Теоретические, правовые и организационные основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов
По борьбе с преступностью
МОНОГРАФИЯ
Под общей редакцией
доктора юридических наук, доцента
Ф. М. Кобзарева
Москва
2015
Рецензенты:
Винокуров Александр Юрьевич – доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Ергашев Евгений Рашидович – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой прокурорской деятельности ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет».
В монографии рассматриваются правовые и организационные основы и проблемы координационной деятельности российской прокуратуры по борьбе с преступностью, носящие как теоретический, так и прикладной характер, предлагаются пути совершенствования этой деятельности, в том числе по отдельным направлениям противодействия преступным проявлениям, обосновывается необходимость дополнительной нормативной регламентации координационных отношений.
|
|
Монография может быть интересна студентам, аспирантам, преподавателям юридических вузов, полезна слушателям, обучающимся по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере юриспруденции, работникам прокуратуры и других правоохранительных органов.
Авторы:
Амирбеков Касумбек Ильясович, заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – НИИ Академии), д.ю.н. – § 2.1, 2.2, 2.3 гл. 2; § 4.8 гл. 4 (совместно с Кобзаревым Ф. М.);
Артеменков Владимир Константинович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере уголовно-правового регулирования, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера НИИ Академии – § 3.5 гл. 3 (совместно с Дикановой Т. А., Добрецовым Д. Г., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.);
Боголюбова Татьяна Анатольевна, главный научный сотрудник отдела общих проблем преступности, ее причин и мер предупреждения НИИ Академии, д.ю.н., профессор – § 3.1 гл. 3; § 4.5 гл. 4;
Борисов Сергей Вячеславович, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии, к.ю.н., доцент – § 4.6 гл. 4 (совместно с Васнецовой А. С.);
Васнецова Анастасия Сергеевна, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии, к.ю.н. – § 4.6 гл. 4 (совместно с Борисовым С. В.);
|
|
Воронцов Андрей Александрович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии – § 4.1 гл. 4;
Диканова Татьяна Александровна, заведующая отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Академии, д.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Добрецовым Д. Г., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.); § 4.3 гл. 4 (совместно с Рубцовой М. В., Ястребовым В. В.);
Добрецов Денис Григорьевич, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии, к.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.);
Додонов Вячеслав Николаевич, ведущий научный сотрудник отдела международного сотрудничества и сравнительного правоведения НИИ Академии, к.ю.н. – § 2.4 гл. 2;
Ережипалиев Дамир Эльдарович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии, к.ю.н. – § 4.7 гл. 4;
Ефимова Виктория Игоревна, научный сотрудник отдела проблем правовой статистики Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – приложение 2 (совместно с Немировским В. А.);
Жубрин Роман Владимирович, заместитель директора НИИ Академии, д.ю.н. – § 4.2 гл. 4;
Игонина Надежда Александровна, заведующая отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии, к.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Добрецовым Д. Г., Какителашвили М. М., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.);
Какителашвили Михаил Михайлович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии, к.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Добрецовым Д. Г., Игониной Н. А., Соколовым М. А., Хатовым Э. Б.);
Кобзарев Федор Михайлович, директор НИИ Академии, д.ю.н., доцент – введение, гл. 1, § 4.8 гл. 4 (совместно с Амирбековым К. И.), заключение;
Немировский Вячеслав Александрович, научный сотрудник отдела проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии – библиографический список, приложения 1–2 (приложение 2 совместно с Ефимовой В. И.);
Рубцова Майя Викторовна, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Академии – § 4.3 гл. 4 (совместно с Дикановой Т. А., Ястребовым В. В.);
Соколов Максим Александрович, научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции НИИ Академии, к.ю.н. – § 3.5 гл. 3 (совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Добрецовым Д. Г., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Хатовым Э. Б.); § 4.4 гл. 4;
Хатов Эдуард Борисович, заведующий кафедрой основ организации и управления в органах прокуратуры Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, к.ю.н., доцент – § 3.2; 3.3; 3.4, 3.5 гл. 3 (3.5 совместно с Артеменковым В. К., Дикановой Т. А., Игониной Н. А., Какителашвили М. М., Соколовым М. А.);
Ястребов Владимир Владиславович, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Академии, к.ю.н. – § 4.3 гл. 4 (совместно с Дикановой Т. А., Рубцовой М. В.).
|
|
Содержание
Введение. 8
Глава 1. Теоретические основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 11
§ 1.1. Теоретические аспекты взаимодействия и координационной деятельности прокуратуры и иных органов власти в сфере борьбы с преступностью.. 11
§ 1.2. Участники координационной деятельности по борьбе с преступностью, критерии их определения и разделения на виды.. 38
§ 1.3. Соотношение координационной деятельности прокуратуры в сфере борьбы с преступностью и взаимодействия прокуратуры с государственными органами по обеспечению правопорядка и противодействию правонарушениям. 62
Глава 2. Правовые основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 77
§ 2.1. Исторические аспекты правового регулирования координационных отношений прокуратуры и правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 77
§ 2.2. Современное состояние нормативно-правового обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 96
§ 2.3. Проблемы правового регулирования координационной деятельности прокуратуры и основные направления ее совершенствования. 104
§ 2.4. Зарубежная практика деятельности прокуроров по координации деятельности по борьбе с преступностью.. 115
Глава 3. Организационные основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.. 131
§ 3.1. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как стратегическое управление. 131
§ 3.2. Содержание организации координационной деятельности прокуратуры 142
§ 3.3. Организационные структуры координации, порядок формирования координационных органов, направления и формы координационной деятельности. 179
§ 3.4. Организация координационной деятельности в федеральных округах, прокуратуре субъекта Российской Федерации, прокуратуре города, района и иной приравненной к ним территориальной прокуратуре. 207
|
|
§ 3.5. Организационные особенности координационной деятельности, осуществляемой военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур. 221
Глава 4. Организация координации деятельности правоохранительных органов по отдельным направлениям борьбы с преступностью и оценка ее эффективности. 252
§ 4.1. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сфере экономики. 252
§ 4.2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с легализацией преступных доходов. 263
§ 4.3. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в транспортной и таможенной сферах. 275
§ 4.4. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. 298
§ 4.5. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. 316
§ 4.6. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с терроризмом и экстремизмом. 331
§ 4.7. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних. 342
§ 4.8. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью.. 354
Заключение. 363
Библиографический список. 368
Приложения. 385
Приложение 1. Проект структуры Федерального закона «Об основах взаимодействия и координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по противодействию преступности, коррупции и иным правонарушениям». 385
Приложение 2. Результаты обработки анкет по вопросам координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в 2013–2015 гг. 390
Введение
Современное состояние борьбы с преступностью и коррупцией требует объединения усилий и согласованности действий как государства и общественных структур, так и тех органов государства, чье основное назначение состоит в обеспечении общественной безопасности, защиты собственности и каждого гражданина от преступных посягательств.
Одно из ключевых мест в системе противодействия преступности отводится координации деятельности правоохранительных органов, осуществляемой российской прокуратурой. В настоящее время этой координационной деятельности прокуратуры уделяется повышенное внимание. О значимости и необходимости обеспечения действенности координационных мероприятий по борьбе с преступностью высказывался 24 марта 2015 г. на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин. На укрепление позиций по данному направлению деятельности прокуратуры неоднократно в своих выступлениях обращал внимание Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка[1].
Наряду с тем, что за последнее десятилетие в стране сложилась организационно и юридически определенная система координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, функционированию этой системы присущи свои проблемы: правовые и организационные, носящие как теоретический, так и прикладной характер.
Среди них выделяются вопросы разграничения и соотношения понятий и категорий «взаимодействие» и «координация», «противодействие» и «борьба» с преступностью, «правоохранительная деятельность» и «деятельность правоохранительных органов», определения понятий «правоохранительный орган» и «координатор координаторов» и др. Имеется также потребность в определении в теоретическом плане с предметом координации, осуществляемой прокуратурой, ее пределами, основными направлениями, стратегией и тактикой осуществления в современных условиях.
Одновременно учеными и практическими работниками в публикациях обоснованно обращается внимание на необходимость совершенствования правового регулирования координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью.
Требуют разрешения и вопросы практического свойства, связанные с разграничением компетенции участников (субъектов) координации, выработкой единообразного и оптимального подхода к организации этой функции прокуратуры, оценкой эффективности координационной деятельности прокуратуры.
Исходя из этого и учитывая, что в последнее десятилетие комплексного рассмотрения на монографическом уровне всех перечисленных проблем координации, осуществляемой прокуратурой, и путей их разрешения не проводилось, как представляется, подготовленная монография должна восполнить в определенной мере этот пробел.
Для достижения поставленной цели авторским коллективом не только проанализированы теоретические основы координационной деятельности прокуратуры в сфере борьбы с преступностью, рассмотрены исторические аспекты формирования и развития данного вида ее деятельности, нормативно-правовая база координации, но и систематизирована практика этой деятельности на различных уровнях системы органов прокуратуры и по основным направлениям противодействия преступным проявлениям, в том числе по борьбе с коррупцией, легализацией преступных доходов, экономической преступностью.
В работе также значительное внимание уделено вопросам организации координации деятельности всех правоохранительных органов, путям оптимизации и повышения результативности реализации прокурорами координационных полномочий, а также практическим рекомендациям по совершенствованию рассматриваемого вида деятельности прокуратуры.
Кроме того, в монографии предложена и обоснована позиция по оценке эффективности координационной деятельности прокуратуры, сформулированы научные положения, обосновывающие необходимость совершенствования нормативных основ координации, в том числе принятия отдельного федерального закона, определяющего основы взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию преступности, коррупции и иным правонарушениям.
По мнению авторов, монография может представлять интерес для тех специалистов, которые занимаются исследованием теоретических проблем взаимодействия и координации деятельности органов власти по борьбе с преступностью и иными правонарушениями, и тех, кто непосредственно организует и осуществляет подобную деятельность, а также будет полезна студентам, аспирантам, преподавателям и особенно слушателям, обучающимся по направлению юриспруденции по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Глава 1. Теоретические основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью