Глава 1. Прикладные социологические исследования

В качестве отрасли или уровня социологической науки социальное управление представляло собой планомерное регулирование социальных процессов. Когда о социальном управлении говорилось в этом значении, то речь, как правило, шла о стирании соци- альных различий между жителями города и деревни, работниками умственного и физического труда, миг- рационных передвижениях населения и социальных перемещениях, изменении профессиональной струк- туры и текучести кадров, улучшении условий труда и социально-психологического климата272. Этими, соци- альными по своей природе, процессами надо было управлять, их следовало организовывать, планировать

. их динамику и т.д.

В чисто социологической трактовке социального управления выделялся отдельный идейно-теоретичес- кий пласт знания, резко отличавшийся от знания при- кладного, который, как мы увидим позже, ограничивал- ся рамками предприятия, района, города, региона. Идейный или идеологический пафос социального уп- равления, заданный социологам извне — со стороны общественного мнения и идеологии, — привносил в понимание социализма некую  романтику.  В  60 — 80-е гг. XX в. все еще казалось, что можно построить социализм с человеческим лицом, избавиться от «ро- димых пятен» капитализма (эксплуатации человека человеком, классовой борьбы, бедности и неравенства). Создаваемая для социального управления социологи- ческая теория являлась своеобразным кормчим, ука- зывающим путь к светлому будущему. Много позже выяснилось, что социализм, особенно в том виде, в котором он существовал в СССР, есть естественно протекающий процесс, обладающий собственными законами и тенденциями, большинство из которых социологическая наука в те годы не знала, да и не могла знать. Управлять им или планировать его было невоз- можно, во всяком случае, на основе принципов и про- грамм тех лет.

Определенное преувеличение роли социального управления наблюдается и сегодня. Так, по мнению В.И. Франчука, беды нынешней России происходят от недостаточного развития данной науки и непонимания бизнесменами ее возможностей: «все чаще стала про- являться неспособность наших руководителей решать проблемы, стоящие перед обществом. Если бы.суще- ствовала адекватная теория  социального управления,

 

22 управления


 

 


Практический  раздел

то вряд ли бы возможны были грубейшие ошибки, приведшие к распаду СССР, приватизации собствен- ности, криминализации общества, массовой нищете и безработице».  По мнению автора, теория социально- го управления должна стать инструментом руководи- телей разного уровня и организаций, не только позво- ляющим им прогнозировать изменения социальных процессов, но и подсказывающим способы оптималь- ного воздействия на них. Основные принципы новой концепции социального управления, адекватного по- требностям России XXI века, видятся В.И. Франчуку в следующем:

1. социальное управление является свойством, внут- ренне присущим любой социальной организации, поэтому для понимания сущности социального уп- равления следует исходить из содержания поня- тия  «социальная организация»;

2. под социальной организацией понимается достаточ- но устойчивая социальная целостность, подобная разумному живому организму, обладающему спо- собностью выявлять (обнаруживать) и решать свои проблемы (удовлетворять потребности), благодаря которой он обеспечивает свое существование. При этом проблемы организации рассматриваются как отклонение от принятых в ней (формальных или неформальных) норм существования. Примерами являются организации как естественного (семьи, общины, исторически сложившиеся города, посе- ления, общество), так и искусственного происхож- дения (фирмы, концерны, корпорации, транснаци- ональные компании, финансово-промышленные группы). Подобное представление встречается у Г. Спенсера, Т. Парсонса, Р, Мертона, С. Янга и др. и является дальнейшим развитием организмичес- кого направления в социологии;

3. выявление и решение проблем являются главны- ми функциями организации, в то время как целе- полагание и целедостижение играют вспомога- тельную роль. Цели являются средством решения проблем, а не проблемы решаются для достиже- ния целей;

4. решение проблем организации заключается в ре- ализации мер, направленных на устранение откло- нений от принятых в организации культурных ценностей273.


 

 

Глава Прикладные  социологические  исследования                                   

ДЛЯ решения практических задач социального управления автор предлагает использовать такие про- цедуры, как введение взамен старых новых норматив- но-правовых актов; структурные преобразования; вве- дение новаций (изобретений, открытий, технологий); формирование и введение новых культурных ценнос- тей; регулирование межорганизационных отношений. Указанные функции осуществляются в любой органи- зации, включая общество. Однако не все эти функции проявляются явным образом: некоторые из них явля- ются латентными.

Стремление к ренессансу социального управления как науки об обществе, несомненно, должно вызвать одобрение. Однако на деле В.И. Франчук сводит соци- альное управление к управлению организацией, пола- гая, что законы последнего справедливы для общества в целом. На том основании, что большое общество и маленькая фирма представляют собой одно и то же, а именно социальную организацию, автор распространяет на общество те методы решения практических задач, которые оправдали себя на уровне отдельного предпри- ятия. На самом деле такой перенос является серьезной методологической ошибкой, ибо при таком переводе из поля зрения выпадает институциональный уровень, присутствующий в обществе и отсутствующий в малой группе и выступающий основным субъектом и механиз- мом социального управления в любом обществе.

Другой, более конкретный уровень понимания социального управления получил название управления социальными процессами на предприятии. Со време- нем он оформился в самостоятельное управленческо- прикладное социологическое направление. Именно в этой области советские ученые добились наибольших результатов — в виде эффективных программ социаль- ного управления персоналом предприятий, трудовой дисциплиной, социально-психологическим климатом, текучестью, подготовкой и расстановкой кадров, разра- ботанных заводскими социологами в 1960 —70-е гг.

Если говорить об узком значении термина «соци- альное управление», то здесь достаточно убедительным выглядит определение, предложенное в 1980-е годы чехословацким ученым М. Иллнером: «социальное управление — это комплексный процесс,  который можно аналитически моделировать как. последователь- ность этапов, ведущих от выявления какой-либо соци- альной  потребности  к  ее  удовлетворению»

 

22*


По мнению А. Величко и В. Подмаркова, управле- ние социальными процессами как часть производствен- ной деятельности, воздействуя на формы деятельности людей и их сознание (т.е. совокупность объективных и субъективных явлений), вскрывает важные резервы повышения эффективности производства275. В социоло- гической литературе сложилась точка зрения, согласно которой социальное планирование и социальное управ- ление являются двумя формами, методами или средства- ми социального развития трудовых коллективов.

Субъектом социального управления выступают административные органы и общественные организа- ции предприятия, а объектом — сам производствен- ный коллектив и протекающие в нем социальные про- цессы: совершенствование социальной организации и структуры коллектива, его стабилизация, развитие материального стимулирования и т.п. Управление со- циальными процессами, как часть производственной деятельности, воздействует на реальную деятельность людей, структуру их сознания и поведение, а, значит, выявляет социальные резервы повышения эффектив- ности производства.

Формирование социального управления на пред- приятиях связано с переориентацией заводских социо- логов от простого описания социальных процессов к активному вмешательству в их ход. Социологи на пред- приятии не ограничиваются проведением исследования, построением социальной «фотографии» коллектива, но подготавливают практические рекомендации и нередко занимаются внедрением научных результатов в прак- тику. Служба социального развития занимает особое место в системе управления предприятием, а ее работ- ники являются не просто исследователями, но и кон- сультантами.

По мнению социологов тех лет, задача практичес- кой социологии заключалась в постановке точного научного диагноза, отражающего положение дел на предприятии, выявлении его социального потенциала, всей совокупности социальных резервов производ- ственного коллектива, а затем разрешении — метода- ми социального управления и планирования — най- денных проблем и устранении недочетов.

В основе социального управления как научно-при- кладной деятельности лежат логика и процедура вы- работки управленческого решения. В этом случае вы-

676  деляются  несколько типов  последнего:  обнаружение


 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: