Синтетический и аналитический учёт производственных затрат в ООО «Центральный»

 

Общая схема учета затрат (рис. 2.5) на производство представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ. Все учетные работы и процедуры можно условно разделить на четыре этапа.

На первом этапевсе фактические затраты в течение отчетного месяца на основании первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, начислению амортизации основных средств и нематериальных активов, по расходам денежных средств и прочее отражаются на основных калькуляционных и собирательно-распределительных счетах:

Д 20, 25, 26, 28 К 02, 10, 70, 50, 51, 60 и др.

На втором этапераспределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25 и 26, эти расходы сначала распределяются между выпущенной готовой продукцией и остатками незавершенного производства. Затем общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции, работ и услуг и относятся в дебет счета 20 «Основное производство» (или 90 «Продажи»).

На третьем этапепри наличии производственного брака на счет 28 «Браке в производстве» выявляются окончательные потери от брака. Такие потери определяются путем сопоставления себестоимости забракованной продукции и затрат по исправлению брака с суммами стоимости его по цене возможного использования и возмещениями, удержанными с виновников брака. Окончательные потери от брака, определенные по счету 28, списываются:

Д 20 К 28.

Таким образом, после завершения трех этапов на счете 20 «Основное производство» собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный месяц.

На четвертом этапеопределяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции, т.е. устанавливаются и оцениваются остатки незавершенного производства на конец месяца. Стоимость остатков незавершенного производства остается как сальдо на конец месяца (или начало следующего) на счете 20 «Основное производство» по каждому виду продукции. Затем по данным о фактических затратах, произведенных за месяц, изменениях остатков незавершенного производства и затратах, уменьшающих фактические расходы, определяют фактическую производственную себестоимость выпущенной из производства готовой продукции. Эта сумма списывается со счета 20 «Основное производство» и отражается бухгалтерской записью: Д 40 или Д 43 К 20.

Основными задачами учета затрат на производство продукции (работ, услуг) являются:

    своевременное и правильное отражение фактических затрат производства по соответствующим статьям;

    предоставление информации для оперативного контроля за использованием производственных ресурсов и сравнение с существующими нормами, нормативами и сметами;

    выявление резервов снижения себестоимости продукции, предупреждение непроизводственных расходов и потерь;

    определение результатов деятельности каждого структурного подразделения организации и др.

Для осуществления этих задач на предприятии учет затрат организован с соблюдением следующих основных принципов:

    согласованность показателей учета затрат с плановыми показателями;

    включение всех затрат по производству продукции отчетного периода в ее себестоимость;

    группировка и отражение затрат по производственным подразделениям, видам продукции, элементам и статьям расходов;

    согласованность объектов учета затрат с объектами калькуляции;

    обеспечение раздельного отражения производственных затрат по действующим нормам и отклонениям от них:

    расширение состава затрат, относимых на себестоимость продукции по прямому признаку;

    максимальное приближение методологии и организации учета затрат к международным стандартам и т.д.

Бухгалтер данного предприятия ведет учет вручную либо автоматизирует свою работу с помощью персонального компьютера. Данная форма является простейшей, поэтому для ее автоматизации бухгалтер самостоятельно может использовать ПК общего назначения, такие как электронные таблицы, системы управления базами данных, а также текстовые редакторы. Наиболее распространенным пакетом на предприятии ООО «Центральный» является Microsoft Office, в состав которого входят:

    электронные таблицы - Excel;

    система управления базами данных - Access;

    текстовый редактор - Word.

Электронные таблицы удобно использовать для вычислительной обработки экономической информации, представленной в табличной форме.

Для современных систем управления крупным предприятием характерно внедрение комплексных систем автоматизации и корпоративных систем.

Поэтому, для совершенствования организации бухгалтерского учета затрат на производство (на управление) на предприятии ООО «Центральный» следует ввести в работу какую-нибудь систему автоматизации либо корпоративную систему. Бухгалтерская информационная система предприятия может рассматриваться в виде схемы. Обработка учетной информации ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, бухгалтерскому, финансовому и управленческому учету. (Рис. 2.6).

В результате пользователей системы происходит накопление информационной базы предприятия оперативной информацией о ходе выполнения конкретных хозяйственных операций, относящимся к различным направлениям деятельности. При этом обеспечивается:

    принцип однократного ввода информации, упорядочение документооборота;

    простота контроля данных;

    контроль регламента выполнения хозяйственных операций;

    быстрая перестройка системы при изменении бизнес-процесса.

Администрация предприятия, используя для управления хозяйственной деятельности комплексную систему автоматизации или корпоративную систему, имеет возможность:

    своевременного получения достоверной информации о текущей деятельности предприятия;

    оперативного контроля и управления финансами, материальными и трудовыми ресурсами;

    формирование обоснованных планов на основании анализов данных об имеющихся ресурсов;

    контроля выполнения планов и взаимных обязательств;

    анализа результатов деятельности и формирование оптимальных управляющих воздействий.

Примерами таких систем являются «Олимп», «Галактика», БОСС, «1С: Бухгалтерия 8.0», «Инфо-Бухгалтер», «Парус» и др.

Программа «1С: Бухгалтерия 8.0» - позволяет вести учет бухгалтерских операций типа «Проводка - Главная книга - Баланс», а также обеспечивает оформление таких документов, как платежные поручения, реестр чеков, доверенности, счета и др. Эта программа используется на малых предприятиях, относится к классу «мини-бухгалтерия», отличительной чертой которой является небольшой объем учетных операций и отсутствие функционального деления по участкам учета, поэтому для нашего предприятия эта программа не подходит. Работа программы заключается в объединении сводных проводок синтетических счетов отдельных участков бухгалтерского учета в единой книге учета хозяйственных операций, на основе которой автоматически формируются баланс и бухгалтерская отчетность.

Программа «Инфо-Бухгалтер» (ТОО «Информатик») хорошо известна пользователям и используется для автоматизации бухгалтерского учета на малых предприятиях. Основные возможности этой программы реализованы в виде следующих функциональных систем: Бухгалтерский и налоговый учет; Заработная плата и кадровый учет; Счета-фактуры, счета, накладные; Учет основных средств и нематериальных активов; Учет банковских и кассовых операций; Учет материалов; Валютный счет; Финансовый анализ и др.

Для работы предприятии ООО «Центральный» подошли бы такие программы, как «Галактика», «Инфо-Бухгалтер», но у него не хватает средств, чтобы обеспечить полную работу и последующее обновление данных программ.

На предприятии ООО «Центральный» применяется программа «1С: Бухгалтерия 8.0», работает справочно-правовая информационная система, которая включает в себя информационные базы правовой информации и программные средства, позволяющие специалисту проводить поиск, выборку и печать правовой информации. Это программа - «Консультант плюс» и «Гарант». Технология «Консультант Плюс» позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат. В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

Для конкретного предприятия ООО «Центральный» развитие получила система учета производственных затрат и затрат на управления. Учетная политика предприятия ООО «Центральный» состоит из следующих разделов:

Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия ООО «Центральный».

Учет имущества. В данном разделе говорится об учете основных средств предприятия ООО «Центральный», нематериальных активов, материально-производственных запасов, а также об учете и списании товаров, незавершенного производства и готовой продукции.

Учет затрат на производство - содержит описание учета производственных затрат. учет затрат по управлению ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и ежемесячно списывается на счет 90» Продажи» по решению руководителей и согласованию с Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н.

Учет кредитов и займов. Основанием данного раздела служит ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 г. №60н и статья №269 Налогового кодекса РФ.

Порядок отражения выручки от реализации. Суть раздела состоит в том, что выручка определяется по методу начисления.

Прочее. В данном разделе говорится об учете расходов будущих периодов, учтенных на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Техника учета складывается в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ.

Ведение налогового учета соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.

Рассмотрим по этапам работу бухгалтера по учету затрат на производство и себестоимости продукции на предприятии ООО «Центральный».

В начале каждого месяца бухгалтер принимает от экономистов цехов приемо-сдаточные накладные по услугам, акты о браке, ведомости материальных расходов, ведомости незавершенного производства, готовой продукции, заработной платы и другие первичные документы, осуществляющие дальнейший учет производственных затрат в течение месяца.

Бухгалтер разрабатывает документы и делает свод по каждому виду затрат. На каждой приемо-сдаточной накладной по услугам проставляется котировка счета, исходя из следующих данных:

    цеховые расходы основных цехов;

    цеховые расходы вспомогательных цехов.

Составляется свод по услугам для каждого цеха в виде таблицы, в которой указываются № заказа, сумма фактических затрат и шифр (23/4, 25/6, 26/18 и т.д.).

Актом о браке оформляется неисправимый брак. В акте указывается характеристика брака (исправимый - неисправимый), его причина, количество забракованной продукции, виновник брака, себестоимость брака, суммы, подлежащие взысканию с виновника, потери от брака, отметка цеха-получателя. Бухгалтер составляет калькуляцию себестоимости брака. Неисправимый брак исчисляется исходя из стоимости материалов, заработной платы производственных рабочих, занятых исправлением брака, отчислений на социальные нужды и соответствующей доли цеховых расходов. Сводная по потерям от брака составляется в виде таблицы, в которой указываются № заказа, вес забракованной продукции, зар/плата, ЕСН, цеховые расходы, материал и всего по цеху. Аналогично составляются другие сводные таблицы.

Затем формируется ведомость №12 вспомогательного производства. Закрытие счета 23 «Вспомогательное производство» осуществляется следующими бухгалтерскими записями:

Д 23 К 02, 10, 70, 69, 60… - учтены затраты вспомогательного производства.

Д 20 К 23 - часть расходов вспомогательного производства списывается на основное производство.

Закрываются производственные отчеты вспомогательных цехов, т.е. выводится остаток по каждому заказу на конец месяца по формуле (1.6) и (1.7):

 

Зф = М + З/пл + ЕСН + А + … + ПР,             (2.1)

Ск = Сн + Зф - ВО - Ву - Вг.п..                                         (2.2)

 


где Зф - фактические затраты;

М - материальные расходы;

З/пл и ЕСН - расходы по заработной плате;

А - амортизация основных средств;

ПР - прочие расходы;

Ск - сальдо на конец месяца;

Сн - сальдо на начало месяца;

ВО - возвратные отходы;

Ву - выпуск услуг;

Вг.п. - выпуск готовой продукции.

Закрывается ведомость №9 вспомогательного производства. Закрытие счета 23 «Вспомогательное производство» осуществляется следующими бухгалтерскими записями:

Д счетов К 23 - списывается часть вспомогательных расходов.

Формируется ведомость №12 основного производства. Закрытие счета 25 «Общепроизводственные расходы» осуществляется следующими бухгалтерскими записями:

Д 25 К 02, 10, 70, 69, 60… - учтены общепроизводственные расходы.

Д 20 К 25 - списание общепроизводственных расходов на основное производство.

Аналогично закрываются производственные отчеты основных цехов и ведомость №9 основного производства.

Формируется ведомость №15 - Учет общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов, резерва предстоящих расходов и платежей и внепроизводственных расходов. Закрытие счета 26 «Общехозяйственные расходы» осуществляется следующими бухгалтерскими записями:

Д 26 К 02, 10, 70, 69, 60… - учтены общехозяйственные расходы.

Д 90 К 26 - списание общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи».

Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.

Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. расходы в ведомости №15 «Учет общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов, резерва предстоящих платежей и внепроизводственных расходов».

Д 44 К 10, 70, 69, 60… - учтены коммерческие расходы.

Д 90 К 44 - списание коммерческих расходов на счет 90 «Продажи».

Расходы основного и вспомогательного производства списываются:

Д 43 К 20, 23 - списание затрат по изготовлению готовой продукции по фактической себестоимости.

Д 40 К 20, 23 - списание затрат по изготовлению готовой продукции по плановой себестоимости.

Д 43 К 40 - списывается стоимость готовой продукции по учетной (плановой) себестоимости.

Д 90 К 40 - списывается разница между учетной и фактической себестоимостью.

Бухгалтер ежемесячно учитывает расходы будущих периодов на счете 97 «Расходы будущих периодов» и делает бухгалтерскую запись:

Д 97 К 10, 70, 69, 76 и др. - учтены расходы будущих периодов.

Д 26 К 97 - списаны расходы будущих периодов на общехозяйственные расходы.

Д 90 К 26 - списаны общехозяйственные расходы на счет 90 «Продажи».

На предприятии ООО «Центральный» на данный момент времени на счете 97 учитываются следующие расходы:

подписные издания (Д 97 К 10);

канцелярские расходы (Д 97 К 10);

бланки (Д 97 К 10);

страхование (Д 97 К 60);

программное обеспечение (Д 97 К 60);

литература (Д 97 К 10).

Ежемесячно бухгалтером производственного отдела составляется лист-расшифровка, в которой указывается сальдо на начало месяца, поступление в дебет счета 97, списание с кредита счета 97 и сальдо на конец месяца. Данные счета 97 «расходы будущих периодов» заносятся в ведомость №15 «Учет общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов, резерва предстоящих платежей и внепроизводственных расходов».

Итоговые данные по основным и вспомогательным производственным счетам заносятся по окончании месяца в журнал-ордер №10 и №10/1.

Рассмотрим обобщенную таблицу корреспонденции счетов по учету затрат на производство и себестоимости продукции (табл. 2.3).

Рассмотрим схему документооборота по учету затрат на производство (рис. 2.7), на предприятии ООО «Центральный».  

В бухгалтерию (отдел по учету затрат на производство) поступают все сведения о расходах за месяц: материальные расходы, расходы по заработной плате, потери от брака, амортизация имущества и др. в отдельных ведомостях. Бухгалтерия обрабатывает полученные данные: бухгалтер проставляет котировку на всех документах (дебет счета 20, 25, 23 и т.д.).

Котировка проставляется по следующим данным таблицы «Цеховые заказы». Затем данные заносятся в производственные отчеты каждого цеха по заказам, а также в ведомость №12 вспомогательного производства (дебет счета 23), ведомость №12 основного производства (дебет счета 25), ведомость №15 (дебет счета 26, 44, 97). Сначала закрывается счет 23, затем счета 25 и 26, и в последнюю очередь - счет 20 (производственные отчеты).

Итоговые данные заносятся в журнал-ордер №10 и 10/1. Затем информация передается в Главную книгу, Бухгалтерский баланс (ф. №1), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5).

Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) поступают в органы государственной статистики. При этом ежеквартально заполняется форма №5-З «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции» и отправляется по месту, установленному территориальным органом государственной статистики в субъектах Российской Федерации. Сведения предоставляются за I, II и III кварталы 30-го числа после отчетного периода, а за IV квартал - 1 апреля года, следующего за отчетным.

Кроме того, в соответствии с ПБУ 10/99 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

При журнально-ордерной форме учета сводный учет затрат на производство на предприятии ООО «Центральный» осуществляют в журнале-ордере №10 и 10/1.

Журнал-ордер №10 составляют на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов (ведомость №12 основного и вспомогательного производства), учета затрат обслуживающих производств и хозяйств, учета потерь в производстве, учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и коммерческих расходов (ведомость №15) и др.

Указанные ведомости составляют на основании ведомостей и разработочных таблиц распределения сырья и материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств и непромышленных хозяйств, расчетов по амортизационным отчислениям, листков-расшифровок по прочим денежным расходам.

В журнале-ордере №10 отражают все производственные затраты по их элементам с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов. При этом в журнал-ордер №10 записываются лишь те суммы кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет одного из счетов затрат на производство.

В журнале-ордере №10 отражают также все внутренние обороты по счетам затрат на производство (списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов, услуг и работ вспомогательных производств и т.п.).

В журнале-ордере №10 используется шахматная форма записей затрат на производство, что обеспечивает получение сводных данных о затратах - и по отдельным элементам затрат, и по статьям калькуляции.

Следует отметить, что в журнале-ордере №10 отражаются лишь те кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет счетов затрат на производство. Кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет непроизводственных счетов, регистрируются в журнале-ордере №10/1. по окончании месяца в журнал-ордер №10/1 переносятся и итоговые записи журнала-ордера №10. Общие итоги обоих журналов-ордеров разносят затем по счетам Главной книги. При этом по данным журналов-ордеров №10 и 10/1 производят записи в Главную книгу по дебету соответствующих счетов, а по данным журнала-ордера №10/1 - по кредиту счетов.

Данные журналов-ордеров №10 и 10/1 используются для составления расчета затрат по элементам и расчета себестоимости продукции по статьям калькуляции.

Отчетная калькуляция по каждому виду продукции на ООО «Центральный» ведется по следующей схеме (Рис. 2.8). Данные собираются из производственных отчетов цехов.

Таким образом, производственная себестоимость состоит из производственных затрат. Полная себестоимость - это сумма производственной себестоимости, расходов на продажу и общехозяйственных расходов.

Рентабельность находится по формуле:

 

Р (%) = (ОС - ФС) / ФС * 100%                (2.3)

 

где Р - рентабельность,

ОС - оптовая себестоимость,

ФС - фактическая (полная) себестоимость.

Общая рентабельность предприятия находится по формуле:

 

Р (%) = БП / СБ * 100%                               (2.4)

 

где БП - балансовая прибыль - весь капитал предприятия,

СБ - среднегодовой итог баланса - учитывает стоимость основных производственных фондов и оборотных средств.

Уровень рентабельности показывает, сколько получает прибыли предприятие на рубль вкладываемого капитала и какие меры необходимо принять, чтобы повысить его доходность.

Таким образом, одним из важных участков бухгалтерского учета является учет затрат на производство продукции (работ, услуг) и определение ее себестоимости. С одной стороны, сюда стекается информация об использовании в процессе производства основных средств, материалов, заработной платы, ресурсов, т.е. сведения о формировании затрат на производство продукции. С другой стороны. Эта информация обрабатывается и на ее основе исчисляется фактическая себестоимость продукции, данные о которой позволяют рассчитать фактическую прибыль.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: