I. Теоретический раздел

Итак, номенклатура •— это перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышесто- ящий орган. В советское время в господствующий класс реально входили только те, кто состоял в штатной но- менклатуре парторганов — от номенклатуры Политбю- ро ЦК до основной номенклатуры райкомов партии. В 1980 г. за рубежом была опубликована книга советс- кого эмигранта  М.С.  Восленского  «Номенклатура», пос- ле чего этот термин получил широкое распространение. По  данным  Восленского,  численность  высшего звена номенклатуры составляла в те годы  100 тыс., а низшего— 150 тыс. человек. Сюда входили те, кого нельзя было избрать или сменить всенародно. Кроме них к номенклатуре причислялись руководители пред- приятий, строительства, транспорта, сельского хозяй- ства,  обороны,  науки,  культуры,  министерств  и  ве- домств, общей численностью порядка 750 тыс. человек. С членами же  семей  численность правящего  класса советской номенклатуры составляла около 3 млн. чело-

век, т.е. менее 1,5% населения страны.

Номенклатура и бюрократия (чиновничество) — явления разные. Чиновники представляют слой испол- нителей, а номенклатура — высших руководителей страны. Номенклатура издает приказы, которые реа- лизуют бюрократы. Она отличается высоким уровнем И качеством жизни. Хотя номинальная заработная пла- та номенклатурного работника превышала среднюю в 4 — 5 раз, уровень его жизни был выше в десятки раз благодаря дополнительным привилегиям и благам, получаемым за государственный счет. По мнению Восленского, номенклатура — иерархическая структу- ра высшего руководства страны — представляет собой господствующий и эксплуататорский класс феодаль- ного типа, присваивающий себе прибавочную сто- имость, созданную лишенным политических и эконо- мических прав народом.

С переходом России к рыночному обществу но- менклатура не исчезла. Она мимикрировала, удачно приспособясь к условиям, которые по всем правилам логики должны были быть ей чужды. К началу эконо- мических реформ номенклатура успела занять клю- чевые посты в экономике и политике. Как нельзя кстати пришлась и приватизация. По существу, но- менклатура лишь легализовала свою функцию реаль- ного распорядителя и собственника средств производ- ства.  Два  других  источника  пополнения  высшего


класса — дельцы теневой экономики и научно-инже- нерная прослойка интеллигенции — не могут служить реальными конкурентами в ее борьбе за власть.

Таким образом, исторически номенклатура оказа- лась  самым  живучим  социальным  слоем.  Какие  бы исторические метаморфозы ни происходили в россий- ском обществе,  она всегда оказывалась на вершине социальной пирамиды и занимала наилучшие позиции. Номенклатура —  особый  способ  назначения  на управленческие должности, при котором кандидатов на них обсуждает и отбирает высшее руководство страны. Это механизмы рекрутирования сверху вниз. Естествен- ная же служебная карьера имеет обратное направле- ние — снизу вверх. Административной системе присущ номенклатурный отбор служащих, рыночной — стихий- ный отбор, т. е. рекрутирование снизу. В административ--

ной системе наверху сконцентрированы максимальная власть и минимальная ответственность: только в этих условиях могут существовать номенклатура и механизм вырождения управленческой элиты.

 


Мафия к Бюрократия

 

На первый взгляд между понятиями «бюрократия» и «мафия» нет ничего общего. Термин «бюрократия» обозначает господство формально узаконенной систе- мы отношений над неформальной, конвенционально установленной системой.

Мафия (от итал. mafia — тайная преступная органи- зация) — обозначение насилия, произвола, всех форм организованной преступности.

Очевидно, что мафия — нечто противоположное бюрократии. Этот термин обозначает, скорее, господ- ство неформальных, неузаконенных отношений, их доминирование над формальной, легальной системой правил. Контрабанда наркотиков, игорные дома, убий- ства политических лидеров — лишь поверхностный слой явления, в основе которого лежит связь с органи- зациями преступного мира, стремящимися к полити- ческой власти, проникновению в бюрократическую государственную машину и подчинению ее себе.

Однако  во  второй  половине XIX  в.,  когда слово

«мафия»  появилось в итальянском языке,  оно имело


 

 

   Теоретический  раздел

совершенно иной смысл. С его помощью обозначался особый феномен коллективного действия, система цен- ностных и поведенческих стереотипов. Уже по самому своему определению, считает известный специалист по исследованиям сицилийской мафии, профессор социо- логии университета Катании Р. Катанзаро, мафия ста- вит во главу угла понятие чести16Ь. Ведь изначально мафия обозначала социально признанную способность главы семьи гарантировать ближайшим родственникам известный уровень потребления,, неприкосновенность семейной собственности, защиту от нападений извне. Особым объектом охраны являлось целомудрие жены и невинность дочерей. «Таким образом, речь идет о соци- ально признанном способе распределения статусов в системе межличностного поведения... Гарантия уровня жизни семьи, защита ее жизненного пространства и со- хранение сексуальной неприкосновенности родствен- ников... антропологические изыскания свидетельствуют, что в культуре средиземноморских народов эти элемен- ты тесно взаимосвязаны»'66. Однако формы и механиз- мы внутригрупповой коллективной защиты жизненно важных социальных ценностей и символов распрост- ранены не только у средиземноморских народов. Они существуют и в нашей стране, например, у народов За- кавказья, свидетельством чему является обычай кров- ной мести за поруганную честь. Кровная месть — обы- чай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести и имущества семьи. Обязанность родственников убитого или оскорбленного отомстить ви- новнику могла передаваться из поколения в поколение, охватывая не одну, а несколько родственных семей. На островах Сардиния и Корсика кровная месть получила название вендетты.

Понятие чести несет морально-этическую нагруз- ку и означает то, как человек должен себя вести, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Честь может быть фамильной и родовой, принад- лежать семье и всем поколениям. В таком случае она является моральным символом, сопровождающим сим- волы социальные — дворянское звание, общественное признание и т. п. Честь может быть и индивидуальной характеристикой, не связанной с формально установ- ленными атрибутами власти (гербом, званием, долж- ностью). В отличие от понятия достоинства понятие чести базируется не на принципе равенства всех лю-

382  дей в моральном отношении, а на их дифференциро-


 

Глава  Бюрократия, ЧИНОВНИЧЕСТВО, номенклатура                        

ванной оценке. Честь выделяет человека среди ему подобных, основывается на особом признании инди- видом себя как незаменимой личности. Благодаря ги- пертрофированной оценке собственной значимости и стремлению эту значимость всячески защитить фор- мируются ложные представления о чести.

Среди последних можно выделить не только сно- бизм, чванство, представление о собственной (часто надуманной) исключительности, но и атрибутивные качества, никак не связанные с моральными принци- пами. Они-то и послужили основой возникновения мафиозной организации. В сицилийской культуре при- нято различать два понятия: честный человек и чело- век чести. В первом случае речь идет о врожденной, а во втором — о приобретенной черте. Если честь пони- мается как качество, которым индивид наделяется при рождении («он из честной семьи»), и которое утрачи- вается при недостойном поведении, то мы имеем дело с «честным человеком».

«Человеком чести» не рождаются, им становятся.

«Здесь уже честь — особо ценимая способность, будь то неординарная сила, храбрость или же какой-либо другой талант, который вызывает не только восхище- ние, но и помогает достичь успеха в жизни. К примеру, человек чести, даже низкого происхождения, может добиться  богатства и уважения,  запугивая других»167.

Иногда подростки совершают рискованные по- ступки, идут на преступления и убийства без всякой выгоды для себя, только ради того, чтобы вызвать вос- хищение сверстников. В этом случае сила, храбрость, обман становятся элементами игры, они не  осознают- ся как нечто аморальное, составляя часть демонстра- тивного типа поведения. Подросток бравирует своим героизмом, не совершая ничего геройского. Понятие чести обозначает в данном случае только форму пове- дения без какого-либо содержания.

В подобном поведении нет никакой мафиозности. Здесь можно говорить лишь о некой  «технической» основе мафиозной деятельности, но не о ней самой.   именно такие бравирующие ложно понятым героизмом  подростки становятся зачастую рекрутами настоящей  мафии  и  организованной  преступности. Профессиональные  рэкетиры,  наркоманы,  убийцы  . берут над ними «шефство», постепенно втягивая их в свою систему. Однако сама система, т. е. мафия, по- строена на иных законах. Главным принципом деятель-


 

 

   Теоретический раздел

 

ности выступает здесь закон омерты, предполагающий молчание окружающих под угрозой насилия. Если член шайки совершает убийство, он знает, что «свои» ни- когда не выдадут его. Более того, оставшихся на свобо- де сообщников и свидетелей заставят замолчать.

Игра перестает быть игрой, она становится серь- езным делом, связанным с жизнью и смертью. Ма- фия — тесно сплоченное, тайное сообщество людей, применяющих насилие и к «своим», и к «чужим». Преступление как нарушение человеческих законов, так же как и понятие чести (морального принципа защиты человеческого достоинства) меняют здесь свою ориентацию и содержание. Преступлением становит- ся все то, что нарушает неписаные законы тайного сообщества. «Предательство вообще» не наказуется, однако, карается любое предательство по отношению к «своим»: доносительство, неповиновение и т.д. Груп- повая мораль занимает место общечеловеческих цен- ностей; коллективизм существует только в социально извращенной форме.

Мафия как коллективная (превращенная) форма борьбы за «честь» небескорыстна. Она является формой соперничества за продвижение наверх в обществе, где цивилизованный рынок еще не развит. Подчеркивание экономического аспекта играет немаловажную роль. Оно объясняет, почему мафиозные формы борьбы за власть наиболее развиты в отсталых обществах, не прошедших

«школы капитализма». Как идеально-типическая модель капитализм предоставляет всем равные и неограничен- ные шансы в борьбе за экономический успех, проходя- щей в условиях открытой и честной конкуренции. Сред- ством продвижения наверх являются в данном случае универсальные и доступные всем знаки — деньги. Не привилегии или большое наследство, не дворянское зва- ние или принадлежность к правящей партии, а именно обезличенный эквивалент человеческих отношений.

Однако такое возможно лишь в условиях хорошо развитого товарного производства, в гражданском об- ществе, правовом государстве. Борьба является чест- ной, если основана на законе, перед которым все рав- ны. В слаборазвитом обществе возможности индивидов различаются: привилегированные социальные группы, а бюрократия является одной из них, фактически бло- кируют доступ к жизненно важным благам неприви- легированному большинству, из которого и рекрутиру-

384 ются члены мафии. В Италии мафия, возникшая в среде


 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: