Не мышление, а мыслительная деятельность

 

План

 

1. История изучения мышления в науке.

2. Ошибки ученых в объяснении мышления в науке.

3. Понятие о мыслительной деятельности.

 «Вопрос о том, что такое мышление…, интересовал человечество с давних пор» [10, с. 101]. Его изучали Гераклит Эфесский (V до н.э.), Парменид (V до н.э.), Платон (IV до н.э.) и др. Мышление является предметом исследования многих наук. «Происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию изучает философия. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга – материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельности. Языкознание интересует сущность слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования мозга и человеческого мышления» [3, с. 8]. «Логические законы и логические операции мышления» рассматриваются логикой [4, с. 5].

Несмотря на такое активное изучение, человечество не знает о мышлении. Даже «до сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления» [8, с. 131]. В объяснении его допускаются серьезные ошибки. Для понимания и оценки этих ошибок человеку нужны знания о педагогическом процессе. Педагогический процесс – это целенаправленное и стихийное воздействие на человека, которое приводит к формированию у него знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, эмоций, т.е. к формированию личности. «Педагогический процесс», «воспитание» и «обучение» – синонимы, означающие одно и то же явление. Деление целостного педагогического процесса на воспитание и на обучение является необоснованным. Черты характера, чувства, отношения, знания, умения, навыки, являясь элементами содержания педагогического процесса, формируются без отрыва друг от друга, одними и теми же методами, формами, средствами.

Педагогический процесс представляет собой стройную и целостную систему, состоящую из объекта, субъекта, цели и задач, движущей силы, принципов, содержания, форм, средств, методов и результата.

Объектом является человек, на которого направлено педагогическое воздействие. Им могут быть: ребенок, ученик, студент, курсант, слушатель, зритель, воспитанник и т.д.

Субъектом является учитель, классный руководитель, тренер, родитель, брат, сестра и другие организаторы педагогического процесса. Субъект может стать объектом и наоборот. Иногда они бывают в одном лице, например, тогда, когда человек сам себя воспитывает.

Цель педагогического процесса в науке активно изучается. Однако до сих пор она до конца не раскрыта. Некоторые ученые даже отрицают «целенаправленность постановки социальных целей воспитания» и предлагают осуществлять его, «целиком основываясь на инстинктивных влечениях и интересах детей». Другие ошибочно полагают, что цель педагогического процесса имеет классовый характер. Учеными недооценивается «национальный компонент» в содержании цели. Мы цели делим на: 1) общую; 2) конкретную; 3) промежуточную. Общей является стремление объекта к совершенству. Конкретные и промежуточные либо действуют в ограниченное время, либо отражают какой-то аспект главной движущей силы.

Нами выявлена и научно обоснована правильная система принципов. К ней относятся: принцип целостности; принцип индивидуализации; принцип поэтапности; принцип саморегулируемости; принцип развития педагогического процесса.

Следующим элементом системы педагогического процесса является содержание. Содержание – это то, что необходимо усвоить человеку для того, чтобы стать личностью. Оно состоит из следующих взаимосвязанных элементов: знания, умения, навыка, эмоций, отношения, черт характера.

К формам относятся: лекция, семинар, диспут, собеседование, практикум, коллоквиум, экскурсия, вечер, олимпиада, экспедиция, зачет, экзамен, конференция, соревнование, конкурс, защита (научно-исследовательской работы) и т.д.

Важная роль в педагогическом процессе принадлежит его средствам. Мы их делим на несколько групп. 1. Средства, в которых отражается содержание педагогического процесса (окружающая среда: небо, звезды, ветер, леса, горы, реки, земля, климат, улицы, дома, заводы, фабрики, производственные и социальные отношения, автобусы, пассажиры…; обычаи, традиции, праздники…; искусство: художественная литература, живопись, музыка, танцы, мифология, фольклор…). 2. Школьные здания, дворцы, классы, кабинеты, библиотеки, спортзалы, доска, мел, ручка и другие сооружения, приспособления, предметы, используемые в педагогическом процессе. 3. Средства стимулирования участников педагогического процесса (зарплата, стипендия, почетные звания, грамоты, премии, медали-ордена, отметки, поощрительные слова…). 4. Органы ощущения. 5. Средства, в которых отражаются теория и практика организации педагогического процесса (педагогическая наука, религия). 6. Средства измерения продолжительности педагогического процесса: урок (учебный час), учебный день, учебная неделя, учебная четверть полугодие (семестр), учебный год и т.д.

Нами выявлено и научно обосновано более ста методов педагогического процесса. К ним относятся: рассказ, беседа, слуховое восприятие, зрительное восприятие, обоняние, осязание, наблюдение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, сравнение, контраст, дискуссия, обсуждение, эксперимент, корректировка, устранение, воображение, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, регламентирование, разрешение, запрет, «захват в плен», рикошет, бумеранг, требование, надзор, агитация, диагностирование, внушение, доверие, «вхождение в роль», акцентирование, рекомендация, задавание вопросов, специальная ошибка, саморазоблачение, создание препятствий, ирония, успокоение, сожаление, устыжение, обвинение, осуждение, поощрение, защита, критика, наказание, игнорирование, преследование, прощение, наступление, устрашение, отпор, обман, торможение и т.д.

Результат педагогического процесса – усвоенное содержание. Они бывают общие, конкретные, промежуточные. Общий (конечный) результат – это сформированная личность. Она формируется всю жизнь. Результаты, полученные на каком-то этапе развития личности, называются промежуточными, а по отдельным аспектам развития - конкретными.

Все перечисленные элементы взаимосвязаны и в единстве образуют педагогический процесс.

Какие же ошибки допускаются учеными при объяснении мышления?

1. Мышление считается отражением действительности. «Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувствительному восприятию объекты», - пишет А.Н. Леонтьев [10, с. 101]. Такое мнение встречается во всех учебниках научных дисциплин, изучающих мышление, в словарях, энциклопедиях и т.д.

Однако мышление не зеркало, чтобы отражать.

2. Мышление отождествляется с сознанием. «Уже Декарт свел сознание к мышлению. Сознание – мышление, обладая способностью работать с собственным содержанием, имеет все основания возомнить себя единственной несомненной реальностью».[15, с. 255]. Однако сознание и мышление – разные явления, отличающиеся друг от друга. Они взаимосвязаны. Без сознания нет мышления.

3. Мышление считается психическим процессом. «Мышление есть психический процесс…», - говорится в учебнике «Основы психологии» [7, с. 104]. Мышление происходит, развивается на основе психики человека. Однако все, что содержится в психике, не является психическим процессом. Процесс – это появление, исчезновение, формирование, развитие (например, знаний, умений, характера и т.д.). Поэтому не мышление, а формирование, развитие мышления является процессом.

4. Мышление отождествляется с познанием (познавательным процессом). «Мышление – это … обобщенное познание объективной реальности», - писал С.Л. Рубинштейн. [12, с. 310]. Однако мышление не только «познает», но и участвует в создании (проекты, чертежи, учебные планы, законы, положения, решения, постановления, задания, учебники, методические рекомендации, гипотезы и т.д.). Если быть до конца честным, то мышление вообще не познает. Познание – получение знаний - осуществляется с помощью педагогического процесса (обучения). А мышление может только вызвать педагогический процесс. Из-за этого у ученых возникает иллюзия, что мышление обеспечивает человека знанием, что оно познает.

5. Мышление объясняется как особая теоретическая форма деятельности. А.Н. Леонтьев писал, что «марксизм … рассматривает… мышление как особую теоретическую форму человеческой деятельности», и сам разделял эту мысль [6, с. 31]. Форма, как правило, означает внешний вид [14]. Следовательно, по Леонтьеву, мышление является внешним видом человеческой деятельности. Что-то не укладывается в голову!

6. Мышление называется способностью. В «Словаре по образованию и педагогике» В.М. Полонский отмечает: «Мышление… - способность субъекта отражать объективную реальность, существенные связи и отношения действительности, созидать и прогнозировать новые идеи, события и действия, устанавливать с помощью понятий связи и отношения между познаваемыми феноменами» [11, с. 49]. Однако здесь речь идет не о мышлении, а о сознании. По нашему определению, сознание – это способность человека реально мыслить, осознанно действовать.

7. Мышление отождествляется с мыслью. Убедительным доказательством этой ошибки является учебник «Логика» И.В. Демидова. Вот фрагмент из него: «Формальная логика – это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы) логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, то есть все то, что служит целям осуществления правильного абстрактного мышления» [3, с. 13].

Мышление и мысль – разные понятия. Мысль получается мышлением и относится к одному его структурному элементу – результату (иногда к средству).

8. Мышление объясняется как умение. « В своем раннем детстве человек приобретает умение действовать с особыми предметами – знаками, моделирующими, изображающими скрытые от непосредственного взора свойства и отношения вещей. Это умение и есть мышление», - пишет В.В. Давыдов [2, с. 260]. Умение – это правильное выполнение человеком действия. Умение действовать со знаками не является мышлением. Умение и мышление – самостоятельные, отличающиеся друг от друга категории. Их взаимоотношение отражается во фразе «умение мыслить». «Умение мыслить» и «мышление» имеют разные значения.

9. Мышление объясняется как анализ, синтез, обобщение. «Исследование мышления должно, прежде всего, вскрыть его как процесс анализа, синтеза, обобщения», - писал С.Л. Рубинштейн [13, с. 33]. Анализ, синтез, обобщение – методы мышления. Между мышлением и методами мышления знак равенства не ставится. Это противоречит требованиям так называемой формальной логики.

Перечисленные ошибки свидетельствует о том, что мышление до настоящего времени не имеет научного объяснения. А это приводит к отрицательным последствиям. «Ошибки в мыслях порождают ошибки в практических делах» [3, с. 16].

Каковы причины противоречивого, ненаучного объяснения мышления? Их несколько. Во-первых, отсутствие целостного, системного подхода к его изучению. Разные науки по частям разобрали мышление и по кускам изучают свои «аспекты». Во-вторых, оно изучается за пределами педагогического процесса. По мнению ученых, мышление не является предметом педагогики. А кто занимается обучением людей умению мыслить? Кто решает с детьми мыслительные задания? Педагог. Поэтому мышление должна изучаться в рамках педагогического процесса (обучения, воспитания). Оно является предметом педагогики. Философы, социологи, кибернетики, языковеды, физиологи, генетики, психологи, представители формальной логики изучают мышление поверхностно, издалека, за пределами педагогического процесса.

Целенаправленно изучив мышление, мы пришли к выводу о том, что оно является деятельностью. Раскрыть суть проблемы ученым помешало слово «мышление». Не «мышление», а должна быть «мыслительная деятельность». Только тогда на все вопросы, связанные с этой проблемой, можно дать обоснованный ответ.

Правда и до нас некоторые ученые считали его мыслительной деятельностью. А.Н. Леонтьев писал: «Марксистское учение … требует рассматривать мышление как живую человеческую деятельность» [6, с. 37]. Однако признание мышления деятельностью делалось неуверенно, противоречиво. В начале статьи приводились цитаты того же А.Н. Леонтьева, который мышление называет то «процессом сознательного отражения действительности» [10, с. 101], то «особой теоретической формой человеческой деятельности» [6, с. 31-32]. В «Основах общей психологии» в 1946 г. Рубинштейн раскрывает мотивированные и некоторые другие личностные характеристики мышления как деятельности в ее основных компонентах (цели, мотивы, интеллектуальные операции и действия и т.д.), - рассказывают К.В. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский. - А в книге 1958 г. мышление им рассматривается уже не только как деятельность субъекта (т.е. со стороны целей, мотивов, операцией и т.д.), но и как его регулятор, как психический познавательно-аффективный процесс (анализа, синтеза и обобщения познаваемого объекта) [1, с. 665].

Таким образом, С.Л. Рубинштейн мышление путает сознанием, называя его регулятором деятельности, дополнительно к этому считает его и психическим познавательно-аффективным процессом.

Эти и другие ученые, утверждая, что мышление – деятельность, при оценке подходили к нему не как к деятельности. Поэтому не смогли его научно объяснять.

Деятельность – это организация человеком процесса реализации задач. Задача – построить дом вызывает строительную деятельность (или деятельность строителя). Человек проектирует дом, делает фундамент, стену, крышу, штукатурит, красит и т.д. Задача – приобрести автомобиль заставляет человека брать кредит, считать деньги, искать, находить, выбирать нужный автомобиль, оформить в ГИБДД и т.д. Это деятельность покупателя. Деятельность продавца состоит из таких действий, как привести товар в кондицию, рекламировать, брать, считать деньги и т.д. Задача – формирование у воспитанника, например, аккуратности требует изучения воспитанника, выбора и умелого применения методов, форм, средств, т.е. педагогической деятельности. Задача укрепления здоровья вызывает спортивную или лечебную деятельность и т.д.

Мыслительная деятельность (умственная, интеллектуальная) – это организация человеком процесса реализации (выполнения, решения) интеллектуальных задач (заданий). Интеллектуальными задачами могут быть:

- оценка качества предмета, явления, процесса, проекта и т.д.;

- проектирование предметов, действий, деятельности, предстоящих событий и т.д.;

- создание педагогического процесса с целью получения ответов на искомые вопросы и т.д.

Для того чтобы хорошо представить мыслительный процесс, необходимо сравнивать его с некоторыми другими видами деятельности.

Педагогическая деятельность – это деятельность по организации педагогического процесса. Этой деятельностью занимаются не только субъекты (педагоги, родители и т.д.), но и объекты (учащиеся) педагогического процесса. Результатом педагогической деятельности является возникновение педагогического процесса. А для мыслительной деятельности возникновение педагогического процесса не является обязательным условием. И без педагогического процесса (без получения знаний, умений, навыков, черт характера, эмоций, отношений) мыслительная деятельность может существовать. Решение других интеллектуальных задач таких, как оценка качества предмета, явления, процесса; проектирование деятельности, действий и т.д. свидетельствует о том, что мыслительная деятельность идет. Таким образом, как любая другая деятельность, она может вызывать педагогический процесс, может, и нет. Этим отличается она от педагогической деятельности.

Чем отличается мыслительная деятельность от научной?

Задачей научной деятельности является выявление причин, факторов, тенденций, закономерностей, взаимосвязь явлений, событий, процессов и т.д., т.е. получение знаний. А знания получаются только при наличии педагогического процесса [14]. Значит, научная деятельность относится к педагогической деятельности и она обязательно должна вызывать педагогический процесс. Научная (познавательная) деятельность может осуществляться и без мыслительной деятельности. Человек может стихийно: путем непосредственного ощущения, восприятия познавать предметы, явления, процессы, устанавливать тенденции, закономерности.

Сказанное свидетельствует о том, что мыслительная деятельность связана с другими видами деятельности человека. Она может предшествовать им (выполняя роль подготовительного этапа), сопровождать и завершать (подведение итогов, анализ ошибок и т.д.). Однако эти обстоятельства не лишают ее самостоятельности.

Ученые мышление делят на виды. Р.С. Немов в своем словаре-справочнике по психологии, обобщая мнения ученых, пишет: «У человека имеются следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), ситуативное (эмоциональное) и логическое (рациональное), аутистическое и реалистическое, наглядно-образное и словесно-логическое.

Теоретическим называется мышление, которое совершается в уме с понятиями, без обращения к опыту или к практическим действиям с реальными материальными предметами. Цель такого мышления – выведение одних знаний из других знаний, например, доказательство какого-либо утверждения (гипотезы, предположения) путем умственного преобразования уже известных положений. К теоретическому мышлению также относится определение понятий, формулирование и доказательство правильности теорий, объясняющих какие-либо явления. Практическим называют мышление, целью которого является решение некоторой жизненной задачи, отличной от чисто познавательных задач теоретического плана. Практическое мышление в отличие от теоретического мышления включает в себя не только умственные, но и практические действия человека.

Продуктивным, или творческим, называют мышление, которое порождает какие-либо новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего научное открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину, инженера, изобретающего новую машину. Репродуктивное – это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называют нетворческим.

Интуитивным (эмоциональным) называют мышление, специфика которого заключается в наличии у человека особой способности или чувства – интуиции, т.е. умения быстро находить правильное решение задачи без долгих рассуждений, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности. Логическим называют мышление, которое хорошо осознается, контролируется со стороны человека, может быть проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотношения включенных в него сознательных умственных действий с известными правилами логики. Верность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть.

Есть особый вид мышления, который получил название аутистического. Такое мышление является необычным и не вполне нормальным с точки зрения понимания нормы мышления, как того, что соответствует привычной логике, характерной для большинства людей, и приводит к истинному знанию. Аутистическое мышление – это мышление, оторванное от реальной действительности. В противоположность аутистическому мышлению выделяют и рассматривают реалистическое мышление. Этот вид мышления в отличие от аутистического всегда связан с реальной действительностью. Реалистически мыслящий человек ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих – прагматиками.

Наглядно-действенным называется мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации (обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами. Наглядно-действенное мышление – это простейший вид мышления, свойственный не только человеку, но и высшим животным. Его можно заметить уже у детей раннего возраста, начиная с 6-8-го месяца жизни. Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов. Словесно-логическое мышление – это высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с ними самими этими предметами, явлениями или их образами. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане» [9].

К сожалению, данная классификация не вызывает доверия. При ее составлении не соблюдены требования формальной логики. Она – результат «аутистического мышления».

«Выведение одних знаний из других знаний» в цитате называется теоретическим, а «решение некоторой жизненной задачи…, практические действия человека» - практическим мышлением. Однако выведение одних знаний из других знаний, решение некоторой жизненной задачи, практические действия человека могут присутствовать в любой мыслительной деятельности. Они не являются критериями деления мышления на виды. Мыслительная деятельность, «порождающая какие-либо новые знания, новый материальный или идеальный результат» и мыслительная деятельность, «повторно открывающая уже известные знания или воссоздающая то, что кем-то когда-то уже было создан» в сущности друг от друга не отличаются. Поэтому нет и так называемых продуктивного и репродуктивного видов мышления. Логического вида мышления тоже нет. Потому что логичность – свойство любой нормальной мыслительной деятельности, даже является требованием к ней. Другое требование к мыслительной деятельности – реальность. Специального реалистического мышления нет.

Анализ этой цитаты доказывает, что ученые при классификации мышления руководствуются ненаучными критериями. Не зная сущности мышления, нельзя научно решать другие проблемы, связанные с ним. Мыслительную деятельность нельзя делить на виды. Классификация ее не имеет ни теоретического, ни практического значения.

Мыслительная деятельность, как любая деятельность, имеет структуру. К сожалению, ученые до сих пор не могут определить ее. По нашим исследованиям, она состоит из: субъекта, цели, содержания, объекта, форм, методов, средств, закономерностей, движущих сил, результата.

Субъектом мыслительной деятельности является сознательный человек.

К объектам относятся: предметы, явления, процессы, события, ситуации, проблемы, задания, поведение, действия, поступки, другие деятельности, ошибки, достижения и т.д.

Мыслительная деятельность имеет цели. Основной целью является организация процесса решения интеллектуальных задач. Из этой цели вытекают конкретные. К ним, например, относятся такие цели, как:

- оценка качества предмета, явления, процесса, проекта (написание отзывов, заключений, рецензий, постановка диагнозов и т.д.);

- проектирование деятельности, действий, предметов, событий (чертежи, схемы, планы, проспекты, игра в шахматы и т.д.);

- с помощью педагогического процесса выявлять закономерности, знания, свойства предметов, явлений, процессов и т.д.

Во время мыслительной деятельности человек наблюдает, записывает, думает, анализирует, сравнивает, рисует, корректирует, доказывает, отрицает, обобщает, систематизирует и т.д. Все это составляет ее содержание. Оно состоит из действий, движений и т.д. К сожалению, наука не знает содержания мыслительной деятельности. С.Л. Рубинштейн, который считается классиком психологической науки, на труды которого основана современная психология, пишет: «Специфическим содержанием мышления является понятие» [12, с. 311]. Понятие - средство мыслительной деятельности. В нем отражается содержание. Между средством и содержанием большая разница.

Методы – это способы осуществления мыслительной деятельности. К ним относятся: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация, систематизация, обобщение, ранжирование, определение процентного соотношения и т.д. При объяснении методов мыслительной деятельности ученые допускают ошибки:

1) методами мышления называют те явления, которые в действительности таковыми не являются. «Материалистическая диалектика, - пишет В.П. Кохановский, - является методом мышления [15, с. 132].

2) отрицают наличие методов мышления. Вместо них выдвигают операции, характеризуя их не как методы, а как другой отдельный компонент. «Мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса, - писал С.Л. Рубинштейн, - Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение» [13, с. 324]. В «Словаре-справочнике по психологии» Р.С. Немова написано, что «логические операции мышления – это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний получают новые» [9]. Такое объяснение свидетельствует об ограниченности знаний ученых о методах.

Наука до сих пор не знает о формах мыслительной деятельности. Во-первых, неправильно объясняется суть формы. «Формы мышления – это система логически связанных рассуждений, в результате которых из одних знаний с помощью логических операций мышления выводятся другие», - пишет Р.С. Немов [9]. (У него одно «универсальное» определение и на методы, и на формы, и на мышление – Ф.С.). Здесь, к сожалению, непонятно, о чем идет речь. Ведь форма - внешний вид мыслительной деятельности.

Во-вторых, формами мышления называются методы. Тот же Р.С. Немов пишет: «Две основные формы мышления… следующие: индукция и дедукция» [9].

В-третьих, формой считаются средства. В учебнике «Логика» написано: «Основные формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение» [5, с. 8]. С.А. Рубинштейн тоже так думал. Он считал, что «суждение является… формой, в которой совершается мыслительный процесс» [13, с. 331]. Он называет формой и другое средство – действие. «Действие – это первейшая форма существования мышления», - пишет он [12, с. 311].

Формы надо искать во внешнем виде мыслительной деятельности. В таком случае выясняется, что она осуществляется в а) устной; б) письменной; в) немой формах. Устная форма возникает тогда, когда человек или группа людей «мыслит» вслух, не используя записей. При письменной форме, наоборот, используется запись: ход, результаты мыслительной деятельности отражаются в письме. При немой форме человек «мыслит» молча, про себя. (Эту форму мышления часто употреблял Штирлиц).

Все эти формы взаимосвязаны, взаимообусловлены, могут постоянно чередоваться и сочетаться друг с другом.

Следующим элементом структуры мыслительной деятельности являются средства. К ним относятся: понятие, суждение, гипотеза, теория, аксиома, слово, предложение, язык, речь, органы ощущения, мозг, психика, сознание, память, восприятие, мировоззрение, знание, проблема, алгоритмы, бытие, таблица, формулы, образы, правила, нормы, нервная система, примеры, аргументы, факты, технические средства и т.д.

Мыслительная деятельность имеет движущие силы. «Всякая деятельность, в том числе и мышление, порождается мотивами. Мотивы – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она осуществляется» [10, с. 109]. Движущие силы мыслительной деятельности являются «импортными». Ими становятся движущие силы других видов деятельности. Например, желание построить дом (ДС деятельности строителя), намерение писать книгу (ДС деятельности писателя) стремление к совершенству (ДС деятельности воспитанника) и др. заставляют человека мыслить.

Еще одним структурным элементом мыслительной деятельности являются закономерности (принципы) – теоретические положения, которыми руководствуются при организации мыслительной деятельности. «Мышление имеет… свои качественные специфические закономерности протекания», - писал С.А. Рубинштейн [13, с. 313]. Ученые выделяют законы: а) тождества; б) противоречия; в) исключенного третьего», г) достаточного основания [3, с. 145]. «Рассуждая о каком-либо предмете, необходимо мыслить именно этот предмет с присущими ему существенными признаками. Мысль о предмете должна иметь определенное, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Это важнейшее свойство мышления его определенность выражает закон тождества, согласно которому всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе», - пишут В.И. Кириллов, А.А. Старченко [5, с. 113]. Эти же авторы закон противоречия объясняют так: «Чтобы правильно познать действительность, суждения не должны противоречить друг другу. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно» [5, с. 116]. Сущность закона исключенного третьего заключается в том, что «два противоречащих суждения об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными. Одно – необходимо истинно, а другое – ложно; третьего быть не может», - пишет И.В. Демидов [3, с. 152]. Им же закон достаточного основания объясняется следующим образом: «Всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание» [3, с. 155].

Результатом мыслительной деятельности является реализованная интеллектуальная задача. Это: схемы, графики, проекты, инструкции, рисунки, диссертации, опровержения, подтверждения, знания, мысли, теории, ответы и т.д.

Результаты мыслительной деятельности должны быть истинными, обоснованными, доказанными. К сожалению, они не всегда отвечают этим требованиям. Например, государственные образовательные стандарты, учебные планы специальности «Педагогика и психология» полны ошибок. В бытующие в педагогике мысли о развивающем обучении, о деятельностном подходе, о системе Занкова, о педагогике сотрудничества и многие другие являются ошибочными. А кибернетика, логика, психология, философия, как видно из этой статьи, до сих пор не могут правильно объяснить мыслительную деятельность.

Значение мыслительной деятельности трудно переоценить. Люди, общество, человечество без решения интеллектуальных задач не могут нормально существовать. А интеллектуальные задачи решаются, как было отмечено выше, во время мыслительной деятельности. Без мыслительной деятельности не было бы материальной и духовной культуры. Мыслительная деятельность, как правило, способна вызывать педагогический процесс, и тем самым, помогает выявлять, раскрыть закономерностей действительности.

Мыслительная деятельность должна быть эффективной. Ее эффективность определяется качеством результата и оптимальностью применяемых усилий. Для обеспечения ее эффективности необходимы условия. Первым таким условием является здоровый мозг, крепкая нервная система, качественные органы ощущений. Второе условие – теоретическая, практическая, психическая готовность человека к мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность происходит в психике. Ее эффективность во многом зависит от сознания человека. А сознания обуславливается мировоззрением человека. Поэтому теоретическая готовность к мыслительной деятельности обеспечивается кругозором: знаниями, взглядами, убеждениями человека. «Мышление ребенка… поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знаний», - писал С.А. Рубинштейн [13, с. 344].

Однако знания недостаточны для эффективной организации мыслительной деятельности. Нужна и практическая подготовка: наличие определенных умений и навыков, например, такие, как: собирать данные, анализировать, обобщать, прогнозировать, доказывать, сравнивать, обращаться с техническими средствами и т.д.

Психологическая готовность к мыслительной деятельности означает наличие привычки: думать, сомневаться, вести дело до конца; желание доказывать и т.д. Готовность человека к мыслительной деятельности обеспечивается с помощью педагогического процесса.

Следующим условием эффективности мыслительной деятельности является наличие высококачественных технических средств. К ним относятся: вычислительные приборы, компьютеры, алгоритмы, справочники, интернет и т.д. Они позволяют автоматизировать умственный труд, тем самым ускорить мыслительный процесс, делать ее интенсивным и качественным.

Литература

 

1. Абульханова-Славская К.В. Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С.Л. Рубинштейна / К.В. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский // С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб. – 2006.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов – М.: Академия, 2004. – 288 с.

3. Демидов И.В. Логика: учеб. пособ. для юрид. вузов / И.В. Демидов / под ред. Б.И. Каверина. – М.: Юриспруденция, 2000. – 208 с.

4. Ивин А.А. Логика: учеб. для гуманитарных факультетов / А.А. Ивин – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 320 с.

5. Кириллов В.И. Логика: учеб. для вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – М.: Высшая школа, 1982. – 262 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2005. – 352 с.

7. Морозов А.В. Основы психологии: учеб. для вузов. - 2-е изд. / А.В. Морозов. – М.: Академический Проект: Трикста. 2005. – 352 с.

8. Немов Р.С. Общая психология: учеб. для студ. образ. учрежд. сред. проф. образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

9. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник. / Р.С. Немов. – М., 2003. – 304 с.

10. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

11. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М., 2004. – 512 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006.

14. Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс / Ф.А. Сайфуллин. – Сибай: СИ БашГУ, 2000. – 138 с.

15. Философия / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2006. – 576 с.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие ошибки допускаются учеными в объяснении мышления и каковы их причины?

2. Что такое мышление?

3. Почему не мышление, а мыслительная деятельность?

4. Расскажите об условиях эффективности мыслительной деятельности.

 

Психический процесс

План

 

1. Ученые о психических явлениях.

2. Ошибки ученых в объяснении психического процесса.

3. Понятие о психическом процессе.

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое психический процесс, необходимо иметь представление о «психическом явлении». «Чем психические явления отличаются от других явлений, существующих в мире, - спрашивает Р.С. Немов. – Ответ на данный вопрос дать непросто, так как психические явления трудно сравнивать с другими известными науке явлениями, например, физическими, химическими, биологическими, математическими. Кроме того, психические явления с очень большим трудом поддаются научному изучению.

Все современные знания о психических явлениях выступают как косвенные, то есть полученные не путем прямого наблюдения за ними, а через признаки, в которых они проявляются, например поведенческие и речевые. Тем не менее, наука о психологии человека, существующая и успешно развивающаяся уже около 2,5 тыс. лет, позволяет иметь точные, вполне достоверные и надежные знания об этих необычных явлениях…

Психические явления идеальны, то есть они существуют лишь в виде идей в сознании людей и в той части их психики, которую современные психологии называют бессознательной» [6, с. 12].

Конечно, в этом «объяснении» вразумительного ответа на вопрос, что такое психическое явление, нет. Поэтому продолжаем поиск ответа. Для этого проанализируем те составляющие, которые, по мнению ученых, образуют психические явления. «Все психические явления неразрывно связаны, традиционно они подразделяются на три группы:

- психические процессы;

- психические состояния;

- психические свойства личности.

Психические процессы следуют рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов» [3].

Поэтому, зная, из чего состоят а) психические процессы; б) психические состояния; в) психические свойства личности, имея о них представления, мы выясним позиции ученых о так называемых психических явлениях.

«Психические процессы включают в себя ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека», - пишет Р.С. Немов [8].

«К психическим состояниям обычно относят чувственную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность» [11, с. 456-457].

К психическим свойствам личности ученые относят: «способности, темперамент, характер, эмоции и чувства, мотивация, воля» [7, с. 186.]

Таким образом, психические состояния, психические свойства личности представляют собой отдельные группы так называемых психических явлений и не относятся к психическим процессам. Можно было бы согласиться с таким пониманием, если вот в учебнике «Психология» А.А. Крылова не было такой мысли. Он пишет: «Все психические явления процессуальны по своей сути. Нет психического вне процесса. Психология, как говорил еще академик И.М. Сеченов, должна вывести все стороны психической деятельности из понятия о процессе»» [11, с. 388].

Такое противоречие в науке в объяснении психических явлений, требует внимания на вопрос, что такое психический процесс?

К сожалению, психические процессы в науке объясняются неправильно. Допускаются ошибки в этом деле.

1. Психические процессы объясняются как формы отражения. «В результате длительной эволюции у современных организмов мы находим многообразные формы отражения, начиная от раздражимости и кончая более высокими формами отражения – ощущением, восприятием, памятью, мышлением, представляющими собой формы проявления психической жизни», - писала В.С. Мухина [10, с. 68].

2. Психические процессы называются психическим содержанием жизни личности. С.Л. Рубинштейн пишет: «Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад в богатство ее внутренней жизни» [12, с. 512].

3. Психические процессы объясняются «сторонами, моментами» деятельности. «Подвергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы, будучи в действительности сторонами, моментами конкретной деятельности, в которой они реально формируются и проявляются, включались в эту последнюю; в соответствии с этим изучение психических процессов перешло в изучение деятельности», - пишет С.Л. Рубинштейн [12, с. 634]

Однако в этой цитате ответа на искомый вопрос нет. Во-первых, что означает «сторона» или «момент» деятельности? Эти абстрактные понятия не доступны сознанию. Деятельность не имеет сторон или моментов. Во-вторых, для того, чтобы знать, что такое психический процесс, необязательно изучать деятельность. Надо изучать непосредственно те вещи, которые, по утверждению ученых, составляют психические процессы: ощущения, восприятие, мышление, память, речь.

4. Психические процессы объясняются как особые виды деятельности. Они «представляют собой особые виды деятельности», - пишет А.В. Морозов [5, с. 137]. «Психические процессы… понимаются как особые виды внутренней познавательной деятельности», - эта цитата из «словаря-справочника» Р.С. Немова [8]. Такое ошибочное мнение довольно сильно распространено в науке, является теоретической базой многих современных исследований, диссертаций и т.д. Каждый отдельный так называемый психический процесс отождествляется с деятельностью. Вот некоторые примеры. «Восприятие не только связано с действием, с деятельностью – и само оно специфическая познавательная деятельность» [12, с. 227]. «Психология всегда, конечно, изучала деятельность, например, деятельность мыслительную, деятельность воображения, запоминания и т.д. [4, с. 71]. «Речевая деятельность - использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления» [1, с. 331].

Названные учеными психическими процессами: ощущение, восприятие, память (запоминание), воображение, внимание, речь (кроме мышления) деятельностями не являются. Почему? У них нет структурных элементов, характерных любой деятельности: цели, форм, методов, средств, движущих сил, объектов, субъектов, результата. Они могут использоваться в разнообразных видах деятельности в качестве средств или методов. Возьмем ощущение. Из чего оно состоит? Есть у него структура, характерная деятельности? Нет, конечно. Поэтому оно может быть, например, в познавательной деятельности методом. Восприятие то же самое. Есть методы слухового, зрительного восприятия. Внимание, речь являются средствами.

5. Психические процессы называются познавательными процессами. «Познавательные (психологические) процессы – сложные, описываемые в психологических терминах виды внутренней деятельности человека, направленные на познание себя и окружающего мира. Познавательный процесс включает в себя ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь», - пишет Р.С. Немов [8]. А.А. Крылов такого же мнения. «Восприятие – это активный процесс получения информации для проверки гипотез об окружающем мире», - пишет он [11, с. 110].

Познавательный процесс это процесс познания (изучения), получения знаний и т.д. Он является синонимом понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс – это стихийное и целенаправленное воздействие на человека, в результате чего у него формируются знания, умения, навыки, черты характера, эмоции, отношения и т.д. Он состоит из 10 элементов: объект, субъект, форма, содержание, методы, средства, принципы, движущие силы, результат. А ощущение, восприятие, воображение, речь, внимание не имеют такой структуры. Они не формируют знания, умения и т.д., а лишь участвуют в педагогическом (познавательном) процессе в качестве отдельных его элементов. Например, ощущение, восприятие, воображение – методы педагогического процесса.

Все сказанное свидетельствует о том, что наша наука не имеет ответа на вопрос, что такое психический процесс. В нахождении достоверного ответа ученым мешает недостаточность базовых психолого-педагогических знаний, а именно: о сущности педагогического процесса, о психике, сознании и т.д. Ученых по неправильным путям поиска ведут и такие мифы, как деление педагогического процесса на обучение и воспитание; деятельностный подход к воспитанию; развивающее обучение и т.д.

Мы располагаем всеми теоретическими предпосылками для объективной оценки психического процесса. Разработанная нами теория о педагогическом процессе является ключом для объяснения любого психологического и педагогического явления.

Психическими процессами можно назвать только процессы развития, улучшения, ухудшения психики, процессы взаимодействия ее структурных элементов. Они происходят в основном из-за педагогического процесса, кроме тех случаев, когда являются следствием физиологических нарушений в мозге.

Те явления, которые учеными называются психическими процессами, ими не являются. Некоторые из них (ощущение, восприятие, память, внимание) - свойства или функции высокоорганизованной материи. Ощущают, воспринимают, запоминают, замечают мозг, органы ощущения. А мышление (мыслительная деятельность), воображение, речь являются проявлениями психики.

Педагогический процесс имеет важную особенность: он оживляет, развивает, усиливает вышеназванные свойства высокоорганизованной материи. На их основе в психике возникают такие черты характера, как чувствительность, внимательность, злопамятность и т.д. Способность мыслить, речь также являются результатом педагогического процесса.

Для полноты объяснения этих выводов рассмотрим более подробно те явления, которые ученые относят к психическим процессам.

Ощущение – это осознание мозгом и психикой человека сигналов от воздействия внутренних и внешних раздражителей. Внутренними раздражителями могут быть состояние организма: голод, жажда, болезнь, проявление других физиологических и биологических потребностей и т.д. Внешними являются холод, реакция, поведение окружающих людей, ситуации, педагогические воздействия, погода и т.д. Внешние раздражители могут воздействовать на мозг непосредственно через тело (например, удар, холод и т.д.) и косвенно (опосредованно) через психику. Например, путем внушения у человека можно создавать болевые ощущения, ощущения слабости,  беспомощности, безвыходности и т.д.

Учеными выделяются зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, осязательные органы ощущений. От их состояний зависит качество ощущений. Например, при закрытых глазах или при ослеплении - зрительные ощущения, при ослаблении слуховых органов слуховые ощущения либо отсутствуют, либо ухудшаются. Данное обстоятельство является еще одним доказательством того, что ощущение - не психический процесс.

Восприятие – это прием воздействия на организм и на психику внешних и внутренних факторов: предметов, явлений, процессов.

К сожалению, ученые объясняют восприятие неправильно. Самой распространенной ошибкой является то, что оно отождествляется с педагогическим процессом. «Восприятие – процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире…», - написано в словаре-справочнике Р.С. Немова [8].

Однако восприятие - не процесс познания. Если оно доводит до мозга человека определенную информацию, то оно это делает в составе педагогического процесса, будучи его одним из 10 структурных элементов.

Восприятие превращается в методы, когда идет педагогический процесс. А без педагогического процесса оно не участвует в получении информации.

Ученые выделяют такие виды восприятия: 1) зрительное; 2) осязательное; 3) слуховое; 4) кинетационное; 5) обонятельное; 6) вкусовое.

Внимание – это способность мозга, выражающего в сознательном или стихийном выборе определенного конкретного объекта: (предмета, явления, процесса) для восприятия. Данная врожденная способность живого организма с помощью педагогического процесса развивается, совершенствуется. На ее основе в психике человека появляются такие черты характера, как сосредоточенность, внимательность и т.д.

В любом случае: и тогда, когда внимание происходит без участия психики (непроизвольное) и с ее участием (произвольное), оно принадлежит мозгу. Этот вывод доказывается и тем, что внимание имеется и у тех животных, у которых мозг есть, а психики и сознания нет.

В педагогическом процессе внимание может выступать в роли средств.

К сожалению, ученые допускают ошибки в объяснении внимания.

Внимание объясняется как характеристика психической деятельности. В «Философском энциклопедическом словаре», выпущенного под редакцией Л.Ф. Ильичева, говорится, что «внимание, характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект» [14]. Здесь следует отметить, что внимание, как способность (свойство) мозга может проявляться и без участия сознания. К сожалению, данная сущностная характеристика внимания в этом определении не отражается. С другой стороны, внимание назвать «характеристикой психической деятельности» тоже некорректно. В природе психической деятельности нет. Есть мыслительная деятельность.

Внимание объясняется как форма организации познавательного процесса. «Оно присуще, - пишет Т.С. Михальчик, - любому познавательному процессу (восприятие, мышление, память и т.д.) и выступает как форма, способность организации этого процесса» [2, с. 172]. Познавательный процесс – это, как было сказано выше, педагогический процесс. Он имеет такие формы: лекция, семинар, зачет, экзамен, олимпиада и т.д. Неужели внимание можно ставить рядом с ними. Нет, конечно, потому что оно не является формой педагогического (познавательного) процесса.

В этой цитате наблюдаются и другая ошибка автора: отождествление познавательного процесса с восприятием, мышлением, памятью.

Рассмотрим память. К сожалению, наука и ее объясняет неправильно. Во-первых, она рассматривается слишком широко: ей приписываются чужие функции. Вот что пишет А.В. Морозов в учебнике «Основы психологии», выпущенном под грифом Министерства образования и науки: «Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации» [5, с. 343].

Такого мнения придерживается большинство ученых. Однако «воспроизводство и переработка к памяти не относятся. Этими занимаются либо другие функции мозга, либо психика. К тому же этими авторами память рассматривается применительно только к человеку. А ведь ее имеют и животные, даже неодушевленные предметы: магнитофон, компьютер, диктофон. Поэтому характеристика памяти должна отражать свойственные ей общие черты.

Для того чтобы не допустить расширенного понимания, необходимо отказаться от слова «память», которого можно и нужно заменить словом «запоминание». В связи с этим возникает необходимость еще в одном термине – «воспроизведение». Психика имеет такую функцию.

Память представляется как структурный элемент сознания, что является еще одной ошибкой ученых. «Говоря о памяти как структурном элементе сознания, - пишет Т.П. Матяш, - надо иметь в виду не животную память, а родовую, культурную» [13, с. 253]. Однако память (или запоминание) не является элементом сознания. Сознание вообще не имеет структуры. Оно - свойство психики человека.

Что такое память?

Эта врожденная способность. Как и другие функции мозга, развивается с помощью педагогического процесса. Мы знаем людей, которые совершенствовали свою память до феноменальных уровней. Некоторые люди получают качественную память при рождении. При старении мозга происходит ее ухудшение. Встречается потеря памяти – амнезия даже при нормальном состоянии психики. Все это говорит о том, что память – запоминание принадлежит мозгу, а не психике. Поэтому она не является психическим процессом. И животные имеют прекрасную память, хотя у них нет психики и сознания.

Воображение мы определяем как действие человека по созданию вымышленной ситуации.

Будучи действием, оно является проявлением психики. К сожалению, и в объяснении воображения учеными допускаются ошибки.

Некоторые из них называют его врожденной функцией мозга. «Раннее проявление воображения у детей или его отсутствие, а также значительные индивидуальные различия в воображении, говорят о том, что воображение, по-видимому, является врожденной психологической функцией, - пишет Р.С. Немов. – Воображение не является приобретаемой функцией, так как оно в его высокоразвитых и достаточно богатых формах не появляется в результате обучения и воспитания» [8].

В действительности, оно является приобретенной способностью психики. Поэтому те живые существа, у которых нет психики, воображением не обладают.

Отдельные ученые воображение включают в структуру психики, что является очередной ошибкой. В.В. Богословский пишет: «В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство – воображение, или фантазии» [9, с. 271-272].

В предыдущем абзаце мы сказали, что воображение является способностью психики, то есть оно порождается психикой и находится за пределами ее структуры. Структурным элементом психики является умение воображать, а не воображение. В порождении воображения участвуют все элементы психики: и знания, и умения, черты характера, отношения, мировоззрение, убеждения и т.д.

Существует еще одна ошибка: представление воображения психической деятельностью. Такую ошибку мы видим в «Философском энциклопедическом словаре» Л.Ф. Ильичева. В нем написано: «Воображение – это фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности» [14].

Мы уже писали, что психической деятельности в природе нет. Психика как неодушевленный предмет не занимается деятельностью. Есть мыслительная деятельность и очень много других видов деятельности. А вот воображение никаким видом деятельности не является. Оно – способность. Способность – не деятельность. Она только проявляется в деятельности. Воображение может проявляться в любой деятельности, где присутствует творчество.

Все сказанное помогает нам разоблачить главную ошибку в объяснении воображения, отражаемого в следующем высказывании: «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда не воспринимавшихся» [1, с. 326].

Психический процесс происходит внутри психики. Он означает изменение, развитие ее. Воображение, как свойство, способность, не означает изменение психики, а с помощью ее происходит. Поэтому оно не является психическим процессом.

Речь, вопреки мнениям ученых, тоже не является психическим процессом. Она, как и воображение, находится за пределами психики. Речь является проявлением умения говорить, разговаривать. Конечно, в совершении этого действия участвуют и другие элементы психики и ее свойства: умение выражать мысли, сознание и т.д. Но именно умение говорить, разговаривать является существенным показателем речи.

Однако в объяснении речи допускаются ошибки.

Она отождествляется с педагогическим процессом. Вот что пишет в своем словаре Р.С. Немов: «Речь – один из психологических познавательных процессов человека, связанный с использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной форме и последующей переработки разнообразной информации, а также для обмена ею с другими людьми» [8].

Речь не является познавательным процессом. Она – его средство и служит «транспортом перевозки» информации. Речь позволяет определить уровень сформированности умения человека разговаривать и других результатов педагогического процесса. И в этом смысле она является средством педагогического процесса.

Отождествление речи с языком, письмом считается следующей ошибкой ученых. «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации», - говорится в учебнике «Основы психологии» [5, с. 111].

Исходя из нашего определения, речь – проявление умения говорить, а не умения писать. Поэтому письменные знаки, символы к речи не относятся. Язык – не речь. Он может существовать и без речи. Речь использует язык, но языком не является. Она – озвучивание языка.

Утверждается, что существует внутренняя речь. «Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно», - пишет А.В. Морозов [5, с. 335].

«Перевод мысли в слово и обратно» без звуков, без произношений слов, предложений не может называться речью. Речь проявляется в живых звуках, интонациях, в произношениях. Без них ее нет. Внутренней речи в природе нет.

Все считают, что речь сильно связана с мышлением. Однако это преувелечение. Мышление может происходит и без речи. Не речь, а содержимое в речи связано с сознанием. Для того чтобы этого понять, надо представить грузовой поезд, погруженный чем-то. Груз «органически» не связан с поездом. Он может меняться. Однако от этого поезд не меняет свою природу, не превращается в другой предмет. С речью то же самое. Она – транспортное средство, конструированное из звуков, интонаций, слов, предложений, ведущее груз: мысли, знания, умения, навыки, эмоции, отношения, взгляды, мировоззрение, убеждения, сознание от человека к человеку, независимо от расстояния. Современные средства усиления речи: микрофоны, магнитофонные записи, киноленты, интернет, телефоны сближают собеседников.

Даже человек, не вполне психически здоровый, может овладеть речью. При этом меняется только логика, содержание речи.

Умение разговаривать формируется с помощью педагогического процесса. Если не обучать его, это умение не появится и соответственно не будет и речи. Поэтому умение является достоянием психики, ее одним из структурных элементов. А речь, являясь проявлением умения, как действие, находится за пределами психики. Поэтому не является психическим процессом.

Таким образом, с помощью своего исследования мы убедились в том, что ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь не являются психическими процессами.

Психический процесс происходит только внутри психики и означает развитие, совершенствование или ухудшение – изменение.

Перечисленные и проанализированные ошибки в объяснении «психического процесса» задерживают развитие психологической, педагогической науки и обеспечивает им застой. Это плохо.

 

Литература

1. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 1988. – 453 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

3. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: ТК. Велби, Проспект, 2006. – 560 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – 2 изд. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 356 с.

5. Морозов А.В. Основы психологии / А.В. Морозов. - 2 изд. – М: Академический проект, 2005. – 352 с.

6. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 400 с.

7. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - В 3 кн. - Кн. 1: – 5 изд. – М.: Владос, 2008. – 687 с.

8. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник / Р.С. Немов. - В 2 ч. – Ч. 1.- М.: Владос-Пресс, 2003.

9. Общая психология / под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. – М., 1981. – 383 с. (уточнить авторы цитат)

10. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1976. – 479 с.

11. Психология: учебник для вузов / под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2006.

13. Философия / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

14. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 836 с.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое психический процесс?

2. Какие ошибки допускаются учеными в объяснении психического процесса и каковы их причины, последствия?

Заключение

Психология и педагогика похожи на конкурентов. Между ними идет борьба. Побеждает психология. Слова «педагогика», «педагог» употребляются все реже и реже. Их вытесняют «психология», «психолог». В критические моменты люди обращаются к психологам. А ведь педагог, будучи специалистом широкого профиля, занимающийся формированием психики человека, был бы более полезен в таких ситуациях.

Конфликт между психологией и педагогикой будет продолжаться до тех пор, пока обе не станут нормальными. Ведь не только психология, но и педагогика далека от совершенства. Она, как и психология, не может определить свой предмет изучения. Им считает воспитание, обучение, педагогический процесс, хотя они, являясь синонимами, означают один и тот же процесс. Из этого основного заблуждения вытекают другие многочисленные ошибки в объяснении педагогических явлений (см.: Сайфуллин Ф.А. Педагогика. – Уфа: РИЦ БашГУ. – 264 с.).

Минусы психологии проанализированы нами в данном пособии. В нем же предлагается целостная теория психологии.

Ядром психологии является психика. Она формирующееся с помощью педагогического процесса на базе высокоразвитой материи (мозга, нервной системы) целостное образование, состоящее из знаний, умений, навыков, черт характера, эмоций, отношений, идеалов, убеждений, взглядов, кругозора, мировоззрения, совести, обладающее сознанием.

Сознание – главный показатель качества, уровня развития (сформированности) психики. Оно означает вменяемость человека, его способность мыслить.

Психологами неправильно объясняются ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, воля, мышление, темперамент и некоторые другие темы психологии. Нами в учебном пособии подробно анализируется каждая из них.

Ощущение – это чувствование живым существом оказываемого на него воздействия. Воздействие может и не ощущаться. Такое, например, бывает при воздействии на человека после приема наркоза, во время стихийного педагогического процесса. Человек в таком случае не чувствует воздействия, но воспринимает.

Восприятие – это прием человеком (живым существом) воздействия, оказанного на него.

Представление мы считаем результатом педагогического процесса. Оно означает информированность человека о предмете, явлении, процессе и т.д. Когда говорят «мои представления о физических явлениях», «представления детей о родине», понимается наличие у людей знаний о перечисленных предметах, явлениях. Поэтому представление надо рассматривать как синоним понятий: «знание», «овладение знаниями». Оно не является особым научным термином. Педагогика может существовать без него, используя вышеперечисленные его синонимы.

Воображением (по греч. фантастика) называем действие человека по созданию вымышленной психической ситуации. О наличии воображения свидетельствуют, например, следующие обстоятельства: действия детей во время ролевых игр; ощущение боли или других сигналов при отсутствии реальных воздействий; представление себя вымышленным субъектом: принцессой, водителем, умершим, героем и т.д.; участие в театрализованных действиях; состояние во время применения метода вхождения в роль и т.д.

Определения о внимании встречаются довольно часто. К сожалению, ни в одном из этих нет правильного ответа. На наш взгляд, внимание - проявлением сосредоточенности.

Воля – это функция психики, обеспечивающая человека желанием и силой бороться с трудностями. Под словом «трудности» подразумеваются те действия, для совершения которых требуются большие усилия, терпение, выдержанность, настойчивость, самоотверженность, мужество и т.д. Трудно отказаться от привычных образцов, действий, стереотипов, личных благополучий, удобств, приятных занятий, увлечений, хобби и т.д.

Воля человека усиливается, развивается психикой.

Темперамент – чисто биологическое (физиологическое) понятие, используемое для характеристики врождённой нервной системы человека. Он влияет на психику и на поведение. Однако особенности психики и поведения, возникшие в результате такого влияния, не могут считаться особенностями (свойствами) темперамента. К тому же на психику и на поведение человека могут повлиять одновременно с темпераментом и другие факторы: психическое состояние, погода, окружающие люди, возраст, здоровье и т.д.

Целенаправленно изучив мышление, мы пришли к выводу о том, что оно является деятельностью. Раскрыть суть проблемы ученым помешало слово «мышление». Не «мышление», а должна быть «мыслительная деятельность». Только тогда на все вопросы, связанные с этой проблемой, можно дать обоснованный ответ.

Ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление учеными называются психическими процессами. Однако это не соответствует действительности. Психическими процессами можно назвать тол


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: