Ход работы:
1. Бюретку заполняют дистиллированной водой до нулевого деления.
2. Подставляют под бюретку колбу или стаканчик и очень медленно (одна - в 2 секунды), ведя счет каплям, сливают жидкость из бюретки.
3. Отсчитав 100 капель, и подождав 30 секунд, измеряют объем вытекаемой воды.
4. Операцию повторяют 3-4 раза в различных пределах шкалы бюретки. Разница в объеме не должна превышать 0,05 мл.
5. Записывают полученные данные:
V1 = V2 = V3 =
_____________
Vср.=
6. Объем данной капли бюретки находят делением среднего объема вытекаемой воды на 100.
VКАПЛИ = Vср. / 100
** Зная объем одной капли растворителя (воды), можно вносить необходимые поправки при вычислении результатов титрования.
Вывод:
Работа № 5
Соотношение объемов мерной колбы и пипетки
|
|
В мерную колбу емкостью 100 мл отмеривают 10 пипеток дистиллированной воды (емкость пипетки 10 мл).
Определяют, будет ли совпадать отмеренный объем воды с емкостью мерной колбы и делают соответствующее заключение.
**Соотношение объемов мерной колбы и пипетки (Vм.к./Vпип.) по номинальной вместимости должны быть не менее шести, т.к. для достоверности аналитического количественного определения необходимо проводить не менее 4-5 титрований.
С помощью карандаша по стеклу на колбу наносят линию, соответствующую полученному мениску. В дальнейшем, пользуясь данными мерной колбой и пипеткой, доводят объем раствора до этой метки. В этом случае абсолютная ошибка не зависит от номинального объема колбы и пипетки, т.к. строго соблюдается кратность. ** Аликвота - Vпип., разведение - Vм.к. / Vпип
Вывод:
Занятие № 2 | |
Тема занятия: | Типовые расчеты в титриметрическом анализе. Пробное титрование. |
Цель занятия: | Ознакомится с классификацией методов титриметрического анализа, способами и вариантами титрования. Ознакомится со способами выражения концентраций растворов в титриметрии, расчетами результатов титриметрического анализа. Провести пробное титрование. |
Компетенции, кото-рыми в результате изучения темы дол-жны овладеть студенты | ОК–1 -Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. ОПК-7 -Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач. ПК-10 -Способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью хими-ческих, биологических физико-химических и иных методов. |
Методическое оснащение: | Методические разработки для студентов, «Справочник по аналитической химии» Ю.Ю. Лурье |
Материальное–техническое оснащение: | Раствор HCl 0,1 моль/л; 0,1 % растворы метилового оранжевого и фенолфталеина, вода дистиллированная. Набор для титрования на одного студента: бюретка на 25 мл, мерная пипетка на 10 мл, мерная колба на 100 мл, 2 конические колбы на 100 мл, стакан на 50 мл. |
Вопросы для обсуждения: | |
- теоретические: | 1. В чем сущность титриметрического анализа? 2. Что такое точка эквивалентности и конечная точка титрования, как они фиксируются? 3. В каких единицах принято измерять объем в титриметрическом анализе? 4. Формулы расчета массовой доли, молярной концентрации, молярной концентрации эквивалента, титра, титра соответствия. 5. Формулы расчета результатов титриметрического анализа в зависимости от варианта титрования и способа взятия пробы. 6. Почему бюретки и пипетки необходимо перед употреблением ополаскивать тем раствором, которым их будут наполнять? 7. Почему последнюю оставшуюся в пипетке каплю раствора нельзя выдувать? 8. Что такое «фиксанал», «стандарт-титр»? 9. Как проводятся титриметрические определения по способу пипетирования? По способу отдельных навесок? |
- расчетные задачи: | Не предусмотрены |
Рекомендуемая литература | |
- основная: | Харитонов Ю.А. Аналитическая химия (аналитика). Кн. 2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа. Учеб.для вузов. - М: Высш. шк., 2014, - С. 73-80 |
- дополнительная: | Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Ч. 2. Количественный анализ: - М: Высш. шк., 1982, - С. 23-28 Пономарев В.Д. Практикум по аналитической химии. - М: Высш. шк., 1983, - С. 152-154 Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1989, 480 с. |
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
|
|
Актуальность изучаемой темы
Теоретические знания и практические навыки по данной теме необходимы для изучения профильных дисциплин – фармацевтической химии, фармакогнозии, токсикологической химии.
Практическое выполнение темы:
Работа № 4