Национальная музыкальная культура как неотъемлемая часть духовного опыта человечества

Во все времена содержание, формы и методы музыкального воспитания зависели от признанных в обществе социальных, философских, общепедагогических установок, сложившегося типа музыкальной культуры, от соотношения «звуковой среды» окружающей человека, видов его музыкальной деятельности. Поэтому вопросы гуманизации и демократизации образования, приобщения молодежи к духовным ценностям общества, в том числе и к традициям национальной музыкальной культуры через систему музыкально-эстетического воспитания и сегодня приобретают особое социальное и культурологическое значение.

Еще в период античности понимание музыкального (мусического) воспитания было тесно связано с требованиями гармоничного сочетания духовного и физического развития личности, о чем свидетельствуют трактаты древнегреческих философов - Аристофана, Платона, Аристотеля и других. Значение античной музыки трудно переоценить. До сих пор в педагогической практике используются понятия и термины, ведущие свое происхождение от греческой теории музыки: «мелодия», «музыка», «гармония» и др. Музыкальная теория и музыкальная эстетика, система воспитания античности оказали большое влияние на развитие музыкальной педагогической теории и практики последующих поколений.

Для периода средневековья характерно развитие творчества композиторов на полифонической основе. В целом для сложившейся системы музыкального воспитания этого времени характерно то, что оно, подчиняясь религиозным дидактическим задачам и целям, все же сдерживало, но не могло запретить развитие народного музыкального творчества и народной музыкальной педагогики.

Особый интерес к педагогике, к личности человека появляется в эпоху Возрождения. Для этого периода характерно формирование национальных музыкальных школ. Важно отметить, что музыкальная культура, а, следовательно, и система музыкального воспитания складывались и развивались в зависимости от их социальной функции и социального положения воспитуемых - музыка народная и «ученая», церковная и светская, для - «неискушенных любителей» и для «изысканных ушей». Они по-разному влияли на музыкальные вкусы, интересы и потребности подрастающего поколения.

Система музыкального воспитания эпохи Просвещения тесно связана с тенденциями демократизации в культуре и обществе, интересом к научному познанию мира, ее просветительская направленность отразилась в трудах Руссо, Гердера, Дидро и др.

В числе первых философов, которые обратились к истокам музыкальной этнографии, были М. Монтень, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер.

В конце XVIII начале XIX столетия расширилась сеть музыкального образования: открылись музыкальные школы, колледжи, консерватории, академии, в которых обучались не только профессионалы, но и любители. Как результат этого - привнесение в музыку и систему музыкального воспитания подрастающего поколения свежего дыхания народных песен, танцев, инструментальных наигрышей.

Для более глубокого осмысления исследуемой нами проблемы особо важно знание исторического опыта музыкального воспитания детей и юношества на Руси.

Становление традиций музыкального воспитания на Руси связано с развитием народного музыкального творчества и церковного знаменного пения. Систематическое освоение профессионального хорового искусства проходило в церквах и монастырских школах, а само «пение» рассматривалось как способ религиозного воспитания детей. Религиозному аскетизму в деле воспитания молодого поколения противостояла народная мудрость, выразившаяся в фольклоре, обрядах и во всем укладе жизни. Народные песни, игры, танцы, праздники широко использовались в системе народного воспитания.

Конец XVII - начало XVIII веков характеризуется переломом в русской культуре - проблема школы и, в целом образования молодежи при Петре I становятся государственными. Зарождаются школы - духовные и светские, появился вкус к музыке, интерес к книге. Музыкальное воспитание дворянства включало домашнее музицирование, обучение пению и танцам. Основой же музыкального воспитания детей простонародья оставалось народное музыкальное творчество.

Уже великий Ломоносов, большой знаток и любитель пения, обратил внимание на то, что «...сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают, и чувства высокие воспитывают». Как удивительно перекликаются эти слова с высказыванием Пушкина, который в письме к брату писал: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

И только в конце XVIII века впервые передовыми мыслителями России была понята педагогическая ценность фольклора.

В 60-е годы XIX века большое влияние на педагогическую науку оказали идеи К.Д. Ушинского, который высоко ценил народное творчество, и разрабатывал педагогическую систему на основе концепции народности.

Его книга «Родное слово» (1864 г.) явилась крупнейшей вехой в истории русской педагогики. В методическом руководстве к этой книге автор подчеркивает воспитательное и художественное значение народного творчества.

Развитие педагогической мысли в этом направлении позволило нащупать оптимальные методы и формы раскрытия внутреннего потенциала ребенка на базе родного языка (речевого, интонационно-ладового, мелодического, художественно-образного, пластического, обрядового).

К концу века музыкальная жизнь и система воспитания заметно демократизировались. Характерной чертой этого времени явилось то, что отдельные педагоги - музыканты предпринимали попытки составления учебных планов, программ, пособий, сборников песен и т.д. И хотя в школах и гимназиях, где обучались дети дворян, предпочтение отдавалось западноевропейской музыке, определенное место отводилось и музыке народной.

Впоследствии, с развитием сети детских садов в России появляется сборник «Детские песни на русские и малороссийские напевы» М. Мамонтовой. Так как создавались эти учреждения по западному образцу, то, как правило, и музыкальное воспитание в них строилось исключительно на произведениях западных авторов. М. Мамонтова в своем сборнике рекомендовала начинать музыкальное воспитание с народных мелодий, которые к тому же давались в обработках П.И. Чайковского.

Сборник вызвал живейший интерес и получил широкие отзывы в прессе. Среди рецензентов сборника был известный деятель народного просвещения второй половины XIX века, педагог - методист С. Миропольский. В журнале «Беседа» он опубликовал рецензию, в которой высказал принципиальные взгляды на использование народной песни в детском музыкальном воспитании. Он писал: «Почему мы стоим за народную песню и в школе, и дома, и вообще в начальном воспитании? Да потому, что (...) народная песня в педагогии есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания (...). Эта песня проста, но высокохудожественна (...) Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»

Особо С. Миропольский отмечал благотворное влияние на детские души художественного элемента народной песни: «...народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться». При этом он указывал на исключительное значение в детском воспитании народных песен с введением в них элементов драматизации.

В «Учебно-музыкальных заметках», составленных Н. Малининым (1875 г) обобщены позитивные взгляды русской педагогики второй половины XIX в. на роль народной песни в школе. Автор пишет о том, что по своему содержанию народная песня для начальной школы представляет:

. лучший материал для осуществления элемента народности и условия знакомства с душевным состоянием, характером и задушевными стремлениями народа;

. здоровую пищу детским представлениям и чувствам; незаменимое средство внедрить в душу детей пламенные, родные и заветные мечтания о своем предназначении и исконных судьбах.

К началу XX века передовая интеллигенция России вела активную музыкально-просветительскую деятельность, считая музыку доступной каждому человеку, независимо от его классовой принадлежности. Утверждая, что при индивидуальном подходе способности могут развиться у всех детей, особое внимание они отводили изучению народной музыки. Чрезвычайно интенсивная собирательная работа в области детского творчества увенчалась изданием ряда сборников детской поэзии и детских песен. Затем последовало теоретическое осмысление детского фольклора, его воспитательных и познавательных возможностей, которое нашло отражение в работах В.Ф.Кудрявцева, П.С. Ефименко, А.Ф. Можаровского и др. Обращают на себя внимание труды А.Е.Покровского, который рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания.

Прогрессивные взгляды на народное творчество находят все более широкое распространение в художественной и педагогической практике и получают закрепление в официальных документах Всероссийских съездов хоровых деятелей. Именно эти съезды во многом способствовали внедрению народной музыки в воспитание детей.

Среди изданий, относящихся к этому периоду, выделяются «Школьный сборник русских народных песен» (1904 г.) и «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» (1913г.)

В «Методике пения» рекомендованы наиболее рациональные приемы работы по музыкальному воспитанию детей. Автор книги известный музыкант и педагог А. Маслов указывает: «Мы настаиваем на введении в школу старинной песни, ныне вымирающей, не в целях ее возрождения, но в целях воспитания молодого поколения на самобытных музыкально-эстетических принципах, которые послужили основой для музыки национальной у многих народов».

Фольклорный материал А. Маслов настоятельно советует использовать и для развития творческих способностей детей во время прохождения ими музыкальной грамоты.

После 1917 года музыкально - эстетическое воспитание проводилось исключительно на народно - песенном материале. Целые коллективы исследователей привлекаются к работе над фольклором. Появляется большое количество теоретических трудов, пополнивших багаж в области изучения детского фольклора, который по своей сути является ключом к пониманию психологии развития художественных и творческих способностей ребенка. Перечисление публикаций только одного автора - В.Виноградова дает представление о широте охвата области детского творчества и глубине подхода к нему, оценки его с педагогической точки зрения. Среди них: «Детский народный календарь» (1924), «Детская сатирическая лирика» (1925), «Детский фольклор и быт» (1925), «Этнография в курсе школьного краеведения»(1925), «Народная педагогика (1926),»Детский фольклор в школьном курсе словесности» (1927) «Детские игровые прелюдии» (1929), «Русский детский фольклор (1930).

В школьных программах этого времени прямо указывается, что основой музыкального воспитания является пение, а в качестве лучшего материала для вокальной работы рекомендуется народная песня. Эта линия была сохранена вплоть до конца 20-х годов.

Причины того, что народная песня оказалась в течение последующих десятилетий на периферии внимания школы, кроются отчасти в разгроме патриархальной культуры российского крестьянства. По своим масштабам и драматизму это была настоящая катастрофа, пережитая традиционной крестьянской культурой в годы коллективизации, за которой последовало в 60-е - 70-е годы XX века драматическое разрушение самой деревни. Все это время «чудовищного психологического давления на крестьянскую традицию» характеризуется «задичанием земли» и «разложением культуры».

Регрессивная деятельность Пролеткульта и РАМП, общая нигилистическая установка и нетерпимость по отношению к крестьянской культуре выразились в проведении политики культурной революции в деревне. театрализованный национальная культура образовательный

Вместе с тем крестьянская культура была и остается самобытнейшей и целостной культурой со своим специфическим языком, символами и ценностями. Однако эта культура и народная песня, как часть ее, исчезла из программ не только общеобразовательных школ, но даже из программ специальных музыкальных учебных заведений.

В школе народная песня оттеснилась авторскими сочинениями, подчас неравноценными ее по своим художественным параметрам. Раздел народных песен в школьном обиходе представляют преимущественно образцы городского песенного пласта. Собственно детский фольклор практически отсутствует, так же как отсутствуют метод фольклорного песнетворчества и музыкально-речевое интонирование.

В последнее время очевиден возрастающий интерес нашего общества к культурным народным традициям. «Фольклорная волна» 70-х - 80-х годов минувшего столетия сегодня приходит в состояние прочной стабильности.

Однако отношение к фольклорному искусству все еще вытекает из оценки лишь бытовых форм музицирования. Часто фольклор рассматривается еще как нечто второсортное, несерьезное, как заполнение досугового времени непритязательными формами бытового музицирования, а не как равноправная самоценная составляющая часть музыкального воспитания в целом.

По нашему мнению, традиционная народная песня и не только русская, но и хантыйские и мансийские, обладая своеобразной дидактичностью должны органично вписываться в систему воспитания. Об этом свидетельствует изученный исторический опыт передовых философов, педагогов, психологов, о которых шла речь в данном разделе.

Воспитательные возможности музыкального фольклора дают основание утверждать, что народная песня, включающая в себя музыкально-эстетические идеалы человека, богатый опыт его отношения к действительности, яркие средства художественной выразительности, является одним из эффективных средств музыкально-эстетического воспитания школьников.

К сожалению, сегодня мы не можем говорить о том, что существует в округе система музыкального воспитания школьников, включает в себя богатство национальных традиций. Это и не удивительно, ибо даже в этнопедагогике и других науках, изучающих этнические проблемы (культурология, этнопсихология, этносоциология), научно обоснованная система музыкального образования малых народов Севера отсутствует. В некоторой мере исправить указанные негативные тенденции, в этой сфере призвана принятая еще в 2000 году правительством России «Национальная доктрина образования РФ». Среди важнейших задач этой доктрины стоит сохранение и развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера.

В выборе объекта анализа и преобразовательной деятельности мы исходили из характерных признаков малых этносов - народов ханты и манси, изначальной природной музыкальности и многообразия их музыкальных традиций.

Выбирая тему исследования, мы глубоко осознавали, что с точки зрения педагогически целесообразного руководства, сегодня остро назрела проблема создания собственной системы национального музыкального воспитания. Наша работа - лишь маленькое обобщение опыта усвоения музыкальной культуры народов Югры, которые представляют возможность ближе познакомиться с ней через внедрение в учебно-воспитательный процесс школы форм театральной деятельности, в т.ч. и деятельности Театра обско-угорских народов включающий в себя огромный воспитательный потенциал. Мы считаем, что настоящим опытом внесем определенный задел в вакуум, сложившийся вокруг в изучения, становления и развития системы музыкально-эстетической культуры малых народов, представителями которых в данном конкретном случае выступают аборигены из числа ханты и манси.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: