Назначение и устройство выключателей, переключателей и отключателя на тепловозе ЧМЭ3

На главном и вспомогательном пультах управления и распределительном щите находятся кнопки типа 236А и выключатели типа 236В, используемые для замыкания и размыкания цепей управления и освещения, а также для отключения тяговых электродвигателей и остановки дизеля второго тепловоза (при работе по системе двух единиц). По конструкции эти аппараты одинаковы, отличаются лишь числом и положением контактов.

Рис. 138. Выключатели типов 236В (а) и Т6 (б):

1 – гайка; 2 – пластмассовая рукоятка; 3 – штифт; 4 – пластмассовая втулка; 5 – стальная втулка; 6 – пластмассовая колодка; 7 – стержень; 8 – колодочка; 9, 10 – подвижный и неподвижный контакты; 11 – провод; 12 – наружный вывод; 13 – колодка из оргстекла; 14 – зажим; 15, 16 – притирающая и возвращающая пружины; а – выступ; б – шляпка; в, г – гайки;
д – корпус; А, Б, В – головки выключателей.

Выключатели типа 236В. Пластмассовая рукоятка 2 выключателя укреплена внутри стальной втулки 5. В центральное отверстие рукоятки запрессована пластмассовая втулка 4, в нижней части которой сделаны прорези под стальной штифт 3. Между стальной втулкой 5 и рукояткой 2 поставлена пластмассовая колодка 6 с наклонными вырезами на стенках. При сборке выключателя во втулку 4 вставляют сначала штифт 3, а затем стальной цилиндрический стержень 7, на верхнюю часть которого напрессована пластмасса.

При повороте рукоятки выключателя в одно из рабочих положений вместе с ней поворачивается и втулка 4 со штифтом 3. Концы штифта, выступающие из втулки, скользят по наклонным поверхностям колодки 6, т.е. штифт движется по спирали, одновременно перемещая вниз стержень 7, который воздействует на подвижные контакты 9 мостикового типа (при повороте рукоятки в другую сторону штифт поднимается вместе со стержнем и подвижными контактами). Угол поворота рукоятки ограничен выступами а колодки, в которые упираются концы штифта (на рис.138 показаны два крайних положения штифта, причем для наглядности колодка б перевернута). Подвижные контакты 9 расположены внутри разъемного корпуса и снабжены возвращающими и притирающими пружинами (не показанными на рис.138). Корпус выключателя собран из нескольких пластмассовых колодочек 8, стянутых двумя болтами. К колодочкам прикреплены неподвижные контакты 10 с наружными выводами для подсоединения проводов из цепей управления. Втулка 5 двумя винтами соединяется с верхней колодочкой корпуса. Выключатель укрепляют на пульте (щите) при помощи гайки 1, под которую ставят резиновую прокладку.

Выключатели типа Т6 (Рис.138, б) различных модификаций применяют вместо выключателей типов 236А и 236В с 1973г. Выключатель состоит: из головки, одной, двух или трех колодок и соединительных зажимов.

Колодки 13 изготовлены из оргстекла и по конструкции почти не отличаются от рассмотренных выше. В каждой колодке укреплены две пары неподвижных контактов с наружными выводами 12 для подсоединения проводов и два подвижных контакта 9 мостикового типа с притирающей 15 и возвращающей 16 пружинами. Подвижные контакты надеты на стержень 7 из оргстекла, который проходит через центральное отверстие в колодке. Соединение двух или трех колодок в общий блок осуществляется посредством пластмассовых зажимов 14, выступы которых охватывают боковые стенки двух соседних колодок. Для более надежного крепления внутренние поверхности выступов и наружные поверхности боковых стенок выполнены зубчатыми.

В зависимости от конструктивного исполнения головки выключателя замыкание и размыкание контактов производятся нажатием кнопки (головка А), поворотом рукоятки (головка Б) или поворотом ключа, вставляемого в прорезь (головка В).

Головка А представляет собой пластмассовый корпус д с размещенной внутри него пластмассовой кнопкой, в которую сверху ввернута шляпка б из цветной пластмассы. Между корпусом и кнопкой помещена возвратная пружина. Для крепления выключателя на пульте (щите) на наружную резьбовую поверхность корпуса наворачивают пластмассовую г и стальную в гайки, между которыми ставят резиновую прокладку. Корпус оканчивается двумя выступами, используемыми для присоединения к нему колодки.

Переключатель типа ВАСО VS16 (Рис.139, а) - установленный на распределительном щите тепловоза, собран из восьми пластмассовых пластин 2, стянутых двумя шпильками 4, на которые надеты резиновые трубочки 3. К пластинам прикреплены винтами по четыре латунных неподвижных контакта 16, два из которых соединены перемычкой 17, а два используются для крепления проводов из цепей управления. Подвижные контакты изготовлены в виде латунных пластинок (мостиков) 13, вставленных в прорези пластмассовых держателей 14, которые вместе с включающими пружинами 15 установлены в выемках пластин 2.

Рис. 139. Переключатели типов BACO VS16 (a) и KSP15 (б):

1, 7 – пластмассовые диски; 2 – пластмассовая пластина; 3 – резиновая трубочка; 4 – шпилька; 5 – кулачковая шайба; 6, 12 – стальной и пластмассовый стержни; 8 – рукоятка; 9 – звездочка; 10 – пластмассовая шайба; 13 – пластина; 14 – держатель; 16 – неподвижный контакт; 17 – перемычка; 18 – шайба; 19 – скоба; 20 – ролик; 21 – контактный палец; 22 – рычаг;
23 – храповик.

Через отверстия пластин проходит стальной стержень 6 квадратного сечения, на котором жестко укреплены пластмассовая звездочка 9 и восемь пар кулачковых пластмассовых шайб 5, имеющих вырезы различной конфигурации, причем в каждой паре шайб вырезы расположены диаметрально противоположно. На выступающем конце стержня укреплена пластмассовая
рукоятка 8. При повороте рукоятки вместе со стержнем в определенное положение концы держателей 14 под действием пружин попадают в вырезы двух кулачковых шайб, при этом оба подвижных контакта соединяются с неподвижными, замыкая соответствующую цепь управления (на рис.139, а контакты показаны замкнутыми).

Для крепления стяжных шпилек по торцам выключателя поставлены пластмассовые диски 1 и 7. Между диском 7 и верхней пластиной 2 помещена пластмассовая шайба 10, в вырезах которой установлены пружины 11, прижимающие цилиндрические пластмассовые стержни 12 к выемкам звездочки 9. Для поворота рукоятки (а значит, и звездочки) необходимо вытолкнуть четыре стержня 12, преодолев усилие пружин 11, чем и обеспечивается фиксация каждого положения переключателя.

Переключатель «Управление» имеет четыре положения: «По системе двух единиц», «Один тепловоз», «Выключено» и «Наружный источник».

Переключатель «Регулятор мощности и охлаждения» имеет три положения: «Включено», «Выключено», «Автоматика управления холодильникомвыключена» (Рис.140).

Рис. 140. Развертка переключателей:

«Управление» - (а); «Регулятор мощности и охлаждения» - (б).

Переключатель типа КSР15 (Рис.139, б) применяется на тепловозах ЧМЭЗ первых выпусков. Он собран из отдельных пластмассовых пластин 2, на которых укреплены шесть латунных держателей 14 и шесть неподвижных латунных контактов 16. На держателях шарнирно укреплены латунные контактные пальцы 21, соединенные с ними шунтами. Провода из цепей управления присоединены к держателям и неподвижным контактам. Пальцы своими роликами 20 опираются на пластмассовые кулачковые шайбы 5, насаженные на стальной стержень 6 квадратного сечения. При повороте рукоятки 8, укрепленной на конце стержня, ролики контактных пальцев попадают во впадины или на выступы шайб, т.е. соответственно происходит замыкание или размыкание контактов. Для фиксации определенного положения рукоятки переключателя на стержне 6 укреплен храповик 23, в вырезы которого под действием пружины 11 входят ролики двух рычагов 22. Пластмассовые пластины стянуты четырьмя шпильками 4, на которые снизу надета скоба 19. На нижнем конце стержня укреплены две шайбы 18. В крайних положениях переключателя выступ шайбы упирается в отогнутый язычок скобы 19.

Отключатель. В аппаратной камере установлен рубильник (отключатель) аккумуляторной батареи (Рис. 141).

Рис. 141. Отключатель батареи:

1, 2 – ножи; 3 – рукоятка; 4 – средний контактный зажим; 5 – изоляционная панель;
6, 8 – верхний и нижний контактные зажимы; 7 – контактная пластина.

На изоляционной панели 5 укреплены болтами верхние 6 и нижние 8 контактные зажимы. В средней части панели шарнирно укреплены два стальных ножа 1 Г-образной формы, которые вверху соединены пластмассовой рукояткой 3. К ней присоединен также средний нож 2.

В верхнем положении рубильника средний нож 2 входит в зажим 4, соединенный с проводом 45. К крайним верхним зажимам 6 (см. рис.141) присоединены кабели 21 и 23, идущие от «плюса» и «минуса» аккумуляторной батареи, а к нижним зажимам 8 присоединины шины 81 и 82, выведенные на панель зажимов К3. К ножам 1 присоединены шины 20 и 24 и провода 20 и 24.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: