Основное содержание раздела:
Предмет социальной философии. Специфика социального знания.
Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Многообразие форм социального познания.
Социальная философия как наука. Природа социального бытия. Понятие социальной деятельности и социального взаимодействия. Общество как целостная система. Общественное сознание и общественное бытие.
Социальная структура. Принципы социальной классификации и специфика общественных отношений. Социальные общности: этнические, классовые и возрастные группы в социальной структуре. Социальные институты. Социальные нормы социальный контроль. Типы обществ.
Природа и общество. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. Исторические формы взаимодействия общества и природы. Природа и генезис общественных потребностей. Труд как способ разрешения противоречий «общество - природа». Труд и отчуждение. Практика и ее роль в развитии общества. Социальное управление. Социальные функции насилия и феномен власти в обществе. Сущность и происхождение государства, историческая роль и функции государства в обществе. Частная собственность и ее роль в развитии цивилизации. Гражданское общество и правовое государство. Духовная сфера жизни общества. Право и правосознание. Религия как вид духовно-практической деятельности. Мораль – универсальная культурно-нормативная форма внебиологической регуляции человеческих отношений. Искусство. Как вид духовного производства. Функционирование и развитие общества. Философия истории и самосознание общества. Историческое время, модели общественного развития в философской традиции. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Идея культурно-исторических типов общества Н. Данилевского. Теория исторических циклов О. Шпенглера; А. Тойнби. Проблема общественного прогресса в социальной философии и в истории социальной мысли. Современные проблемы глобальных изменений. Технократические концепции общественного развития. Идея информационного общества. Концепция устойчивого развития как стратегия разрешения глобальных проблем.
Культура как предмет философского исследования. Становление идеи культуры. Формация – цивилизация – культура. Общество и личность. Человек как предмет социальной философии. Биосоциальная природа человека. Понятие человека, личности, индивидуальности. Личность и личностное развитие: социализация и идентификация человека в современном обществе. Личность и массы. Понятие ценности. Природа ценностей и проблема их опытного познания. Добро и зло. Разнообразие и конфликтность ценностей. Высшие и минимальные ценности. Принципы конструктивной аксиологии.
Философия истории: понятие и предмет. Общество как саморазвивающаяся система. Развитие общества. Критерии развития общества. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных состояний. Общественный прогресс и его критерии. Проблемы конечности и смысла человеческой истории. Проблемы закономерности в социальном развитии. Многообразие факторов общественного развития. Проблема детерминизма и индетерминизма. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Основные теоретические подходы к анализу истории: формационный, цивилизационный, культурологический. Особенности западной и восточной культур. Современный этап развития мировой цивилизации: проблемы и перспективы. Россия в диалоге культур. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Проблема будущего человечества в философии.
Методические рекомендации к теме:
Следует иметь в виду, что общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономической теории, демографии, социологии и т.д. Поэтому необходимо выявить своеобразие философского подхода к изучению общественных процессов. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Проследите, как в истории философии рассматривались основные типы таких связей: духовные /Августин, Фома Аквинский/, конвенциональные /философы 17 - 18 вв./, материальные, основанные на взаимодействии людей /К. Маркс/. Другая сторона проблемы состоит в ответе на вопрос, почему, на основе каких закономерностей происходит объединение людей в некое единое целое, в общественный "организм". Отвечая на этот вопрос, рассмотрите три основных подхода: натуралистический /А. Чижевский, А. Гумилев, Ш. Монтескье, Л. Мечников и др./, идеалистический /Гегель, 0. Конт, Ф. Достоевский и др./, материалистический /К. Маркс/.
Отметим, что все возможные способы объяснения общества и хода истории имеют нечто общее, а именно представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития.
Тообстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Системная характеристика общества понимает его как определенную целостность, объединяющую индивидов разнообразными связями и отношениями. Общество - продукт человеческого бытия и непременное условие существования самого человека. Общество - специфическое, надприродное, не имеющее аналогов в материальном мире творение человека. Проведите различия между природными и социальными системами. Докажите, что движущие силы развития общества - это существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. Проанализируйте структуру движущих сил общественного развития: природные факторы /демографические, географические, климатические/, общественные /материально-экономические, социальные, политические, духовные, объективные и субъективные/. Раскройте содержание понятия «субъект» как носителя такой деятельности, которая приводит к общественнозначимым изменениям. Охарактеризуйте основные уровни субъектов социального развития: индивид; социальная группа; человечество в целом.
Дайте развернутую характеристику основных структурных элементов общества: экономики, обеспечивающей производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; политики, осуществляющей общее руководство и управление обществом; социальной сферы, регламентирующей потребление и распределение всех благ и духовно-культурной подсистемы, позволяющей человеку реализовать свои духовные потребности.
Покажите, что характер объединения элементов в систему трактуется в философии в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. Приведите примеры конкретных теоретических моделей общества в соответствии с этими критериями. Раскройте содержание понятий "формация", "цивилизация", "культура", показав их соотношение.
Следует подчеркнуть, что современная социальная философия выделяет следующие основные свойства общества как целого: самодеятельность, самоорганизацию, саморазвитие, самодостаточность.
Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но и его подсистемам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. Самодостаточность как способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования, производить все нужное для коллективной жизни - главное отличие общества от его составных частей. Раскройте содержание основных понятий, связанных с проблемой развития общества: "процесс", "функционирование", "изменение", "прогресс", "регресс", "эволюция", "факторы развития".
Изложите основные проблемы, отражающие характер развития общества: направленность совершающихся в обществе изменений; источники или факторы развития; формы, в которых осуществляется развитие. При рассмотрении первой из указанных проблем нужно раскрыть содержание понятий детерминизма и индетерминизма /волюнтаризма/. Охарактеризуйте функциональные, природные, экономические, духовные факторы /причины/ общественных изменений. Раскройте содержание основных форм социального изменения: реформы и революции, их взаимосвязь и отношения.
Отметьте, что философия истории /термин, введенный в науку Вольтером/ как попытка осмысления сути развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха, Августина, Лейбница, Монтескье, Гегеля, Шопенгауэра, Шпенглера, Тойнби и других выдающихся мыслителей прошлого и настоящего. Все они, так или иначе, пытались найти и обосновать какой-то один фактор исторического развития /монизм/ или суммы многих факторов /плюрализм/.
Покажите, что в социальной философии уже давно идет спор о том, движется ли мир к единой цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится и даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет представлять собой совокупность ряда самостоятельно развивающихся цивилизаций. Приведите аргументы сторонников этих подходов. Охарактеризуйте черты, позволяющие говорить о единстве и целостности современного мира: в сфере экономики, в политической сфере, в духовно-нравственной сфере, в социальной сфере.
Раскройте понятие общечеловеческой, земной цивилизации как одной из форм жизни во Вселенной, используя взгляды русских философов-космистов.
Покажите, какие существуют в философии точки зрения по проблемам направленности и пределах исторического процесса.
Введите понятие цивилизации как всеобщей формы существования и развития человечества. Выделите основные этапы развития мировой цивилизации.
Ответьте на вопрос, существует ли такой субъект деятельности (действующий агент истории) как человечество. Раскройте два основных подхода к решению этого вопроса в социальной философии.
Покажите, как от поколения к поколению нарастала целостность человечества, утверждалась гомогенность всеобщей истории. Дайте объяснение, почему этот процесс ускорился с развитием капитализма.
Докажите, что целостность истоков, целостность современного состояния и целостность будущего ассоциированного человечества - разные ступени, выражающие нарастание единения рода людей.
Во втором вопросе подробнее остановитесь на характеристике современного этапа развития земной цивилизации. Покажите ее общечеловеческий характер. Докажите, что многообразие и одновременно единство и целостность суть отличительные черты современной цивилизации. Перечислите и проиллюстрируйте основные черты в сфере политики, экономики, социальной и культурно-духовной подсистеме, которые свидетельствуют об общечеловеческом характере современной цивилизации.
Обоснуйте вывод, что на исходе XX века перед человечеством все более четко вырисовывается историческая задача создания модели сложной общественной системы, сочетающей в себе максимум экономической эффективности и максимум условий для обеспечения свободы личности, ее всестороннего развития и самовыражения.
Дайте характеристику глобальных проблем современности, выявите их специфику. Следует выяснить также, в чем их исторические истоки и причины обострения на современном этапе развития человеческого общества, и постараться ответить на вопрос: оправданы ли такие подходы, которые усматривают кризисную ситуацию глобальных проблем либо в самом прогрессе цивилизации, либо в "биологической природе человека"?
Рассмотрите основные типы глобальных проблем современности. Раскройте соотношение и взаимосвязь глобальных проблем, возможные последствия их обострения. Перечислите реальные пути решения глобальных проблем.
Покажите значение гуманизма как ценностной основы решения глобальных проблем современности. Далее отметьте, какие научно-технические, экономические и политические предпосылки необходимы для оптимального решения глобальных проблем.
Охарактеризуйте футурологию как науку, охватывающую разработку концепций будущего, анализирующую возможные перспективы социальных процессов. Обоснуйте положение о социальном предвидении как опережающем отражении действительности, необходимом условии целесообразной деятельности людей. Соотнесите понятия "социальное предвидение" и "социальное прогнозирование". Учитывая, что социальное предвидение в современных условиях становится результатом коллективного систематического и комплексного исследования представителей различных отраслей научного знания, покажите, какие обстоятельства определяют степень его достоверности и научности. Дайте характеристику основных методов социального прогнозирования и типов социальных прогнозов.
Вопросы и задания:
1. Социальная философия в системе науки. Формирование социальной мысли.
2. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь и специфика: экономическая, политическая, социальная, духовная.
3. Социальная реальность. Общественное сознание. Социальное пространство и время.
4. Теории социальной стратификации.
5. Единство и многообразие мировой истории. Формационный и цивилизационный подходы к истории.
6. Глобализация как феномен. Глобальные проблемы современности.
7. Практическое задание (рекомендательного характера): составить сравнительную таблицу «Восток-Россия-Запад в диалоге культур».
Изучив учебную и методическую литературу по теме, студентам необходимо выявить общие и специфические черты, характеризующие основные цивилизационные типы и тезисно оформить материал в виде таблицы:
Критерии | Восток | Запад | Россия |
В конце работы должен быть сформулирован вывод о культурной принадлежности России с точки зрения автора таблицы
Доклады и сообщения:
1. Понятие общества в истории философии.
2. Конечность и направленность исторического развития.
3. Концепции общественного прогресса в истории философии.
4. Общественные ценности с философской точки зрения.
5. Информационное общество: перспективы развития.
Литература и источники:
Источники:
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1993.
2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
3. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.
4. Тоффлер О. Третья волна. М., 1999.
5. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. – 223с.
6. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1993. – 197с.
7. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Литература:
1. Алексеев П.В. Социальная философия. – М., 2012
2. Барулин В.С. Социальная философия. – М.: Фаир-Пресс, 2009
3. Кохановский В.П. Философия. Конспект лекций. Учебное пособие. – 15-е изд. – М.: КноРус, 2012
4. Крапивенский С. Социальная философия. – М.: Владос, 2011.
5. Социальная философия: хрестоматия. Часть 1-2.- М., 1994
6. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 828 с.
7. Философия: учебник для бакалавров / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 575 с.
Вопросы для самоконтроля:
Базовый уровень подготовки:
Тест:
1. Как европейская культура формировала человека?
а) с помощью акцента на институциональных формах воспитания человека
б) с помощью подчеркивания ценности развития индивидуальных качеств
в) с помощью акцента на формировании коллективистских качеств
г) не исключая восточные традиции
2. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…
а) Д. Белл
б) О. Шпенглер
в) К. Ясперс
г) М. Вебер
3. Как была поставлена проблема человека в античный период?
а) человек был выделен из природы и представлен как особое существо
б) человек рассматривался только как природное существо, слитое с нею
в) человек – надприродное явление, имеющее личностный потенциал развития
г) человек – часть общества, элемент социума
4. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во)...
а) II-й половине XX в.
б) начале XX в.
в) ХVIIIв.
г) конце XIX в.
5. Какая из существующих точек зрения по поводу возникновения человека является наиболее вероятной?
а) возникновение человека есть результат, порожденный каким-то космическим «сверхсознанием»
б) возникновение человека есть результат случайных, единичных наследственных изменений в организме животного
в) возникновение человека есть необходимый и закономерный результат усложнения животного мира – в частности, результат действия закона естественного отбора
г) уфологическая
6. Общественный прогресс связывает с достижениями науки...
а) либерализм
б) сциентизм
в) прагматизм
г) антисциентизм
7. Какое из нижеприведенных суждений ближе к истине?
а) биологическое в человеке довлеет над ним
б) социальное определяет сущность человека
в) в отдельных ситуациях биологическое определяет сущность человека, в других – социальное
г) человек – уникальный индивид без типичных социальных и биологических характеристик
8. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть...
а) психология
б) этика
в) эргономика
г) эстетика
9. Какие качества, прежде всего, определяют человека как разумное существо?
а) знание (эрудиция)
б) способность планировать свою деятельность и управлять своим поведением
в) наличие нравственного долга
г) профессионализм
10. Общество – это…
а) единая личность, чья воля на основании соглашения многих людей, должна стать волею их всех
б) продукт взаимодействия людей
в) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания
г) организованная форма совместной деятельности людей
Повышенный уровень подготовки:
Вопросы
1. Сравните смысл слова «закон» в словосочетаниях «закон физики», «правовой закон», «закон общественного развития».
2. Какие типологии общественного развития вам известны?
3. Назовите основные формы общественного сознания. Определите их роль в культуре и жизни общества?
4. Есть ли в человеческой истории смысл, цель, направленность? Предполагает ли концепция прогресса наличие этих факторов в истории
5. Дайте анализ следующему положению. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».[1]
а) Почему это отличие Ф. Энгельс считаем основным?
б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?