(качественные реакции). Пуриновые нуклеопротеиды».
Исходный уровень знаний:
· Общая характеристика сложных белков.
· Классификация сложных белков.
· Нуклеопротеиды, их представители, структурная организация, биологическая роль.
· Понятие о пуриновых нуклеотидах
Студент должен знать: · Структурную организацию нуклеопротеидов. · Мономеры, используемые на синтез ДНК, РНК. · Основной синтез мононуклеотидов (АМФ, ГМФ.) · «Запасные пути» синтеза нуклеотидов. Ферменты этих процессов. · Ферментативный гидролиз экзогенных нуклеотидов в ЖКТ, конечные продукты, их судьба. · Катаболизм нуклеотидов на уровне клетки. · Конечный продукт катаболизма пуриновых нуклеотидов, его физико-химические свойства, концентрация в крови в норме. Роль процессов «реутилизации» пуриновых нуклеотидов в сохранении малых концентраций мочевой кислоты. Патобихимические основы развития подагры и синдрома Леша-Нихана. Основные принципы лечения подагры. Студент должен уметь: · Провести и проанализировать: 7. Реакции обнаружения мочевой кислоты в моче. 8. Мурексидной реакцией определить нуклеотиды. 9. Написать структуры мононуклеотидов (АМФ, ГМФ, УМФ, ЦМФ, ТМФ). 10. Написать пуриновое ядро, указать соединения, образующие это ядро. 11. Написать процесс превраще- ния ИМФ в АМФ и ГМФ. 12. Назвать ферменты, катализирующие «запасные пути» синтеза пуриновых нуклеотидов. 13. Написать процесс тканевого катаболизма АМФ, назвать конечные продукты. | Основная литература: · Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин «Биологическая химия», издание третье, Москва, 2007, с.369-376. · Е.С. Северин «Биохимия», Москва 2003, с.522-538. · Е.С. Северин «Биохимия с упражнениями и задачами», Москва, 2008, с.183-186. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, С.Г.Дзугкоев «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» тестовые задания и учебное пособие по курсу биологической химии, Владикавказ, 2007, с. 60-68,147-153. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, И.В. Можаева, С.Г. Дзугкоев, Е.А.Такоева «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 3, Владикавказ, 2008, с.53-64. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, С.Г.Дзугкоев «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» учебное пособие, Владикавказ, 2007, с. 147-156. Дополнительная литература: · Е.А.Строев. Биологическая химия, Москва, 1986, с.35-43. · Ленинджер Л. «Биохимия». 1986, стр.128-149. · Д.М. Зубаирова, Е.А. Пазюк «Биохимия» тестовые вопросы, Москва, 2008, с.16-21. · Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов «Биохимия», Москва, 2000, с. 7-15. · Уайт А. и др. Основы биохимии. Москва 1981. том 2 · Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия, Москва, 2000, с. 96-98 · Элиот В., Элиот Д., Биохимия и молекулярная биология, Москва, 2000, с. 23-36 |
Задания для работыЁ:
|
|
|
|
1. Дать определение:
Сложные белки – это_________________________________________
2. Вставить пропущенные слова:
Нуклеопротеиды – это ________ белки, которые в качестве простетической группы (_______ компонента) содержат __________.
3. Какова биологическая роль нуклеопротеидов? Какие протеины входят в состав нуклеопротеидов и какова особенность их аминокислотного состава?
5. Какие нуклеиновые кислоты входят в состав нуклеопротеидов? Чем отличаются по своему строению ДНК и РНК.
5. Изобразите схематически строение мононуклеотида. Напишите структуру АМФ.
Напишите формулу пурина, пронумеруйте атомы углерода и подберите к ним соединения, в виде которых они включаются в молекулу
А. Метенил-Н4-фолат
В. Глицин
Г.СО2
Д. Метилен- Н4-фолат
6.В клинике, куда пациент поступил с жалобами на острые боли в области мелких суставов, у него была диагностирована подагра и назначено лечение аллопуринолом. Объясните, почему аллопуринол облегчает состояние больного.
Тестовые задания.
Установите соответствие.
1.К реакциям синтеза пуриновых нуклеотидов подберите недостающие компоненты.
А. Рибозо-5-фосфат.
Б. АТФ.
В. ГТФ.
Г. ФРДФ.
Д. ИМФ.
1.Глн +?→ 5-фосфорибозиламин + Глу + Н4Р2О7
2.? + АТФ→ ФРДФ + АМФ.
3. ИМФ + аспартат +? →аденилосукцинат + ГДФ + Н3РО4
2. Выберите правильные ответы.
Гипоксантин-гуанинфосфорибозилтрансфераза:
А. Возвращает гуанин и гипоксантин в фонд нуклеотидов.
Б. Превращает аденин в АМФ.
В.Часто мало активна у пациентов, страдающих гиперурикемией.
Г. Неактивна у мальчиков с синдромом Леша-Нихена.
Д. Участвует в ресинтезе нуклеотидов из нуклеозидов по запасным
путям.
3. Возможные причины подагры-это:
1. Избыточное поступление пуринов с пищей.
2. Усиленный распад пуриновых нуклеотидов.
3. Снижение скорости реутилизации пуриновых оснований и усиление синтеза de novo.
4. Повышенное содержание кислорода в питьевой воде и продуктах
питания.
5. Все верно.
4. Из чего преимущественно состоят мочевые камни, образующиеся у больных подагрой?
а) Цистин.
б) Оксалаты.
в) Фосфаты.
г) Оксалаты и фосфаты.
д) Мочевая кислота.
5. Выберите соединения, служащие донорами азота в синтезе пуриновых нуклеотидов.
1.СО2
2. Аспартат.
3.Глутамат.
4. Аланин.
5. Глицин.
6. Формил-ТГФК.
7. Метенил-ТГФК.
6. Выберите соединения, служащие донорами углерода в синтезе пуриновых и нуклеотидов.
1. Глицин.
2. Глутамин.
3. Аспартат.
4. СО2.
5. Формил-ТГФК.
6. Метилен-ТГФК.
7. Метенил-ТГФК.
7.Выберите правильные ответы.
Фосфорибозилдифосфат:
А. Образуется при взаимодействии рибозо-5-фосфата и АТФ.
Б. Участвует в превращении уридина в УМФ.
В.Является одним из субстратов гипоксантин-
гуанинфосфорибозилтрансферазы.
Г. Учавствует в превращении оротата в оротидин-5-монофосфат(ОМФ).
Д. Образуется в реакции, катализируемой ФРДФ-синтетазой.
8.Какое соединение у здоровых людей становится конечным продуктом обмена пуриновых нуклеозидов аденозина и гуанозина?
а) Гипоксантин.
б) Ксантин.
|
|
в) Креатинин.
г) Мочевина.
е) Мочевая кислота.
9. Что необходимо для бисинтеза ГМФ из ИМФ?
а) НАД+, АТФ, NH3.
б) НАДН, АТФ, глутамин.
в) НАДН, ГТФ, глутамин.
г) НАД, АТФ, глутамин.
д) НАДФ, ГТФ, NH3.
10. Реакцию образования какого соединения считают регуляторной для синтеза нуклеотидов АМФ и ГМФ?
а) 5-Фосфорибозил-1-пирофосфата.
б) 5-Фосфорибозиламина.
в) Инозиновой кислоты.
г) Оротовой кислоты.
д) ГМФ и АМФ.
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию