Методические рекомендации студентам

 

В рамках дисциплины «Философия» предусмотрены следующие виды самостоятельной подготовки студентов:

Работа на семинарах

Студенты должны показать систему философских знаний, уметь ориентироваться в истории философии, прослеживать единство в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов на человека. Дисциплина призвана привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развивать способность самостоятельного анализа и осмысления важных мировоззренческих проблем на основе учебной и теоретической литературы. Выступления на семинаре показывают умение студентов в устной форме четко и доказательно высказать свое мнение по проблеме. Максимальный рейтинг по 5 баллов за каждую тему модуля.

 

Как подготовиться к семинару по философии.

 Готовясь к семинару, студенты должны:


1. Познакомиться с рекомендованной литературой;
2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
3. Выделить проблемные области;
4. Сформулировать собственную точку зрения;
5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.






Важно:

За работу над вопросами самоконтроля повышенного уровня сложности прибавляется 3 балла к текущему результату на семинарском занятии.

3 балла:

Контрольная работа по модулю (тест).

Проводится в форме тестирования. Тест носит закрытый характер. Студенты должны из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный. Максимальный рейтинг – 10 баллов.

Творческое задание (из раздела «доклады и сообщения»):

Для получения дополнительных баллов студент может по своему выбору написать реферат по одной из предложенных тем в разделе «Доклады и сообщения» либо по согласованию с преподавателем. Студент защищает содержание написанного им и проверенного преподавателем реферата в личном собеседовании. Реферат – письменная работа объемом не менее 0,5 п.л. (12 стр.) может быть представлен как:

1) краткое изложение содержания философского произведения конкретного мыслителя (например: «Этика» Б.Спинозы);

2) анализ трудов философа по определенной проблеме (например: Проблема свободы в творчестве Н.А.Бердяева);

3) краткий обзор философских исследований разных авторов по одной проблеме (например: Проблема свободы воли в немецкой классической философии).

Работа над рефератом включает следующие этапы:

- выбор и формулировка проблемы;

- составление плана исследования;

- поиск и подбор литературы;

- работа с источниками, систематизация материала;

- анализ собранного материала, разработка собственного видения проблемы;

- письменное оформление реферата.

Содержание реферата должно включать:

а) введение, где обосновывается актуальность избранной проблемы, степень теоретической разработанности ее (краткий анализ литературы по теме реферата), цель и задачи исследования, новизна собственного подхода;

б) основную часть, где раскрывается и логически обосновывается алгоритм решения проблемы, путем разложения ее на два-три конкретных вопроса (каждый из которых может иметь подвопросы);

в) заключение, где формулируются собственные выводы по теме исследования, даются теоретические и практические рекомендации.

В реферате студент должен раскрыть тему, самостоятельно и аргументировано исследовать проблему, показать навык работы с теоретическими источниками, выразить собственную позицию по обозначенной проблеме.

Оформление реферата:

Реферат может быть представлен в рукописной и печатной формах. На титульном листе сообщается, в каком институте и по какой кафедре проведено исследование, название реферата, автор (фамилия, имя, отчество, студенческая группа). Страницы текста должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, но он не нумеруется, на следующей проставляется цифра «2» и т.д.

На протяжении всего реферата необходимо сохранять единообразие в расположении текста, заголовков, примечаний, в применении сокращений. Все ссылки на источники, на конкретных авторов, особенно при прямом цитировании, обязательно оформляются сносками, либо постраничными, либо в приложении, либо отправляющими к списку литературы. На всем протяжении реферата следует придерживаться какого-либо одного способа оформления сносок.

В конце реферата помещается библиография. Она представляет список использованной для написания реферата литературы. Объем литературы не ограничен, но должен включать не менее 5-10 теоретических источников по проблеме. Оформление литературы и сносок должно отвечать библиографическим правилам. Небрежно оформленные, содержащие грамматические ошибки, не отвечающие рекомендациям по содержанию и оформлению рефераты, могут быть возвращены студенту. Максимальный рейтинг – 7 баллов.

Таким образом, по итогам работы над модулем студент может получить по 35 баллов по модулям № 1 и № 2, а так же 30 баллов по модулю № 3. 

Экзамен

Проводится в устной форме по билетам. В билете содержится 2 вопроса, отражающих содержание основных разделов философского знания. Студенты должны показать знание предмета философии, иметь представление об основных принципах философствования, методологических подходах к познанию мира, на основе философских концепций раскрыть проблемы сущности и смысла жизни человека, взаимосвязи природы и общества, ценностей, свободы человека, противоречий развития современной техногенной цивилизации, будущего человечества и т.п. Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но раскрыть содержание концепций и философских систем. Мах рейтинг – 40 баллов.

 

Как подготовиться к экзамену по философии.

1. В первую очередь фронтально, целиком прочитать свой собственный конспект лекций. Таким образом, выявите вопросы из экзаменационного (зачетного) списка, по каким-либо причинам отсутствующие в конспекте, а также хотя и присутствующие, но оставшиеся непонятными при первом прочтении.

2. Изучить отдельно каждый пропущенный или оставшийся неясным вопрос. Для этого целесообразно использовать только учебно-методическую литературу и «Философский словарь». К теоретической литературе и первоисточникам (в отличие от подготовки докладов и рефератов) следует обращаться только в самом крайнем случае. Наилучший вариант используемой литературы - принятый в данном вузе учебник и методические разработки по любым общим и специальным, историко-философским и философским проблемам, выполненные непосредственно преподавателями кафедры истории и философии вуза. (Последнее полезно также и при подготовке к семинарам).                                                                      

3. В любом случае необходимо посетить предэкзаменационную консультацию. На ней следует задать преподавателю как можно больше вопросов с тем, чтобы еще раз учесть специфику его требований.

Шкала оценивания компетенций

Оценка в 100-балльной шкале Оценка в 5-ти балльной шкале Уровень сформированности компетенций
0-54 баллов неудовлетворительно (не зачтено) недостаточный
55-69 баллов удовлетворительно (зачтено) базовый
70-85 баллов хорошо (зачтено)

повышенный

86-100 баллов отлично (зачтено)

 

Интернет-источники:

1. Журнал «Скепсис» http://scepsis.net/tags/id_99.html

2. Библиотека философской и исторической литературы http://istmat.ru/

3. http://www.hrono.ru/avtory/girenok.html Библиотеки философских текстов.

4. Библиотека на сайте философского факультета МГУ - http://www.philos.msu.ru/

5.   Библиотека Института Философии РАН - http://philosophy.ru/library/library.html

6.   Проект Елены Косиловой - http://elenakosilova.narod.ru/uhref.html

Интернет-источники:

7. Библиотека на сайте философского факультета МГУ - http://www.philos.msu.ru/

8. Библиотека Максима Мошкова - http://www.lib.ru/FILOSOF/

1. Библиотека Славы Янко - http://yanko.lib.ru/fort-library/philosophy/index.html

10. Классические труды по философской антропологии http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html

ЛИТЕРАТУРА

Основная учебная литература:

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Алексеев П.В., Панин А.В. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект: Издательство Московского университета, 2013. - 588 c.

2. Гуревич П.С. Философия [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - PDF, 2,78 MB. - Москва: Изд-во "Юрайт", 2012. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс).    

3. Философия: учебник для вузов / А. В. Аполлонов [и др.]; Аполлонов А.В., Васильев В.В., Гиренок Ф.И. и др.; под ред. А.Ф. Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект: Издательство Московского университета, 2013. - 670 c.

4. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для вузов / Ю. М. Хрусталев; Хрусталев Ю.М. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 463 с.

 

Дополнительная учебная литература

 

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. - Москва: Изд-во "Юрайт": ИД "Юрайт", 2010. - 394 с.

2. Вечканов В.Э.Философия: курс лекций / В. Э. Вечканов; Вечканов В.Э. - 2-е изд. - Москва: Экзамен, 2007. - 320 с.

3. Мареев С.Н. Философия XX века: (истоки и итоги): учебное пособие для вузов / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, В. Г. Арсланов; Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. - Москва: Академический Проект, 2001. - 464 с.

4. Моторина, Л.Е. Философская антропология: учебное пособие для вузов / Л. Е. Моторина; Моторина Л.Е. - Москва: Академический Проект, 2009. - 270 с.

5. Родчанин, Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник для вузов / Е. Г. Родчанин, В. И. Колесников; Родчанин Е.Г., Колесников В.И. - Москва; Ростов-на-Дону: ИТК "Дашков и К°": Наука-Пресс, 2007. - 431 с.

6. Радугин А.А. Философия науки: общие проблемы: курс лекций: учебное пособия для вузов / А. А. Радугин, О. А. Радугин; Радугин А.А., Радугин О.А. - Москва: Библионика, 2006. - 319 с.

7. Смирнова, О.В. Философия науки и техники: учебное пособие / О. В. Смирнова; Смирнова О.В.; науч. ред. В.Б. Анохин. - Москва: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 292 с.

8. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин; Спиркин А.Г. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2010. - 828 с.

9. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие / Е. В. Зорина [и др.]; Зорина Е.В., Рахманкулова Н.Ф., Шестакова М.А. и др.; под ред.А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой. - Москва: Проспект, 2007. - 336с.

10. Философия: курс лекций: учебное пособие для вузов / А. Н. Аверьянов [и др.]; Аверьянов А.Н., Бабинов Ю.А., Ботьева О.В. и др.; под ред. В.Л. Калашникова. - 2-е изд. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 383 с.


[1] Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. — М., -1947. — С. 171.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: