Рефлексия педагогов школьной жизни на начальном этапе работы с фактами буллинга

Областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

"Белгородский институт развития образования"

Кафедра психолого-педагогического и специального образования

Серия "Девиантное поведение несовершеннолетних"

Выпуск 2 часть 1

Профилактика школьного буллинга – технологии работы

(В помощь педагогам образовательных организаций)

Методическое пособие

 

 

 

г. Белгород

2015 год

 
Печатается по решению редакционно-издательского совета ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» Протокол № ______ от «___»______________2015 г.

 

 

Организация работы в образовательном учреждении по профилактике игромании учащихся: методическое пособие / Авторы - составитель: Н.М. Кий – Белгород, БелИРО, 2015 – с 52

Рецензенты:

 Годовникова Л.В.зав. кафедрой психолого-педагогического и специального образования ОГАУО ДПО "БелИРО", к.п.н., доцент

Бучек А.А., начальник управления профессионального образования и науки департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области, д. псих. Н, профессор.

Технический редактор:

Мин Л.И., старший преподаватель кафедры психолого-педагогического и специального образования ОГАУО ДПО "БелИРО"

 

 

    Методическое пособие посвящено актуальным и малоизученным проблемам предупреждения и остановки буллинга (физического или психологического насилия, прессинга, давления, травли) в школьной среде. Оно адресовано педагогическим работникам образовательных учреждений, психологам, родителям.

       Пособие носит практико-ориентированный характер. В тексте представлены практические технологии, методы, приемы и техники по работе с детьми-агрессорами и их жертвами.

Пособие также может быть востребовано студентами педагогических и психологических специальностей во время подготовки к прохождению практики в образовательных учреждениях.

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                          4

1. Рефлексия педагогов школьной жизни на начальном этапе работы с фактами буллинга

1.1 Методика «Атмосфера школы» С. Кривцова, Москва

1.2. Алгоритм сбора информации по факту буллинга с учетом саморефлексии педагогом психологического климата класса (И. Бердышев, М.Нечаева)

2. Технологии, методы, приемы остановки и предупреждения школьного буллинга.

Методы остановки и предупреждения буллинга в школьной среде

Технологии по остановке и предупреждению буллинга в школьной среде

3.Игры и упражнения для включения в тренинги и занятия по остановке и предупреждению школьного буллинга

4. Алгоритмы работы специалистов по фактам школьного буллинга

5. Технологии превенции фактов буллинга в школьной среде

6. Кибер-буллинг – техники работы

7. Памятки для родителей и педагогов

Заключение

6. Список использованных источников                                                                      50

 

                                                         

 

 

Введение

Вопросам раннего выявления и профилактики буллинга в детской среде в последнее время в нашей стране уделяется самое пристальное внимание.

Буллинг - психологическое или физическое давление, насилие, прессинг, третирование, запугивание, травля индивидуума в ситуации, когда он не может себя защитить другим индивидуумом или группой, В закрытых образовательных организациях (чаще спортивной или военной направленности) школьный буллинг приобретает ритуализированный характер и носит название хейзинга или дедовщины.

Целью подобных действий отдельного индивидуума, поддерживаемого группой, или группы, является физический или психологический террор для запугивания и подчинения себе индивидуума (жертвы), который по разным причинам обладает меньшим ресурсом или возможностями, чем булер (обидчик), причем, чаще всего, психологическая составляющая поведенческой мотивации булера является приоритетной по сравнению с материальной – для обидчика важнее унижение жертвы, чем вещественная выгода. Специалистами разрабатывается инструментарий для выявления фактов физического и психологического давления на «иных» детей в среде сверстников; пишутся и внедряются программы по предупреждению распространенности нерегламентированных и внеуставных отношений в закрытых и открытых образовательных организациях; изучаются возможности внедрения превентивных технологий по обозначенной проблеме и др.

Предпринимаемые специалистами усилия происходят на фоне возрастающей агрессии в детской среде: телевизионные программы и газетные статьи все чаще демонстрируют обществу вопиющие случаи детской групповой жестокости по отношению друг к другу; об этом же говорят приговоры судов и постановления органов внутренних дел.

Широкая политика инклюзии провоцирует школьный буллинг, если не соблюдены следующие предварительные условия:

 - проведено предварительное обучение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;

 - организовано психолого-педагогического просвещения родителей этих детей;

 - проведена работа по подготовке учащихся к приходу в их класс непохожего на них сверстника.

Если профилактическая работа перед включением ребенка с ОВЗ в новый класс не проведена, у больных детей в случае проявления школьного буллинга (насмешек, оскорбительных замечаний) возникшая психогения будет способствовать ухудшению их психического и соматического здоровья.

       По данным Дэна Олвеуса (Dan Olweus) примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) два-три раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли - буллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран.  

Личный опыт авторов пособия в консультационной практике работы с детьми, в профессиональном общении с педагогами на курсах повышения квалификации подтверждает актуальность данной проблемы и в Белгородской области – к психологам и педагогам школ обращаются родители с просьбой защитить их ребенка от насмешек и издевательств сверстников, помочь наладить нарушенное общение их ребенка с одноклассниками.   Анализ обращений родителей в рубрику «Советы специалиста – обратная связь» газеты «Наш Белгород» показывает, что значительная часть вопросов связана с проблемами третирования и травли их детей в школе и во дворе, родители сетуют на неумение их детей «постоять за себя», просят совета по поводу дозволенных форм вмешательства взрослых в детские отношения («Наш Белгород» №, сентябрь 2015 г.)

Несмотря на остроту озвученной проблемы ее детальное изучение не находит своего должного отражения, в первую очередь, в практике человековедческих специальностей: медицине, психологии, социальной работы, педагогики и юриспруденции. Одним из обстоятельств, способствующих этому, является латентность самого явления. Агрессивное межличностное общение группы (или одного, двух ее членов, поддерживаемых группой) к одному ребенку часто скрыто (латентно) от взрослых, как родителей, так и профессионалов. Основными причинами латентности являются: неинформированность взрослых самими пострадавшими, стертый характер физических и душевных страданий, распространенность мифов в подростковой среде о норме насилия, культа силы, трансляция родителями своего опыта воспитания в агрессивной среде и др. Способствует распространенности буллинга в детской среде снисходительное отношение нашего общества к детской агрессивности. Полагая, что ребенок, а тем более подросток должен уметь постоять за себя в детском коллективе, взрослые часто не различают границ дозволенного, границ между «выяснением отношений» и откровенным насилием, как преступлением.

Жертвой жестокого обращения в детской среде потенциально может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимыми становятся дети, отличающиеся от своих ровесников какими-либо внешними особенностями (как физическими, так и психическими): принадлежностью к иному этносу, с физическими недостатками, с нетипичным поведением и т.д. Провоцировать к себе подобное отношение могут дети с низкими коммуникативными способностями, конфликтные, с негативной установкой на мир.

Последствия буллинга травмируют психику ребенка, иногда трансформируя ее до патологических нарушений: неврозов, тиков, страхов и фобий. Например, насмешки класса над особенностями речи ребенка вызывают стойкий страх ответа у доски, прогрессирующий в фобию общения; оскорбительные приставания и оскорбления в неформальном общении формируют страхи двора или улицы, блокирующие включенность во внеурочную деятельность. Эти страхи способствуют сокращению социальных контактов, изоляции ребенка, тем самым, создавая «замкнутый круг» и, провоцируя новый виток буллинга.

С точки зрения социальной значимости, переживаемое к себе подобное отношение
 у части пострадавших способствует возникновению у них по механизму компенсации социально-опасных форм поведения: насильственного по отношению к более младшим, суицидального, зависимого.

Существующие исследования по данной проблеме в основном содержат материалы, раскрывающие сущность явления буллинга в детской и подростковой среде, как сложного психо-социо-культурного феномена, его типологии, характеристике жертв и булеров. Значительное количество работ посвящено выявлению фактов буллинга в школьной среде (Л.Кривцовой, И.Бердышева, И.Кона, Т.Мерцаловой и др.), диагностическому инструментарию и технологиям вскрытия латентных фактов.

Вместе с тем, вопросы практической работы по остановке и предотвращению школьного буллинга остаются открытыми. Крайне недостаточно описанных и внедренных технологий, практических приемов и упражнений по работе с булерами и их жертвами, апробированных форм и методов  профилактической работы.

Главная цель написания настоящего пособия – оказание практической помощи специалистам сферы образования в работе с выявленными фактами школьного буллинга. Его авторы отражают опыт работы с кризисными случаями, накопленные специалистами отечественной и зарубежной практики, а также вопросы профилактики жестокого обращения в детской среде. Значительная доля зарубежных технологий в пособии объясняется тем, что вопросы купирования и превенции школьного буллинга является объектом изучения специалистов за рубежом уже длительное время, в то время, отечественные психология и педагогика сравнительно недавно стали интересоваться этой проблемой. Возможно, это связано с тем, что проблема внутригруппового детского насилия в условиях общества жесткой поведенческой и правовой регламентации, сформированных ценностных ориентиров не стояла столь остро, не подкреплялась культом силы и успеха любой ценой и распространением насилия с помощью информационных технологий. Зарубежный опыт, творчески преломляясь и модифицируясь, может быть использован и отечественными специалистами.

Структура пособия включает в себя пять глав.

Первая вступительная посвящена вопросам саморефлексии педагогами атмосферы школьной жизни с точки зрения эмоциональной комфортности. Авторы не ставят целью предоставления читателям пакета диагностических методик, этот вопрос достаточно подробно освещен в педагогической и психологической литературе; но на начальном этапе работы с фактами буллинга очень важно интуитивное ощущение педагогами психологического климата, «эмоционального здоровья» детского коллектива. Развитию этого умения и посвящена первая глава пособия.                                                                                                        

Во второй главе пособия представлены конкретные технологии, методы, приемы остановки и предупреждения школьного буллинга; в третьей собраны игры и упражнения для включения в тренинги и занятия по остановке и предупреждению школьного буллинга

Четвертая глава собрала алгоритмы работы специалистов по фактам школьного буллинга – эта четкая и структурированная информация поможет уверенно действовать даже молодому и неопытному педагогу.

Пятая глава посвящена превенции фактов буллинга в школьной среде. В отдельно выделенной главе рассматриваются техники работы с, распространенным ныне, и, слабо изученным явлением в молодежной среде - кибер-буллингом.

В заключительной главе пособия собраны Памятки для родителей и педагогов, которые могут быть раздаточным материалом на тематических родительских собраниях. В конце каждой главы представлены задания для самопроверки. Завершает пособие список использованных источников.                                                                      


Рефлексия педагогов школьной жизни на начальном этапе работы с фактами буллинга

Хотя авторы пособия не ставили целью представления диагностического инструментария и методов выявления буллинга в школьной среде – этот вопрос достаточно изучен и широко освещен в специальной литературе – но две методики, включающие в себя рефлексию самоощущений педагогами психологического климата класса и школьной жизни в целом, посчитали целесообразным включить в текст, так как они позволяют педагогам отрефлексировать привычную школьную жизнь, в суете и напряженности которой, порой, не замечается главного – эмоционального самочувствия ребенка в школе. В странах, где успешно и давно решаются проблемы профилактики школьного буллинга, например, Германии, очень значительное место уделяют именно состоянию эмоционального климата в образовательном учреждении, и работа по фактам школьного насилия в стенах школы начинается всегда именно с этого пункта. 

Лучшими факторами, сдерживающими буллинг в школах всего мира являются: теплая эмоциональная атмосфера школы, сплоченный класс и дружный коллектив профессионалов-единомышленников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: