В ЛЦ каждая организация покупает МР у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, МР все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится свого рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами МР является механизмом, который фактически запускает МП в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранение МР и др. Снабжение – это важная функция логистики по двум основным причинам:
1) от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;
|
|
2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60 %), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Цель закупочной логистики – создание надежного и беспрерывного МП в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. К основным задачам закупочной логистики относят:
- информационные: определение потребности в МР; исследование рынков закупок; задача "сделать или купить"; задача выбора поставщика;
- задачи реализации;
- задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками:
МП на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление МП на этом этапе имеет свою специфику и называется производственной логистикой. Целью производственной логистики является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования МП в технологических процессах производства ГП. Важность эффективного решения задач производственной логистики за счет оптимизации управления МП определяется снижением себестоимости, времени выполнения заказов, оперативным реагированием на изменения рыночного спроса по количеству и ассортименту продукции и, в конечном счете, повышением эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятии.
|
|
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
1) планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в ГП и заказов потребителей;
2) разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям;
3) разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
4) установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
5) оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
6) контроль за количеством и качеством ГП;
7) участие в разработке и реализации производственных нововведений;
8) контроль за себестоимостью производства ГП.
Важность распределительной л огистики определяется тем, что улучшение работы в сфере распределения товаров не требует таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивает высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, влияют на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. То есть высокая конкурентоспособность зависит не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.
Задачи распределительной логистики:
· на микроуровне
- планирование процесса реализации товара, - организация получения и обработки заказа,
- выбор вида упаковки, принятие решений о комплектации, организация выполнения операций, предшествующих отгрузке,
- организация отгрузки продукции, - организация доставки и контроль транспортирования.
- организация послереализационного обслуживания;
· на макроуровне
- выбор схемы распределения МП (канала доведения продукции до потребителя?),
- определение оптимального количества РЦ (складов).
- определение оптимального места расположения РЦ (складов) на обслуживаемой территории и др.
В качестве условных синонимов логистической цепи на макроуровне в экономической литературе используются такие понятия, как логистический канал, канал распределения, канал товародвижения и др.
Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество конкретизированных субъектов (подразделений, физических и/или юридических лиц, (производителей, посредников, складов общего пользования и др.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от одного логистического звена до другого (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (в случае непроизводственного или личного потребления).
В простейшем случае, когда логистическая система характеризует ся как система с прямыми связями, логистическая цепь состоит из поставщика и потребителя. В более сложных случаях при функционировании эшелонированных логистических систем рассматриваемая цепь может иметь древовидную структуру или вид ориентированного графа с циклами (гибкая логистическая система).
По сути, логистические цепи представляют собой взаимосвязанные пути движения материальных, информационных, денежных и иных потоков.
При системном подходе логистические структуры являются объединением многих логистических цепей: технологических, организационных, управляющих, которые соединяют все звенья не только в сфере обращения на этапах материально-технического обеспечения предприятия и реализации готовой продукции, но и в процессе производства.
|
|
В процессе формирования логистических цепей и при оценке данной деятельности большое значение имеет показатель — коэффициент звенности товародвижения.
Коэффициент звенности товародвижения представляет собой среднее число звеньев, которое проходит материальный поток при движении от производителя к конечному потребителю.
Обобщенно коэффициент звенности показывает, сколько раз товар был продан в сфере обращения.
Различают два вида коэффициента звенности материалопотоков.
Торгово-организационный.
Складской.
На эффективность логистических цепей влияет много не только внешних, но и внутренних факторов. Среди внутренних факторов! поддающихся управлению, можно выделить следующие.
Инфраструктура предприятия.
Методы и формы управления людскими ресурсами и квалификация персонала.
Технология производства и перемещения материальных потоков.
Система материально-технического обеспечения предприятия и, сбыта готовой продукции.
Взаимозависимость и согласованность материальных, информационных, денежных, энергетических и других потоков.
Благоприятное воздействие перечисленных факторов предполагает постоянное оптимизирование процесса организации доставки грузов, развитие транспортио-складского хозяйства, совершенствование взаимодействия функциональных подсистем, рационализации логистической цепочки, объединяющей производителя, различного рода посредников и потребителей продукции.