Психолого-педагогическая характеристика ребенка 3-7 лет

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти.

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения и усложняющаяся деятельность требуют от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

По Л.С. Выготскому, возрастное развитие, - сложный процесс, приводящий к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Развитие - это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, которые появля­ются закономерно и подготовлены ходом предшеству­ющего развития.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца - 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет [10].

Д.Б. Эльконин определил возрастные перио­ды психического развития по характеру изменения ведущих типов деятельности ребен­ка в разных социальных ситуациях его развития, т.е. на деятельностной основе. Он выделил шесть ведущих видов (типов) дея­тельности: 1) 0-1 год - непосредственно-эмоциональное общение со взрос­лыми, 2) 1-3 года - предметно-манипулятивная деятельность, 3) 3-7 лет - ролевая иг­ра, 4) 7-11 лет - учебная деятельность, 5) 11-15 лет - интимно-личное общение и 6)15-17 лет - учеб­но-профессиональная деятельность [53].

В нашей работе подробнее рассмотрим психические особенности ребенка дошкольного возраста, разбив его на периоды: с 3-4 лет – младший дошкольный возраст, 4-5 лет - средний дошкольный возраст и 5-7 лет – старший дошкольный возраст.

Психолого-педагогическая характеристика особенности развития детей в период с 3-4 года выглядит следующим образом. В 3 года любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать как взрослый. Именно, поэтому характерной чертой кризиса 3х лет является отделение себя от взрослого. Ведущей потребностью ребенка 3-4 лет является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Самостоятельность у младшего дошкольника формируется в совместной деятельности со взрослым и непосредственно в личном опыте. Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит только взрослый.

В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки [43]. 

Обычно к 3 годам ребенок в общении с людьми поль­зуется развернутой фразой. В это время его словарь уве­личивается до 1000 слов; слова приобретают точное зна­чение, ребенок много говорит сам и любит слушать короткие стишки, рассказы, сказки, запоминает их и рассказы­вает. Но речь его еще неправильна [30].

Можно считать, что к четырем годам у ребенка заканчиваются все фонетические дифференцировки, он почти полностью практически владеет грамматикой (морфологией и синтаксисом) русского языка [14].

У ребенка накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, о себе самом, явлениях окружающей действительности. В 3 года ребенок знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Он способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше. На основе опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

Внимание детей младшего дошкольного возраста непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут.

Память детей 3хлет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких усилий.

Ведущий тип деятельности младшего дошкольника - игра. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека"...." [37].

Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводят к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения [37].

Исследование З.М.Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей [47]. 

Возраст от 4 до 5 лет – это средний дошкольный период. В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. Ребенок развивается, становится более вынослив в физическом и психологическом отношении. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, меньше перепадов в настроении.

На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Чувства ребенка становятся более глубокими. Испытывает чувство симпатии или привязанности, формируются такие нравственные эмоции как чуткость, доброта, чувство дружбы. В 4 – 5 летнем возрасте ребенок на замечания взрослого реагирует остро: вспышками гнева, слезами. Происходит дальнейшее утверждение своего собственного «Я». Упрямство и капризы – это способы выражения своего мнения. У ребенка формируется такая важная черта, как самооценка.

К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Начинают складываться предпочтения по половому признаку, более склонны общаться с ровесниками своего пола. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.

Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Этот возраст часто называют возрастом «почемучек». Большое количество вопросов связано с развивающимся мышлением и развитиемречи.

В возрасте 4–5 лет важной особенностью является то, что психические процессы становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого, могут пересказать знакомую сказку, к 5-ти годам пересказывают только что прочитанные короткие рассказы, прослушав их 2 раза. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

В возрасте 4 — 5 лет дети активно пользуются распространенными предложениями, отмечаются увеличивающиеся возможности употребления конструкции сложных предложений. По данным В. Ядэшко количество сложных предложений уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. Размеры детских рассказов включают примерно 20-25 слов. В это время активно формируются такие признаки связной речи, как выделение главного в рассказе, завершенность темы [56].

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для ребенка, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает.

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны - несовершенство произношения многих звуков (Е.И.Радина, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, М.Ф.Фомичева, Г.А.Тумакова) [29]. Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. Так, Алексеева считает, что от владения ребенком произносительной нормой и использования им просодических единиц, будет зависеть стиль его связной речи.

Средний дошкольный возраст - это период интенсивного развития всех сторон речи, поэтому взаимосвязь разных речевых задач и формирование связности высказываний на этой основе играют особую роль. Только развитие всех сторон речи у детей пятого года жизни подготовит их к дальнейшему совершенствованию связной речи, как в плане отбора языковых средств, так и логики выстраивания связного высказывания [48].

На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации).

Одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение, оригинальность и произвольность рассказов, рифмует песенки и стихи.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года, пространство вверх, вниз, далеко, близко, вкус, запах, звук и качество поверхности) [50].

Возраст 5-7 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.

В 5 лет интенсивно развивается память ребёнка - он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. К концу дошкольного возраста, к 6—7 годам, процесс произвольного запоминания считается сформированным.

В 5-7 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.

Ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова). Мышление – логическое. Способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и действиями.

Происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи – монолог. К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений.

В этом возрасте внимание становится все более устойчивым, важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по плану.

Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам ш, зж и др.; с — сь, с — эй др.).

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т.п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой [43].

Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами.Дети активно стремятся к интеллектуальному общению с взрослыми. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Важный показатель этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети, могут, критически относится к некоторым своим недостаткам, могут дать личностные характеристики своим сверстникам.

Общение со сверстниками тесно объединено, в игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информаций, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточное сплоченное общество. Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным, они в состоянии воспринимать красоту и в какой – то степени создавать ее. Слушая чтение книг, сопереживают, сочувствуют героям, обсуждают их действия. Сюжетно ролевая игра достигает своего расцвета, в игре присутствует развернутая ролевая речь, обращение к другим участникам игры, при этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Действия в игре короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет [35].

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке. Первоначально формируется восприятие, затем движение, память, внимание, речь. Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или несформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи. Проблемой исследования психомоторики занимались многие отечественные и зарубежные авторы. В исследованиях, посвященных вопросам моторики и речи, указывается на связь речи и выразительных движений (М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев), связь между двигательными и речевым анализаторами (А.Г. Иванов-Смоленский, А.Р. Лурия), связь особенностей произношения с характером артикуляторных движений (В.А. Куршев).

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой) [26].

Речевая деятельность по мнению Леонтьева А.А. имеет два основных варианта своего осуществления. Первый – процесс речевой коммуникации (речевого общения); второй – индивидуальная речемыслительная деятельность, реализуемая посредством внутренней речи.

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов: 1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года); 2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Дошкольный этап «речевого онтогенеза» характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове. Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слов, он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы (например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»).

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период у детей формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языка), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Достаточный уровень развития фонематического слуха позволяет детям овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в период школьного обучения [6].

Как свидетельствуют исследования А.Н. Гвоздева, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии и ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды) [11].

Однако человек овладевает языком (всеми его формами) гораздо раньше этого возраста, а именно: «ядром» устного и кинетического языка—к трем годам, «ядром» языка письменного – к восьми-десяти годам. Следует не забывать о том, что для овладения языком требуется созревание вполне определенных структур нервной системы и сформированность определенных связей между ними [12].

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие особенности развития речи в дошкольном возрасте:

· речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

· появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

· ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

· ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

· развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

· складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

· возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

· складывается понимание форм языковой деятельности;

· речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

· речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

· завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

· возникают предпосылки для освоения грамоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: