МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
Имени Франциска Скорины»
Экономический факультет
Кафедра экономических теорий
Человеческий капитал как фактор Национальной экономики
Курсовая работа
Исполнитель:
Студент группы БУ-21 _____________ Тарасенко И.В.
Кандидат экономических наук, доцент _____________ Бобрик В.И.
Гомель 2007
Содержание:
Введение………………………………………………………………. 3
1 Понятие и сущность человеческого капитала………………………. 5
2 Человеческий капитал как фактор развития экономики Беларуси….. 20
3 Инвестиции в человеческий капитал……………………………… 42
Заключение…………………………………………………………… 51
Список использованных источников…………………………………... 52
Приложение…………………………………………………………... 53
Введение
Перспективы развития мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, при доминирующей роли крупного механизированного машинного производства, к постиндустриальной, где превалирует сфера науки, инновационного предпринимательства, образовательных услуг. Условия эффективности в экономике все в большей степени перемещаются из плоскости исключительно экономической в многомерное пространство, учитывающее политическую, экологическую, социальную, этическую и другие составляющие нашей жизни, чему в немалой степени способствует научно-технический прогресс. Экономическая эффективность производства будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний и навыков, технологий и методов управления. Эпоха, в которой ныне живет человечество, называется по-разному, но она отражает одни и те же процессы, связанные с изменением материально-технического базиса современного производства и развитием информационного общества.
Таким образом, актуализация способа производства и передачи знаний, способности их генерирования становится определяющим фактором конкурентоспособности страны.
Основной движущей силой развития в информационном обществе становится человек. Уровень его интеллектуального потенциала определяет возможность для той или иной страны занять соответствующее место в мировой экономике. По существующим сегодня методикам определения национального богатства страны в него включен человеческий капитал.
В постиндустриальном обществе человеческий (интеллектуальный) капитал выступает самым ценным его ресурсом, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. В настоящее время в промышленно развитых странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса.
Понятие „человеческий капитал" приобретает большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально - экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.
Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. В качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли теория оформилась лишь в начале 1960-х г.г. благодаря исследованиям лауреатов Нобелевской премии по экономике Т. Шульца и Г. Беккера. Значительный научный вклад в ее разработку внесли также Дж. Минцер, Л. Туроу, У. Боуен, М. Фишер, М. Блауг, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Ф. Махлуп и др. авторы.
Такие известные экономисты - теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.
Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала.
Реализация поставленных цели потребовала решения следующих задач:
- обобщить, систематизировать и критически переосмыслить взгляды ведущих отечественных и зарубежных теоретиков человеческого капитала;
- изучить методологию системного исследования человеческого капитала с раскрытием его сущности и формулировки определения, отразить наиболее значимые характеристики;
- раскрыть экономическое содержание воспроизводства человеческого капитала;
- проанализировать специфику развития активов человеческого капитала;
- рассмотреть направления взаимодействия государства и общества в развитии национального человеческого капитала.
Понятие и сущность человеческого капитала.
Человеческие ресурсы и человеческий потенциал
Под ресурсами экономики понимают те потенциальные элементы и условия, которые могут плодотворно использоваться при создании полезных благ. Для функционирования экономики важны разного рода ресурсы:
• природные (водные, лесные, полезные ископаемые и др.);
• материальные (средства и предметы труда);
• финансовые (денежные средства, ценные бумаги и т. п.);
• информационные ресурсы (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Классификация экономических ресурсов [5. С. 68]
Однако все они мертвы без наличия и включения в экономику человеческих ресурсов.
Человеческие ресурсы — общие ресурсы трудовой активности, труда как важнейшего фактора производства, которыми располагает та или иная экономика.
Человеческий ресурс – это так же те ресурсы трудовой активности людей, которые могут быть плодотворно использованы в экономике для создания ее полезного эффекта.
Чтобы определить количественные и качественные характеристики человеческих ресурсов, необходимо прежде всего иметь четкие представления об общей численности населения и его структуре. Инструментом для этого служат всеобщие и выборочные переписи населения.
По оценкам ООН в середине XX в. численность населения Земли составляла 2,5 млрд. человек. 11 июня 1997 г. ООН отметила рождение пятимиллиардного жителя, а уже к 2000 г. население нашей планеты стало равным 6 млрд. человек. Эти данные характеризуют не только количественную сторону человеческих ресурсов мировой экономики, но и их быстрое увеличение, особенно во второй половине XX в. Кстати, к 2015 г., по расчетам ООН, население Земли составит около 8 млрд. человек. Однако (и это важно отметить) такой рост неравномерен по регионам и странам мира. Так, при среднем в мире росте населения за период 1975-1995 гг. в 1,4 раза население в странах Африки увеличилось в 1,8 раза, а в Западной Европе — только на 93 % [5. С. 68].
Численность населения страны, а тем более мира в целом — проблема непростая в силу ее постоянного естественного изменения: за счет рождаемости и смертности, смены поколений. Для исчисления этих изменений обычно используется коэффициент ежегодного прироста населения (Кп.н), который показывает прирост, произошедший за один год, и исчисляется по формуле
Кп.н=(Пг/Чср)*1000,
где Пг – прирост населения за год;
Чср – численность населения в среднем за год.
Коэффициент ежегодного прироста населения в среднем составляет 3-10 на 1000 жителей. Наиболее достоверно такой коэффициент определяется в масштабах всего мира. А что касается отдельных стран, то на его величине могут сказываться не только естественный прирост населения, но и миграционные процессы. К примеру, изменение численности населения США обусловливалось главным образом миграционными процессами, по крайней мере, дважды: в XIX — начале XX в. Что касается естественных демографических процессов, то следует отметить, что в XX в. смертность населения в мире заметно снизилась, особенно в странах Европы и Северной Америки. Это объясняется общим ростом уровня жизни, а также определенным улучшением медицинской помощи. В целом такие изменения ведут к росту численности населения, т. е. человеческих ресурсов.
Однако в определенные периоды истории происходят другие, обратные процессы, которые называются депопуляцией, т. е. естественным демографическим сокращением населения. Это связано с превышением смертности над рождаемостью и, как следствие, убыванием населения. Тенденция депопуляции в современных условиях наблюдается в ряде стран, переживающих социально-экономические трансформации, в так называемых странах с переходной экономикой. К ним относятся Российская Федерация, Республика Беларусь и другие страны СНГ.
Качественно-структурная характеристика населения, а значит, и человеческих ресурсов связана с различием и соотношением городского и сельского населения мира и его стран. Наиболее характерным современным процессом в этом отношении является опережающий рост городского населения по сравнению с сельским. В странах Европы этот процесс уже привел к значительному преобладанию городского населения над сельским. Например, в Великобритании горожане составляют 90 % жителей, в Швеции — 87, в Германии — 85, во Франции — 78, в Беларуси - 56 %.
Процесс урбанизации, т. е. роста больших городов и городского населения, захватил в свою орбиту другие страны и регионы. Так, в Северной Америке, например в США, горожане составляют 77 % населения, в Азии (скажем, в Японии) — 78 % городского населения. В XXI в. процессам урбанизации стал подвергаться и Китай, где городское население составляет почти 69 %.
Сверхбольшие города — тоже современная особенность. С одной стороны, это позволяет концентрировать экономическую и научную деятельность, а с другой — такие процессы создают большие проблемы для качества окружающей среды, здоровья, способствуют росту социальной напряженности.
Удельный вес жителей больших городов в общем населении мира вырос с 1,7 % в 1860 г. до более 20 % в 2000 г. Появились не просто большие города, а города-гиганты, которые называют мегаполисами. Население мегаполисов становится сравнимым с населением целых стран. Примером могут служить Токио, Москва, Рио-де-Жанейро и др. Например, население Нью-Йорка превышает численность населения Республики Беларусь.
