Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Приходовский М.А.
Математика
Курс практических занятий
Семестр 2
Учебное пособие
Для специальностей
Информатика и вычислительная техника»
Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
Радиоэлектронные системы и комплексы»
Томск
ТУСУР
2020
Электронное учебное пособие составлено по материалам практических занятий в группах 589-1,2,3, 129, 1В9 весной 2020 года.
Пособие может представлять методический интерес для преподавателей, работающих на аналогичных специальностях, как материал для планирования занятий.
Оглавление
Определённый интеграл...................................................................................... 5
Приложения определённого интеграла............................................................ 10
Несобственный интеграл................................................................................... 17
Двойной интеграл в декартовых координатах................................................. 25
Двойной интеграл в полярных координатах.................................................... 32
Тройной интеграл в декартовых координатах................................................. 36
Тройной интеграл в цилиндрических и сферических координатах.............. 40
Криволинейные интегралы.............................................................................. 45
Таблица дат занятий и номеров задач.
| Нед | 1В9 | 129 | 589-3 |
| 1 | 04.02 1-11 | 04.02 1-11 05.02 12 - 19 | 06.02 1-11 07.02 12 - 19 |
| 2 | 11.02 12 - 19 12.02 20 - 32 | 11.02 20 - 32 | 13.02 20 - 32 |
| 3 | 18.02 33 - 43 | 18.02 33 - 43 19.02 44 - 51 | 20.02 33 - 43 21.02 44 - 51 |
| 4 | 25.02 44 - 51 26.02 52 - 59 | 25.02 52 - 59 | 27.02 52 - 59 |
| 5 | 3.03 | 3.03 4.03 | 5.03 6.03 |
| 6 | 10.03 11.03 | 10.03 | 12.03 |
| 7 | 17.03 | 17.03 18.03 | 19.03 20.03 |
| 8 | 24.03 25.03 | 24.03 | 26.03 |
| 9 | 31.03 | 31.03 1.04 | 2.04 3.04 |
| 10 | 7.04 8.04 | 7.04 | 9.04 |
| 11 | |||
| 12 | |||
| 13 | |||
| 14 | |||
| 15 | |||
| 16 | |||
| 17 | |||
| 18 |
Определённый интеграл
Задача 1. Вычислить интеграл
.
При этом осуществляется повторение темы «интегрирование иррациональностей».
Решение. НОК(2,4) = 4, поэтому замена
. При такой замене
,
,
.
.
=
=
=
=
=
=
. Ответ.
.
Задача 2. Вычислить интеграл
.
Решение. Сделаем замену
, тогда
.
=
=
=
=
=
=
=
=
. Ответ.
.
Задача 3. Вычислить интеграл
.
Решение. При замене
, если
то
.
=
=
=
=
=
=
.
Ответ.
.
Рассмотрим 2 задачи на примерения интегрирования по частям в определённом интеграле.
Задача 4. Вычислить интеграл
.
Решение. Применим метод интегрирования по частям,
|
|
|
|
Тогда
=
=
=
=
.
Ответ.
.
Задача 5. Вычислить интеграл
.
Решение. Тоже решается интегрированием по частям,
,
, тогда
,
.
=
=
=
=
.
Ответ.
.
Замечание. Из строения графика видно, что ответ и должен был получиться отрицательным: изначально
имеет две одинаковые части площади над и под осью, и его интеграл был бы 0, а если мы умножаем на
, то сильнее увеличится по модулю именно та часть, которая дальше от 0, то есть расположенная ниже горизонтальной оси. Вот эти графики, зелёным показан
, красным
.

Задача 6. Вычислить интеграл
.
Решение.
=
=
используя известное выражение
, получим:
=
=
.
Задача 7. Вычислить интеграл
Решение. Сделаем замену
. Тогда
,
,
,
, функция
монотонна, так что замена корректная. Теперь найдём новые границы: если
, то
. Тогда
=
=
=
=
=
. Ответ.
.
Задача 8. Вычислить интеграл
.
При этом осуществляется повторение темы «интегрирование тригонометрических функций».
Решение. Суммарная степень чётна, поэтому применяется замена
, тогда
,
,
.
Пересчитаем границы.
,
.
Итак, подставим всё это в интеграл.
=
=
=
=
=
=
=
=
. Ответ.
.
Задача 9. Вычислить интеграл
.
При этом осуществляется повторение темы «элементарные преобразования, подведение под знак дифференциала».
Решение.
=
=
=
=
=
=
. Ответ.
.
Задача 10. Вычислить интеграл
.
При этом осуществляется повторение темы «рациональные дроби».
Решение. Сначала представим дробь в виде суммы простейших.
. При приведении к общему знаменателю, числитель получится такой:
, что равно
, 


система:
решим её методом Гаусса.
.
Здесь от 2-й строки отняли удвоенную 1-ю и от 3-й 1-ю, а затем от 3-й строки 2-ю. Основная матрица системы стала треугольной, и С находится сразу же:
. Тогда
и тогда
. Из 1-го уравнения тогда уже получается
.
Значит, исходный интеграл распадается на сумму 3 интегралов:
=
=
=
=
.
Ответ.
.
Задача 10* на повторение, либо домашняя.
=
=
=
=
.
Приложения определённого интеграла.
Задача 11. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями
.
Решение. Построим чертёж:

Так как верхняя граница после точки 1 переходит с одной кривой на другую, то придётся разбить на сумму двух вычислений по каждой части отдельно:
+
. Итак, получим
=
=
=
. Ответ.
.
Вариант 11-Б. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями
. Ответ.
.
Задача 12. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
и
.
Решение. Рассмотрим чертёж, найдём точки пересечения графиков и увидим, какую часть плоскости они ограничивают.

График
имеет максимум в точке 0 и проходит выше, чем
, у которой, напротив, там минимум. Точки перечечения
,
. Все функции в интеграле чётные, фигура симметрична, можно вычислить площадь правой половины и удвоить:
=
=
=
=
. Ответ.
.
Задача 13. Найти площадь области, ограниченной линиями
Решение.
=
=
=
=
.
Чертёж:

Ответ.
.
Задача 14. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
.
Решение. Чертёж:

=
=
+
для раскрытия 1-го слагаемого, вспомним пример из лекйиц на интегрирование по частям, там делали именно этим методом.
Если
,
,
,
то:
+
=
+
=
+
=
=
=
.
Ответ.
.
Задача 15. Найти объём, получающийся при вращении кривой
, при условии что
.
Решение.
=
=
=
=
.
Ответ.
.
Замечание. Эта задача может быть интерпретирована физическим примером: сколько воды может поместиться в эллиптический параболоид. Ведь если график корня повернуть на 90 градусов, это парабола.
Задача 16. С помощью основной формулы объёмов тел вращения, доказать формулу объёма конуса
.
Решение. Для удобства применения основной формулы, повернём конус на 90 градусов, так, чтобы высота лежала на оси
.

На чертеже видно, что два катета имеют длины
и
. Тогда отрезок, вращением которого образована боковая поверхность конуса, находится на прямой
.
=
=
=
=
=
=
.
Ответ: формула доказана.
Задача 17. Найти длину 1 витка винтовой линии в пространстве

Решение. В данном случае кривая параметрически задана, в 3-мерном пространстве. Формула
.
Производные:
.
=
=
Ответ.
.
Замечание. Если была бы не винтовая линия, а окружность, а это было бы при параметре
, то как раз бы и получалось
длина окружности.
Задача 18. Найти длину кривой
.
Решение. Применяем формулу в плоскости
.
Производные:
.
=
=
.
Но здесь важно учесть, что
во 2 четверти отрицателен, поэтому при сокращении корня и квадрата надо учесть знак модуля.
. Далее придётся разбить на 2 отрезка, чтобы устранить знак модуля на каждом по-своему:
=
=
=
=
=
= 15.
Ответ. 15.
Замечание. Если бы не учли знак модуля и не разбили на 2 части, тогда получилось бы неверно, ведь эти части бы не складывались, а взаимно уничтожались.
Задача 19. Найти длину кривой, заданной в полярных координатах:
,
.
Решение. Формула:
.
,
.
= 
=
=
, дальше замена
.
,
,
,
.
=
=
=
=
=
=
. Ответ.
.






