Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода
Выбор электродвигателя предусматривает определение его мощности, типа, частоты вращения вала и основных размеров.
Определение требуемой мощности двигателя
Требуемую мощность электродвигателя определяют на основании исходных данных. Если указана мощность
на ведомом валу, то необходимая мощность электродвигателя

где
− коэффициент полезного действия (КПД) привода, в общем случае равный произведению частных КПД ступеней редуктора
,
,
,…,
:
.
Здесь
− КПД упругой компенсирующей муфты.
Потери на трение в подшипниках оцениваются множителем
.
Значения КПД различных передач приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Средние значения КПД механических передач (без учета потерь)
| Тип передачи | Закрытая | Открытая |
| Зубчатая: | ||
| цилиндрическая | 0,96 … 0,97 | 0,93 … 0,95 |
| коническая | 0,95 … 0,97 | 0,92 … 0,94 |
| Цепная | 0,95 … 0,97 | 0,90 … 0,93 |
| Ременная: | ||
| плоским ремнем | - | 0,96 … 0,98 |
| клиновыми (поликлиновыми) ремнями | - | 0,95 … 0,97 |
| червячная при числе заходов червяка: Z 1= 1 Z1= 2 Z 1= 4 | 0,70…0,75 0,80…0,85 0,80…0,95 | |
| муфта соединительная | 0,98 | |
| подшипники качения | 0,99 |
Примечания: 1. Ориентировочные значения КПД закрытых передач в масляной ванне приведены для колес, выполненных по 8-й степени точности, а для открытых – по 9-й; при более точном выполнении колес КПД может быть повышен на 1 … 1,5 %; при меньшей точности – соответственно понижен. 2. Для червячной передачи предварительное значение КПД принимают
=0,75 … 0,85. После установления основных параметров передачи значение КПД следует уточнить. 3. Потери в подшипниках на трение оцениваются следующими коэффициентами: для одной пары подшипников качения
=0,99 … 0,995; для одной пары подшипников скольжения
= 0,98 … 0,99. 4. Потери в муфте принимаются
= 0,98. 5. В приводах с параллельными передачами, например, с раздвоенными колёсами, значения КПД из таблицы 1.1 учитывают только один раз.
Если заданы вращающий момент Т вых (Нм) и частота вращения ведомого вала n 2 (мин-1), то требуемая мощность (в киловаттах)
.
В задании на курсовое проектирование момент на выходном валу задан в виде графика нагрузки, который учитывает фактические условия работы привода.

Рис.1.1
Рассмотрим в качестве примера, приведенный на рис.1.1 график нагрузки привода.
Его следует понимать так:
- в течение суток привод работает 50% времени, т.е. продолжительность его включения ПВ = 50%.
- в течение года привод работает 65% времени и значит общее время работы привода за один год составит
.
За это время в пусковом режиме двигатель работает 0,003% на моменте, который составляет 1,3 от номинала, т.е. требуется мощность, превышающая расчётную в 1,3 раза. На расчётном моменте (на номинальной мощности двигателя) привод работает 20% времени; на моменте 0,7 от номинала 30% времени и на моменте 0,5 от номинала 50% времени. Анализ графика показывает, если выбрать двигатель по номинальной мощности, то он явно будет недогружен более чем на 50% времени работы, но одновременно он будет и перегружен во время пусков в работу. Это учтено в конструкции серийно выпускаемых асинхронных электродвигателей и в каталоге даётся соотношение пускового момента к номинальному, которое в нашем случае должно быть не менее 1,3. Что касается номинальной мощности, то её на первом этапе следует подсчитать по формуле через эквивалентный момент с учётом графика нагрузки.
.
Для нашего конкретного случая

и требуемая эквивалентная мощность
.
Номинальная требуемая мощность
.
Подсчитав то и другое значение можно приступать к выбору мощности электродвигателя.
Пусть, например, нам требуется выбрать мощность двигателя ленточного транспортёра со следующими параметрами: скорость транспортёра - 0,5м/с, усилие на ленте транспортёра - 4000Н, общее КПД привода - 0,81, график нагрузки приведен выше.
Номинальная мощность
.
Эквивалентная мощность
.
По каталогу выпускаемых электродвигателей исходя из номинальной мощности необходимо выбрать двигатель мощностью 3 квт. Исходя из эквивалентной мощности можно выбрать двигатель мощностью 2,2 квт.
Пусть нам требуется электродвигатель с частотой вращения 1500 мин –1 (самая оптимальная частота вращения с точки зрения экономичности и рекомендуемая в курсовом проектировании). Для данных двигателей по каталогу отношение пускового момента к номинальному Т п / Т н = 2.
Требуемая пусковая мощность по графику нагрузки
.
Серийный электродвигатель мощностью 2,2 кВт обеспечит на пуске мощность
кВт. Таким образом, мы имеем право выбрать двигатель мощностью 2,2 кВт, но он будет перегружен на (2,47/2,2) - 11,2% по номинальной мощности. Продолжительность включения нашего двигателя по заданию ПВ = 50% и значит допустима перегрузка по номинальной мощности в пределах, указанных в таблице 1.2.
Таблица 1.2
| Продолжительность включения электродвигателя, ПВ % | Допустимая перегрузка по номинальной мощности для асинхронных двигателей серии АИР |
| 100% | 0% |
| 80% | 5% |
| 60% | 10% |
| 40% | 20% |
С учётом таблицы 1.2 мы окончательно имеем право выбрать электродвигатель мощностью 2,2 кВт, хотя по расчёту требуется мощность 2,47 кВт.
И далее в расчётах зубчатых или червячных передач в качестве расчётного можно принимать не номинальный вращающий момент, а эквивалентный.