Становление и развитие правового положения арбитражного управляющего по российскому законодательству о несостоятельности (банкротстве)

Содержание

 

Введение                                                                                                                         3

Глава 1 Характеристика законодательства Российской Федерации,

регламентирующего деятельность арбитражного управляющего                            5

1.1 Становление и развитие правового положения арбитражного

управляющего по российскому законодательству о несостоятельности

(банкротстве)                                                                                                                  5

1.2 Общие положения регламентирующие деятельность

арбитражного управляющего по действующему

законодательству Российской Федерации о несостоятельности

(банкротстве)                                                                                                               12

1.3 Понятие и сущность правоотношений саморегулируемой

организации арбитражных управляющих и ее членов                                            25

Глава 2 Правовое положение арбитражного управляющего

в процедурах банкротства                                                                                          36

2.1 Осуществление полномочий временным управляющим

в процедуре наблюдения                                                                                            36

2.2 Правовое положение административного управляющего

в ходе финансового оздоровления                                                                            43

2.3 Роль арбитражного управляющего во внешнем управлении                           48

2.4 Правовой статус арбитражного управляющего

в конкурсном производстве                                                                                       55

Заключение                                                                                                                  68

Список использованных источников                                                                         71

Приложения                                                                                                                 75

 

Введение

 

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления, как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися организациями?

С каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет; это, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

Ключевой фигурой, в отсутствии которой невозможна реализация предусмотренных Законом процедур банкротства – наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления, конкурсного производства – является арбитражный управляющий. Именно этим и обусловлена актуальность и практическая значимость темы настоящей дипломной работы.

Цель настоящей дипломной работы – анализ действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) РФ на основе принятых нормативных документов, сложившейся арбитражной практики.

Задача дипломной работы – раскрыть становление и развитие правового положения арбитражного управляющего по российскому законодательству о несостоятельности (банкротстве).

Данная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 7 параграфов и заключения. Работу сопровождают библиографический перечень материалов и приложения.

Глава 1 посвящена характеристике законодательства РФ, регламентирующего деятельность арбитражного управляющего. Здесь предлагается сравнительный анализ правового положения арбитражного управляющего по Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года и действующему 2002 года. Раскрываются общие положения по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регламентирующие деятельность арбитражного управляющего с учетом противоречий и пробелов, допущенных в названном законе. Анализируется правовое положение саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Глава 2 исследует правовой статус арбитражного управляющего в различных процедурах банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Работу завершает заключительная часть, в которой сформулированы основные итоговые выводы по теме исследования и собственные рекомендации по практическому применению некоторых, наиболее спорных положений действующего ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Работа написана на основании изучения действующего законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), комментариев известных авторов ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., ряда научных статей и других, в т. ч. и новейших по времени издания публикаций.

Помимо теоретических положений тщательно изучалась правоприменительная практика, как на федеральном, так и местном уровнях.



Глава 1 Характеристика законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность арбитражного управляющего

Становление и развитие правового положения арбитражного управляющего по российскому законодательству о несостоятельности (банкротстве)

 

Целью любого современного государства является обеспечение стабильного экономического роста и устойчивости экономической системы. На построение конкретной модели экономической инфраструктуры влияет целый ряд факторов – политические, географические, национальные, культурные. Одним из ключевых элементов экономических систем является законодательство о несостоятельности.

Правовые системы регулирования несостоятельности являются наиболее динамично развивающимися правовыми системами. Углубляется их взаимное влияние. Экономика каждого государства требует постоянного обновления норм, предназначенных для урегулирования правоотношений, связанных с банкротством.

От состояния этого законодательства зависит экономическое будущее каждого государства и каждого конкретного гражданина.

Правовой институт несостоятельности (банкротства) характерен для развитой рыночной экономики, поскольку последняя предполагает осуществление активной коммерческой деятельности в целях получения прибыли и платежеспособный спрос потребителей. В условиях административно-командной системы управления экономикой, допускавшей деятельность заведомо убыточных предприятий, он был практически неприменим в России. И не случайно данный институт возрождается с переходом Российской Федерации к рыночным условиям хозяйствования.

Основы современного института банкротства заложены Законом РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Затем основы правового урегулирования несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нашли закрепление в Гражданском кодексе РФ от 21 октября 1994 года (ст.ст. 25, 26, 61, 64, 65 и др.). Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» относился к одним из первых рыночных законов. Жизнь показала его несовершенство. В 1998 году был принят новый ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Пробелы, выявленные правоприменительной практикой, вызвали необходимость изменения и этого закона. 26 октября 2002 г. за № 127 ФЗ был принят ныне действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве).

Ряд статей закона вступили в силу через месяц после опубликования, ряд статей вошли в действие через несколько месяцев. Есть статьи, к примеру, о банкротстве субъектов естественных монополий, положения которые вступили в силу с 1 января 2005 года. Согласно этому ФЗ, важнейшей фигурой на всех стадиях процесса банкротства является арбитражный управляющий.

Закон о несостоятельности (банкротстве) определяет, что «арбитражный управляющий – это гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций» [5, с. 5].

Следует отметить, что в законе о банкротстве 1992 года под арбитражным управляющим понималось назначаемое арбитражным судом лицо, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника, а в законе о банкротстве 1998 года под арбитражным управляющим стало пониматься физическое лицо, назначаемое арбитражным судом для осуществления установленных законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Также следует отметить, что Закон о банкротстве 1992 года не предусматривал применение такой процедуры, как наблюдение, и, следовательно, понятие временного управляющего являлось новеллой с момента принятия Закона 1998 года, также как и сейчас, является новеллой понятие административного управляющего с введением процедуры финансового оздоровления. Ст. 20 Закона о банкротстве определяет требования, которым должен соответствовать арбитражный управляющий.

Проанализируем требования, предъявляемые к арбитражным управляющим по ранее действующему и настоящему законодательству.

По действующему Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий является индивидуальным предпринимателем.

Автор Т. Трефилова отмечает, что были долгие споры известных специалистов по банкротству, принимавших участие в разработке новой редакции закона о банкротстве, о том, можем ли мы сейчас считать профессионала - арбитражного управляющего человеком свободной профессии подобно нотариусам, адвокатам. Пришли к выводу, что в новом Законе он должен остаться частным предпринимателем. Но «мы обязательно придем к профессии арбитражного управляющего», - считает она [30, с. 36].

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., как и закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года в части деятельности арбитражных управляющих, к сожалению, не настаивали на обязательном высшем образовании. «В результате с теми специалистами, которые имеют два-три высших образования и прекрасно управляли предприятиями, появлялись арбитражные управляющие со средним образованием, окончившие ПТУ, весьма далекие от задач арбитражного управления, не владеющие основами экономики, финансов, бухгалтерии, права» [30, с. 36].

«Законом о банкротстве 1992 года устанавливались определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего и конкурсного управляющего: кандидат должен быть экономистом или юристом, либо обладать опытом хозяйственной работы. Практика применения данной нормы показала, что лица   хотя и удовлетворяющие данным требованиям, тем не менее часто оказывались не подготовленными к выполнению возложенных на них функций» [16, с. 77].

В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 20

мая 1994 года № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» организация, подбор, подготовка и аттестация лиц для назначения арбитражным и конкурсным управляющим, были возложены на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России. (С 17 марта 1997 г. на его базе была создана Федеральная служба России по делам о несостоятельности и оздоровлению).

Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России распоряжением от 13 сентября 1994 г. № 57-р «Об аттестации специалистов по антикризисному управлению» утвердило Положение об аттестации специалистов по антикризисному управлению.

После принятия Закона о банкротстве 1998 г. распоряжением Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению об аттестации специалистов по антикризисному управлению от 2 февраля 1998 г. № 1-р установлено, что Положение об аттестации специалистов по антикризисному управлению, утвержденное распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России от 13 сентября 1994 г. № 57-р, действует до утверждения на основании ст. 25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» положения о порядке лицензирования деятельности граждан в качестве арбитражных управляющих. Статьей 19 Закона о банкротстве 1998г. введено лицензирование деятельности арбитражных управляющих, следовательно, данная деятельность стала возможна на основании лицензии - специального разрешения государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544, было введено в действие с 1 марта 1999 г. Этим положением предусматривалась выдача лицензий трех категорий:

1) лицензия первой категории, дававшая право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей, малых предприятий;

2) лицензия второй категории, дававшая право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или его заместителя при осуществлении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех из них, которые отнесены в установленном порядке к категории крупных и экономически или социально значимых;

3) лицензия третьей категории, дававшая право на осуществление деятельности арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

С 01.07.2003 года лицензирование арбитражной деятельности прекращено. Итак, с первого дня, как только новый закон о банкротстве вступил в силу, не могут участвовать в процедурах банкротства арбитражные управляющие, не имеющие высшего образования. «Значит, некоторая часть «армии» арбитражных управляющих, можно сказать, «уйдет с поля боя» [27, с. 13].

Таким образом, по новому закону арбитражный управляющий должен быть индивидуальным предпринимателем, иметь высшее образование и стаж руководящей работы не менее двух лет. «К этой позиции нас привела сама практика арбитражного управления. Мы прекрасно понимаем, что специалист по антикризисному управлению в стадии наблюдения и внешнего управления, когда отстранен руководитель производства, практически сам становится единоличным руководителем с функциями генерального директора. Поэтому необходим стаж руководящей работы» [30, с. 36].

Эта позиция нашла отражение лишь в новом Законе о банкротстве: стаж руководящей работы – два года.

Одним из требований Закона является сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. В настоящее время правом на выдачу свидетельства о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих обладает Федеральная регистрационная служба РФ.

Однако только теоретической подготовки арбитражным управляющим недостаточно. Они еще должны будут пройти стажировку в течение 6 месяцев у действующего арбитражного управляющего. Т. Трефилова отмечает, что такое решение было принято несмотря на многочисленные споры, и в итоге пришли к выводу, что мало быть руководителем, необходимо научиться руководить в условиях антикризисного управления [30, с. 36].

Очень важной нормой нового закона является положение о том, что все арбитражные управляющие должны быть объединены в саморегулируемые организации (далее СРО). И эта статья вызывает наибольшую озабоченность арбитражных управляющих.

«В соответствии с поправками Президента РФ снижен порог формирования компенсационного фонда для СРО. Если в варианте депутатов Госдумы арбитражному управляющему предлагалось внести в компенсационный фонд 300 тыс. руб., то президент ограничил эту сумму 50 тыс. руб. на каждого члена» [27, с. 13].

Хотелось бы остановиться еще на нескольких положениях закона. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введено новое требование к кандидатуре арбитражного управляющего - наличие договора страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве. Изменился и порядок представления и утверждения арбитражных управляющих. Если раньше арбитражный суд назначал утвержденную собранием кредиторов кандидатуру арбитражного управляющего (в случае непредставления кандидатуры сотрудника государственного органа), то теперь в компетенцию суда входит лишь утверждение одной из трех предложенных саморегулируемой организацией кандидатур (ст. 45 действующего Закона).

В ведении собрания кредиторов находится лишь вопрос выбора СРО (из числа членов которой будут предложены кандидатуры) для представления в арбитражный суд (ст.15 нового Закона).

Остановимся на порядке утверждения арбитражного управляющего.

Арбитражный суд направляет в саморегулируемую организацию, которая является заявленной, запрос о представлении определенной кандидатуры управляющего. В течение не более чем пять дней с момента получения указанного запроса саморегулируемая организация должна представить в арбитражный суд список из трех кандидатур.

Каждая из этих кандидатур должна выразить свое согласие на назначение управляющим в конкретном деле и соответствовать тем требованиям, которые предъявлены к кандидатуре управляющего кредитором-заявителем либо собранием кредиторов. Расположение кандидатур в списке должно определяться соответствием их заявленным требованиям (чем больше соответствует, тем выше номер). Если степень соответствия нескольких кандидатур одинакова либо заявитель не предъявил каких-либо требований к кандидатуре, то расположение в списке определяется с учетом профессиональных качеств управляющих.

Процесс выбора из трех кандидатур состоит в следующем.

Список кандидатур направляется саморегулируемой организацией в арбитражный суд, должнику, заявителю (либо собранию кредиторов, либо представителю собрания кредиторов). После получения списка кандидатур должник и заявитель (либо представитель собрания кредиторов) имеют право отвести безмотивно по одной кандидатуре. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям статьи 20 Закона о банкротстве. В случае, если должник и (или) заявитель не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией [44, 45].

Новеллой законодательства о банкротстве является определение твердой суммы вознаграждения арбитражному управляющему. К тому же обращает на себя внимание отсутствие в Законе 2002 г. положений, аналогичным нормам Закона 1998 г., в соответствии с которыми управляющий имел право заключить договор со специализированным фондом при государственном органе по делам о несостоятельности, гарантирующий получение арбитражным управляющим минимального вознаграждения. За время действия Закона 1998 года такой фонд не был создан; в результате даже номинальная гарантия получения управляющим хоть какого-то вознаграждения (например, при отсутствии у должника какого бы то ни было имущества) из Закона изъята.

«Законодатель также разделил процедуры освобождения от исполнения обязанностей арбитражного управляющего (добровольный порядок) и отстранение арбитражного управляющего (принудительный порядок)» [29, с. 23].

До сегодняшнего дня у арбитражного управляющего не было обязательных правил, которые бы регулировали его деятельность. «Теперь новый закон (может быть и излишне детально) расписывает, как управляющий должен вести себя при проведении той или иной процедуры. Любые отклонения от установленных правил будет замечено надзорным органом СРО. Незнание этих правил не освобождает арбитражного управляющего от ответственности за их нарушение и может не только испортить его карьеру, причинить вред процедуре банкротства, но иметь и другие серьезные негативные последствия» [27, с. 15].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: