Помещение | Темпе-ратура, град. С | Относи-тельная влажность, % | Кратность воздухообмена в 1 час или количество удаляемого воздуха из помещений |
Палаты: для взрослых послеоперационные послеродовые операционные | 20 22 22 22 | 55-60 то же то же то же | 80 м куб. на койку кратность не менее 10 80 м куб. на койку кратность не менее 10 |
Палаты - место круглосуточного пребывания больных, поэтому они должны иметь достаточную площадь и кубатуру на одного больного с благоприятным тепловым, воздушным и световым режимом. В связи с этим в неинфекционных отделениях предусматриваются следующие оптимальные величины площади и кубатуры палаты:
· однокоечная палата без шлюза - 9 м2;
· однокоечная палата со шлюзом - 12 м2;
· в палатах на 2 койки и более - 7 м2на 1 койку;
· высота палат - не менее 3 м;
· кубатура на 1 койку - не менее 20 м3.
Гигиенические требования к внутренней планировке больниц (палатная секция). Основные функциональные помещения больничной (палатной) секции, их назначение, гигиенические требования к ним.
|
|
Основной единицей внутренней планировки отделений является палатная секция.
Больничная или палатная секция - это архитектурно-планировочное и функционально-структурное подразделение больницы, которым и определяется внутренняя планировка здания. Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Палатная секция является местом круглосуточного пребывания больных в условиях определенного режима, который принято называть лечебно-охранительным.
Сущность лечебно-охранительного режима заключается в том, чтобы устранить отрицательные факторы внешней среды (шум, температурный дискомфорт, больничные запахи, психологические травмы и т. д.) и мобилизовать положительные стороны, способствующие повышению психологического и соматического тонуса больных, скорейшему восстановлению их здоровья и трудоспособности.
Выполнению этого режима во многом способствует правильная с гигиенической точки зрения внутренняя планировка палатных секций. Палатная секция должна быть непроходимой. Количество коек в секции, кроме инфекционных и психиатрических отделений, должно быть не более 30, для детских отделений (дети в возрасте до 1 года) - 24, инфекционных и психиатрических - по заданию. Палаты каждой секции должны быть не более чем на 4 койки, при этом две палаты должны быть на 1 койку и не менее 2 палат - по 2 койки. Иными словами, в каждой секции на 30 коек рекомендуется 60 % палат на 4 койки, 20 % - на 2 койки и 20 % - на 1 койку.
|
|
Транспортные узлы (лифты) располагаются вне секции. Санитарные узлы (туалет, душ, ванна) должны быть максимально приближены к палатам. Должны быть разделены и максимально сокращены потоки грязного и чистого белья, больных и персонала.
Для каждой секции предусматриваются процедурная (перевязочная), пост медицинской сестры, помещения личной гигиены, дневного пребывания, смотровые и санитарные узлы.
Общие помещения (столовая, буфетная, кабинеты персонала и др.) размещаются между секциями в нейтральной зоне. Для профилактики внутрибольничных инфекций при выходе из нейтральной зоны в палатную секцию устанавливаются шлюзы, а в палатах - припалатные вентиляционные шлюзы. Кроме этих архитектурно-планировочных приемов для изоляции больных с инфекционной патологией используются палаты-боксы и полубоксы, имеющие только один вход из коридора.
Особенности планировки палатной секций инфекционных больниц (отделений). Устройство боксов и полубоксов, правила работы в них.
Для изоляции больных с инфекционной патологией используются палаты-боксы и полубоксы, имеющие только один вход из коридора.
Бокс является основной структурной единицей палатной секции в инфекционном отделении. Бокс предусматривают на 1 или 2 больных, площадь однокоечного бокса должна составлять 22 м2, двухкоечного - 26 м2. Если в боксированном отделении 25 % коек располагаются в боксах на 1 койку, а остальные - в боксах на 2 койки, такое отделение может принимать больных с различными инфекциями.
В основе планировочных решений инфекционных отделений лежат система изоляции больных, условно разделенных на «грязные» и «чистые» потоки, санитарная обработка и дезинфекция помещений, белья, оборудования, выделений больных.
Для предотвращения внутрибольничных заражений наиболее надежен бокс, т. е. комплекс помещений (входной тамбур, санитарный узел с ванной, палата, шлюз) с отдельным наружным входом. Больной поступает в бокс через входной тамбур непосредственно с улицы. Шлюз связывает бокс с центральным коридором, через него персонал проходит к больному. В шлюзе размещаются умывальник, вешалка для халатов и шкаф для передачи пищи в бокс.
Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, но не имеет входа с улицы. Больные поступают в полубоксы из коридора отделения. В секции, состоящей из полубоксов, могут находиться больные только с одинаковыми заболеваниями.
Инфекционная больница должна иметь приемное отделение, стационар, лечебно-диагностические кабинеты (рентген, операционная, реанимация, кабинет функциональной диагностики, физиотерапии, кабинет ректороманоскопии, родовой бокс), лаборатории, стерилизационную, аптеку, пищеблок, патологоанатомическое отделение, административно-хозяйственную службу, дезинфекционное отделение, очистные сооружения для обеззараживания сточных вод, службу санитарной обработки транспорта. Состав подразделений определяется коечной мощностью и назначением больницы.
Наилучшим вариантом планировки является полностью боксированное отделение.
Участок инфекц отделения должен быть изолирован от других корпусов, доступ на территорию людей ограничен. Обязательна проходная и справочная для посетителей.
Гигиенические требования к планировке хирургического отделения. Операционные блоки, особенности их устройства и эксплуатации.
Операционный блок - основная структурная единица лечебно-диагностического отделения. Планировка и режим работы операционного блока должны обеспечить максимальную асептику. Основным условием размещения операционного блока является его надежная изоляция от других подразделений и служб больницы при сохранении удобных связей с отделением анестезиологии, палатными отделениями хирургического профиля, центральным стерилизационным отделением. С этой точки зрения для операционного блока лучше выделять отдельную пристройку или крыло корпуса больницы. Можно также размещать операционный блок на верхнем этаже больницы и обязательно в тупиковой зоне (по горизонтали, по вертикали).
|
|
Для соблюдения асептики в операционном блоке выделяют чистую и гнойную зоны. Набор и планировка помещений для чистых и гнойных операций идентичен. В планировочном отношении помещения операционного блока условно делят на 4 группы в зависимости от степени соблюдения асептики и защиты от внутрибольничных инфекций. Самые строгие требования в отношении асептики предъявляются к операционным, затем следуют предоперационные и наркозные, далее помещения для хранения крови, аппаратуры и, наконец, помещения для персонала (протокольные, сестринская, лаборатория срочных анализов) и «чистая зона» санпропускника для персонала.
Операционные желательно проектировать на один стол, площадью 36-48 м2 при высоте помещения не менее 3,5 м. Операционные, предназначенные для демонстрации, должны иметь смотровые галереи, купола и телевизионные установки. За последние годы в практике зарубежного строительства больниц появилась тенденция проектировать операционные залы без окон с целью защиты от шума и пыли. Однако персонал, работающий в таких помещениях с искусственным освещением, предъявляет жалобы на повышенную утомляемость и плохое самочувствие.
Отделение анестезиологии и реанимации предусматривается в многопрофильных больницах вместимостью 500 коек и более. Как правило, в крупных больницах создаются 2 подразделения - для вновь поступающих больных и для больных из операционного блока и других отделений больницы. Одно подразделение анестезиологииреанимации располагается на первом этаже при приемном отделении больницы, второе - в блоке лечебно-диагностических отделений, ближе к операционному блоку.
Основные структурные единицы отделения: реанимационная, предреанимационная (18 м2), палаты интенсивной терапии, лаборатория срочных анализов (36-48 м2), помещения для диагностической и лечебной аппаратуры и другие вспомогательные помещения.
|
|
При планировке отделения должно быть все предусмотрено для обеспечения лечебного и диагностического процесса: подводка кислорода и других лечебных газов, вакуума, электрического тока, воды к каждой койке, связь с центром наблюдения за больными; создана возможность размещения у койки того или иного оборудования.
Планировка и режим работы хирургического отделения должны обеспечить максимальную асептику. Основным условием размещения операционного блока является его надежная изоляция от других подразделений и служб больницы при сохранении удобных связей с отделением анестезиологии, палатными отделениями хирургического профиля, центральным стерилизационным отделением. Операционную желательно проектировать на один стол, площадью 36-48 м2 при высоте помещения не менее 3,5 м.
Операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха. При размещении операционного блока изолированно от других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные утепленные переходы, соединяющие операционный блок с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями. Операционные для неотложной хирургии могут размещаться в составе приемных отделений.
При условии соблюдения зонирования помещений по чистоте, обеспечения нормативных параметров микроклимата и микробиологической чистоты воздушной среды, разделения технологических потоков, применения отделочных материалов, предназначенных для стерильных помещений, операционные блоки допускается не разделять на септические и асептические.
В операционных блоках предусматривается строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз). В шлюзе персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки отделения на каталку операционного блока. Далее персонал операционного блока перевозит пациента в операционную. Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений операционного блока "красной чертой". Вход персонала других отделений за "красную черту" запрещен. При необходимости, персонал других отделений должен проходить в операционный блок через санитарные пропускники, с соблюдением всех требований санитарной обработки.
В операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока.В операционных предусматриваются автоматически закрывающиеся двери (доводчики, фотоэлементы, прочее). Лечебно-диагностическое оборудование в операционных по возможности должно крепиться на консолях. Для обучения студентов должна быть предусмотрена трансляция операций в другое помещение.
Операционные должны быть пронумерованы и функционально разделены с учетом необходимого оборудования и степени чистоты оперативного вмешательства.
В операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.
Для операционных блоков главным планировочным требованием является их изоляция при сохранении удобных функциональных связей с остальными подразделениями ЛУ. Операционный блок - это структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных помещений, предназначенных для проведения хирургических операций. Различают два вида операционных блоков в зависимости от специализации хирургических стационаров (отделений): общепрофильные и специализированные - травматологические, кардиохирургические, ожоговые и т. п. При этом в состав блока вводятся дополнительные помещения в зависимости от специализации стационаров.
В многопрофильной больнице должны быть предусмотрены септические и асептические операционные в соотношении 1:3.
Функциональное зонирование операционных блоков предусматривает выделение:
- стерильной зоны (собственно операционной);
- зоны строгого режима (предоперационной, послеоперационной палаты);
- зоны ограниченного режима (стерилизационной, гипсовой, рентгенодиагностической);
- общебольничной зоны, которая отделяется от зоны ограниченного режима шлюзом и санитарным пропускником. Последняя зона включает кабинеты персонала, помещения для хранения крови, гипса и т. д.
Такое строгое зонирование операционного блока предусматривает разделение "грязного" и "чистого" потоков для персонала, больных, инструментов, белья, аппаратуры и т. д. Конечным пунктом "чистых" потоков могут быть только операционные.
В операционной площадью 36 м2 и высотой 3,5 м должен быть размещен только один операционный стол. Операционная такого объема обслуживает хирургическое отделение на 30 коек. В больницах скорой помощи предусматривается одна операционная на 25 коек. Площадь операционной для ортопедических, нейрохирургических отделений - 42 м2, кардиохирургических - 46 м2.
Послеоперационные палаты проектируются из расчета одной кровати на один операционный стол. При планировке палат реанимации и интенсивной терапии необходимо предусмотреть возможность непрерывного наблюдения за каждым больным с поста медицинской сестры и свободный доступ к койке больного со всех сторон.
Гигиенические требования к планировке детских отделений больниц и родильного дома. Гигиенический контроль за состоянием воздуха в палатах. Мероприятия по обеспыливанию и дезинфекции воздуха.
Планировка детских отделений должна исключать внутрибольничные заражения. Детские отделения изолированы от отделений взрослых и имеют самостоятельные подразделения (приемное, лечебно-диагностическое отделения). Детское отделение на 60 коек и более размещается в отдельном корпусе с самостоятельными подъездными путями и озелененным участком. В детских отделениях набор помещений в каждой секции необходимо предусматривать возможность самостоятельного функционирования на случай установления карантина в одном из блоков. Все палаты в отделениях для детей до 3 лет должны быть боксированными, не менее 40-50% боксированных палат выделяют для детей до 7 лет и не менее 10-20% - в отделениях для детей старше 7 лет. В детских отделениях устраивают открытые веранды со съемным остеклением из расчета 2,5 м2 на 1 ребенка. Общая площадь веранд должна обеспечить одномоментное размещение на них 50% больных отделения.
Для приема детей в неинфекционные отделения должны быть предусмотрены боксы в количестве 5% от числа коек в отделении и приемно-смотровые боксы - 3% числа коек. Для детей старше 1 года вместимость палат должна составлять не более 4 коек, для детей до 1 года планируют палаты на 2 кроватки. Площадь на одну кроватку - не менее 6 м2. Помещения (спальня, комната отдыха - столовая, санузел) для матерей должны находиться вне отделения, количество мест в этих помещениях следует принимать равным 50% от числа коек для детей в возрасте до 3 лет (табл. 9.3).
Таблица 9.3. Площади помещений палатного отделения детской больницы
Помещения | Площадь, м2 |
Полубокс на 1 койку | 9 |
Палата на 1 койку без шлюза | 12 |
Палата на 2 и 4 койки | 10 |
Процедурная | 18 |
Столовая (для детей старше 3 лет) | 25 |
Комната для игр (для детей в возрасте от 1 года до 6 лет) | 25 |
Помещение дневного пребывания (для детей от 7 лет и старше) | 2,5 на койку |
Веранда отапливаемая (из расчета 50% детских коек в палатной секции) для больниц восстановительного лечения | 3,5 на койку |
Планировочные решения акушерского отделения должны обеспечить строгую изоляцию здоровых рожениц от больных, обеспечить поточность поступления рожениц в отделение, способствовать исключению внутрибольничного заражения. В акушерском отделении имеются физиологический и обсервационный блоки (так называемое второе, или сомнительное, отделение) для рожениц с повышенной температурой, гнойничковыми и другими заболеваниями.
В приемно-смотровых помещениях акушерского отделения устраивается фильтр, через который роженица проходит из вестибюля-ожидальной. Предусмотрены 2 смотровые: одна - для поступающих в родовое физиологическое отделение и в отделение патологии беременности и вторая - для поступающих в обсервационное отделение. После осмотра в комнате-фильтре, где проводят термометрию, сбор анамнеза и уточнение эпидемиологических данных, выявляют гнойничковые заболевания кожи, грипп, ангину и т.д., роженица направляется в смотровую. Из смотровой роженица попадает в помещение для санитарной обработки и затем в отделение.
Как физиологическое, так и обсервационное отделения имеют общую планировочную схему: предродовые палаты, родовой блок, палаты интенсивной терапии, послеродовые палаты, палаты для новорожденных. В каждом отделении предусмотрен самостоятельный набор лечебно-диагностических и вспомогательных помещений. Медицинский персонал строго закреплен за каждым отделением. В последнее время появилась новая тенденция в планировочном решении акушерских отделений - палаты на 1-2 родильницы с новорожденными совместно. Первые результаты работы таких отделений говорят о благоприятных условиях для родильниц и детей. С гигиенической точки зрения указанная планировка не вызывает возражения.
Помещения для выписки родильниц из послеродового физиологического и обсервационного отделения должны быть раздельными. Комната для одевания родильниц и новорожденных должна располагаться рядом с помещениями для посетителей.
Критерии чистоты воздуха:
· содержание патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в 1 м3 воздуха;
· наличие санит-показат микроорганизмов;
· количество пылевых частиц в единице объема.