Весьма важной характеристикой человеческих ресурсов является их экономическая активность либо реактивность (пассивность). Под экономической активностью понимается способ существования и самовыражения человека, который проявляется в той или иной степени напряжения его сил в экономической сфере для наращивания ее результатов. Однако следует учитывать, что та или иная экономическая активность, ее степень зависят не только от самого человека (от внутренних факторов), но и от других, внешних по отношению к субъекту факторов. Внешних и внутренних факторов достаточно много (рис. 1.2), к тому же они взаимодействуют между собой, но в ряде случаев противоречиво.

Рис. 1.2. Внутренние и внешние факторы экономической активности [5. С. 71]
Международная наука и практика к экономически активному населению относит всех тех, кто занят в сфере производства товаров и услуг и их рыночном продвижении, а также в создании предметов личного пользования. Согласно Международной организации труда к экономически активному населению относятся:
• лица наемного труда;
• самостоятельные работники;
• сезонные и временные работники;
• учащиеся, совмещающие учебу с работой, при полном рабочем дне;
• ученики на производстве;
• временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и пр.).
Однако эти общие положения могут иметь и различия. Так, к примеру, в Великобритании к экономически активному населению не относят учащихся, совмещающих учебу с работой в неполном режиме. Есть различия и по возрасту: в США возрастом вступления в трудовую активность считается 15 лет, а в Швеции — 16 лет.
К экономически неактивному населению относят тех, кто не входит в категорию экономически активных, причем независимо от возраста. Экономически неактивное население включают следующие основные группы:
• учащиеся очных форм обучения;
• пенсионеры по возрасту и инвалидности;
• домашние хозяйки;
• лица трудоспособного возраста, но не ищущие работу;
• рантье — лица, живущие на проценты от денежного капитала, представленного в ссуду.
Экономически активное население неоднородно не только по месту в экономической среде (скажем, наемный рабочий или же владелец крупного магазина), но и по отработанному времени. В этом отношении население делится на три категории: 1) занятые, 2) частично занятые и 3) безработные, ищущие работу.
Занятым населением считается часть населения, осуществляющая полезную деятельность, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение общих или личных потребностей и приносит при этом заработок или доход.
Частично занятым населением являются лица, занятые работой неполный рабочий день и имеющие неполную оплату труда. Однако в разных странах неполное время различается законодательно. Например, во Франции к занятым неполное время относят тех, у кого продолжительность рабочего дня на 20 % и более меньше, чем полное время, в Италии различают горизонтальную и вертикальную частичную занятость. Горизонтальной ее называют тогда, когда уменьшение рабочего времени происходит в течение недели, а вертикальной — когда незанятость приходится на какие-то месяцы, годы (рис. 1.3).
Занятость (и занятое население) различают еще по критерию сферы занятости. Население, непосредственно занятое в производстве, относят к продуктивно занятому населению, а занятое в других сферах полезно-экономической деятельности — к рационально занятым.

Рис. 1.3. Структура населения по экономической активности и неактивности [5. С. 72]
Кроме занятых и частично занятых в экономически активном населении выделяется еще одна, третья группа: безработные, ищущие работу. Безработица вообще — это состояние экономики, при котором определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы. К безработным относятся трудоспособные люди, не имеющие работы, но желающие трудиться и ищущие работу. Безработица — это явление многофакторное и многоликое. Основные виды безработицы, обусловленные разными объективными причинами, представлены на рис. 1.4.
| Безработица |
| Естественная: | Истинная (экономическая): |
| фрикционная институциональная добровольная | циклическая структурная технологическая региональная скрытная сезонная |
Рис. 1.4. Основные виды безработицы [5. С. 73]
Уровень безработицы в развитых странах мира в современных условиях представлен в табл. 1.1, а всего в мире насчитывается более 200 млн. безработных.
Таблица 1.1. Уровень безработных в развитых странах [5. С. 74]
| Страна | Доля безработных, % к трудоспособным | ||
| 1998 | 1999 | 2000 | |
| США | 4,5 | 4,2 | 4,2 |
| Япония | 4,1 | 4,7 | 4,7 |
| Великобритания | 4,7 | 4,4 | 4,3 |
| Германия | 9,4 | 9 | 8,6 |
| Франция | 11,7 | 11 | 10 |
| Канада | 8,3 | 7,6 | 6,7 |
Эффект использования человеческих ресурсов можно выразить в виде общей формулы
Эч.р = f (Р, К, ПО), (1)
где Эч.р — эффект использования человеческих ресурсов;
f — функциональная зависимость;
Р — работоспособность;
К — квалификация, ее уровень;
ПО — производственный опыт.
Функциональная зависимость, показанная в формуле, характерна как для микроуровня экономики (скажем, отдельные субъекты хозяйствования), так и для макроуровня (национальной экономики), и, более того, для мегауровня (современной мировой экономики). Результаты (эффект) последней значительно зависят от человеческих ресурсов и их факторов.
Новый переход к научно-информационной экономике с компьютерными и прочими высокими технологиями утверждает в качестве основных инновационную и регулирующую функции труда.
Следовательно, появляется необходимость в более широком понятии: человеческий потенциал, включающий большое количество характеристик человека, способного к труду. Кроме того, дополнительные, востребованные новой экономикой свойства человека являются все более социальными, т. е. зависимыми от развитости общества и его социальной сферы, что также входит в понятие «человеческий потенциал». Вместе с тем эти свойства уже не столь массовые, а скорее, личностные. Это значит, что на эффективность труда и производства все большее влияние оказывают личностные характеристики человека и его рабочей силы.
Среди характеристик человеческого потенциала, наиболее востребованных с развитием и усложнением экономики, выделим прежде всего способность к творческой активности, причем различают творческие способности (ТС) к:
• организационному творчеству;
• управленческому творчеству;
• самоуправлению;
• экономическому творчеству с поиском наиболее выгодных средств и решений для достижения экономического результата;
• техническому творчеству;
• социальному творчеству, связанному с поиском более благоприятных условий и методов взаимодействия людей;
• научному творчеству как поиску и открытию закономерностей развития природы и общества.
Рассматривая человеческий потенциал, следует учитывать еще одну характеристику: продолжительность жизни (ПЖ). Ведь известно, что всего век назад до возраста в 65 лет доживало только 2 % населения (и то в более развитых странах). Теперь же средняя продолжительность жизни в мире составляет 56 лет, а в странах ЕС у мужчин — 74 года, у женщин — 80,7; в США у мужчин — 72,4 года, у женщин — 79 лет. Для сравнения: в Сьерра-Леоне — всего 38,9 года. Следовательно, увеличилась продолжительность активной (трудовой) жизни (ПАЖ).
Кроме того, характеристиками человеческого потенциала следует считать: дисциплинированность (Д1), добросовестность (Д2), ответственность (О). Если человеческий потенциал формализовать в виде формулы, то она окажется сравнимой с формулой эффекта человеческих ресурсов (1):
Эч.п = f (Р, К, ПО, ТС, Д,, Д2, О, ПАЖ), (2)
Однако, как и всякий иной потенциал, человеческий есть лишь возможность. Для ее превращения в действительность необходимы определенные условия. В качестве основных можно выделить две группы условий:
1) создающие достаточную и эффективную мотивацию выявления и развития всех составляющих человеческого потенциала;
2) благоприятные для плодотворного использования накопленного человеческого потенциала.
Если первая группа условий требует прежде всего развитой социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищно-бытовое обслуживание, социальная защита и пр.), то вторая группа условий связана с уровнем доходов, развитостью экономического стимулирования, с качеством рабочего места, с демократизацией производства и экономики в целом и пр.
Формирование и развитие человеческого потенциала требует организации и управления со стороны государства. Для создания системы формирования и развития человеческого потенциала, кроме выявления цели, необходимо определить соответствующие элементы (звенья), которые при их взаимодействии способны обеспечить достижение цели. В обобщенном виде такая система представлена на рис. 1.5.
Более того, из человеческого потенциала, на его основе и при непосредственном воздействии социальной сферы формируется интеллектуальный капитал, который в современных условиях становится главным фактором формирования и развития «новой» экономики.

Рис. 1.5. Основные слагаемые системы развития человеческого потенциала [5. С. 78]






