Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с. – Режим доступа: http://za-partoj.ru/d/psy/psy065.htm 9 страница

К сожалению, в этих и других известных науке характеристиках вместо темперамента описывается психика человека. «Сангвиник… способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу»; «меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание»; холерик … проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность»…

Эти и тому подобные многочисленные характеристики не относятся к темпераменту. Они характеризуют психику, ее отдельные элементы: характер, эмоции, умения, навыки и т.д. Психика формируется с помощью воспитания. Роль темперамента в этом может быть незначительной. Ведь воспитание способно нейтрализовать минусы темперамента. Поэтому и сангвиник может стать дисциплинированным, сосредоточенным…, меланхолик может быть энергичным, настойчивым, работоспособным, уверенным, внимательным и т.д.

Истинные характеристики темпераментов вытекают из реакции нервной системы человека на раздражители, которая определяется силой и скоростью (темпа) процессов возбуждения и торможения. Вот характеристики темпераментов:

- сильная, быстрая реакция (сангвиник);

- сильная, не быстрая реакция (меланхолик);

- быстрая, не сильная реакция (холерик);

- не сильная, не быстрая реакция (флегматик).

Все сказанное позволяет нам сделать выводы по теме.

Темперамент является неразработанной проблемой. Наука до сих пор не знает, что такое темперамент. Это объясняется различными причинами. Одна из них – некомпетентность исследователей. Активными исследователями его являются психологи. А ведь темперамент не является предметом изучения психологии. Его должны изучать биологи, физиологи, медики. Темперамент – понятие биологическое. Он означает силу и скорость нервной системы человека. Поэтому необходимо отказаться охарактеризовать его особенностями психики, психических процессов, психической деятельности.

Типология темперамента и описание отдельных его типов являются условными. Это объясняется тем, что нервная система человека, во-первых, трудно поддается измерениям. Во-вторых, со временем в нем происходят некоторые изменения. Особую роль при этом играет воспитание. Оно через психику управляет не только действиями, деятельностью, поступками, поведением, но и телом, нервной системой человека. Управляя, влияет на их качество.

 

Литература

 

1. Большая советская энциклопедия. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article109731.html

2. Данилова И.И., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / И.И. Данилова, А.Л. Крылова. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Нома, Ифра. – М., 1999. – 624 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с. – Режим доступа: http://klex.ru/39x

5. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / В.Д. Небылицын. – М.: Педагогика, 1990.

6. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.– Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6311370

7. Общая психология: учеб. / под ред. Тугушева Р.X., Гарбера Е.И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4416842/page:38/

8. Павлов И.П. Полное собр. соч.: В 6 т. / И.П. Павлов М. – Л., 1951-1952.

9. Психологическая энциклопедия. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy/Temperament-26681.html

10. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М., 1996. – Режим работы: http://psy4u.narod.ru/psych/tem1.htm

11. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов. – М.: Наука, 1979.

12. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека / В.М. Русалов. // Психологический журнал. 1989. Т.Ю. №1.

13. Социологический словарь – Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/большой-словарь-по социологии/темперамент

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с. – Режим доступа: http://klex.ru/43l

15. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Я. Стреляу / пер. с пол. под общ. ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Прогресс, 1982.

16. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. / Б.М. Теплов – М.: Педагогика, 1985.

17. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. – М. Астрель; Аст, 2000. – Режим доступа: http://www.tez-rus.net/ViewGood10.html

Вопросы и задания для самостоятельной работы

                                                                                                    

1. Что такое темперамент?

2. Расскажите об истории изучения темперамента в науке.

3. Какие ошибки допускаются учеными в объяснении темперамента?

4. Дайте характеристику на виды темперамента.

5. Как влияет воспитание на темперамент?

6. Опишите свой темперамент.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: