Косвенное регулирование цен в России

Наряду с методами прямого регулирования цен государство осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры стали применяться в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

К методам косвенного регулирования цен относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирования государственных расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы проявляются в воздействии не на цены, а на факторы, влияющие на ценообразование. Факторы, которые носят макроэкономический характер [7, стр.151].

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

·  с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;

· путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;

· путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;

· путем регулирования налогов на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование – существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации с/х производства.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

· создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;

· разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;

· государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создание совместных предприятий;

· эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции [3, стр.89-90].

Каждый из рассматриваемых методов имеет свои достоинства и недостатки, что и определяет сферы их преимущественного применения. Так, например, прямое регулирование используется, как правило, при размещении государственного заказа на производство (ремонт) всех видов вооружения. При реализации государственных (региональных) программ, связанных с экологией, энергетикой, крупным гражданским (промышленным) строительством. Однако это вовсе не означает. Что меры косвенного воздействия в отношении, к примеру. Предприятий военно-промышленного комплекса перестают действовать: эти предприятия многочисленными каналами связаны с поставщиками материалов и комплектующих; они находятся в том же финансово-кредитном пространстве, что и все остальные хозяйствующие субъекты, и т.д. Справедлива и обратная связь (например, если предприятие энергетики поставляет свою продукцию предприятию, работающему по свободным ценам), следовательно, во всех случаях более уместно говорить о ценах преимущественно прямого или преимущественно косвенного регулирования. А так как прямое регулирование цен (без которого невозможно решать вопросы национальной безопасности, экологии, здравоохранения ит.д.) предполагает соответствующее планирование, то можно сделать вывод о том, что во всех экономических системах присутствуют элементы планирования как необходимого условия эффективности управления [6, cтр.51].

В настоящее время рыночный механизм и рыночная конкуренция - это конкуренция систем, перешедших от состояния стихийного саморегулирования в состояние жесткой самоорганизации.

На основе кейнсианства и монетаризма сложилась сеть механизмов саморегуляции в виде функциональных экономических систем (ФЭС). Они отличаются от целенаправленных систем тем, что они представляют собой саморегулирующиеся элементы, в которых всякое отклонение от определенных заданных параметров устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, восстанавливающих равновесие на макро- и микроуровне.

Одной из основных ФЭС в рыночной экономике является система формирования конкурентной Среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для развития частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Она же обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.

Во многих промышленно развитых странах действует функциональная система поддержания уровня внутренних цен. Появление ФЭС стало возможным лишь в связи с бурным развитием средств связи, телекоммуникаций и электронно - вычислительной техники, которые позволяют оперативно получать информацию о положении на внутреннем и внешнем рынках, анализировать ее и готовить варианты тех или иных решений.

В саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную работу функциональных систем. Государство через ФЭС вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется поддержание устойчивости макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия свободной конкуренции неосуществимы.

Необходимо заметить, что в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе могут сформироваться действенные механизмы саморегуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: