Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Приходовский М.А.
Математика
Курс практических занятий
Семестр 2
Учебное пособие
Для специальностей
Информатика и вычислительная техника»
Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
Радиоэлектронные системы и комплексы»
Томск
ТУСУР
2020
Электронное учебное пособие составлено по материалам практических занятий в группах 589-1,2,3, 129, 1В9 весной 2020 года.
Пособие может представлять методический интерес для преподавателей, работающих на аналогичных специальностях, как материал для планирования занятий.
Оглавление
Определённый интеграл...................................................................................... 5
Приложения определённого интеграла............................................................ 10
Несобственный интеграл................................................................................... 17
Двойной интеграл в декартовых координатах................................................. 25
Двойной интеграл в полярных координатах.................................................... 32
Тройной интеграл в декартовых координатах................................................. 36
Тройной интеграл в цилиндрических и сферических координатах.............. 40
Криволинейные интегралы.............................................................................. 45
Таблица дат занятий и номеров задач.
Нед | 1В9 | 129 | 589-3 |
1 | 04.02 1-11 | 04.02 1-11 05.02 12 - 19 | 06.02 1-11 07.02 12 - 19 |
2 | 11.02 12 - 19 12.02 20 - 32 | 11.02 20 - 32 | 13.02 20 - 32 |
3 | 18.02 33 - 43 | 18.02 33 - 43 19.02 44 - 51 | 20.02 33 - 43 21.02 44 - 51 |
4 | 25.02 44 - 51 26.02 52 - 59 | 25.02 52 - 59 | 27.02 52 - 59 |
5 | 3.03 | 3.03 4.03 | 5.03 6.03 |
6 | 10.03 11.03 | 10.03 | 12.03 |
7 | 17.03 | 17.03 18.03 | 19.03 20.03 |
8 | 24.03 25.03 | 24.03 | 26.03 |
9 | 31.03 | 31.03 1.04 | 2.04 3.04 |
10 | 7.04 8.04 | 7.04 | 9.04 |
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 |
Определённый интеграл
Задача 1. Вычислить интеграл .
При этом осуществляется повторение темы «интегрирование иррациональностей».
Решение. НОК(2,4) = 4, поэтому замена . При такой замене , , . .
= = = = =
= . Ответ. .
Задача 2. Вычислить интеграл .
Решение. Сделаем замену , тогда .
= = = =
= = = = . Ответ. .
Задача 3. Вычислить интеграл .
Решение. При замене , если то .
= = = =
= = .
Ответ. .
Рассмотрим 2 задачи на примерения интегрирования по частям в определённом интеграле.
Задача 4. Вычислить интеграл .
Решение. Применим метод интегрирования по частям,
Тогда
= = = = .
Ответ. .
Задача 5. Вычислить интеграл .
Решение. Тоже решается интегрированием по частям,
, , тогда , .
= = = = .
Ответ. .
Замечание. Из строения графика видно, что ответ и должен был получиться отрицательным: изначально имеет две одинаковые части площади над и под осью, и его интеграл был бы 0, а если мы умножаем на , то сильнее увеличится по модулю именно та часть, которая дальше от 0, то есть расположенная ниже горизонтальной оси. Вот эти графики, зелёным показан , красным .
Задача 6. Вычислить интеграл .
Решение. = =
используя известное выражение , получим:
= = .
Задача 7. Вычислить интеграл
Решение. Сделаем замену . Тогда , , , , функция монотонна, так что замена корректная. Теперь найдём новые границы: если , то . Тогда = = = = = . Ответ. .
Задача 8. Вычислить интеграл .
При этом осуществляется повторение темы «интегрирование тригонометрических функций».
Решение. Суммарная степень чётна, поэтому применяется замена
, тогда , , .
Пересчитаем границы. , .
Итак, подставим всё это в интеграл.
= = =
= = = = = . Ответ. .
Задача 9. Вычислить интеграл .
При этом осуществляется повторение темы «элементарные преобразования, подведение под знак дифференциала».
Решение. = = =
= =
= . Ответ. .
Задача 10. Вычислить интеграл .
При этом осуществляется повторение темы «рациональные дроби».
Решение. Сначала представим дробь в виде суммы простейших.
. При приведении к общему знаменателю, числитель получится такой:
, что равно ,
система: решим её методом Гаусса.
.
Здесь от 2-й строки отняли удвоенную 1-ю и от 3-й 1-ю, а затем от 3-й строки 2-ю. Основная матрица системы стала треугольной, и С находится сразу же: . Тогда и тогда . Из 1-го уравнения тогда уже получается .
Значит, исходный интеграл распадается на сумму 3 интегралов: = =
= = .
Ответ. .
Задача 10* на повторение, либо домашняя.
= = = = .
Приложения определённого интеграла.
Задача 11. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями .
Решение. Построим чертёж:
Так как верхняя граница после точки 1 переходит с одной кривой на другую, то придётся разбить на сумму двух вычислений по каждой части отдельно: + . Итак, получим = = = . Ответ. .
Вариант 11-Б. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями . Ответ. .
Задача 12. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
и .
Решение. Рассмотрим чертёж, найдём точки пересечения графиков и увидим, какую часть плоскости они ограничивают.
График имеет максимум в точке 0 и проходит выше, чем , у которой, напротив, там минимум. Точки перечечения , . Все функции в интеграле чётные, фигура симметрична, можно вычислить площадь правой половины и удвоить: = = = = . Ответ. .
Задача 13. Найти площадь области, ограниченной линиями
Решение.
= = = = .
Чертёж:
Ответ. .
Задача 14. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: .
Решение. Чертёж:
= = +
для раскрытия 1-го слагаемого, вспомним пример из лекйиц на интегрирование по частям, там делали именно этим методом.
Если , , , то:
+ = + =
+ = =
= .
Ответ. .
Задача 15. Найти объём, получающийся при вращении кривой , при условии что .
Решение. = = = = .
Ответ. .
Замечание. Эта задача может быть интерпретирована физическим примером: сколько воды может поместиться в эллиптический параболоид. Ведь если график корня повернуть на 90 градусов, это парабола.
Задача 16. С помощью основной формулы объёмов тел вращения, доказать формулу объёма конуса .
Решение. Для удобства применения основной формулы, повернём конус на 90 градусов, так, чтобы высота лежала на оси .
На чертеже видно, что два катета имеют длины и . Тогда отрезок, вращением которого образована боковая поверхность конуса, находится на прямой .
= = = = = = .
Ответ: формула доказана.
Задача 17. Найти длину 1 витка винтовой линии в пространстве
Решение. В данном случае кривая параметрически задана, в 3-мерном пространстве. Формула .
Производные: .
= =
Ответ. .
Замечание. Если была бы не винтовая линия, а окружность, а это было бы при параметре , то как раз бы и получалось длина окружности.
Задача 18. Найти длину кривой .
Решение. Применяем формулу в плоскости .
Производные: .
= = .
Но здесь важно учесть, что во 2 четверти отрицателен, поэтому при сокращении корня и квадрата надо учесть знак модуля.
. Далее придётся разбить на 2 отрезка, чтобы устранить знак модуля на каждом по-своему:
= =
= =
= = 15.
Ответ. 15.
Замечание. Если бы не учли знак модуля и не разбили на 2 части, тогда получилось бы неверно, ведь эти части бы не складывались, а взаимно уничтожались.
Задача 19. Найти длину кривой, заданной в полярных координатах: , .
Решение. Формула: .
, .
=
= = , дальше замена .
, , , .
= =
= = = =
. Ответ. .