Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц

Обзор писем Минфина России и ФНС России за третий квартал 2018 года

ГАРАНТ:

 См. Обзор писем Минфина России и ФНС России за второй квартал 2018 года

Общие положения

 

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

 

Письмом ФНС России от 16 июля 2018 г. N ПА-4-6/13687@ направлены рекомендуемые форматы представления документов бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме.

 

У иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ, отсутствует обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (письмо Минфина России от 17 июля 2018 г. N 03-03-06/1/49913).

 

НК РФ не предусмотрена обязанность организации, применяющей УСН, численность работников которой за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, представлять налоговую декларацию в налоговые органы в электронной форме.

Следовательно, у такой организации отсутствует обязанность передавать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов (письмо Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-02-08/62939).

 

Консолидированная группа налогоплательщиков

 

С 03.09.2018 вступили в силу поправки к НК РФ, в соответствии с которыми договоры о создании КГН, а также изменения в них больше не регистрируются. Договоры, зарегистрированные в 2018 г. до дня вступления в силу поправок, считаются незарегистрированными.

В случае расторжения действующего договора о создании КГН новый договор не может быть зарегистрирован налоговым органом, то есть КГН не может быть признана созданной. Договоры, зарегистрированные ранее 2018 г., могут действовать до 2023 г. (письмо ФНС России от 29 августа 2018 г. N СД-4-3/16720@).

 

Права и обязанности налоговых органов

 

Печать не является обязательным реквизитом первичного учетного документа.

В случае отсутствия у общества печати налоговые органы не могут требовать ее проставления на налоговых декларациях (расчетах) и копиях документов, представляемых в налоговый орган.

При этом данный реквизит может быть предусмотрен формой первичного учетного документа, утвержденной руководителем экономического субъекта (письмо Минфина России от 6 августа 2015 г. N 03-01-10/45390).

 

Несмотря на то что сведения о среднесписочной численности (за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну) не составляют налоговую тайну, наличие либо отсутствие в налоговых органах таких сведений может определяться в соответствии с размещаемой на основании НК РФ информацией. У налоговых органов отсутствует обязанность представлять по запросам информацию о наличии или об отсутствии у них сведений о среднесписочной численности работников организаций (п. 1 письма Минфина России от 21 августа 2018 г. N 03-02-08/59311).

 

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

 

НК РФ не предусматривает прекращение обязанности по уплате налога в связи с взысканием с налогового агента - заемщика по договору займа с иностранной организацией (заимодавцем) в пользу такой иностранной организации суммы долга по указанному договору займа в принудительном порядке судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа по решению суда (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-08-05/61206).

 

В письме ФНС России от 27 августа 2018 г. N БС-4-21/16590@ приведена рекомендуемая форма заявления о предоставлении налогового уведомления. Указанную форму предлагается использовать при подаче заявления через МФЦ.

 

Перерасчет сумм ранее исчисленных земельного налога и налога на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с данным перерасчетом. При этом перерасчет по таким налогам не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (письмо ФНС России от 17 августа 2018 г. N ПА-4-21/16028@).

 

Взыскание налога может производиться с рублевых (текущих) счетов, с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах - со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Не производится взыскание налога с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. При этом налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет по истечении срока действия договора, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Не предусмотрено взыскание налога с банковского вклада (письмо Минфина России от 6 июля 2018 г. N 03-02-07/1/52498).

 

Положения ст. 54.1 НК РФ применяются к выездным налоговым проверкам, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после 19.08.2017 (письмо ФНС России от 5 июля 2018 г. N СА-4-7/12933@).

 

Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа

 

НК РФ не предусмотрено предоставление отсрочки (рассрочки) неисчисленной суммы налога, в том числе прогнозируемой к уплате в будущие периоды.

В решении о ее предоставлении указывается дата начала и окончания действия отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

Причитающиеся пени включаются в сумму задолженности, если срок уплаты налога предшествует дню вступления этого решения в силу (письмо Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 03-02-08/63759).

 

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов

 

В письме ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247 приведены разъяснения о том, как и в каких случаях налоговые органы могут отозвать (аннулировать) декларации по НДС и налогу на прибыль.

Так, отзыву (аннулированию) подлежат актуальные декларации, по которым камеральная проверка не закончена. При этом только декларации по налогу на прибыль, которые поданы за год, могут быть отозваны (аннулированы).

После аннулирования декларацию перенесут в реестр деклараций, которые не подлежат обработке. В течение 5 рабочих дней налогоплательщиков уведомят о признании декларации недействительной.

 

В отношении недоимки, образовавшейся у организации до 01.10.2017, пени начисляются исходя из одной трехсотой действовавшей в дни просрочки ставки рефинансирования ЦБ РФ (письмо Минфина России от 18 июля 2018 г. N 03-02-08/50219).

 

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке

 

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке не препятствует получению организацией на этот счет денежных средств, а также осуществлению операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, пеней и штрафов (письмо Минфина России от 9 августа 2018 г. N 03-02-07/1/56093).

 

Списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов осуществляется в третью очередь.

Списание средств по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (письмо Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-02-07/1/52463).

 

В целях ускорения принятия налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке рекомендуется представить в инспекцию ФНС России, вынесшую решение о приостановлении операций по его счетам в банке, оформленные в установленном порядке выписку по операциям на счете и платежное поручение, подтверждающие факт взыскания налоговым органом платежа, регулируемого НК РФ (письмо Минфина России от 24 июля 2018 г. N 03-02-08/51856).

 

Максимальный суммарный срок вынесения налоговым органом решения об отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и направления этого решения в банк составляет менее 7 дней.

В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока (письмо Минфина России от 13 июля 2018 г. N 03-01-11/48846).

 

Налоговая декларация

 

Представление Расчета по страховым взносам уполномоченным представителем по доверенности, утратившей силу, является неправомерным и у налогового органа отсутствуют правовые основания для его приема (письмо ФНС России от 27 августа 2018 г. N БС-4-11/16557@).

 

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после направления в его адрес требования о представлении пояснений, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, указанный налогоплательщик не привлекается к ответственности за соответствующее правонарушение (письмо ФНС России от 20 августа 2018 г. N АС-4-15/16075).

 

Налоговые проверки

 

Камеральная налоговая проверка

 

Представление налогоплательщиками в налоговые органы справок по форме 2-НДФЛ с целью получения налоговых вычетов по НДФЛ не предусмотрено. Вместе с тем при проведении проверок налоговый орган вправе потребовать необходимые для проверки документы, в том числе, справки о полученных им доходах и удержанных суммах налога, а также, при необходимости, ознакомиться с подлинниками документов. При этом налоговые агенты самостоятельно определяют порядок выдачи своим клиентам - физическим лицам справок о полученных ими доходах и удержанных суммах налога (письмо ФНС России от 27 сентября 2018 г. N БС-4-11/18817@).

 

Применяемая участником СЭЗ льгота по налогу на имущество организаций подлежит документальному подтверждению в рамках камеральной налоговой проверки в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ.

При непредставлении налогоплательщиком инвестиционной декларации в период пользования установленными преференциями, налоговый орган вправе направить требование о представлении документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ стороне по заключенному договору об условиях деятельности в СЭЗ (письмо ФНС России от 2 августа 2018 г. N ЕД-4-15/14944@).

 

Налоговые органы начали применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по акцизам на алкоголь, представленных после 01.08.2018. Перечислены условия, при соблюдении которых камеральная проверка декларации по акцизам может быть завершена до истечения трехмесячного срока.

В случае, если после окончания камеральной проверки будут выявлены обстоятельства нарушения норм налогового законодательства, в том числе признаки уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате акциза в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом учете, и (или) налоговой отчетности налогоплательщика, будет проведена контрольно-аналитическая работа с целью обеспечения представления уточненных налоговых деклараций, либо предпроверочный анализ с целью принятия решения о проведении выездных налоговых проверок (письмо ФНС России от 27 июля 2018 г. N ММВ-20-15/85@).

 

Налоговые органы будут аннулировать налоговые декларации, подписанные неуполномоченными либо неустановленными лицами, при этом формально соответствующие требованиям ст. 80 НК РФ.

ФНС России направила инструктивное письмо по проведению мероприятий налогового контроля, направленных на превентивное исключение фактов подписания налоговых деклараций неуполномоченными либо неустановленными лицами, при этом формально соответствующих требованиям ст. 80 НК РФ.

Камеральщики могут провести допросы руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, учредителей, иных лиц с целью проверки полномочий лиц и установления причастности (непричастности) к ведению финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика, подписанию налоговых деклараций, выдаче соответствующих доверенностей, получению сертификатов ключей электронных подписей.

При необходимости могут проверить нахождение налогоплательщика по адресу регистрации (осмотр), а также запросить в банке и у удостоверяющего центра документы (информацию) о полномочиях представителей налогоплательщика, провести экспертизы подписей.

К числу признаков, свидетельствующих о номинальном руководителе, отнесены, в частности:

- представление уточненных налоговых деклараций с некорректным порядковым номером корректировки;

- уклонение руководителя юрлица, ИП от явки на проведение допросов (более 2-х раз); их проживание не по месту регистрации;

- доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;

- представление организацией "нулевой" отчетности на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов;

- приближение суммы доходов, отражаемых в налоговых декларациях, к сумме расходов, удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%;

- отсутствие организации по адресу регистрации;

- среднесписочная численность 1 человек, либо отсутствует;

- руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации руководителем которой являются;

- изменение налогоплательщиком места постановки на учет;

- внесение сведений о смене руководителя организации незадолго до представления отчетности;

- отсутствие расчетных счетов в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;

- расчетные счета закрыты;

- открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);

- движение денежных средств по расчетным счетам носит "транзитный" характер;

- расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;

- установлено "обналичивание" денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов;

- наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации, руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и другие.

При установлении фактов, свидетельствующих о недостоверности подписи в налоговых декларациях по НДС и по налогу на прибыль организаций, налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования таких налоговых деклараций. Налогоплательщику будет направлено уведомление о признании налоговой декларации недействительной (письма ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247, от 21 сентября 2018 г. N ЕД-4-15/18411).

 

Разработаны контрольные соотношения показателей налоговой декларации по акцизам на табачные изделия (письмо ФНС России от 19 июля 2018 г. N СД-4-3/13937@).

 

Выездная налоговая проверка

 

Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок осуществляется после тщательного и всестороннего анализа всей имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщиках, в том числе полученной из внешних источников. Обязанность сообщать третьим лицам сведения о принятии решений о проведении налоговых проверок у налоговых органов отсутствует.

Отсутствует и обязанность представлять по запросам информацию о наличии или об отсутствии у них сведений о среднесписочной численности работников организаций (письмо Минфина России от 21 августа 2018 г. N 03-02-08/59311).

 

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом не предусмотрены ограничения возможности налоговых органов включать в проверяемый период отчетные периоды текущего года (письмо Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-02-07/1/52519).

 

Мероприятия налогового контроля

 

Финансовое ведомство подтвердило изложенную ранее позицию, что в случае отсутствия у общества печати налоговые органы не могут требовать ее проставления на налоговых декларациях (расчетах) и копиях документов, представляемых в налоговый орган в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ (письмо Минфина России от 30 августа 2018 г. N 03-01-10/61983).

 

Налоговым кодексом не предусмотрено формирование реестра земельных участков с неоформленными объектами недвижимого имущества и, следовательно, применение мер налоговой ответственности в отношении граждан, земельные участки которых включены в такой реестр (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-05-03-01/61122).

 

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе по п. 1 ст. 93.1 НК РФ истребовать у контрагента или у иных лиц любые документы (информацию), которые, по мнению налогового органа, необходимы для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов при проведении выездной налоговой проверки.

Кодексом не установлены случаи, когда требование о представлении документов (информации) не исполняется до получения разъяснений по вопросам, связанным с представлением документов (информации), а также не предусмотрено освобождение от налоговой ответственности в связи с указанными обстоятельствами (письмо ФНС России от 2 августа 2018 г. N ЕД-4-2/14951@).

 

Приостановление операций по счетам в банке в качестве обеспечительной меры после вынесения решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности по результатам проверки производится без направления в адрес плательщика требования об уплате платежей, без вынесения решения об их взыскании за счет денежных средств и без направления в банк поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов плательщиков.

При этом списание денежных средств на зарплату сотрудников, работающих по трудовому договору (контракту), и по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней относится к одной очереди списания (третьей).

Поэтому, по мнению финансового ведомства, банк может исполнить платежные документы на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по зарплате, при условии: отсутствия в банке поручений налогового органа на списание и перечисление денежных средств в бюджет; соблюдения установленной календарной очередности; а также действительного отнесения предъявленных платежей к расходам по оплате труда (письмо Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-02-07/1/52463).

 

Запрос о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств (драгметаллов) на счетах в банке, выписок по операциям на счетах может быть направлен в отношении физлица, не являющегося ИП налоговым органом в банк в следующих случаях:

при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России в случаях проведения налоговых проверок в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

получения налоговым органом соответствующего запроса уполномоченного органа иностранного государства.

Информация об операциях с денежными средствами и о лицах, совершающих соответствующие операции, представляется также в уполномоченный орган в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (письма Минфина России от 20 июля 2018 г. N 03-02-08/51127, от 18 июля 2018 г. N 03-02-08/50204).

 

При получении запроса налогового органа о предоставлении справок (выписок) по счетам ИП, банк обязан представить сведения о его счетах, используемых им для предпринимательской деятельности без указания информации по счетам, открытым ему как физическому лицу.

При получении запроса налогового органа о предоставлении справок (выписок) по счетам физлица, банк представляет сведения обо всех открытых указанному физическому лицу счетах, включая счета, используемые им для предпринимательской деятельности. Кодекс не содержит правового механизма, позволяющего банку проверять наличие установленного п. 2 ст.86 НК РФ согласования направления такого запроса (письмо Минфина России от 24 июля 2018 г. N 03-02-07/1/51866).

 

Прочее

 

ФНС России с целью оптимизации работы с обращениями налогоплательщиков в территориальных налоговых органах разработано специальное программное обеспечение в части возможности направления формализованных обращений по основным типовым "жизненным ситуациям". Сервис подлежит использованию всеми должностными лицами налоговых органов по вопросам, касающимся полученного налогового уведомления, и ответов на них.

Разработаны пошаговая инструкция по приему формализованных интернет-обращений с помощью сервиса и рекомендуемая форма для заполнения обращения (письма ФНС России от 5 сентября 2018 г. N ГД-4-19/17226@, от 5 сентября 2018 г. N ГД-4-19/17213@).

 

По запросу судебного пристава-исполнителя у налоговых органов могут быть запрошены только сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Налоговый орган не должен предоставлять судебным приставам-исполнителям информацию об имуществе физлица (недвижимости, земельных участках, транспортных средствах), зарегистрированном на него и, в отношении которого он уплачивает налоги, об осуществлении указанным лицом предпринимательской деятельности либо информации о том, является ли он учредителем каких-либо организаций (письмо Минфина России от 13 августа 2018 г. N 03-02-08/56869).

 

Налоговая ответственность

 

Положения НК РФ не предусматривают привлечения налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к ответственности за неуплату авансовых платежей как по налогам, так и по страховым взносам на основании ст. 122 НК РФ (письма ФНС России от 7 сентября 2018 г. N СА-4-7/17429, от 26 июля 2018 г. N СА-4-7/14490@).

 

Представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН физического лица по причине его отсутствия, прошедших форматный контроль, не образует состава правонарушения, установленного ст. 126.1 НК РФ (письмо ФНС России от 17 августа 2018 г. N ПА-4-11/15942).

 

В случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода, плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями.

В ином случае непредставление в установленный срок расчетов, в том числе с нулевыми показателями, влечет взыскание штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, минимальный размер которого составляет 1000 рублей (письмо ФНС России от 16 июля 2018 г. N БС-4-11/13691@).

 

Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ.

При этом НК РФ не устанавливает случаи, когда требование о представлении документов (информации) не исполняется до получения разъяснений по вопросам, связанным с их представлением, а также не предусматривает освобождение от налоговой ответственности в связи с указанными обстоятельствами (письмо ФНС России от 2 августа 2018 г. N ЕД-4-2/14951@).

 

Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц

 

Акты ФНС России, действия или бездействие должностных лиц ФНС России обжалуются в судебном порядке (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-04-05/62342).

 

Минфин России не уполномочен участвовать в установленных процедурах обжалования актов налоговых органов ненормативного характера и действий (бездействия) их должностных лиц (письмо Минфина России от 9 августа 2018 г. N 03-04-05/56318).

 

Позиция ФНС России о недопустимости применения положений ст. 54.1 НК РФ при оспаривании решений налоговых органов по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, начатых до введения данной нормы (19 августа 2017 г.), поддержана арбитражными судами всех округов, а также Верховным судом РФ (письмо ФНС России от 5 июля 2018 г. N СА-4-7/12933@).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: