XX в. Практически одновременно методы управления сложными комплексами работ представили две проект- ные группы. Компании Du Pont и Remington Rand пред- ложили метод, который получил название «метод кри- тического пути» и появился в процессе планирования работ по модернизации заводов фирмы Du Pont.
Независимо от них в военно-морских силах США был создан метод анализа и оценки длительности вы- полнения работ (Program Evaluation and Review Tech- nique— PERT). Его разработали корпорация Lockheed Air Craft, консалтинговаякомпания Booz, Allen& Hamilton и проектное бюро ВМС США в процессе создания ра- кетного комплекса Polaris. Благодаря PERT, проект, со- стоявший из 60 тыс. операций и объединявший около 3800 основных подрядчиков, удалось закончить на два года раньше запланированного срока. Использование метода PERT позволило руководству программы точно знать, что требуется делать в каждый момент времени, и кто именно должен это делать, а также определять веро- ятность своевременного завершения отдельных опера- ций. Успешное применение метода способствовало тому, что вскоре он стал применяться для планирования про- ектов в вооруженных силах США повсеместно. Методи- ка отлично зарекомендовала себя при координации ра- бот, выполняемых различными подрядчиками в рамках крупных проектов по разработке новых видов вооруже- ния.
|
|
За прошедшее время произошла взаимная интег- рация методов, и сейчас при планировании в основ- ном используется метод критического пути. Суть его заключается в том, что, зная логику выполнения и дли- тельность работ, мы можем рассчитать наиболее ран- нюю дату завершения проекта и определить крити- ческий путь, т. е. выявить работы, имеющие нулевой резерв времени. Последние требуют особого внима- ния руководителя проекта, поскольку задержка в вы- полнении любой из них приведет к срыву сроков ре- ализации всего проекта.
В целом поскольку понятие проекта прежде всего связывается с целенаправленными изменениями боль- ших систем, общее определение понятия «управление проектами» (УП) можно трактовать как «управление из- менениями». Некоторые руководители характеризуют его как форму современного искусства, произвольный набор идей и принципов, позволяющих преодолевать возникающие по ходу дела трудности и успешно за-
31 СОЦИОЛОГИЯ управления
вершать проект. Другие рассматривают УП исключи- тельно с точки зрения научного подхода, исходя из того, что все факторы могут быть предсказаны, и все аль- тернативы заранее проанализированы.
Управление проектом— это планирование, коор- динация и контроль работ по проекту для достижения его целей в рамках заданного бюджета и сроков, с надлежащим качеством. Кроме того, управление про- ектом — это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения совре- менных методов и техник управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объе- му работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворе- нию участников проекта.
|
|
Таким образом, управление проектами — это при- ложение знаний, опыта, методов и средств к работам по проекту для удовлетворения требований, предъяв- ляемых к нему, и ожиданий участников проекта. Что- бы удовлетворить эти требования и ожидания, необхо- димо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характерис- тиками проекта. Время, бюджет и качество работы — три основных момента, которые постоянно находятся под пристальным вниманием руководителей проектов. Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами. Функцио- нальная структура управления проектами включает в себя девять разделов; управление координацией (Project Integration Management); управление целями (Project Scope Management); управление временем (Project Time Management), управление стоимостью (Project Cost Management); управление качеством (Project Quality Management); управление человеческими ресурсами (Project Human Resource Management); управление ком- муникациями (Project Communication Management); уп- равление рисками (Project Risk Management); управле- ние поставками (Project Procurement Management). Bсe эти функции тесно переплетены между собой. Для того чтобы лучше понять связи между ними, необходимо рассмотреть процесс управления проектом. В каждом проекте (фазе проекта) обязательно присутствуют пять
групп процессов.
1. Процессы инициации (Initiating Processes) — при- нятие решений о начале проекта или его фазы.
2. Процессы планирования (Planning Processes) — оп- ределение рабочих схем достижения целей про- екта. К основным процессам планирования отно- сятся: планирование целей, декомпозиция целей, определение состава операций проекта, опреде- ление взаимосвязей операций, оценка объемов ра- бот, определение ресурсов проекта, назначение ресурсов, оценка стоимостей, составление распи- сания выполнения работ, оценка бюджета, разра- ботка плана исполнения проекта, определение критериев успеха
3. Процессы исполнения (Executing Processes) — ко- ординация людей и других ресурсов во время вы- полнения проекта.
4. Процессы управления (Controlling Processes) — на- блюдение и измерение результатов выполнения проекта и внесение необходимых корректив.
5. Процессы завершения (Closing Processes) — оформ- ление завершения проекта или его фазы.
Процессы управления проектами накладываются друг на друга и происходят с разными интенсивностя- ми на всех стадиях проекта. Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результата- ми — результат выполнения одного становится исход- ной информацией для другого. И, наконец, имеются взаимосвязи групп процессов различных фаз проекта. Например, закрытие одной фазы может служить вхо- дом для инициации следующей фазы.
Любой проект проходит в своем развитии опреде- ленные стадии, фазы или этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, однако, понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.
|
|
Руководители проектов разбивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Например, в проектах по разработке программного обеспечения часто выделяются такие этапы как осознание потреб-
31*
ности в информационной системе, формулирование требований, проектирование системы, кодирование, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.
формулирование проекта подразумевает функцию его выбора.Проекты инициируются в силу возникно- вения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения, при- ходится делать выбор: одни проекты выбираются, дру- гие отвергаются. Решения принимаются, исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворе- ния одних потребностей и игнорирования других, эф- фективности проектов. Решения по отбору проектов к реализации тем важнее, чем масштабнее предполага- ется проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ре- сурсы. Определяющим показателем здесь является аль- тернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект «А», а не проект «В», организация от- казывается от тех выгод, которые мог бы принести проект «В». Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анали- включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, ана-
лиз рисков и другие виды анализа проекта.
Планирование — в том или ином виде — произво- дится в течение всего срока реализации проекта. В самом начале его жизненного цикла обычно разра- батывается неофициальный предварительный план — грубое представление о том, что потребуется выпол- нить в случае реализации проекта. Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и де- тальное планирование проекта начинается после при- нятия решения о его реализации. Определяются клю- чевые точки (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построе- ния иерархической структуры работ, сетевые графики
|
|
(графическое отображение работ и взаимосвязей меж- ду ними) и диаграммы Гантта, средства назначения и гистограммы загрузки ресурсов (графическое отобра- жение потребности проекта в том или ином виде ресур- сов в каждый момент времени).
В расписании проекта содержатся:
• детальный анализ всех действий, необходимых для выполнения проекта;
• реалистические оценки времени на каждый вид деятельности;
• продуманные взаимосвязи между разными вида- ми работ.
В совокупности эти элементы дают ответ на вопро- сы, что должно быть сделано и к какому сроку. Не менее важен и.ответ на вопрос «как?». Какие ресурсы (люди, оборудование, материалы, инструменты, соору- жения, транспорт и т. д.) требуются для каждого вида работ? Будут ли они в наличии, когда это будет необ- ходимо? Если ответы на все эти вопросы найдены, то часть работы — планирование проекта — завершена. Как правило, план проекта не остается неизмен- ным и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации. Осуществление: после утверждения формального плана на менеджера ложится задача по его реализа- ции. По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ. После- довательное отслеживание (мониторинг) выполнения работ гарантирует объективную оценку текущего со- стояния проекта и заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. Задачей менеджера являются анализ возможного вли- яния отклонений выполненных объемов работ на ход реализации проекта целом и выработка соответству- ющих управленческих решений. Например, если от- ставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускоре- нии выполнения определенных критических задач за
счет выделения на них большего объема ресурсов.
Основными организационными формами осуще- ствления проекта являются:
а) работа над проектом как дополнительная задача: в данном случае осуществление проекта «вплета- ется» в обычный ритм работы. Руководство опре- деляет ответственного руководителя проекта, ко- торый одновременно выполняет свои обычные
Практический раздел
обязанности и руководит проектной командой, имея профессиональный доступ к значимым со- трудникам, планируя ресурсы и координируя всю инновационную деятельность. Эта модель выбира- ется в случае с ограниченными по времени и ре- сурсам проектами;
б) классическая организация проекта («предприятие в предприятии»): в этой модели, которая выбира- ется при комплексных и объемных задачах, осо- бенно сильно подчеркнуто значение работы над проектом в организационной схеме предприятия. Работа в команде проекта имеет однозначный при- оритет перед дисциплинарными отношениями под- чинения классической структуры отделов. Проект опекается непосредственно руководством, и руко- водитель проекта, а отчасти и отдельные его со- трудники, полностью или частично освобождают- ся от своей обычной деятельности;
в) смешанные формы: на практике и прежде всего на средних предприятиях преобладают смешанные формы. Одна из них состоит в том, что освобожда- ется опытный руководитель проекта и в зависимо- сти от проекта привлекаются специализированные сотрудники, которые, однако, одновременно зани- маются своей обычной деятельностью. При этом
вся ответственность лежит на «проектном профес- сионале», который полностью концентрируется на реализации проекта, и благодаря прикрытию си- лами руководства, имеет больше свободы при на- значении сотрудников проекта. Вторая — заклю- чается в назначении внутреннего координатора
проекта, занимающего на предприятии высокую иерархическую позицию и ведущего проект допол- нительно к своей обычной работе, в помощь кото- рому выделяется более молодой инженер проекта, полностью посвящающий себя его реализации.
Очевидно, что в любом случае организационная форма должна быть подобрана под проект индивиду- ально.
Завершение: рано или поздно, но проекты закан- чиваются. Это происходит тогда, когда достигнуты по- ставленные перед ним и цели. Иногда окончание про- екта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить про-
Глава В. Современные направления организационного менеджмента |
ект до его завершения по графику. Как бы то ни было, но когда проект заканчивается, его руководитель дол- жен выполнить ряд мероприятий, завершающих про- цесс. Конкретный тип этих мероприятий зависит от ха- рактера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, необходимо произвести его инвентари- зацию и, возможно, передать его для нового примене- ния. В случае подрядных проектов следует определить, удовлетворяют ли результаты условиям подряда или контракта. Необходимо составить окончательные отче- ты, а промежуточные отчеты по проекту организовать в виде архива и т. п.
В государствах бывшего СССР управление проек- тами не рассматривалось как область профессиональ- ной деятельности; с интеграцией России в мировую экономику ситуация быстро меняется, ибо во всех раз- витых странах управление проектами признано важ- ной методологией и инструментом планирования, кон- троля и координации деятельности. Вместе с бурными изменениями в экономической жизни нашей страны меняются и наши устоявшиеся понятия, и привычные представления. Сегодня под управлением проектами понимается не просто управление вообще, а успешное управление. Иначе говоря, управление проектами об- рекает проект на успех, и это уже серьезно.