Использование теорий коммуникации в рекламе торгового предприятия ОДО «Виталюр»

 

При проведении рекламных мероприятий ОДО «Виталюр»преследует цели: образование более интенсивного притока людей в магазин, где они смогут увидеть товары, которые желательно реализовать; создание у посетителей впечатления, что магазин является как бы общественным и культурным центром; создание постоянного контингента покупателей, привыкших к магазину и регулярно совершающих в нем свои покупки. Кроме того, при проведении специальных рекламных мероприятий как вне, так и внутри магазина стимулируется продажа определенных видов товара, согласно планам администрации и выработанной торговой политике; проведение специальных мероприятий способствует возникновению и распространению благоприятных для магазина разговоров и обсуждений среди населения, росту его популярности.

Методы определения эффективности рекламы обусловлены ее целью. В магазине применяются такие методы как анкетирование, наблюдение, беседа, различные виды тестов, коэффициенты, характеризующие изменения спроса, в зависимости от затрат на рекламу.

Прямое отношение к экономической эффективности рекламы имеет рентабельность предприятия, которая определяется отношением прибыли к сумме основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Товарооборот также важнейший показатель экономической эффективности рекламы, наряду с дополнительной прибылью и дополнительным реализованным наложением. Реклама формирует спрос на товары, что в свою очередь ведет к поучению дополнительного товарооборота ОДО «Виталюр» активно проводит рекламные мероприятия. Постоянно подготавливались и передавались в средствах массовой информации реклама универмага и его филиалов о товарах, услугах, режиме работы, в том числе:

реклама в метро, в газетах: «Из первых рук», «Вечерний Минск», «Минский курьер», «Народная газета», «Звязда», «Антенна», «Комсомольская правда», в интернете, по радио: «Первый национальный канал», «Русское радио», размещение щитов с рекламными плакатами и афишами в местах постоянного скопления людей, информирующими население о магазине, реклама в местах продаж, а также не мало важную роль играет витрина магазина и внутримагазинная реклама, телефонная справочная информационная служба «Инфолиния-185» (размещение информации); справочник «Деловая Беларусь», интернет-сайт (рекламная и контактная информация).

Реклама в местах продаж позволяет привлекать внимание покупателя, заставить задержать взгляд на секунду дольше. Назначение рекламы на местах продаж - сузить варианты выбора потенциального покупателя и сконцентрировать его внимание на совершение покупки.

Привлекают внимание потенциальных покупателей и установленные у магазина небольшие переносные щиты с кратким указанием ассортимента продаваемых товаров, объявлением о проводимой дегустации новых товаров, распродаже.

Транспаранты - временное средство рекламы. Их размещают над входом в магазин или на уличных столбах во время проведения рекламных кампаний, выставок-продаж или в связи с открытием нового магазина.

Эффективность рекламы зависит от рациональной организации выкладки товаров. Покупатель должны иметь возможность рассмотреть сам товар, его фирменный знак, ознакомиться со способами его использования.

Связи с общественностью или PR.

В ОДО «Виталюр» очень действенно проводится работа по связи с общественностью. «Виталюр» - предприятие, которое активно участвует в жизни города, на разнообразных спортивных соревнованиях занимая почетные призовые места.

Не обходится стороной и такая сфера как образование. На балансе предприятия находится 2 детских сада. У ОДО «Виталюр» заключен договор с торговыми колледжами г. Минска на прохождение практики, как бесплатной, так и оплачиваемой, на трудоустройство после окончания колледжа.

Выезды-ярмарки - действенный способ напомнить о себе и получение дополнительной прибыли. Магазин осуществлял торговое обслуживание покупателей на 7-ми городских ярмарках (6 марта «Весенняя капель», 26-28 марта «Товары для рыболовов и охотников», 9-11 июля теннисный турнир на «Кубок Дэвиса», 28 августа «Здравствуй, школа!», 19 ноября «Мiнскiгармонiк», 5-7 декабря обслуживание делегатов Всебелорусского народного собрания, 25-26 декабря «Навагоднi кiрмаш») реализовано товаров на сумму 39 млн. руб.

Все это влияет на образ предприятия и установления положительной репутации.

Стимулирование сбыта

ОДО «Виталюр» проводит различные акции, скидки на товары, проводятся достаточно обширные мероприятия по стимулированию продаж.

Личная продажа: данный вид коммуникации в ОДО «Виталюр»не применяется[12].

Анализ: Рекламная деятельность фирмы ОДО «Виталюр» дополняется усилиями прочих средств, входящих в комплекс маркетинга, а именно мерами по стимулированию сбыта. За последние годы объем деятельности по стимулированию сбыта резко возрос. Стремительному росту деятельности по стимулированию сбыта способствовали несколько факторов. Вот некоторые из них:

.сегодня высшее руководство более охотно воспринимает стимулирование сбыта в качестве одного из наиболее эффективных орудий сбыта; 2. все большее число управляющих по товарам обретает умение пользоваться средствами стимулирования сбыта;

. на управляющих по товарам оказывают давление, требуя роста сбыта; 4. все большее число конкурентов начинает заниматься деятельностью по стимулированию сбыта;

. посредники требуют все больших уступок со стороны производителей; 6. эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек, рекламной тесноты в средствах распространения информации и законодательных ограничений. Для анализа эффективности рекламной политики ОДО «Виталюр» перейдем к рассмотрению конкретных рекламных средств и их способности удовлетворить поставленные цели. Составим таблицу, в которой отразим степень пригодности того или иного средства рекламы для конкретной задачи.


 

Таблица 3.2

Степень соответствия средств рекламы и рекламной фирмы

Задача Средство охват месс. рынка избирательность аудитории Невысокая стоимость частота повторных контактов Итого
Интернет-реклама 2 2 0 0 4
Телевидение 2 0 0 1 3
Радио 2 0 1 1 4
Наружная реклама 2 0 2 2 6
Газеты 2 1 2 1 6
Листовки 2 2 2 0 6

 

Степень эффективности рекламных средств оценивалась с помощью метода экспертных оценок, с привлечением независимых экспертов в количестве 5 человек. Экспертам предлагалось выставить оценку от 0 до 2 каждому из видов рекламы по различным направлениям воздействия.

По результатам оценки средств рекламы получилось, что телевизионная реклама является самым неэффективным средством рекламы (3 балла), поскольку она имеет высокую абсолютную стоимость. Наиболее эффективными средствами оказались наружная реклама, листовки и газетная реклама (6 баллов). Стоит отметить, что газеты как средство рекламы продукции фирмы ОДО «Виталюр» являются либо эффективными, либо нейтральными (по указанным критериям), а листовки -неэффективны с точки зрения высокой частоты повторов. Промежуточное положение среди используемых средств рекламы заняли Интернет - реклама и радио-ролики (4 балла). К недостаткам Интернет- рекламы можно отнести высокие капитальные вложения в разработку собственного сайта фирмы. Стоит, однако, отметить, что именно разработав свой сайт, фирма поднимает свой имидж, только таким образом она может познакомить потенциального клиента с ассортиментом и качеством своего товара, демонстрируя его непосредственно, на фотографиях, плакатах, но при этом, не требуя от клиента ответной реакции.


 

Таблица 3.3

Сводка результатов опроса потенциальных клиентов

Фактор

Результат

  Количество опрошенных Удельный вес, %
1 2 3
1. Потенц. клиенты, которые обращают внимание на рекламу, % 170 85
2. Самый эффективный вид рекламы для компании, % - газеты 50 25
-реклама в Интернете 44 22
-на щитах 40 20
-на телевидении 36 18
-по радио 24 12
-в листовках 6 3
Итого по пункту 2,% 200 100
3. Наиболее часто сталкиваются с рекламой, %-на телевидении 62 31
-в газетах, журналах 34 17
-по радио 24 12
-на щитах 22 11
-в листовках 30 15
-в Интернет 24 12
Итого по пункту 3,% 200 100
4. С рек. фирмы ОДО «Виталюр» вст. потенциальные клиенты, % 38 19
5. При возникновении потребности в строительных материалах скорее вспомнят рекламу, % - в газетах, журналах 55 27,5
-на щитах 38 19
-на листовках 39 19,5
-на радио 23 11,5
-в Интернет 30 7,5
-на телевиденье 15 15
Итого по пункту 5,% 200 100
6. При возникновении потребности в строительных материалах скорее обратятся к рекламе, % - в газетах, журналах 65 32,5
-на щитах 40 20
-в Интернет 26 13
-радио 26 13
-на телевиденье 18 9
-в листовках 25 12,5
Итого по пункту 6,% 200 100

 

Большинство потенциальных приобретателей строительных материалов обращают внимание на рекламу (85% опрошенных). По мнению опрошенных, наиболее эффективным средством рекламы оказались: 1. газеты, 2. реклама в Интернете, 3. щиты. Телевидение оказалось самым загруженным средством рекламы (по мнению 31% опрошенных). Значит, размещая рекламу на телевидении, надо быть уверенным, что оно не сольется с потоком остальных сообщений. Отметим, что, скорее всего потенциальные клиенты вспомнят рекламу в газетах (27,5%), на щитах (19%) и на листовках (19,5%). А телевизионную рекламу вспомнит лишь 15% опрошенных. В случае возникновения у потенциальных потребителей потребности в строительных материалах они скорее обратятся к рекламе: 1. в газетах 32,5%; 2. на щитах 20%. Потенциальные потребители редко обращаются к рекламе в листовках (12,5%). Промежуточное положение по частоте обращения занимают телевизионная и радио и Интернет реклама (13%). Реклама, как показало исследование, заняла первое место среди средств, из которых клиенты узнали о существовании компании, а именно, 58% клиентов именно из нее узнали о существовании фирмы ОДО «Виталюр».   Чаще всего клиенты сталкивались с рекламой фирмы в газетах (55%), по ТВ (12%), наружная реклама (11%). Реже всего клиенты встречали рекламу в Интернет (4%). Побуждающее действие реклама оказала: газеты 64%, наружная реклама 10%, затем ТВ и радио 9 и 8%, листовки 7%. Опрос показал, что реклама в интернет оказала влияние на 2% опрошенных.

 

Таблица 3.4

Прибыль 2011-2012гг.

  2011г, млн.руб. 2012г, млн.руб. отклонения
январь 185 311 126
февраль 189 308 119
март 205 321 116
апрель 199 319 120
май 186 327 141
июнь 196 337 141
июль 194 341 147
август 183 330 147
сентябрь 254 333 79
октябрь 205 330 125
ноябрь 198 324 126
декабрь 186 307 121
Итого 2380 3888 1508

 

Доля влияния рекламы в общем приросте прибыли составляет 10%, поэтому сумма прибыли, приходящаяся на рекламу составит 150,8 млн. руб.

 

Таблица 3.5

Прирост прибыли за 2012г.

Реклама Число репондентов, на которых оказала влияние реклама, чел. Прирост прибыли за 2012г, млн.руб.
газеты 64 965
радио 8 121
листовки 7 106
наружная реклама 10 151
ТВ 9 136
сайт 2 29
  100 1508

 

Эффективность, как всей рекламной кампании, так и отдельных ее средств, которые имели побудительное воздействие на клиентов, рассчитывается по формуле:

 

 

где Эф- эффективность средства рекламы,

∆Д - доход, полученный в результате влияния средств рекламы,

Затраты - расходы на конкретное средство рекламы в отчетном году.


 

Таблица 3.6

Эффективность рекламы

  прирост прибыли за 2012г, млн.руб. затраты на рекламу, млн.руб. эффективность рекламы, %
газеты 96,5 26,1 369,73
радио 15,1 40,32 37,45
листовки 10,6 11,73 90,37
наружная реклама 13,6 56 24,29
ТВ 12,1 50,9 23,77
сайт 2,9 5,2 55,77
Итого 150,8 190,25 79,26

 

По результатам табл.3.6. общая торговая эффективность составила 79,26%. Это значит, что с каждого рубля вложенного в рекламную кампанию фирма получила 79 рублей дополнительного дохода. Наибольший доход принесла фирме газетная реклама (96,5 млн. руб.), за счет небольшой доли затрат эффективность составила 369,73%. Листовки заняли второе место по эффективности (90,37%). Среди других средств рекламы, хотя они принесли лишь 43,7 млн. рублей дохода затраты на данный вид рекламы были самыми высокими (152,42 млн. руб.). Эффективность сайта - 55,77%, эффективность щитов составила 24,29%, а радио - 37,45 %.

В результате анализа выявлено:

. С точки зрения анализа телевидение менее всего эффективно, для рекламы фирмы ОДО «Виталюр» Кроме того, это средства рекламы очень перегружено информацией подобного рода.

. По результатам анализа радио хоть и приносит определенный доход, но затраты на него очень высоки.

. Интернет - недостаточно эффективное средство рекламы во всех отношениях, как в теории, так и на практике. Данное средство рекламы обладает небольшой способностью воздействия на клиентов, а так же приносит незначительный доход фирме, по сравнению с другими средствами рекламы. Затраты на изготовление сайта выше полученного дохода. 4. Газеты - одно из наиболее эффективных средств рекламы. Имеют неплохой коэффициент воздействия. Именно к газетам скорее обратятся клиенты, чем к другим источникам, в случае возникновения у них потребности в покупке строительных материалов. Эффективность рекламы в газетах самая высокая.

. Листовки - средство, которое лишь недавно начало использоваться для рекламы товаров. Они обладают очень высоким коэффициентом воздействия. Но затраты на изготовление листовок выше полученного дохода.     6. Рекламные щиты - тоже сравнительно новое средство рекламы. Это недостаточно эффективное средство для рекламы фирмы ОДО «Виталюр» и его продукции: затраты в 3 раза выше полученной продукции.

В целях повышения эффективности рекламной деятельности компании необходимо выполнить следующие задачи по политике бюджета рекламной кампании: - наличие детально разработанного маркетингово - рекламного плана (проведение маркетинговых исследований) и его реальное финансирование; - активизировать работу по размещению в СМИ имиджевой рекламы; - организовать ежемесячный выпуск пресс-релизов и их адресную рассылку; - разработать электронные версии продвижения услуг и создать web-site в Интернете по расширению информации о компании; - увеличить расходы на полиграфическую и сувенирную продукцию; - разработать программы нетрадиционных форм рекламы

Учитывая специфику деятельности ОДО «Виталюр» и тенденции ее развития, а также объективные преимущества, целесообразно строить рекламную политику на основе адресно-комплексного принципа, сочетая: - осведомить потенциальных клиентов о существовании тех или иных видов продукции; - распространять информацию о высоком качестве товара компании; - формирование потребительского спроса на продукцию;

создавать «репутационную основу» для последующего ввода на рынок новых видов продукции;

устранять ложные представления, пробелы в информации и другие препятствия на пути к продаже.

Реклама ОДО «Виталюр» должна быть адресной и направлена на полноценный охват рынка. Очевидно, что каждой группе клиентов - корпоративных или розничных потребителей должны соответствовать свои рекламоносители, оригинальным должно быть и содержание рекламы.

Также целесообразно, чтобы вокруг ОДО «Виталюр» было единое «рекламное пространство», т.к. психологически близкорасположенная рекламная продукция воспринимается как имеющая отношение к данному комплексу.   Далее будет представлено экономическое обоснование предлагаемых мероприятий для повышения эффективности рекламной деятельности ОДО «Виталюр».

В табл. 3.7. проведем смету расходов на рекламную деятельность ОДО «Виталюр» в год в свете введения выше перечисленных мероприятий.

 

Таблица 3.7

Анализ расходов на рекламную деятельность ОДО «Виталюр»

№п/п Показатель Сумма
1 Реклама в бизнес-справочниках, млн.руб. 12
2 Реклама в газетах, млн.руб. 37,2
3 Создание веб-сайта, млн.руб. 29
4 Модернизация WEB сайта каждый месяц, млн.руб. 6
5 Полиграфическая продукция (буклеты, брошюры), млн.руб. 8,5
6 Участие в Интернет выставках и конференциях, млн.руб. 5,4
7 Сувенирная продукция, млн.руб. 33,6

Итого, млн.руб.

131,7

 

Таким образом, общая сумма затрат на реализацию рекламной кампании ОДО «Виталюр» в 2013 году составит 131,7 млн. руб. По данным маркетингового отдела рост выручки в следующем году должен быть не ниже предыдущего уровня и составить в среднем 35%. Таким образом, можно рассчитать прирост выручки в следующем периоде.

*1,35=32197,5 млн. руб. - прогнозная выручка.

По данным исследований маркетингового отдела доля влияния рекламной кампании на прирост выручки составляет 10%. Следовательно, прирост выручки за счет ее влияния составит 834,75 млн. руб.

 

Таблица 3.8. Расчёт выручки

 

Выручка 2012г, млн.руб. Прогнозная выручка, млн.руб. Изменение выручки, млн.руб. Изменение выручки за счет рекламной компании, млн.руб.
23850 32197,5 8347,5 834,75

 

Экономический эффект мероприятий составит:

,75-131,7 = 703,05 млн. руб.

Далее рассчитаем сумму годовой экономии ОДО «Виталюр» после внедрения предложенных мероприятий. Затраты на рекламу в 2012 г. составили 190,25 млн. руб. В результате внедрения бюджетного планирования годовая экономия рекламной кампании составит:

,25-131,7 = 58,55 млн. руб.

,05/131,7 = 533,8%

Эффект от предложенной программы очевиден. После проведенных расчетов можно отметить, что инвестиции, затраченные на рекламу, окупятся уже в ближайшее время. Рассчитанный эффект объема продаж по сравнению с рекламным бюджетом составит 703,05 млн. руб., сумма экономии на затратах на рекламу составит 58,55 млн. руб., а экономический эффект от рекламы составит 533,8 %.

 


 






Заключение

 

Следует отметить, что ОДО «Виталюр»- один из крупнейших супермаркетов г. Минска. Основным направлением и целью деятельности организации является своевременное и качественное удовлетворение спроса населения в товарах, а в результате - получение прибыли дляобеспечение социальных и экономических интересов работников организации.

Рассмотрев деятельность организации в целом, можно сделать вывод, что несмотря на сложность существующих условий хозяйствования, ОДО «Виталюр»находит методы, обеспечивающие стабильные условия работы.

Исходя из проведенного анализа основных экономических показателей, можно сделать вывод, что в период 2010-2012 гг. финансовое состояние организации улучшилось, наблюдается успешное развитие, рост бизнес - показателей, укрепление экономического потенциала предприятия.

Ведутся достаточно обширные работы по маркетинговым коммуникациям. В частности, очень большое внимание уделяется стимулированию сбыта. Проводятся всевозможные акции, дигустации прямо в супермаркете или на улице возле главного входа в универмаг, ко всем большим праздникам цены на товары снижаются от 5 до 25% и т.д. Все эти мероприятия создают положительный имидж предприятия и привлекают все больше и больше людей совершать покупки именно в ОДО «Виталюр».

Так же очень большое внимание ОДО «Виталюр» уделяет рекламе. О режиме работы предприятия, о различных акциях, о снижении цен на товары перед праздниками и т.д. можно узнать из газет, услышать по радио, прочитать пока едешь в метро, увидеть в интернете.

Так же следует отметить, что в универмаге очень действенно проводится работа по связи с общественностью. Каждый год походят конкурсы профмастерства, на балансе предприятия находятся два детских сада, заключены договора с торговыми колледжами по прохождению практики и последующего трудоустройства, проходят выезды-ярмарки. Все это очень хороший способ напомнить о себе, создать положительный имидж предприятия, привлечь побольше потенциальных покупателей, а заключение договоров с торговыми колледжами означает, что перед предприятием в будущем не будет стоять вопрос о нехватке работников, так как большинство людей проходя практику на каком-либо предприятии, после окончания учебы возвращаются именно на это предприятие.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: