НЕМОВ: Сказать о её структуре, феноменологии, немножко, рассказать о динамических процессах. Такие процессы, как лидерство, влияние челонов группы друг на друга, сплочение группы, и т.п.
По поводу ответа: чётко отвечать так, как он задан в вопросе по последовательности.
---
Определение:
Малая социальная группа это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества.
|
|
Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования - психологическая общность .(чувство "мы»)
Основными критериями феномена психологической общности являются:
· явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, ценностных ориентаций и социальных установок);
· идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства с ней – чувство «мы»);
· осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.
Можно выделить следующие социально-психологические параметры малой группы: состав группы (профессиональные, возрастные характеристики), групповую совместимость (физиологическая, экипаж космич. Корабля по темпераментам, социально-психологический климат, ценностно-личностные ориентации, коэффициент групповой сплоченности – чем больше, тем сильнее группа, количество симпаний много, групповые нормы и ценности- правила поведения.
· Групповая динамика включает следующие процессы:
· 1) сплочение или разобщение групп;
· 2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
· 3) становление групповых норм (это важнейший процесс), спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида.
|
|
Типология
Существуют разные основания для классификации малых групп.
1.По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Официальные, формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Обычно такие группы порождаются официальной структурой, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в группе.
Неофициальные, неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это группы общения — они возникают и складываются стихийно. Здесь ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.
В действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках формальных, или когда в стихийно образовавшейся группе вдруг возникает совместная деятельность. Впервые деление групп на формальные и неформальные предложил Э. Мэйо.
2.По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.
Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.
Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений. Люди, составляющие эти общности, могут вообще ничего не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых, отношениях с другими членами своих групп, уже реальных. Эти общности объединяются по различным основаниям: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и др.
3. По времени существования: временные и стабильные.
Временные - в рамках которых объединение участников ограничено во времени (это могут быть участники одной конференции, соседи в салоне самолета или туристы, составляющие тургруппу).
Стабильные - относительное постоянство которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, сотрудники одного отдела и студенты из одной группы).
4. По уровню группового сознания: ( по Л. И. Уманскому):
1) группа-конгломерат – еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);
2) группа-ассоциация, имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;
3) группа-кооперация – характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;
4 ) группа-корпорация, которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной);
5 ) коллектив – группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма;
6 ) гомфотерный («сбитый») коллектив – в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).
5. По характеру преимущественной направленности активности: «internal» (int-группы) и «external» (ext-группы)
Активность группы типа «internal» (int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов (всех вместе или по отдельности). Это детские клубы, психотерапевтические группы и т. п.
|
|
Активность группы типа «external» (ext-группы) направлена вовне ее. К этому типу принадлежат объединения волонтеров, масонские ложи и т. п.
6. Группы также делятся на открытые и закрытые – в зависимости от степени произвольности решения человека вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и выхода из нее.
характер этих целей и ценностей, т.е. степень соответствия их общественно-историческому процессу — прогрессу, стагнации или регрессу.
7. По значимости: референтные и группы членства.
Референтные (эталонные) — группы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтная группа выполняет две важные функции. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других.
Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными». К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать. К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.
Группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.
Группы членства — это группы, в которых индивид не противопоставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя — с ним.
Кроме перечисленных, можно выделить множество других социально-психологических критериев для дифференцирования малых групп, например: естественные (семья), подобия (психологического, экономического и идеологического) (классы, партии, секты, движения), по общности профессиональных или любительских интересов клубы; организованные и стихийные; долговременные и кратковременные; развивающиеся и уже сложившиеся; психотренинга, психокоррекционные и психотерапевтические.
|
|
Структура
Основными параметрами малой группы являются композиция и структура группы.
Композиция – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Наиболее часто выделяют и указываются соотношения членов группы по таким особенностям, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.
Структура – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры:
- структура связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих);
- структура связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру);
- функциональная структура – распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения).
В современной социальной психологии существуют различные подходы к пониманию структуры малой группы.
1. Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.
Основные характеристики социометрической структуры малой группы:
1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;
2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;
3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;
4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.
Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой.
2. Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.
Основные характеристики коммуникативной структуры группы:
1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);
2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;
3) тип коммуникативных связей между членами группы:
а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);
б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).
3. Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.
В группе выделяются роли:
1) роли, связанные с решением задач:
а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;
б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;
в) координатор – координирует деятельность членов группы;
г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;
д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;
е) погонщик – стимулирует группу;
2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:
а) вдохновитель – поддерживает начинания других;
б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;
в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;
г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;
д) ведомый – пассивно следует за группой.
Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.
4. Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.
Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы – феномен лидерства.
Слагаемые структуры социальной власти:
1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;
2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.
Условия образования
Группообразование – это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:
1) Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. Для организации обычно требуется специальное помещение, где возможно выполнение совместной работы.
2) Непосредственный контакт людей – необходимый для их знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой – непременное условие их совместной деятельности.
3) Время взаимодействия – установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.
4) Численность группы – количество членов группы является важнейшей переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. В социальной психологии установлено, что эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависят от их численности
Минимальным размером малой группы принято считать 3 человека (триада). Это связанно с тем, что в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены в случае отсутствия согласия, единства членов диады. Поэтому группу из 2 человек можно рассматривать как специфическую разновидность малой группы.
Максимальный размер малой группы определяется разными специалистами по разному по разному. Достаточно часто отмечается «магическое число «7+/-2», которое считается объемом непосредственных эмоциональных связей человека. Некоторые исследователи говорят о 20, а другие 30-40, третьи о 50. Вероятно, говоря о верхней границе, следует придерживаться критериев, соизмеряющих объем группы с выполняемыми ею функциями, задаваемыми непосредственным характером самой деятельности. Поэтому для экипажа танка оптимальным объемом будет 4 человека, школьного класса—25, а рабочей бригады может быть и 50.
Таким образом, количественный состав групп в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется извне.
В условиях неофициальных отношений, размер малой группы определяется не столько количественными характеристиками, сколько качественными характеристиками, основной из которых является контактность, т.е. возможность каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.
5) Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Обычно, малая группа не возникает спонтанно, а создается целенаправленно.
6) Совместная деятельность. Достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. В психологии выделяют три вида совместной деятельности: совместно-индивидуальная (пример: рабочая бригада), совместно-последовательная (пример, конвейерное производство), совместно-взаимосвязанная деятельность (пример: сборка корпуса автомобиля).
В своем развитии группа проходит следующие четыре стадии:
1) стадию проверки и зависимости; Для вновь образованных групп на данной стадии характерно формирование чувства принадлежности к группе, возникновение желания устанавливать отношения с другими участниками, ориентация в групповых задачах и нормах, распределение групповых ролей. Существующие малые группы вновь проходят эту стадию при определенных условиях, например появлении нового члена группы, изменении целей группы;
2) стадию внутреннего конфликта. Характеризуется тем, что в группе падает сплоченность, возрастает напряжение и недовольство, начинается процесс распределения ролей. Однако процессы, проходящие с группой в этот период, необходимо отличать от процессов, происходящих в межличностном конфликте. Данная стадия имеет большое значение для последующего развития группы, поскольку от нее зависит эффективность следующей стадии. Успешность прохождения группой данной стадии определяется ее руководителем или лидером;
3) стадию продуктивности. На этой стадии развивается групповая сплоченность, участники группы начинают эффективно взаимодействовать друг с другом, решая поставленные цели;
4) стадию сплоченности и привязанности. Участники группы устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться, друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план.