Малая группа: типология, структура, условия образования, уровни развития

НЕМОВ: Сказать о её структуре, феноменологии, немножко, рассказать о динамических процессах. Такие процессы, как лидерство, влияние челонов группы друг на друга, сплочение группы, и т.п.

По поводу ответа: чётко отвечать так, как он задан в вопросе по последовательности.

---

Определение:

Малая социальная группа это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

 

Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества.

 

Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования - психологическая общность .(чувство "мы»)

Основными критериями феномена психологической общности являются:

· явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, ценностных ориентаций и социальных установок);

· идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства с ней – чувство «мы»);

· осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.

Можно выделить следующие социально-психологические параметры малой группы: состав группы (профессиональные, возрастные характеристики), групповую совместимость (физиологическая, экипаж космич. Корабля по темпераментам, социально-психологический климат, ценностно-личностные ориентации, коэффициент групповой сплоченности – чем больше, тем сильнее группа, количество симпаний много, групповые нормы и ценности- правила поведения.

· Групповая динамика включает следующие процессы:

· 1) сплочение или разобщение групп;

· 2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

· 3) становление групповых норм (это важнейший процесс), спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида.

Типология

Существуют разные основания для классификации малых групп.

 

1.По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Официальные, формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Обычно такие группы порождаются официальной структурой, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в группе.

Неофициальные, неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это группы общения — они возникают и складываются стихийно. Здесь ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.

В действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках формальных, или когда в стихийно образовавшейся группе вдруг возникает совместная деятельность. Впервые деление групп на формальные и неформальные предложил Э. Мэйо.

2.По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.

Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.

Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений. Люди, составляющие эти общности, могут вообще ничего не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых, отношениях с другими членами своих групп, уже реальных. Эти общности объединяются по различным основаниям: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и др.

3. По времени существования: временные и стабильные.

Временные - в рамках которых объединение участников ограничено во времени (это могут быть участники одной конференции, соседи в салоне самолета или туристы, составляющие тургруппу).

Стабильные - относительное постоянство которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, сотрудники одного отдела и студенты из одной группы).

4. По уровню группового сознания: ( по Л. И. Уманскому):

1) группа-конгломерат – еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

2) группа-ассоциация, имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

3) группа-кооперация – характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

4 ) группа-корпорация, которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной);

5 ) коллектив – группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма;

6 ) гомфотерный («сбитый») коллектив – в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

5. По характеру преимущественной направленности активности: «internal» (int-группы) и «external» (ext-группы)

Активность группы типа «internal» (int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов (всех вместе или по отдельности). Это детские клубы, психотерапевтические группы и т. п.

 

Активность группы типа «external» (ext-группы) направлена вовне ее. К этому типу принадлежат объединения волонтеров, масонские ложи и т. п.

 6. Группы также делятся на открытые и закрытые – в зависимости от степени произвольности решения человека вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и выхода из нее.

характер этих целей и ценностей, т.е. степень соответствия их общественно-историческому процессу — прогрессу, стагнации или регрессу.

7. По значимости: референтные и группы членства.

Референтные (эталонные) — группы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтная группа выполняет две важные функции. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других.

Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными». К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать. К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.

Группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.

Группы членства — это группы, в которых индивид не противо­поставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя — с ним.

Кроме перечисленных, можно выделить множество других социально-психологических критериев для дифференцирования малых групп, например: естественные (семья), подобия (психологического, экономического и идеологическо­го) (классы, партии, секты, движения), по общности профессиональных или любительских интересов клубы; организованные и стихийные; долговременные и кратковременные; развивающиеся и уже сложившиеся; психотренинга, психокоррекционные и психотерапевтические.

Структура

Основными параметрами малой группы являются композиция и структура группы.

Композиция – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Наиболее часто выделяют и указываются соотношения членов группы по таким особенностям, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.

Структура – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры:

- структура связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих);

- структура связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру);

- функциональная структура – распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения).

 

В современной социальной психологии существуют различные подходы к пониманию структуры малой группы.

1. Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.

Основные характеристики социометрической структуры малой группы:

1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;

2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;

3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;

4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.

Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой.

 

2. Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.

Основные характеристики коммуникативной структуры группы:

1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);

2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;

3) тип коммуникативных связей между членами группы:

а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);

б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).

3. Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

В группе выделяются роли:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

4. Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы – феномен лидерства.

Слагаемые структуры социальной власти:

1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;

2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.

Условия образования

Группообразование – это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:

 

1) Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. Для организации обычно требуется специальное помещение, где возможно выполнение совместной работы.

2) Непосредственный контакт людей – необходимый для их знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой – непременное условие их совместной деятельности.

3) Время взаимодействия – установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.

4) Численность группы – количество членов группы является важнейшей переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. В социальной психологии установлено, что эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависят от их численности

Минимальным размером малой группы принято считать 3 человека (триада). Это связанно с тем, что в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены в случае отсутствия согласия, единства членов диады. Поэтому группу из 2 человек можно рассматривать как специфическую разновидность малой группы.

Максимальный размер малой группы определяется разными специалистами по разному по разному. Достаточно часто отмечается «магическое число «7+/-2», которое считается объемом непосредственных эмоциональных связей человека. Некоторые исследователи говорят о 20, а другие 30-40, третьи о 50. Вероятно, говоря о верхней границе, следует придерживаться критериев, соизмеряющих объем группы с выполняемыми ею функциями, задаваемыми непосредственным характером самой деятельности. Поэтому для экипажа танка оптимальным объемом будет 4 человека, школьного класса—25, а рабочей бригады может быть и 50.

 Таким образом, количественный состав групп в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется извне.

В условиях неофициальных отношений, размер малой группы определяется не столько количественными характеристиками, сколько качественными характеристиками, основной из которых является контактность, т.е. возможность каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.

5) Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Обычно, малая группа не возникает спонтанно, а создается целенаправленно.

6) Совместная деятельность. Достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. В психологии выделяют три вида совместной деятельности: совместно-индивидуальная (пример: рабочая бригада), совместно-последовательная (пример, конвейерное производство), совместно-взаимосвязанная деятельность (пример: сборка корпуса автомобиля).

 

В своем развитии группа проходит следующие четыре стадии:

1) стадию проверки и зависимости; Для вновь образованных групп на данной стадии характерно формирование чувства принадлежности к группе, возникновение желания устанавливать отношения с другими участниками, ориентация в групповых задачах и нормах, распределение групповых ролей. Существующие малые группы вновь проходят эту стадию при определенных условиях, например появлении нового члена группы, изменении целей группы;

2) стадию внутреннего конфликта. Характеризуется тем, что в группе падает сплоченность, возрастает напряжение и недовольство, начинается процесс распределения ролей. Однако процессы, проходящие с группой в этот период, необходимо отличать от процессов, происходящих в межличностном конфликте. Данная стадия имеет большое значение для последующего развития группы, поскольку от нее зависит эффективность следующей стадии. Успешность прохождения группой данной стадии определяется ее руководителем или лидером;

3) стадию продуктивности. На этой стадии развивается групповая сплоченность, участники группы начинают эффективно взаимодействовать друг с другом, решая поставленные цели;

4) стадию сплоченности и привязанности. Участники группы устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться, друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: