Феномен имиджа: проблема дефиниции

Кафедра политических наук

Курсовая работа

по дисциплине: Политическая регионалистика

на тему: Территориальный имидж как инструмент повышения конкурентоспособности субъекта (на примере Иркутской области)

 

Выполнил:

Студент 4 курса, 408 группы,

очной формы обучения,

специальности политология,

Утикалко Карина Викторовна

Руководитель: Скороходова О. С.

 

Саратов 2011 г.



Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения проблем формирования территориального имиджа

1.1 Феномен имиджа: проблема дефиниции

1.2 Конструирование и продвижение регионального имиджа: методологический аспект

Глава II. Формирование имиджа Иркутской области

Заключение

Библиографический список



Введение

 

Актуальность темы исследования. Результаты реформ постсоветской России, неудачные социально-экономические преобразования, вызвавшие усиление всесторонней дифференциации регионов, актуализировали задачу поиска новых путей обеспечения их конкурентоспособности. Одним из таких инструментов является политический имидж. В последнее время политологи и специалисты в области региональных исследований уделяют все большее внимания изучению имиджевой характеристике развития субъектов РФ. Об этом свидетельствует увеличение количества работ по анализу проблем формирования имиджей российских регионов, региональных брендов, проблем конкурентоспособности регионов, территориального маркетинга, привлечения инвестиций и регионального развития.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости территорий очевидна, так как это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать его интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит.

Цель данного исследования: рассмотреть механизмы формирования регионального политического имиджа, как инструмента повышения конкурентоспособности на примере Иркутской области.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие исследовательские задачи:

·         определить понятие политического имиджа территории;

·         выявить имиджформирующие характеристики региона, а также субъекты и объекты регионального имиджмейкинга;

·         выявить основные методы конструирования регионального политического имиджа Иркутской области.

Объект исследования: региональный политический имидж.

Предмет исследования: механизмы, методы и приемы формирования регионального политического имиджа на примере Иркутской области.

Степень научной разработанности. Непосредственному выходу на проблемы формирования имиджа, научному осмыслению этого феномена, изучению методологических принципов его исследования и становления способствовали работы П. Гуревича, Е. Егоровой-Гантман, В. Крамника, Е. Петровой, В. Попова, А. Цуладзе, В. Шепеля, О. Феофанова Журавлева Г.Т., Кузнецова Е.М., Марихина Е.Н., Позднякова П.В., Шарковой Е.А., Яковлева А.И. и других ученых.

Методологическая база исследования. Системный метод использовался при анализе значения региона как субъекта политического процесса в условиях переходного периода, в котором находится Российское государство, а также при изучении политического имиджа региона.

Применение структурно-функционального анализа позволило выявить структурно-функциональные связи между элементами региона: территорией, системой управления, населением и др., а также определить структуру и функции политического имиджа Иркутской области.

Институциональный метод применялся при исследовании деятельности субъектов политического процесса, которые оказывают влияние на политический имидж региона.



Глава I. Теоретико-методологические основы изучения проблем формирования территориального имиджа

 

Феномен имиджа: проблема дефиниции

Понятие "имидж", несмотря на общепризнанную сегодня необходимость изучения этого феномена, все еще носит во многом публицистический характер, и пока полного развития в российских научных кругах не получил. Это подтверждают непрекращающиеся дискуссии по поводу того, что же на самом деле скрывается под этим понятием, в чем суть имиджелогии и имиджевых явлений, а также споры по поводу технологий имиджмейкинга.

Постепенно значение имиджа осознали во всех сферах жизни общества. Современную актуальность проблематика, связанная с имиджем, приобрела с активным развитием демократических институтов, прежде всего института всеобщих свободных выборов. Судьба властных структур стала напрямую зависеть от того, как они и их деятельность воспринимались электоратом.

В последние годы приобретает актуальность практическая работа с имиджем территорий (государств, регионов, городов).

Имидж региона можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений.

Под региональным имиджем можно понимать целостное символическое представление о регионе, сложившееся в сознании представителей целевой аудитории на основе личного опыта либо в результате ряда информационных воздействий.

Имидж региона - очень разноплановый, эмоциально-окрашенный, искусственно создаваемый образ, который складывается в сознании людей. Имидж региона конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением, как данного региона, так и населенных пунктов, входящих в состав данного региона.

В любом случае при построении имиджа необходимо создавать целостный, законченный образ. Т.Ю. Быстрова в своей работе "Аналитика и феноменология имиджа" говорит о том, что произвести впечатление, а потом еще и поддержать его (процессуальная составляющая - обязательный атрибут любого имиджа) можно в случае, если образ соответствует следующим критериям.

Во-первых, он вызывает первую сильную эмоциональную реакцию. Здесь особенно велико значение визуального канала, позволяющего "запасть" информации в сознание, минуя все пороги и установки, а также учет структур коллективного бессознательного и существующих стереотипов.

Во-вторых, имидж, вызывающий позитивную реакцию, не утомляет воспринимающего. Он прост, но не примитивен. Имидж не может демонстрировать все качества одновременно, максимум три-четыре, подтверждающихся всей системой выразительных средств и приемов, от внешности до действия.

Для разворачивания во времени, и это, в-третьих, имиджу требуется более-менее регулярное подтверждение: эмоции и чувства забываются, если их не "подкармливать". Чем шире спектр источников, вызывающих эмоции, тем более эффективно воздействие, тем онтологически "полнее" имидж.

Наконец, в-четвертых, имиджу нужно быть правдивым: не столько в смысле соответствия объективной действительности, сколько - соответствия мнению. Он учитывает реальные качества носителя и ситуацию восприятия. Он адаптирован под аудиторию и понятен ей.

Согласно вышесказанному, впоследствии имидж будет рассматриваться: во-первых, как впечатление, сложившееся в общественном мнении и сознании; а, во-вторых, как система, включающая различные элементы (имиджформирующие характеристики), увязанные между собой логикой представляемых качеств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: