспособной.
Данные расчета интегрального показателя для фирм конкурентов приводятся в табл. 2.12. Здесь же приведены значения показателя сравнения с эталоном.
Таблица 2.12
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности
Показатель | Sainty | Компьютермаркет | |
Общий показатель по сравнительным параметрам | конкурент-эталонная услуга | 0,8049 | 0,8728 |
База – услуга конкурента | 0,8668 | 0,8472 | |
Общий показатель по экономическим параметрам Э | 1,015 | 1,046 | |
Интегральный показатель конкурентоспособности | 0,85 | 0,81 |
Как видно из табл. 2.12, показатель конкурентоспособности не имеет значения выше единицы при сравнении с рассматриваемыми фирмами. Следовательно фирма «Колибри» не является конкурентоспособной по отношению к этим фирмам. При этом необходимо отметить, что анализируемые фирмы - конкуренты имеют суммарное значения показателя R («Sainty» - 0,8049; «Компьютермаркет» – 0,8728) относительно далекие от эталонного.
Лидирующим конкурентом, исходя из данных табл. 2.10-2.12, является фирма «Компьютермаркет».
Таким образом, по результатам оценки конкурентных позиций трех фирм, анализируемая фирма ООО «Колибри» имеет наиболее низкие конкурентные позиции.
Глава 3 Пути повышения
конкурентоспособности ООО «Колибри»