Глава 1. Теоретические основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Теоретические, правовые и организационные основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов

По борьбе с преступностью

МОНОГРАФИЯ

 

Под общей редакцией

доктора юридических наук, доцента

Ф. М. Кобзарева

Москва

2015

Рецензенты:

Винокуров Александр Юрьевич – доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

Ергашев Евгений Рашидович – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой прокурорской деятельности ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет».

 

 

В монографии рассматриваются правовые и организационные основы и проблемы координационной деятельности российской прокуратуры по борьбе с преступностью, носящие как теоретический, так и прикладной характер, предлагаются пути совершенствования этой деятельности, в том числе по отдельным направлениям противодействия преступным проявлениям, обосновывается необходимость дополнительной нормативной регламентации координационных отношений.

Монография может быть интересна студентам, аспирантам, преподавателям юридических вузов, полезна слушателям, обучающимся по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере юриспруденции, работникам прокуратуры и других правоохранительных органов.

 

Авторы:

Амирбеков Касумбек Ильясович, заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – НИИ Академии), д.ю.н. – § 2.1, 2.2, 2.3 гл. 2; § 4.8 гл. 4 (совместно с Кобзаревым Ф. М.);

Артеменков Владимир Константинович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере уголовно-правового регулирования, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера НИИ Академии – § 3.5 гл. 3 (совместно с Дикановой Т. А., Добрецовым Д. Г., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.);

Боголюбова Татьяна Анатольевна, главный научный сотрудник отдела общих проблем преступности, ее причин и мер предупреждения НИИ Академии, д.ю.н., профессор – § 3.1 гл. 3; § 4.5 гл. 4;

Борисов Сергей Вячеславович, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии, к.ю.н., доцент – § 4.6 гл. 4 (совместно с Васнецовой А. С.);

Васнецова Анастасия Сергеевна, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии, к.ю.н. – § 4.6 гл. 4 (совместно с Борисовым С. В.);

Воронцов Андрей Александрович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии – § 4.1 гл. 4;

Диканова Татьяна Александровна, заведующая отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Академии, д.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Добрецовым Д. Г., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.); § 4.3 гл. 4 (совместно с Рубцовой М. В., Ястребовым В. В.);

Добрецов Денис Григорьевич, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии, к.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.);

Додонов Вячеслав Николаевич, ведущий научный сотрудник отдела международного сотрудничества и сравнительного правоведения НИИ Академии, к.ю.н. – § 2.4 гл. 2;

Ережипалиев Дамир Эльдарович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии, к.ю.н. – § 4.7 гл. 4;

Ефимова Виктория Игоревна, научный сотрудник отдела проблем правовой статистики Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – приложение 2 (совместно с Немировским В. А.);

Жубрин Роман Владимирович, заместитель директора НИИ Академии, д.ю.н. – § 4.2 гл. 4;

Игонина Надежда Александровна, заведующая отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии, к.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Добрецовым Д. Г., Какителашвили М. М., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.);

Какителашвили Михаил Михайлович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии, к.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Добрецовым Д. Г., Игониной Н. А., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.);

Кобзарев Федор Михайлович, директор НИИ Академии, д.ю.н., доцент – введение, гл. 1, § 4.8 гл. 4 (совместно с Амирбековым К. И.), заключение;

Немировский Вячеслав Александрович, научный сотрудник отдела проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии – библиографический список, приложения 1–2 (приложение 2 совместно с Ефимовой В. И.);

Рубцова Майя Викторовна, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Академии – § 4.3 гл. 4 (совместно с Дикановой Т. А., Ястребовым В. В.);

Соколов Максим Александрович, научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции НИИ Академии, к.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Добрецовым Д. Г., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Хатовым Э. Б.); § 4.4 гл. 4;

Хатов Эдуард Борисович, заведующий кафедрой основ организации и управления в органах прокуратуры Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, к.ю.н., доцент – § 3.2; 3.3; 3.4, 3.5 гл. 3 (3.5 совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Соколовым М. А.);

Ястребов Владимир Владиславович, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Академии, к.ю.н. – § 4.3 гл. 4 (совместно с Дикановой Т. А., Рубцовой М. В.).

 



Содержание

Введение. 8

Глава 1. Теоретические основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 11

§ 1.1. Теоретические аспекты взаимодействия и координационной деятельности прокуратуры и иных органов власти в сфере борьбы с преступностью.. 11

§ 1.2. Участники координационной деятельности по борьбе с преступностью, критерии их определения и разделения на виды.. 38

§ 1.3. Соотношение координационной деятельности прокуратуры в сфере борьбы с преступностью и взаимодействия прокуратуры с государственными органами по обеспечению правопорядка и противодействию правонарушениям. 62

Глава 2. Правовые основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 77

§ 2.1. Исторические аспекты правового регулирования координационных отношений прокуратуры и правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 77

§ 2.2. Современное состояние нормативно-правового обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 96

§ 2.3. Проблемы правового регулирования координационной деятельности прокуратуры и основные направления ее совершенствования. 104

§ 2.4. Зарубежная практика деятельности прокуроров по координации деятельности по борьбе с преступностью.. 115

Глава 3. Организационные основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 131

§ 3.1. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как стратегическое управление. 131

§ 3.2. Содержание организации координационной деятельности прокуратуры 142

§ 3.3. Организационные структуры координации, порядок формирования координационных органов, направления и формы координационной деятельности. 179

§ 3.4. Организация координационной деятельности в федеральных округах, прокуратуре субъекта Российской Федерации, прокуратуре города, района и иной приравненной к ним территориальной прокуратуре. 207

§ 3.5. Организационные особенности координационной деятельности, осуществляемой военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур. 221

Глава 4. Организация координации деятельности правоохранительных органов по отдельным направлениям борьбы с преступностью и оценка ее эффективности. 252

§ 4.1. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сфере экономики. 252

§ 4.2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с легализацией преступных доходов. 263

§ 4.3. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в транспортной и таможенной сферах. 275

§ 4.4. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. 298

§ 4.5. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. 316

§ 4.6. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с терроризмом и экстремизмом. 331

§ 4.7. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних. 342

§ 4.8. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью.. 354

Заключение. 363

Библиографический список. 368

Приложения. 385

Приложение 1. Проект структуры Федерального закона «Об основах взаимодействия и координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по противодействию преступности, коррупции и иным правонарушениям». 385

Приложение 2. Результаты обработки анкет по вопросам координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в 2013–2015 гг. 390

Введение

 

    Современное состояние борьбы с преступностью и коррупцией требует объединения усилий и согласованности действий как государства и общественных структур, так и тех органов государства, чье основное назначение состоит в обеспечении общественной безопасности, защиты собственности и каждого гражданина от преступных посягательств.

    Одно из ключевых мест в системе противодействия преступности отводится координации деятельности правоохранительных органов, осуществляемой российской прокуратурой. В настоящее время этой координационной деятельности прокуратуры уделяется повышенное внимание. О значимости и необходимости обеспечения действенности координационных мероприятий по борьбе с преступностью высказывался 24 марта 2015 г. на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин. На укрепление позиций по данному направлению деятельности прокуратуры неоднократно в своих выступлениях обращал внимание Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка[1].

    Наряду с тем, что за последнее десятилетие в стране сложилась организационно и юридически определенная система координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, функционированию этой системы присущи свои проблемы: правовые и организационные, носящие как теоретический, так и прикладной характер.

    Среди них выделяются вопросы разграничения и соотношения понятий и категорий «взаимодействие» и «координация», «противодействие» и «борьба» с преступностью, «правоохранительная деятельность» и «деятельность правоохранительных органов», определения понятий «правоохранительный орган» и «координатор координаторов» и др. Имеется также потребность в определении в теоретическом плане с предметом координации, осуществляемой прокуратурой, ее пределами, основными направлениями, стратегией и тактикой осуществления в современных условиях.

    Одновременно учеными и практическими работниками в публикациях обоснованно обращается внимание на необходимость совершенствования правового регулирования координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью.

    Требуют разрешения и вопросы практического свойства, связанные с разграничением компетенции участников (субъектов) координации, выработкой единообразного и оптимального подхода к организации этой функции прокуратуры, оценкой эффективности координационной деятельности прокуратуры.

    Исходя из этого и учитывая, что в последнее десятилетие комплексного рассмотрения на монографическом уровне всех перечисленных проблем координации, осуществляемой прокуратурой, и путей их разрешения не проводилось, как представляется, подготовленная монография должна восполнить в определенной мере этот пробел.

    Для достижения поставленной цели авторским коллективом не только проанализированы теоретические основы координационной деятельности прокуратуры в сфере борьбы с преступностью, рассмотрены исторические аспекты формирования и развития данного вида ее деятельности, нормативно-правовая база координации, но и систематизирована практика этой деятельности на различных уровнях системы органов прокуратуры и по основным направлениям противодействия преступным проявлениям, в том числе по борьбе с коррупцией, легализацией преступных доходов, экономической преступностью.

    В работе также значительное внимание уделено вопросам организации координации деятельности всех правоохранительных органов, путям оптимизации и повышения результативности реализации прокурорами координационных полномочий, а также практическим рекомендациям по совершенствованию рассматриваемого вида деятельности прокуратуры.

    Кроме того, в монографии предложена и обоснована позиция по оценке эффективности координационной деятельности прокуратуры, сформулированы научные положения, обосновывающие необходимость совершенствования нормативных основ координации, в том числе принятия отдельного федерального закона, определяющего основы взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию преступности, коррупции и иным правонарушениям.

    По мнению авторов, монография может представлять интерес для тех специалистов, которые занимаются исследованием теоретических проблем взаимодействия и координации деятельности органов власти по борьбе с преступностью и иными правонарушениями, и тех, кто непосредственно организует и осуществляет подобную деятельность, а также будет полезна студентам, аспирантам, преподавателям и особенно слушателям, обучающимся по направлению юриспруденции по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

 

Глава 1. Теоретические основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: