Во все времена содержание, формы и методы музыкального воспитания зависели от признанных в обществе социальных, философских, общепедагогических установок, сложившегося типа музыкальной культуры, от соотношения «звуковой среды» окружающей человека, видов его музыкальной деятельности. Поэтому вопросы гуманизации и демократизации образования, приобщения молодежи к духовным ценностям общества, в том числе и к традициям национальной музыкальной культуры через систему музыкально-эстетического воспитания и сегодня приобретают особое социальное и культурологическое значение.
Еще в период античности понимание музыкального (мусического) воспитания было тесно связано с требованиями гармоничного сочетания духовного и физического развития личности, о чем свидетельствуют трактаты древнегреческих философов - Аристофана, Платона, Аристотеля и других. Значение античной музыки трудно переоценить. До сих пор в педагогической практике используются понятия и термины, ведущие свое происхождение от греческой теории музыки: «мелодия», «музыка», «гармония» и др. Музыкальная теория и музыкальная эстетика, система воспитания античности оказали большое влияние на развитие музыкальной педагогической теории и практики последующих поколений.
|
|
Для периода средневековья характерно развитие творчества композиторов на полифонической основе. В целом для сложившейся системы музыкального воспитания этого времени характерно то, что оно, подчиняясь религиозным дидактическим задачам и целям, все же сдерживало, но не могло запретить развитие народного музыкального творчества и народной музыкальной педагогики.
Особый интерес к педагогике, к личности человека появляется в эпоху Возрождения. Для этого периода характерно формирование национальных музыкальных школ. Важно отметить, что музыкальная культура, а, следовательно, и система музыкального воспитания складывались и развивались в зависимости от их социальной функции и социального положения воспитуемых - музыка народная и «ученая», церковная и светская, для - «неискушенных любителей» и для «изысканных ушей». Они по-разному влияли на музыкальные вкусы, интересы и потребности подрастающего поколения.
Система музыкального воспитания эпохи Просвещения тесно связана с тенденциями демократизации в культуре и обществе, интересом к научному познанию мира, ее просветительская направленность отразилась в трудах Руссо, Гердера, Дидро и др.
В числе первых философов, которые обратились к истокам музыкальной этнографии, были М. Монтень, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер.
В конце XVIII начале XIX столетия расширилась сеть музыкального образования: открылись музыкальные школы, колледжи, консерватории, академии, в которых обучались не только профессионалы, но и любители. Как результат этого - привнесение в музыку и систему музыкального воспитания подрастающего поколения свежего дыхания народных песен, танцев, инструментальных наигрышей.
|
|
Для более глубокого осмысления исследуемой нами проблемы особо важно знание исторического опыта музыкального воспитания детей и юношества на Руси.
Становление традиций музыкального воспитания на Руси связано с развитием народного музыкального творчества и церковного знаменного пения. Систематическое освоение профессионального хорового искусства проходило в церквах и монастырских школах, а само «пение» рассматривалось как способ религиозного воспитания детей. Религиозному аскетизму в деле воспитания молодого поколения противостояла народная мудрость, выразившаяся в фольклоре, обрядах и во всем укладе жизни. Народные песни, игры, танцы, праздники широко использовались в системе народного воспитания.
Конец XVII - начало XVIII веков характеризуется переломом в русской культуре - проблема школы и, в целом образования молодежи при Петре I становятся государственными. Зарождаются школы - духовные и светские, появился вкус к музыке, интерес к книге. Музыкальное воспитание дворянства включало домашнее музицирование, обучение пению и танцам. Основой же музыкального воспитания детей простонародья оставалось народное музыкальное творчество.
Уже великий Ломоносов, большой знаток и любитель пения, обратил внимание на то, что «...сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают, и чувства высокие воспитывают». Как удивительно перекликаются эти слова с высказыванием Пушкина, который в письме к брату писал: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
И только в конце XVIII века впервые передовыми мыслителями России была понята педагогическая ценность фольклора.
В 60-е годы XIX века большое влияние на педагогическую науку оказали идеи К.Д. Ушинского, который высоко ценил народное творчество, и разрабатывал педагогическую систему на основе концепции народности.
Его книга «Родное слово» (1864 г.) явилась крупнейшей вехой в истории русской педагогики. В методическом руководстве к этой книге автор подчеркивает воспитательное и художественное значение народного творчества.
Развитие педагогической мысли в этом направлении позволило нащупать оптимальные методы и формы раскрытия внутреннего потенциала ребенка на базе родного языка (речевого, интонационно-ладового, мелодического, художественно-образного, пластического, обрядового).
К концу века музыкальная жизнь и система воспитания заметно демократизировались. Характерной чертой этого времени явилось то, что отдельные педагоги - музыканты предпринимали попытки составления учебных планов, программ, пособий, сборников песен и т.д. И хотя в школах и гимназиях, где обучались дети дворян, предпочтение отдавалось западноевропейской музыке, определенное место отводилось и музыке народной.
Впоследствии, с развитием сети детских садов в России появляется сборник «Детские песни на русские и малороссийские напевы» М. Мамонтовой. Так как создавались эти учреждения по западному образцу, то, как правило, и музыкальное воспитание в них строилось исключительно на произведениях западных авторов. М. Мамонтова в своем сборнике рекомендовала начинать музыкальное воспитание с народных мелодий, которые к тому же давались в обработках П.И. Чайковского.
Сборник вызвал живейший интерес и получил широкие отзывы в прессе. Среди рецензентов сборника был известный деятель народного просвещения второй половины XIX века, педагог - методист С. Миропольский. В журнале «Беседа» он опубликовал рецензию, в которой высказал принципиальные взгляды на использование народной песни в детском музыкальном воспитании. Он писал: «Почему мы стоим за народную песню и в школе, и дома, и вообще в начальном воспитании? Да потому, что (...) народная песня в педагогии есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания (...). Эта песня проста, но высокохудожественна (...) Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»
|
|
Особо С. Миропольский отмечал благотворное влияние на детские души художественного элемента народной песни: «...народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться». При этом он указывал на исключительное значение в детском воспитании народных песен с введением в них элементов драматизации.
В «Учебно-музыкальных заметках», составленных Н. Малининым (1875 г) обобщены позитивные взгляды русской педагогики второй половины XIX в. на роль народной песни в школе. Автор пишет о том, что по своему содержанию народная песня для начальной школы представляет:
. лучший материал для осуществления элемента народности и условия знакомства с душевным состоянием, характером и задушевными стремлениями народа;
. здоровую пищу детским представлениям и чувствам; незаменимое средство внедрить в душу детей пламенные, родные и заветные мечтания о своем предназначении и исконных судьбах.
К началу XX века передовая интеллигенция России вела активную музыкально-просветительскую деятельность, считая музыку доступной каждому человеку, независимо от его классовой принадлежности. Утверждая, что при индивидуальном подходе способности могут развиться у всех детей, особое внимание они отводили изучению народной музыки. Чрезвычайно интенсивная собирательная работа в области детского творчества увенчалась изданием ряда сборников детской поэзии и детских песен. Затем последовало теоретическое осмысление детского фольклора, его воспитательных и познавательных возможностей, которое нашло отражение в работах В.Ф.Кудрявцева, П.С. Ефименко, А.Ф. Можаровского и др. Обращают на себя внимание труды А.Е.Покровского, который рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания.
|
|
Прогрессивные взгляды на народное творчество находят все более широкое распространение в художественной и педагогической практике и получают закрепление в официальных документах Всероссийских съездов хоровых деятелей. Именно эти съезды во многом способствовали внедрению народной музыки в воспитание детей.
Среди изданий, относящихся к этому периоду, выделяются «Школьный сборник русских народных песен» (1904 г.) и «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» (1913г.)
В «Методике пения» рекомендованы наиболее рациональные приемы работы по музыкальному воспитанию детей. Автор книги известный музыкант и педагог А. Маслов указывает: «Мы настаиваем на введении в школу старинной песни, ныне вымирающей, не в целях ее возрождения, но в целях воспитания молодого поколения на самобытных музыкально-эстетических принципах, которые послужили основой для музыки национальной у многих народов».
Фольклорный материал А. Маслов настоятельно советует использовать и для развития творческих способностей детей во время прохождения ими музыкальной грамоты.
После 1917 года музыкально - эстетическое воспитание проводилось исключительно на народно - песенном материале. Целые коллективы исследователей привлекаются к работе над фольклором. Появляется большое количество теоретических трудов, пополнивших багаж в области изучения детского фольклора, который по своей сути является ключом к пониманию психологии развития художественных и творческих способностей ребенка. Перечисление публикаций только одного автора - В.Виноградова дает представление о широте охвата области детского творчества и глубине подхода к нему, оценки его с педагогической точки зрения. Среди них: «Детский народный календарь» (1924), «Детская сатирическая лирика» (1925), «Детский фольклор и быт» (1925), «Этнография в курсе школьного краеведения»(1925), «Народная педагогика (1926),»Детский фольклор в школьном курсе словесности» (1927) «Детские игровые прелюдии» (1929), «Русский детский фольклор (1930).
В школьных программах этого времени прямо указывается, что основой музыкального воспитания является пение, а в качестве лучшего материала для вокальной работы рекомендуется народная песня. Эта линия была сохранена вплоть до конца 20-х годов.
Причины того, что народная песня оказалась в течение последующих десятилетий на периферии внимания школы, кроются отчасти в разгроме патриархальной культуры российского крестьянства. По своим масштабам и драматизму это была настоящая катастрофа, пережитая традиционной крестьянской культурой в годы коллективизации, за которой последовало в 60-е - 70-е годы XX века драматическое разрушение самой деревни. Все это время «чудовищного психологического давления на крестьянскую традицию» характеризуется «задичанием земли» и «разложением культуры».
Регрессивная деятельность Пролеткульта и РАМП, общая нигилистическая установка и нетерпимость по отношению к крестьянской культуре выразились в проведении политики культурной революции в деревне. театрализованный национальная культура образовательный
Вместе с тем крестьянская культура была и остается самобытнейшей и целостной культурой со своим специфическим языком, символами и ценностями. Однако эта культура и народная песня, как часть ее, исчезла из программ не только общеобразовательных школ, но даже из программ специальных музыкальных учебных заведений.
В школе народная песня оттеснилась авторскими сочинениями, подчас неравноценными ее по своим художественным параметрам. Раздел народных песен в школьном обиходе представляют преимущественно образцы городского песенного пласта. Собственно детский фольклор практически отсутствует, так же как отсутствуют метод фольклорного песнетворчества и музыкально-речевое интонирование.
В последнее время очевиден возрастающий интерес нашего общества к культурным народным традициям. «Фольклорная волна» 70-х - 80-х годов минувшего столетия сегодня приходит в состояние прочной стабильности.
Однако отношение к фольклорному искусству все еще вытекает из оценки лишь бытовых форм музицирования. Часто фольклор рассматривается еще как нечто второсортное, несерьезное, как заполнение досугового времени непритязательными формами бытового музицирования, а не как равноправная самоценная составляющая часть музыкального воспитания в целом.
По нашему мнению, традиционная народная песня и не только русская, но и хантыйские и мансийские, обладая своеобразной дидактичностью должны органично вписываться в систему воспитания. Об этом свидетельствует изученный исторический опыт передовых философов, педагогов, психологов, о которых шла речь в данном разделе.
Воспитательные возможности музыкального фольклора дают основание утверждать, что народная песня, включающая в себя музыкально-эстетические идеалы человека, богатый опыт его отношения к действительности, яркие средства художественной выразительности, является одним из эффективных средств музыкально-эстетического воспитания школьников.
К сожалению, сегодня мы не можем говорить о том, что существует в округе система музыкального воспитания школьников, включает в себя богатство национальных традиций. Это и не удивительно, ибо даже в этнопедагогике и других науках, изучающих этнические проблемы (культурология, этнопсихология, этносоциология), научно обоснованная система музыкального образования малых народов Севера отсутствует. В некоторой мере исправить указанные негативные тенденции, в этой сфере призвана принятая еще в 2000 году правительством России «Национальная доктрина образования РФ». Среди важнейших задач этой доктрины стоит сохранение и развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера.
В выборе объекта анализа и преобразовательной деятельности мы исходили из характерных признаков малых этносов - народов ханты и манси, изначальной природной музыкальности и многообразия их музыкальных традиций.
Выбирая тему исследования, мы глубоко осознавали, что с точки зрения педагогически целесообразного руководства, сегодня остро назрела проблема создания собственной системы национального музыкального воспитания. Наша работа - лишь маленькое обобщение опыта усвоения музыкальной культуры народов Югры, которые представляют возможность ближе познакомиться с ней через внедрение в учебно-воспитательный процесс школы форм театральной деятельности, в т.ч. и деятельности Театра обско-угорских народов включающий в себя огромный воспитательный потенциал. Мы считаем, что настоящим опытом внесем определенный задел в вакуум, сложившийся вокруг в изучения, становления и развития системы музыкально-эстетической культуры малых народов, представителями которых в данном конкретном случае выступают аборигены из числа ханты и манси.