double arrow

Формы и методы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

 

Программы дополнительного профессионального образования реализуются в следующих формах:

с отрывом от основной работы (очная форма обучения);

без отрыва от работы (заочная, дистанционная);

с частичным отрывом от работы;

обучение по индивидуальным формам;

экстернат.

Очная форма обучения предусматривает учебные занятия по одной из вышеперечисленных программ дополнительного образования по месту нахождения учебного заведения. Образовательный процесс по данной форме обучения регулируется расписанием и содержит (кроме лекций) учебное время, отводимое для практических, семинарских занятий, обмена опытом, анализа конкретных производственных ситуаций, выездные формы обучения на передовых предприятиях, в учреждениях и объединениях.

Форма обучения без отрыва от работы (заочная, дистанционная) в последнее время находит все более широкое распространение, поскольку специалист-слушатель на период обучения не покидает свое основное место работы.

Дистанционное обучение возникло в связи с необходимостью расширить территориальное присутствие различных программ обучения, преодолеть «расстояние, дистанцию». От традиционной, очной формы обучения дистанционная (заочная) выгодно отличается наличием современных технических средств, систем коммуникации, возможностью сравнительно быстро получать необходимые учебные материалы, взаимодействием с преподавателем и консультантом в режиме реального времени. Кроме обычного учебного материала на бумажном носителе слушатель, обучающийся по модели дистанционного обучения, может получить материалы в записи на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках и др. В настоящее время хорошо зарекомендовала себя электронная форма предоставления материалов. Это позволяет сделать процесс обучения интерактивным, поскольку в электронный учебник может быть заложено несколько разных стратегий овладения материалом. Задача слушателя при этом заключается в том, чтобы выбрать тот или иной вариант работы с информацией, разработать собственный маршрут «движения по курсу», а также выполнить практические задания, включиться в деловые игры и др. Появление Интернета и спутникового телевидения позволяет приблизить информационно-справочные материалы к пользователю, находящемуся в любой точке страны. Эти возможности постоянно расширяются, в ближайшее время такие виды занятий, как видеоконференции, защита курсовых и выпускных работ, итоговые зачеты и экзамены, будут доступны подавляющему большинству слушателей, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования по дистанционной форме обучения.

Смешанная форма обучения отличается сочетанием ресурсов очной и заочной форм. Это позволяет не только использовать возможности технических средств, не прерывая работу по основному месту работы, но и периодически участвовать в занятиях по очной форме обучения (по модульному принципу).

В последние годы в системе ДПО специалистов практикуется такая форма обучения, как «вахтовый» (десантный) метод повышения квалификации в контексте «погружения» в проблемы региона, предприятия, организации. Кроме того, положительно зарекомендовала себя такая форма, как внутрифирменное повышение квалификации специалистов.

Каждая из названных форм обучения нацелена на достижение качества дополнительного профессионального образования, обеспечение условий для саморазвития обучающихся.

В процессе обучения взрослых эффективно используются инновационные методы обучения. К ним относятся:

интернет-технологии (при реализации дистанционного образования);

блочно-модульный принцип освоения программы обучения;

профессиональная ориентация;

инновационные игровые технологии.

Инновационное обучение обусловлено подготовкой организации к работе в новых условиях. Разработке инновационных обучающих программ предшествует прогноз потребности организации в изменениях профессионально-кадрового потенциала. Инновационное обучение способствует успешной адаптации к изменениям внешней среды, обеспечивает потенциал развития. Наиболее эффективно это реализуется в процессе обучения в контексте «погружения» всего коллектива в профессиональные проблемы, использование интернет-технологий, представляющих собой комплекс образовательных услуг, осуществляемых посредством специальной информационно-образовательной среды. Из наиболее значимых параметров дистанционного образования с использованием новых информационных технологий следует выделить такие, как: интенсификация образовательного процесса; повышение мобильности подготовки, переподготовки и повышения квалификации; обеспечение эффективности использования педагогического и иных ресурсов учебных заведений.

Наиболее сложным в процессе реализации интернет-технологий является организация работы с обучающимися. Для овладения теоретическим материалом в программах дистанционного обучения слушатель должен самостоятельно ознакомиться с переданными ему материалами, постараться ответить на контрольные вопросы и выполнить творческие задания. Проблема возникает на уровне понимания материала, поскольку рядом нет преподавателя, готового оказать помощь.

Для обеспечения эффективного общения, диалога с преподавателем используются следующие методы: подготовка письменных вопросов и ответов; контакты по телефону, электронной почте; встреча с преподавателем на консультациях и др. В рамках данного подхода преподаватель-консультант проводит периодические встречи с группой слушателей (тьюториалы), на которых происходит обсуждение материала, самостоятельно освоенного учащимися, часто эти встречи проводятся по принципу семинара (подготовка и обсуждение докладов по наиболее актуальным и сложным темам), что дает возможность предоставить большинству слушателей активную роль: либо докладчика, либо оппонента. Проведение тьюториалов дает возможность решить проблему формирования коллектива, команды, способствует процессу интенсификации обмена опытом.

Для реализации дистанционного образования необходима разработка принципиально новых учебно-методических материалов, отличающихся от существующих как по содержанию, так и по форме. Использование интернет-технологий позволяет активно и опережающим образом приобретать знания в течение всей творческой жизни человека, обеспечивая компетентное использование теоретических знаний в практической деятельности.

Блочно-модульное предоставление информации – это создание различных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, поскольку образовательный модуль является относительно самостоятельной частью всей программы, охватывающей один из ее разделов (тем) и осваиваемой независимо от других. В этот блок могут включаться несколько тем или модулей программы, объединенных по характеру материала (теоретический, практический, прикладной). Комплекс блоков и модулей формируется в зависимости от целей и задач всего курса обучения: блок общепрофессиональных, специальных целей и задач, блок дисциплин по выбору, а также стажировка с целью приобретения навыков практической реализации знаний.

К числу инновационных форм и методов обучения в системе ДПО относятся и игровые технологии. Цель их использования – становление и развитие умений и навыков аналитической, рефлексивной, творческой деятельности специалистов, что обеспечивает формирование «опережающих профессиональных компетентностей».

Лекция является традиционной формой обучения взрослых, однако сегодня ее использование носит инновационный характер. Лекции в системе ДПО наиболее эффективны: в больших аудиториях; для обзора по теме; для подготовки слушателей к творческой работе. Современная лекция использует возможности мультимедиа, телевизионных материалов, ориентирует на активную работу слушателей в процессе осмысления теоретического материала, включая их в процесс размышления над путями и способами его использования в своей практической деятельности.

Семинарские занятия в аудитории взрослых способствуют действенному применению теоретических знаний, развитию практических умений, опыта творческой деятельности, профессионального мышления.

В процессе обучения взрослых часто используются такие формы работы, как практические занятия, которые проводятся после осмысления теоретического материала, требующего неоднозначной оценки на лекциях, семинарах, консультациях. В ходе практических занятий реализуется как педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью слушателей со стороны преподавателя, так и управление собственной деятельностью самими слушателями, обеспечивающее их активное самообучение, саморефлексию. В ходе практического занятия могут быть «разрушены установки», сложившиеся в опыте стереотипы мышления и поведения, обоснованы и сформулированы цели, определены возможности их достижения в практической работе. На практических занятиях в отличие от семинаров слушатели не только анализируют информацию, структурируют материал, обобщают, но и создают новые способы осуществления практических действий применительно к своему производству, разрабатывают критерии, эталоны, оценки. На практических занятиях наиболее эффективно осуществляется формирование опережающих умений и навыков, наиболее важных для развития творческой направленности профессиональной деятельности.

Одним из важнейших условий обеспечения творческой активности слушателей системы ДПО является использование интерактивного обучения, технологий театрализации, сюжетно-роле-вых, организационно-деятельностных, имитационных игр, игрового моделирования. Обращение к ним весьма важно для всех субъектов образовательного процесса: не только для слушателей системы повышения квалификации, но и для преподавателей, организующих образовательный процесс.

Смена парадигм диктует новые требования к методам и средствам повышения квалификации специалистов. Слушатели системы ДПО нуждаются не просто в анализе, а в философском осмыслении, рефлексии, уточнении основных подходов к развитию собственной профессиональной деятельности. В то же время существует закономерность: чем выше профессиональный статус специалиста, тем труднее ему «сесть за парту». Как отмечают исследователи проблемы (С. Г. Вершловский, Г. Н. Подчалимова, Е. П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), взрослый человек «держится» за свои ценности и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Разрушить данные стереотипы, содействовать становлению нового профессионального мышления позволяет использование личностно-ориентированных форм и методов обучения, которые делают слушателей системы ДПО активными его участниками, способствуют их переводу из состояния пассивного созерцателя в позицию творца своего образовательного пространства, своей траектории обучения, а в конечном итоге обеспечивают непрерывное профессионально-личностное саморазвитие.

К числу активных форм обучения относят групповую работу, в том числе и в малых группах. Ценность работы в малых группах состоит в возможности создать условия для продуктивной совместной деятельности взрослых людей с различным жизненным и профессиональным опытом, с разными психологическими особенностями и образовательными запросами. Кроме того, используются такие технологии, как «создание моделей деятельности», «мозговой штурм», различные методы имитационно-игрового моделирования и т.д. Главная цель применения активных форм обучения – обеспечение условий для проектирования профессиональной и образовательной деятельности самим слушателем вуза системы ДПО.

На занятиях в системе повышения квалификации используются интерактивные методы, способствующие активному совместному погружению в профессиональные проблемы. Технологии обучения, ориентированные на силы «саморазвития» слушателей, включают: диагностические методики, связанные с самооценкой, взаимооценкой, экспертной оценкой сформированное™ опережающих «ключевых компетентностей»; защиту проектов; участие в мастер-классах (учебно-деловых, организационно-деятельностных); использование имитационных и других форм профессионального взаимодействия, обеспечивающих результативность образовательного процесса.

Формированию профессионального развития-саморазвития слушателей содействует система средств и условий, позволяющая выражать собственное мнение (анализировать собственный опыт и вырабатывать профессиональную позицию); вести профессиональный диалог; обосновывать слабые и сильные стороны опыта; выбирать приоритеты, ценностные ориентации и целевые установки в профессиональной деятельности; отказываться от стереотипов (рефлексия собственного профессионального опыта на основе специально разработанных программ и тестов.

Эта система также предполагает рефлексивное сопровождение, позволяющее слушателю попробовать себя в различных ролях («Я – автор-проектировщик»; «Я – исполнитель»; «Я – контролер»), упражнения в планировании, организации, анализе собственных действий, в осуществлении проектной и контрольной функций рефлексии); осмысление своего профессионального долга или коллективного критического анализа различных вариантов профессиональной задачи; обучение правилам культурной коммуникации (проведение тренингов на основе конкретных, значимых для взрослых ситуаций делового взаимодействия, при создании и защите проектов образовательной и профессиональной деятельности и т.д.).

Та же система помогает обеспечить «информационную достаточность» для субъектов образовательного процесса в системе повышения квалификации (информация о тенденциях развития профессий на рынке труда, об изменениях их содержания в соответствии с современными требованиями; получение информации о методах деятельности, которые могут помочь слушателям создавать проекты своей образовательной и профессиональной сфер деятельности, предоставлять данные о возможностях применения разнообразных сочетаний различных методов и средств обучения для самообразования.

Таким образом, используемые в системе ДПО различные виды, формы, методы обучения обеспечивают оптимальные условия для активизации субъектности всех участников образовательного процесса. ДПО способствует формированию целостной концепции мира у индивида и представления о его месте в этом мире, обеспечивает возможность приобретать способность предвидеть, эффективно участвовать в создании новых образовательных и культурных ценностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: