Международное положение США после холодной войны

Дипломатическая академия

МИД России

Кафедра внешней политики

И международных отношений

Курсовая работа

На тему: Американская концепция

нового миропорядка.

Выполнила:                   слушательница 2 курса МО Омуралиева Н. Т.

               Проверил:

проф. Шмелев Б.А.

Москва-2010


 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 


Введение

§1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США

в период "холодной войны".

Международное положение США после холодной войны.      Новый мировой порядок.

Геополитическое значение Евразии для США.

Стратегия государственной безопасности и мирового господства США в начале XXI века.

Американское видение американо-российских отношений.

      

 

Заключение      

Список использованной литературы.    

 

ВВЕДЕНИЕ

 

"Американское могущество — решающий фактор в обеспечении национального суверенитета страны — является сегодня высшей гарантией глобальной стабильности»

 

Збигнев Бжезинский

 

В международных отношениях проблема имперской политики продолжает сохранять свою значимость и актуальность, несмотря на то, что эпоха империй, казалось бы, уже прошла. В истории человечества различные государства - Китай, Рим, Византия, Британия, Турция, Россия, Франция, Германия[1] стремились к контролю над ресурсами, захватывая другие страны и народы. Это не могло не сказаться на интересах других акторов мировой политики, что приводило к борьбе за передел сфер влияния. Империи сменяли друг друга в борьбе за мировое господство, оказывали существенное влияние на формирование системы международных отношений, мировой культуры, экономики, политической сферы и т. д.

На современном этапе, Соединенные Штаты Америки стремятся определять мировую политику и международные отношения, контролировать события на всей планете, управлять стратегически важными для них регионами. Доминирование Америки - главная особенность современного геополитического контекста, а Вашингтон был и остаётся главным мировым игроком.[2] Этот факт является итогом достижений страны в научно-технологической, культурной, военной, экономической сферах и выступает в качестве объективной основы имперской политики.

Для осуществления имперской политики США стремятся не только сохранить доминирующие позиции в мире, но и расширить свое влияние, в том числе и военными средствами. Методы распространения влияния США на планете, включая свержение неугодных им правительств в различных регионах мира (Латинская Америка, Ближний Восток, Азия), навязывание своих ценностей другим народам и этносам, «цветные революции» в Грузии, Киргизии и Украине, также позволяют говорить об этом государстве как об империи.

За более, чем два столетия после образования – США превратились в классическую экспансионистскую страну. Это одно из немногих государств мира, которое за сравнительно короткий исторический срок смогло увеличить свою территорию в четыре раза. Причем с самого образования Соединенных Штатов, как отмечают сами же американские авторы, у политических лидеров молодого государства было нечто большее, чем просто инстинкт к экспансии. Еще первый президент США Джордж Вашингтон назвал новое государство «поднимающейся империей».

В 1823 году США ввели в практический обиход понятие «сферы исключительных жизненных интересов». В том же 1823 году президент Джеймс Монро выдвинул лозунг «Америка для американцев» и провозгласил свою доктрину, которая вошла в международные отношения, как «доктрина Монро». Эта доктрина, как известно, явилась обоснованием особых прав Вашингтона на американский континент. Результаты такой политики не заставили себя ждать. Уже к середине 19 века, победа в войне с Мексикой дала возможность США прирастить к своей территории Техас, Аризону, Калифорнию, Оклахому, Новую Мексику… Со времен «отцов-основателей» Соединенных Штатов военная сила была и остается основным средством урегулирования большинства внешнеполитических проблем, осуществления доктрины «национальной безопасности».

Реализуя свои экспансионистские и империалистические планы американские политики, как правило, облекали их, идеологическими постулатами о мессианской роли американцев и Америки в мире. Причем из поколения в поколение в мышление американцев внедрялись убеждения, что они носители американских идеалов, а значит великих.

Динамично развиваясь, США уже в конце 19 века обогнали весь мир по темпам развития производства. С этого периода и в экономике, и в международных отношениях Америка входит в число мировых лидеров. В первую мировую войну Вашингтон активно вмешался в конфликт в Европе. Во время второй мировой войны США из страны – должника превратились в государство-кредитора, что способствовало значительному росту экономического и политического влияния на международной арене.

Не раз еще в американской истории 20-го века будет создаваться ситуация, когда война для Америки становилась синонимом процветания.

Соединенные Штаты стали первой страной, которая применила атомное оружие в 1945 году. С появления атомного, а затем и ядерного оружия, Америка практически, при каждой конфликтной ситуации, которую, порой, и сама провоцировала, планировала применение атомного и ядерного оружия.

В данной курсовой работе, я попыталась рассмотреть становление США как сверхдержавы, американское видение миропорядка, проследить за развитием внешнеполитических концепций в период холодной войны и после, их отражение в доктринах, принятых в Белом Доме.

 

1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США

в период "холодной войны".

Еще в ходе второй мировой войны, когда победа союзников по антигитлеровской коалиции становилась очевидной, влиятельные общественно-политические и финансовые круги США стали задумываться над ролью США в мире после Второй мировой войны. Роль разработчика послевоенной стратегии первоначально взял на себя так называемый Совет по международным отношениям. Эта полузакрытая структура, в которой представлены многие крупнейшие общественные деятели, финансисты, промышленники, отставные политики, профессора престижных университетов и т.д.

В декабре 1939 г, когда после разгрома фашистами Польши стало ясно, что Вторая мировая война началась, в составе Совета была образована исследовательская группа, во главе которой был поставлен Норман Дэвис - посол по особым поручениям при президенте Рузвельте. Перед группой была поставлена задача - разработать модель стратегического планирования для внутренней и внешней политики США во время Второй мировой войны и в случае победы. Группа была многочисленна (всего в работе участвовало более 100 человек) и весьма высокого уровня. Финансировалась она из Фонда Рокфеллера и держала постоянный и тесный контакт с государственным департаментом США, получая от него информацию о ходе мировых дел, анализируя эти материалы на своих заседаниях и представляя конкретные предложения ближайшему помощнику президента Рузвельта Гарри Гобкинсу[3].

Уже 28 января 1941 г. тогдашний госсекретарь США Кордел Гулл получил первую официальную программу деятельности США в качестве мирового лидера по окончании войны. Центральной идеей данного документа было понятие "великого пространства" ("grand area"), которое разъяснялось как весь послевоенный мир, рассматриваемый как объект американского управления. В документе содержались достаточно подробные рекомендации, как обращаться с союзниками в ходе Второй мировой войны, какие первоначальные действия предпринять после ее окончания. Документ был доложен Рузвельту и произвел на него столь глубокое впечатление, что он объединил управление стратегического планирования госдепартамента и эту неформальную группу советников в один мощный орган планирования будущей стратегии США[4].

Группа продолжала работу и к 1944 г. выдала рекомендацию, в которой объявляла главной целью послевоенной политики США "обеспечение максимально большого жизненного пространства для Америки". Документ завершался многозначительной установкой: "как минимум США должны активно участвовать во внутренних делах как основных индустриальных государств, так и стран, владеющих сырьем. Надо исходить из того, что если одна или несколько из этих стран не будут сотрудничать в новой всемирной экономической системе, то они должны знать, что они будут развиваться недостаточно быстро. Развиваясь недостаточно быстро, они не смогут обеспечить закупки необходимого оборудования из Америки и поэтому будут пребывать в состоянии депрессии… Аспекты политической, военной безопасности будут напрямую зависеть от этой политической дилеммы"[5].

Работу инициативной группы Совета по иностранным делам после войны возглавил Дин Ачесон, бывший госсекретарь США, который уже тогда хорошо понимал, что для того, чтобы обеспечить высокие темпы развития американской экономики, ей необходимо во все возрастающей мере осуществлять контроль над естественными ресурсами всего мира. Для того же, чтобы осуществить такой контроль, понадобилось американское военное присутствие всюду в мире. Именно тогда в этой группе родилась идея, что успешное развитие других стран: и тех, которые являлись союзниками США, и тех, которые к этому тяготели, возможно только при условии их активного участия в реализации мировых программ, разрабатываемых Америкой. Это было логично, т.к. Америка тогда была единственной страной в мире, обладавшей средствами для финансирования таких программ.

Первой и главной задачей в этой стратегии являлась тесная координация американской мировой стратегии со странами Западной Европы. США осуществили это через создание системы международных организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Североатлантический союз (НАТО).

Для постоянной подпитки этих организаций новыми идеями и концепциями была образована так называемая Бильдербергская группа (Бильдерберг - отель в Голландии, где в мае 1954 г. группа экспертов, преимущественно из США, а также из западных стран, учредила эту группу формально и поставила перед ней задачу строительства нового миропорядка, а также обеспечения политических шагов, направленных на реализацию этих целей пропагандистски, интеллектуально и информационно). Руководителем этой группы был Аверел Гарриман, который в то время являлся послом США в Великобритании. В нее входили известные европейские деятели, такие как Алчиде Гаспери - создатель христианско-демократической партии Италии, Антуан Пино, бывший одно время премьер-министром и министром иностранных дел Франции, лидер лейбористской партии Великобритании Хью Гейтскел, мэр Гамбурга Макс Бройер, лидер французских социалистов Ги Молле и многие другие[6].

С тех пор и по настоящее время Бильдербергская группа является закрытым клубом, через который "пропускаются" все крупные политические деятели западного мира, где они доказывают свою способность рождать новые идеи, адекватно анализировать мировую ситуацию, приобретать опыт политика, способного "выстоять" в непростой ситуации современного мира.

Эта группа записывает в свой актив постоянную разработку стратегии НАТО, ядерную политику США и союзников.

Начало реализации стратегии "мирового преобладания" США провозгласил президент Трумэн 12 марта 1947 г. в обращении к конгрессу. Трумэн говорил, что в мире идет борьба за демократию и свободу против диктатуры и принуждения, и в таких условиях вмешательство США во внутренние дела других стран оправдано. Он заявил также: "В настоящий момент каждое государство мира должно выбрать между двумя альтернативными путями развития... Я считаю, что мы должны помочь свободным людям определить их собственную судьбу. Думаю, что наша помощь должна, в первую очередь, носить экономический и финансовый характер...[7]" Впоследствии Дж. Маршалл в радиообращении 28 апреля 1947 г. подтвердил, что "Запад прошел точку, за которой уже нет возврата, в своих отношениях с Советским Союзом". Он отверг возможность компромисса с СССР, заявив: "...мы не можем игнорировать связанный с этим фактор времени. Состояние больного ухудшается, в то время как доктора совещаются… Любые возможные действия… должны быть предприняты незамедлительно[8]".
        Итак, ослабление традиционных центров силы в европейской части континента, на фоне феноменальной мощи США и крах евроцентричного мира предоставил Вашингтону "беспрецедентную возможность самостоятельно определить мировое экономическое (и, следовательно, политическое) развитие, полагаясь при этом на экономическую мощь как главный инструмент дипломатии". В отношении СССР, глобальная стратегия Вашингтона обрела форму экономической, финансовой и, в последующем, военной помощи некоммунистическим режимам. Поэтому в 1947г, начинается реализация экономической дипломатии Вашингтона — неотъемлемой составной части глобальной стратегии США.

Учитывая, что США обладали большим экономическим потенциалом, чем СССР, заполнение "вакуума" власти в Западной Европе отразилось в принятии плана Маршалла. Американский исследователь А. Улам отмечает, что "летом 1947 г. "холодная война" стала носить характер позиционных боевых действий", а "внешняя политика обеих сверхдержав превратилась в конфронтационную[9]". В этой связи выдвижение плана Маршалла и отказ от участия в нем СССР представляется "поворотным моментом" в становлении "холодной войны" как стратегии. Он "предотвратил возможность использования СССР сложившегося в Европе вакуума власти... и представлял собой кардинальный момент американской политики по формированию независимого центра силы в Евразии". По этой причине СССР был вынужден ограничиться собственной сферой влияния в Восточной Европе, что установило биполярную систему и привело к конфронтации между ее полюсами.
    Таким образом, план Маршалла оказал важнейшее формирующее влияние на внешнеполитический курс США, определив его "холодное" направление, а "годы осуществления плана Маршалла были весьма важными для государственного департамента, поскольку план играл ведущую роль в формировании внешнеполитической стратегии США и способствовал достижению ими статуса ведущей державы на международной арене".

План Маршалла (экономическая составляющая глобальной стратегии Вашингтона) и Североатлантический альянс (ее военно-политический компонент) были главными инструментами обеспечения американских геополитических интересов: "План Маршалла стал экономической составляющей нового мирового порядка, а НАТО — военной составляющей". Без плана Маршалла "победа" Вашингтона в "холодной войне" и, следовательно, нынешняя гегемония Америки была бы невозможна[10]. С помощью плана США создали мощный в военном и экономическом отношении блок западноевропейских государств, который способствовал распаду СССР, обеспечив лидерство США в мире. Он "заложил фундамент мощному западноевропейскому союзу государств, связанных узами трансатлантической солидарности, и позволил США добиться лидерства в мире".

План Маршалла явился, по оценке обществоведов США, "поворотным моментом в истории для достижения американского лидерства в мире". Он стал одним из основных инструментов американской внешней политики начального периода "холодной войны" и неотъемлемой частью внешнеполитической экспансии США по завоеванию лидерства в мире. Поэтому речь госсекретаря США Дж. Маршалла в Гарвардском университете стала исходным пунктом осуществления комплекса экономических и политических мер стратегии "Pax-Americana". В связи с этим план Маршалла представляется своеобразным "памятником" эпохи "холодной войны", который не только оказал влияние на ее генезис, но и в значительной степени определил развитие международных отношений в последующие годы. План способствовал также достижению основополагающих целей Вашингтона по недопущению возникновения экономического кризиса внутри США в результате избытка произведенной в годы войны продукции, обеспечив ее экспорт на ими же созданный западноевропейский рынок. Он объединил и восстановил Западную Европу с целью создания общего рынка и западного блока для борьбы с Советским Союзом, не допустив попадания этого региона в сферу влияния Советского Союза.

Таким образом, основное значение плана видится в его влиянии на создание американского мира "открытых дверей". План Маршалла изначально определил успех концепции глобального лидерства Вашингтона.

Говоря о политике США в послевоенные десятилетия, можно сказать, что политика США в отношении окружающего мира строилась на сочетании двух принципов — силового сопротивления происходившим в мире переменам и приспособления к ним (с преобладанием первого). В зависимости от действия многих факторов конкретное соотношение применения этих принципов менялось.

США, усматривая в Советском Союзе главное препятствие к установлению своей гегемонии, рассчитывало, что ослабленный войной СССР не сможет противостоять военному давлению и экономическому диктату США, а поэтому согласится на их доминирующую роль в послевоенном мире. Поскольку этого не произошло, США перешли в наступление на мировой арене с целью «сдерживания», «устрашения» и «отбрасывания» СССР и его союзников с их позиций[11].

На протяжении четырех десятилетий после окончания второй мировой войны, с достаточной определенностью проявились основные черты внешней политики США:

 Во-первых, подход к межгосударственным отношениям как к силовой борьбе за влияние и ведущую роль на мировой арене. В военной силе США видели универсальное средство решения своих внешнеполитических задач. Они делали ставку на ядерное оружие как главный фактор обеспечения американского превосходства в мире и систему военно-политических союзов как важнейший инструмент осуществления внешней политики. Наиболее крупным из них стала Организация Североатлантического договора (1949 г. НАТО), Кроме того, США связали десятки государств двусторонними военными соглашениями, получив право содержать на их территориях свои войска и военные базы.

Стремление решать международные проблемы не политическими, а военными средствами отчетливо показали две крупные вооруженные интервенции США — в Корее и во Вьетнаме — и много мелких. В этом же ряду, стоит и обращение к тайным операциям за рубежом (терроризм, военные конфликты, использование наемников, государственные перевороты, шпионаж, диверсии), осуществление которых было возложено на Центральное разведывательное управление (ЦРУ).

Во-вторых, нежелание видеть на международной арене равноправных партнеров, объективно воспринимать интересы других стран, достигать политических решений за столом переговоров, на основе взаимоприемлемых компромиссов. Эта черта проистекала из укоренившихся стереотипных представлений об исключительности США и безапелляционной веры их руководства в существование американского решения любой из мировых проблем. Свидетельствами этого, стало многолетнее торпедирование советских инициатив, направленных на ослабление международной напряженности, позиция США на переговорах о разоружении, которые искусственно затягивались, негативное отношение к ООН, где в течение продолжительного времени США использовали так называемую «машину голосования» для принятия нужных им решений, бойкотирование признания законных прав Китайской Народной Республики в ООН, применение всякого рода «санкций» против других государств и т. п.

В-третьих, высокая степень идеологизированности внешней политики, стремление найти противника, конфронтация с которым оправдывала бы наращивание ракетно-ядерного потенциала, создание новых видов оружия, программу стратегической оборонной инициативы, жесткий внешнеполитический курс.

"Холодная война" во многих отношениях определила характер второй половины ХХ века, но основное ее значение заключается в том, что именно в период этой конфронтации происходило строительство американского нового мирового порядка. И, хотя обе сверхдержавы США и СССР ставили своей главной целью доминирование в мире, ее достиг лишь США. Победил сильнейший, однако наивно было бы полагать, что супердержава СССР исчезла с мировой арены только под влиянием внутренних факторов. Главная причина развала СССР и нынешней гегемонии США — успешно реализованная Америкой стратегия "мирового преобладания". Этот термин был впервые официально употреблен в директиве Совета национальной безопасности США № 68 (остававшейся совершенно секретной до 1975 г.), которую крупный российский американист А. И. Уткин оценивает как «главный документ "холодной войны"». Указанный термин точнее других характеризует ту стратегию, для которой "холодная война" была лишь эпизодом 1. Участие Вашингтона в "холодной войне" представляло собой реализацию единой стратегии, имеющей целью создание нового мирового порядка, мира "открытых дверей", соответствующего интересам Соединенных Штатов и основанного на американских ценностях[12].

Сущность этой стратегии предельно четко охарактеризовал один из доверенных советников американского правительства, влиятельный редактор журнала "Тайм" Г. Люс еще в 1941 г. В своей книге "Американское столетие" он декларировал, что историческая миссия Америки состоит в том, чтобы сделать ХХ век американским, а весь мир — "американским миром". Очевидно, что эти слова оказались пророческими — ХХ век закончился, безусловно, как "американский век"[13].

 

 



Международное положение США после холодной войны.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: