Глава 1. Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания школьников средствами фольклорной музыки

Дипломная работа

Тема

Приобщение школьников к региональной этнокультуре средствами театральной педагогики



Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания школьников средствами фольклорной музыки

1.1.        Национальная культура как неотъемлемая часть духовного опыта человека

1.2. Сущность, исторические корни и характерные черты музыкальной культуры народов Югры

.   Фольклорный компонент в программах по музыке для общеобразовательных школ

Глава 2. Возможности театральной педагогики в решении задач современной российской школы

. Многообразие театрально-образовательных форм деятельности в практике российской школы

. Краткий обзор театральных социо-игровых методик в контексте решения учебно-воспитательных задач школы: программы, цели, задачи

Глава 3. Пути совершенствования этнокультуры школьника

. Описание опытно-экспериментальной работы по приобщению школьников к этнокультуре региона

. Включение национального музыкального театра Югры и педагогические условия использования его возможностей в культурно-образовательной деятельности школьников

. Внедрение театрализованной деятельности в школьный образовательный процесс

Заключение

Библиография

Приложение



Введение

 

Важнейшая задача современной педагогики - умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной, отечественной и мировой культуре.

В культуре диалектически объединено национальное, интернациональное и общечеловеческое. Из лучших достижений национальных культур складывается культура общечеловеческая. Поэтому, поднимая вопрос о роли региональной этнокультуры в процессе формирования личности современного школьника, ошибочно как замыкание ее в ограниченное пространство узконационального, так и стирание национального в мировой культуре.

Этот тезис, подтвержденный жизненной и исторической практикой, требует ориентации современной системы образования на формирование общечеловеческих ценностей - дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимообогащения. Немалая роль при этом отводится музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

Еще чешский мыслитель-гуманист, педагог и общественный деятель Я.А. Коменский, создав целостную теорию образования и воспитания, осмыслив и обобщив опыт, накопленный семьей и школой, впервые предложил систему массового музыкального образования и воспитания на всех уровнях обучения. Его наиболее ценные и перспективные идеи в дальнейшем получили развитие в трудах и деятельности И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других выдающихся педагогов прошлого и настоящего.

Идея использования народности этнической культуры в общественном воспитании впервые в России была затронута М.В. Ломоносовым, впоследствии углублена декабристами. Она как бы предвосхитила прогрессивные взгляды передовой интеллигенции последующих поколений на проблему образования и воспитания путем изучения духовного наследия своего народа.

Новая теория воспитания была разработана и предложена русскими революционными демократами - В.Г. Белинским, А.И. Герценом, И.П. Огаревым, Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским - воспитание в ребенке Человека через познание прекрасного в жизни и искусстве с использованием в основе народного материала (родного языка, сказок, пословиц, поговорок, народных песен и танцев, игр и т.д.).

Во все времена педагоги-просветители выступали за изменение жизни путем просветительской деятельности через культурные преобразования, освоение народного искусства (устно-поэтического, музыкального, живописного и других). Эти принципы не потеряли своей актуальности в деле воспитания подрастающего поколения и сегодня.

Обращение к духовному опыту человечества, к национальной музыкальной культуре способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию школьников, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувства взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, раскрывая творческие способности и потребности современной молодежи. Об этом говорят исследования Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников путем освоения традиций национальной музыкальной культуры значительную роль играют также исследования в области психологии. Например, теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова и других получили дальнейшее развитие в современной музыкальной педагогической практике.

В решении вопроса национального музыкального образования школьников с учетом регионального компонента мы опирались на исследования музыковедов, этнографов, фольклористов, филологов и историков.

Анализируя достижения теории и практики образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований, проблема музыкально-эстетического воспитания школьников путем освоения традиций национальной музыкальной культуры коренных народов остается недостаточно разработанной. В ходе изучения проблемы мы столкнулись с тем, что обращение к проблеме изучения традиций национальной музыкальной культуры в практике современной общеобразовательной школы находится в крайне неразработанном состоянии. Польза от такого приобщения школьников к образцам духовного наследия обско-угорских народов в условиях современной этнокультурной и этносоциальной ситуации и цивилизации несомненна. Один из путей решения проблемы связан с обращением к возможностям театральной педагогики и внедрение ее в учебный процесс современной школы.

Ведущая роль в этом отводится учителю, поскольку именно он формирует у учащихся истинное понимание красоты, музыкальный вкус - через духовный и глубокий интерес к искусству, в частности, к народному творчеству и традициям национальной музыкальной культуры народов Севера.

Основная цель данной работы - теоретически обосновать и экспериментально определить пути совершенствования этнокультуры школьника театрально-образовательными формами деятельности.

Задачами нашего исследования явилось:

- осуществить анализ фольклорного компонента в существующих программах по музыке;

выявить и обосновать сущность, исторические корни и характерные черты музыкальной культуры народов Югры;

определить педагогические условия использования возможностей театральной педагогики в многообразии ее образовательных форм в приобщении школьников к региональной этнокультуре;

разработать педагогически обоснованные рекомендации по дальнейшему совершенствованию музыкально-эстетического воспитания детей и юношества с использованием возможностей элементов театральной педагогики.

Объект исследования - культурно-образовательная деятельность школы.

Предмет исследования - педагогические условия использования возможностей театральной педагогики в формировании этнокультуры школьников.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой приобщение школьников к региональной этнокультуре в педагогической практике будет наиболее успешной, если:

·   формировать установку на овладение учащимися традициями национальной культуры как неотъемлемой части духовного опыта человечества;

·   при этом опираться на систему театрально-образовательных форм деятельности;

Методологической основой нашего исследования явились: общефилософские идеи о роли народа в создании духовной культуры и об отношении его к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов; психолого-педагогическая теория личности и творчества; психологическая теория художественного восприятия и музыкальных способностей; концепция о социальных функциях музыкального искусства; теория этнопедагогики в системе музыкально-эстетического воспитания; положение о культуре как источнике формирования содержания образования; идеи демократизации, гуманизации, гуманитаризации и дифференциации образования и воспитания.

Используются также методы историко-этнографического анализа культуры обских угров Н.В. Лукиной, В.М. Кулемзина, А.В. Головнева.

Отдельный методологический пласт составили труды крупнейших деятелей профессионального театра, в которых осмысляются его педагогические принципы (С. Городисская, А. Беляцкий); также современные теории художественного воспитания (Б.П. Юсов, Ю.Н. Усов, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий); методологические наработки в области приобщения детей и молодежи к искусству театра (А.П. Ершова, А.Б. Никитина, Л.М. Некрасова и др.).

Для решения обозначенной проблемы исследования нами использовались следующие теоретические и эмпирические методы:

· ознакомление и теоретический анализ литературы в области общей и музыкальной педагогики и психологии, культурологи, социологии, эстетики и музыкознания этнографии и фольклористики, философии и истории;

·   изучение архивных материалов и фонозаписей с национальной музыкой, монографий, связанных с проблемами образования и воспитания;

·   изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по музыкально-эстетическому воспитанию школьников средствами национальной музыкальной культуры;

·   целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование учащихся, беседы с целю выявления отношения школьников к проблеме исследования, констатирующий и формирующий эксперимент.

Структура данной работы:

В первой главе «Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания школьников средствами фольклорной музыки» освещаются идеи философов и просветителей о роли и месте музыкальной этнографии в обществе, характеризуется национальная культура как неотъемлемая часть духовного опыта человечества, проводится анализ фольклорного компонента в программах по музыке для общеобразовательных школ, дается характеристика традиций национальной культуры в системе зарубежного музыкального образования подрастающего поколения; рассматриваются сущность, исторические корни и характерные черты музыкальной культуры народов Югры.

Во второй главе «Возможности театральной педагогики в решении задач современной российской школы» осуществляется краткий обзор театральных социо-игровых методик в контексте решения учебно-воспитательных задач школы; дается анализ программ, целей, задач социо-игровых методик; теоретически обосновывается многообразие театрально-образовательных форм деятельности в практике российской школы;

В третьей главе «Пути совершенствования этнокультуры школьника» формируются знания о культуре народов Севера посредством театральной деятельности в школьном образовательном процессе; также рассматривается вопрос о возможностях использования в педагогических условиях музыкального театра; описываются результаты опытно-экспериментальной работы по приобщению школьников к этнокультуре региона средствами театральной педагогики.

В заключении излагаются основные выводы исследования.



Глава 1. Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания школьников средствами фольклорной музыки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: