Определённый интеграл

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Приходовский М.А.

Математика

Курс практических занятий

Семестр 2

Учебное пособие

Для специальностей

Информатика и вычислительная техника»

Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

Радиоэлектронные системы и комплексы»

Томск

ТУСУР

2020


 

 

       Электронное учебное пособие составлено по материалам  практических занятий в группах 589-1,2,3, 129, 1В9 весной 2020 года.

 

       Пособие может представлять методический интерес для преподавателей, работающих на аналогичных специальностях, как материал для планирования занятий.

        

 


Оглавление

 

Определённый интеграл...................................................................................... 5

Приложения определённого интеграла............................................................ 10

Несобственный интеграл................................................................................... 17

Двойной интеграл в декартовых координатах................................................. 25

Двойной интеграл в полярных координатах.................................................... 32

Тройной интеграл в декартовых координатах................................................. 36

Тройной интеграл в цилиндрических и сферических координатах.............. 40

Криволинейные интегралы.............................................................................. 45

 


Таблица  дат занятий и номеров задач.  

Нед 1В9 129 589-3
1 04.02    1-11    04.02   1-11    05.02 12 - 19 06.02       1-11 07.02    12 - 19
2 11.02 12 - 19 12.02    20 - 32 11.02 20 - 32 13.02    20 - 32
3 18.02 33 - 43 18.02 33 - 43 19.02 44 - 51 20.02 33 - 43 21.02   44 - 51
4 25.02 44 - 51 26.02 52 - 59 25.02 52 - 59 27.02 52 - 59
5 3.03 3.03 4.03 5.03 6.03
6 10.03 11.03 10.03 12.03
7 17.03 17.03 18.03 19.03 20.03
8 24.03 25.03 24.03 26.03
9 31.03 31.03 1.04 2.04 3.04
10 7.04 8.04 7.04 9.04
11      
12      
13      
14      
15      
16      
17      
18      

 

 

 


 





Определённый интеграл

Задача 1. Вычислить интеграл .

При этом осуществляется повторение темы «интегрирование иррациональностей».

Решение. НОК(2,4) = 4, поэтому замена . При такой замене , , . .

 =  =  =  =  =

 = .    Ответ. .

Задача 2.  Вычислить интеграл   .

Решение. Сделаем замену        , тогда .

 =  =  =  =

 =  =  =  = .      Ответ. .

Задача 3. Вычислить интеграл .

Решение. При замене , если  то .

 =  =  =  =

 =  = .

Ответ. .

Рассмотрим 2 задачи на примерения интегрирования по частям в определённом интеграле.

Задача 4. Вычислить интеграл  

Решение.  Применим метод интегрирования по частям,

Тогда

 =  =  =  = .

Ответ. .

Задача 5.  Вычислить интеграл .

Решение. Тоже решается интегрированием по частям,

, , тогда , .

 =  =  =  = .

Ответ. .

 

Замечание. Из строения графика видно, что ответ и должен был получиться отрицательным: изначально  имеет две одинаковые части площади над и под осью, и его интеграл был бы 0, а если мы умножаем на , то сильнее увеличится по модулю именно та часть, которая дальше от 0, то есть расположенная ниже горизонтальной оси. Вот эти графики, зелёным показан , красным .

Задача 6. Вычислить интеграл

Решение.   =  =  

используя известное выражение , получим:

 =  = .

Задача 7. Вычислить интеграл   

Решение. Сделаем замену . Тогда , , , , функция  монотонна, так что замена корректная. Теперь найдём новые границы: если , то . Тогда =  =   =   =  =  .     Ответ. .

 

Задача 8. Вычислить интеграл .

При этом осуществляется повторение темы «интегрирование тригонометрических функций».

Решение. Суммарная степень чётна, поэтому применяется замена

, тогда ,  ,

Пересчитаем границы. , .

Итак, подставим всё это в интеграл.

 =  =  =

=  =  =  =  = . Ответ. .

 

 

Задача 9. Вычислить интеграл .

При этом осуществляется повторение темы «элементарные преобразования, подведение под знак дифференциала».

Решение.  =  =  =

 =  =

 = . Ответ. .

Задача 10. Вычислить интеграл .

При этом осуществляется повторение темы «рациональные дроби».

Решение. Сначала представим дробь в виде суммы простейших.

. При приведении к общему знаменателю, числитель получится такой:

, что равно ,

система:  решим её методом Гаусса.

.

Здесь от 2-й строки отняли удвоенную 1-ю и от 3-й 1-ю, а затем от 3-й строки 2-ю. Основная матрица системы стала треугольной, и С находится сразу же: . Тогда  и тогда . Из 1-го уравнения тогда уже получается .

Значит, исходный интеграл распадается на сумму 3 интегралов:  =  =

 =  = .

Ответ. .

Задача 10* на повторение, либо домашняя.

   =  =  =  =

Приложения определённого интеграла.

Задача 11. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями  .

Решение. Построим чертёж:

Так как верхняя граница после точки 1 переходит с одной кривой на другую, то придётся разбить на сумму двух вычислений по каждой части отдельно: + . Итак, получим  =  =   = . Ответ. .

Вариант 11-Б.  Найти площадь фигуры, ограниченной линиями  . Ответ. .

Задача 12. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:

 и .

Решение. Рассмотрим чертёж, найдём точки пересечения графиков и увидим, какую часть плоскости они ограничивают.

График  имеет максимум в точке 0 и проходит выше, чем , у которой, напротив, там минимум. Точки перечечения , . Все функции в интеграле чётные, фигура симметрична, можно вычислить площадь правой половины и удвоить:  =  =  =  = . Ответ. .

 

Задача 13.  Найти площадь области, ограниченной линиями   

Решение.

 

  =  =  =  = .

Чертёж:

Ответ. .

Задача 14. Найти площадь   фигуры, ограниченной линиями: .

Решение. Чертёж:

=  = +  

для раскрытия 1-го слагаемого, вспомним пример из лекйиц на интегрирование по частям, там делали именно этим методом.

Если , , ,  то:

+   = +   =

+   =  =

 = .

Ответ. .

 

Задача 15. Найти объём, получающийся при вращении кривой , при условии что .

Решение.  =  =  =  = .   

Ответ. .

Замечание. Эта задача может быть интерпретирована физическим примером: сколько воды может поместиться в эллиптический параболоид. Ведь если график корня повернуть на 90 градусов, это парабола.

 

Задача 16. С помощью основной формулы объёмов тел вращения, доказать формулу объёма конуса .

Решение. Для удобства применения основной формулы, повернём конус на 90 градусов, так, чтобы высота лежала на оси .

На чертеже видно, что два катета имеют длины  и . Тогда отрезок, вращением которого образована боковая поверхность конуса, находится на прямой .

 =  =  =  =  = = .       

Ответ: формула доказана.

Задача 17. Найти длину 1 витка винтовой линии в пространстве

Решение.  В данном случае кривая параметрически задана, в 3-мерном пространстве. Формула .

Производные: .

=  =   

Ответ. .

 

Замечание. Если была бы не винтовая линия, а окружность, а это было бы при параметре , то как раз бы и получалось  длина окружности.

Задача 18. Найти длину кривой .

Решение. Применяем формулу в плоскости .

Производные: .

 =  = .

Но здесь важно учесть, что  во 2 четверти отрицателен, поэтому при сокращении корня и квадрата надо учесть знак модуля.

. Далее придётся разбить на 2 отрезка, чтобы устранить знак модуля на каждом по-своему:

 =  =

 =  =

 =  = 15.

Ответ. 15.

Замечание. Если бы не учли знак модуля и не разбили на 2 части, тогда получилось бы неверно, ведь эти части бы не складывались, а взаимно уничтожались.

 

Задача 19. Найти длину кривой, заданной в полярных координатах: , .  

Решение. Формула: .

, .

 =

=  =   , дальше замена

, , , .

 =  =

 =  =  =  =

. Ответ. .

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: