Нормативно- правовое регулирование деятельности организации

 

В настоящее время деятельность любой организации регулируется множеством нормативных документов, принимаемых Правительством Российской Федерации. Все законодательные акты можно подразделить на следующие группы: законодательные акты (законы), принимаемые (Федеральным собранием РФ, указы Президента и постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства финансов РФ, нормативные акты других министерств и ведомств. Деятельность торговых предприятий также регулируется множеством нормативных актов. Ниже будут представлены основные из них.

Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной и иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участников правоотношений [1].

Согласно ст.48 части 1 Гражданского Кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

В свою очередь 2 часть Гражданского Кодекса РФ регулирует общие положения о купле- продаже товаров. Работ и услуг, дает понятие договоров купли-продажи, обязанности продавца и покупателя при передаче и приемке товаров и др.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумма (цену).

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей о уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Согласно ст.8 части 1 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [3].

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно ст.53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерений налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются настоящим Кодексом [3].

Согласно ст.55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Вторая часть Налогового Кодекса определяет виды налогов, сроки и порядок их исчисления. Например, глава 21- определяет порядок уплаты налога на добавленную стоимость, глава 22- акцизы, глава 25- налога на прибыль и т.д.

Глава 25 «Налог на прибыль» НК РФ определяет состав и структуру доходов и расходов организаций для целей налогообложения прибыли.

Согласно ст.249 к доходам в целях настоящей главы относятся:

1. доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее- доходы от реализации).

2. внереализационные доходы.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст.250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 настоящего Кодекса- убытки), осуществленные понесенные) налогоплательщиком.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» принят Государственной Думой РФ 23.02.96 г., утвержден Советом Федерации и Президентом РФ. Закон регулирует основные положения бухгалтерского учета в РФ: объекты, задачи, понятия в учете, его сферу действия, порядок регулирования, организацию учета, учетную политику, права и обязанности главного бухгалтера, основные требования к бухгалтерскому учету, содержание первичной документации регистров бухгалтерского учета, проведение инвентаризации, оценку имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления, порядок хранения документов бухгалтерского учета [9].

Особую группу нормативных документов Министерства финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным участкам (разделам) бухгалтерского учета образуют стандарты (положения по бухгалтерскому учету ПБУ), которые разрабатываются с учетом основных положений международных стандартов бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98г. №60н. данный стандарт включает четыре раздела: общие положения, формирование учетной политики, раскрытие учетной политики, изменение учетной политики [9].

Положение включает 11 разделов: общие положения, определения, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней, содержание бухгалтерского баланса, содержание отчета о прибылях и убытках, содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, аудит бухгалтерской отчетности, публичность бухгалтерской отчетности, промежуточная бухгалтерская отчетность.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 №32н [9].

Стандарт включает пять разделов: общие положения, доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99г. №33н [9].

Стандарт включает пять разделов: общие положения, расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции ОАО «Свердловэнергоремонт» утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Анализ финансового состояния предприятия предполагает, что в качестве источника информации выступает бухгалтерская отчетность. Поэтому мы проводим анализ финансовой устойчивости и платежеспособности на основе формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ на базе баланса дает нам возможность построить аналитические финансовые таблицы; в составе имущества выделить собственную и заемную часть, сделать выводы по полученным данным, предложить мероприятия по повышению финансового состояния.

Таким образом, мы выяснили, что информационной базой анализа финансового состояния предприятия являются, прежде всего, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года № 129-ФЗ, Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н, Приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г. №43н, форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

После того, как мы рассмотрели сущность, понятие, значение финансового состояния, методику анализа и систему показателей, основные направления по повышению финансового состояния, а также нормативно -правовую и информационную базу анализа, перейдем непосредственно к анализу финансового состояния предприятия ОАО «Свердловэнергоремонт».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: